Шестое чувство гумилев анализ стихотворения кратко

Анализ стихотворения Гумилева Шестое чувство

Николай Степанович Гумилев написал много интересных и увлекательных стихотворений за свою жизнь. За год до своей смерти у него словно было некое предчувствие того, что она уже близка. Это чувство не хотело отпускать его, он решил передать на бумагу все переживания и ощущения. Последним ярким стихотворением Николая стало «Шестое чувство». Он хочет понять, чем же собой представляют и на чем основываются чувства, предсказывающие перемены.

«Шестое чувство» достаточно отличается от многих предыдущих работ писателя. Он уже не считает себя тем молодым мальчиком, который еще недавно парил в облаках грез и мечтаний. Он мужчина, который много чего видел, через многое прошел. Гумилев словно описывает в произведении надвигающуюся гибель, нет лишь подробностей и даты, когда все произойдет.

Для написания стихотворения Николай выбирает такое литературное направление как акмеизм. Все образы здесь настолько материальны и одновременно символичны. Восприятием Гумилева на тот момент было познать неосязаемое. Поэт все больше задумывается о том, что еще в античные времена уже по немного начинало зарождаться шестое чувство. Искусство не представлялось отдельно от познания.

Стихотворение, написанное Гумилевым, открывает перед читателем познание прекрасного, усиливается тяга к разуму и его творениям. По словам автора, герой мучительно пытается выбраться с земной оболочки, на смену которой приходит духовное начало. Заложенная в каждом человеке искра, разгораясь, может сильно мучить и ранить. Писатель раскрывает в своем произведении тему красоты и торжественности поэзии в мире, что в будущем приведет мир к спасению. С другой стороны, Гумилева начинает интересовать сама человеческая жизнь, как что-то уникальное и философское.

Все сводится лишь к мечтаниям поэта. Он продолжает искать те невидимые связи, которые соединяют человека с миром, через нечто вечное. Все еще ищет, и желает ощутить красоту, не теряя духовность. Через стихотворение автор стремится передать ощущение очарования природой. Именно это и есть то самое шестое чувство, родившееся в человеке лишь в моменты терзаний и сомнений. Жизнь протекает слишком быстро, унося с собой лучшие моменты, которые так хочется задержать и запомнить, развивая шестое чувство.

Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилева

Стихотворение «Шестое чувство» появилось незадолго до смерти поэта. Оно считается одним из лучших среди произведений Гумилева, написанное умудренным жизнью человеком. Что хотел автор сказать своим читателям?

Шел 1920 год. Еще не везде настал мир, гражданская война продолжалась. В стране, после шести лет военных действий, царила разруха и голод. Люди очерствели, обеднели духовно. Гумилев в своем поэтичном повествовании, напоминает читателям, что, кроме приятных чувств от вина, еды и женщин, существует пища духовная. Он не отвергает земные радости, но спрашивает, как быть с природными красотами, «с бессмертными стихами». Их ведь не потрогаешь, не поцелуешь. Поэт заставляет человека задуматься, для чего созданы произведения искусства, природные явления, если некому любоваться ими, некому оценить их.
Жизнь человеческая проходит быстро, люди не могут остановиться, чтобы увидеть красоту, полюбоваться ею. Для поэта важно показать, что чувство прекрасного и деятельность человека не разделимые понятия. Он считает, искусство развивает в людях все лучшие качества. Поэзия может окрылить человека, духовно облагородить.

В стихотворении упоминается мальчик, который, забыв обо всем, наблюдал за купающимися девушками. Его манила неизвестная тайна, волновало неизведанное желание. Девичья красота заставила сердце учащенно работать, трепетать душу. Так должно быть со всеми людьми при виде природных пейзажей или при чтении «бессмертных стихов». Поэт говорит, что надо развивать в себе любовь к произведениям искусств, к природе.

Читайте также:  Общие понятия эмоциональной сферы

В стихотворной форме Гумилев показывает, как трудно выйти из привычного ритма жизни, где царят плотские радости, открыть душу новым переживаниям, увидеть красоту окружающего мира. Чтобы это сделать, надо преодолеть трудности и боль. «Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья…». Человек должен пройти испытания, чтоб почувствовать красоту мироздания. Как говорил Достоевский, дорога к счастливой жизни проходит через страдания. Избегающий боли и переживания человек, лишается «крыльев» счастья.

