Все отзывы о фильме Шестое чувство
The Sixth Sense (1999, США) , IMDb: 8.1
Рецензия «Афиши» на фильм
Только детский психолог собрался отпраздновать повышение, как в дом врывается голый маньяк и стреляет психологу в живот. Год спустя доктор привязывается к восьмилетнему Коулу, у которого что-то с головой. Доктор признается мальчику, что пытается спасти не его, а в его лице — того, голого. А мальчик признается доктору, что постоянно общается с мертвецами. Помочь другому сможет только один из них. Кассовая сенсация прошлого года, побившая все рекорды (кроме новых «Звездных войн»), — зрелище