Произведение заканчивается надеждой, что люди обретут, благодаря влиянию поэзии и природы, свой орган «шестого чувства». Автор хочет ускорить это событие, призывая работать над духом и плотью. Гумилев не знает, когда это настанет, и спрашивает у Бога: «Скоро ли, Господь?».

Прочитав стихотворение, чувствуешь трепет души, сердцебиение? Значит, есть он, орган шестого чувства!

Картинка к стихотворению Шестое чувство

Популярные темы анализов

Дорога, по которой Тютчев шел к своему читателю, была длинной и достаточно сложной. В своей жизни поэт долгое время считал поэзию лишь увлечением. Его произведения стали известны, когда ему было 48 лет.

Мастер коротких стихотворений, Федор Иванович Тютчев, мог выразить в них философскую мысль. Служба дипломатом наложила отпечаток на четкую формулировку своих мыслей. Кроме того, отличное образование и умение наблюдать

Одно из самых красивых стихотворений, которое можно воспринимать только через призму тоски, печали и неверия в творчестве А. Блока – это, конечно же, «Незнакомка». Многие исследователи считают, что, то, с какой достоверностью

Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.

Стих С. Есенина «Зеленная прическа» был написан в 1918г и посвящено Лидии Кашининой, которая проживала в родном селе поэта. Сергей очень любил свою Родину. Любил всю широту и красоту родного края. На мой взгляд, Кашинина очень

Источник

«Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва

История создания

Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилёвым в 1920 г. и напечатано в сборнике «Огненный столп» в 1921 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюблённого вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно «использовать» — съесть, выпить, поцеловать. Но лирический герой хотел бы осязать неосязаемое. Эта цельность его мировосприятия так соответствует идее акмеизма!

Жанр стихотворения – философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался ещё в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля. Античное понятие «эстетикос», то есть «относящийся к чувству», не мыслилось отдельно от познания или практической деятельности, от искусства. Получается, что, по логике Гумилёва, в античности шестое чувство уже рождалось, но ещё не родилось.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 четверостиший.

Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».

Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.

В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».

Читайте также:  Как себя чувствуют при анорексии

Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».

Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.

Вряд ли Гумилёв допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.

Тропы и образы

В первых двух строфах важны эпитеты, которые характеризуют противоположные явления: воспринимаемые нашими чувствами — и неподвластное им чувство эстетического. Влюблённое в нас вино, добрый хлеб – и розовая заря, холодеющие небеса, неземной покой, бессмертные стихи. Первая и вторая строфа противопоставлены друг другу с помощью союза но. Антитеза содержится и в первой строфе. Она подчёркивает, что человеческое наслаждение никогда не может быть совершенным. Этот привкус горечи («сперва измучившись») – необходимая ступень развития.

В третьей строфе безнадёжность и отчаянье лирического героя выражены в повторяющихся приставках не и ни, союзе но. Эта строфа противопоставлена предыдущей по принципу статики и динамики. Во второй строфе описаны статичные небеса, заря, в третьей – неудержимый бег мгновения. Бесконечность нашего движения определяется повтором слова мимо.

В метафорах ломаем руки, осуждены заключено мучение человека, который не имеет потребности, но предчувствует её необходимость.

Следующие два развёрнутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями, объясняют образ предыдущей строфы. Мальчик не может хотеть женщину, но он предчувствует своё будущее.

Так же и «тварь скользкая», которая ещё не эволюционировала в птицу, мечтает о небе (но мысли ящера на совести Гумилёва) Эпитеты пятой строфы (скользкая тварь, разросшиеся хвощи) переносят начало процесса рождения шестого чувства в глубину веков, к началу эволюционного процесса.

В шестой строфе содержится не просто вывод стихотворения, но и итог синтаксического периода, который строится по схеме как – так.

Это обращение к Господу, в метафорических образах (под скальпелем природы и искусства, кричит дух, изнемогает плоть) описывающее рождение шестого чувства. Восклицание – надежда на то, что боль от восприятия прекрасного исчезнет, когда появится орган для шестого чувства. Но рождение прекрасного, произведения искусства, стихов сопряжено с болью, которая связана с катаклизмами начала 20 в.

В стихотворении Гумилёв через ощущение прекрасного соединяет противоположные понятия: земное и небесное, полезное и бескорыстное, земное и небесное, материальное и духовное.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорному. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

Источник

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Шестое чувство»

Гумилев является одним из значимых поэтов Серебряного века. В своем творчестве он поднимал темы любви, искусства, смерти. Анализ стихотворения «Шестое чувство» позволяет увидеть скрытую идею произведения и узнать использованные средства выразительности. В работе Николай Степанович пытался понять суть восприятия прекрасного.

История создания

«Шестое чувство» Гумилев написал в 1920 году. Через два года его арестуют и расстреляют. Он словно чувствовал такой конец и выражал свои опасения через стихи. В новой работе он не обращается к теме мистики, пророчеств. Поэт только размышляет о том, что такое шестое чувство и в чем его особенности.

Читайте также:  Встречались часто по настроению

Стихотворение было опубликовано в сборнике «Огненный столп», который был издан при жизни поэта. Гумилев придерживался позиции фундаментализма, поэтому он написал, что все люди стремятся только к материальным благам. Минимальный набор для мужчины:

Гумилев также рассказывает о важности духовных ценностей, но не дает главного ответа: как ими распоряжаться. Работа про шестое чувство является одной из самых необычных в творчестве поэта. В ней он признает, что для восприятия прекрасного у человека есть особый орган.

Краткое содержание

В первой строфе поэт описывает земные материальные ценности. Среди них — вкусное вино, которое согревает, хлеб и влюбленность в женщину. Что делать с этими вещами, знает каждый. Напиток и еда нужны для насыщения и наслаждения, а женщина дарит телесное удовольствие.

Во второй строфе лирический герой рассказывает о духовных ценностях. Это красота материального мира, тишина, покой, предметы искусства. Дальше герой объясняет, что все это нельзя съесть, выпить или поцеловать, т. е. совершить физическое действие. Человек может предпринимать попытки применить духовные ценности, но они будут безуспешными.

Герой вспоминает, как мальчики, еще не ведая ничего о любви, могут следить за девичьим купаньем. У них появляется таинственное желание, которое приносит им удовольствие. Это происходит неосознанно.

В пятой строфе герой описывает некое мифическое существо, которое обречено только ползать по миру, но оно будет ощущать несуществующие крылья. При этом существо понимает, что не в его силах сделать себя летающей тварью.

В заключительной строфе герой понимает, что уже который век человек преобразуется под влиянием природы. Он пытается породить орган, который позволил бы лучше воспринимать духовные ценности. Процесс формирования очень мучителен и выматывает владельца. Конца же этому процессу еще не видно.

Художественные приемы

Жанр стихотворения — элегия, так как поэт рассказывает о личных переживаниях, делится размышлениями. Его работа является воплощением философской лирики и напоминает античные диалоги Платона о природе прекрасного. Автор применил необычный прием и ввел пиррихии — двухсложные безударные стопы, которые позволили придать тексту разговорную форму.

Условно композицию стихотворения можно разделить на три части:

  1. Зачин — лирический герой рассказывает о том, что материальные ценности легко определить;
  2. Основная идея — в то же время есть вещи, которые нельзя познать пятью органами чувств;
  3. Вывод — поэт описывает существо, которое может только ползать, но в то же время оно чувствует крылья. А также ощущается орган, который должен отвечать за восприятие прекрасного.

Главная идея работы Гумилева заключается в том, что у человека есть чувство, помогающее ощущать красоту мира. Человек не всегда понимает его работу, но нельзя отрицать его существование.

Гумилев использовал следующие средства выразительности:

  1. Олицетворения — у поэта вино стало влюбленным, а хлеб добрым.
  2. Метафоры — Николай Степанович показывает дух кричащим, плоть изнемогающей, а мгновение убегающим.
  3. Антитезы позволяют подчеркнуть несовершенства человеческого наслаждения.

Некоторые литературоведы считают, что Гумилев предвидел свою трагическую кончину. Он был уверен, что не проживет долго, и это предчувствие отравляло ему жизнь. В стихотворении поэт делится своими переживаниями: он так и не смог понять, что нужно делать с нематериальными ценностями. Это для него становится мучением, и человек должен сформировать себе орган, который поможет воспринимать их.

Полезные материалы по теме:

Источник

Оцените статью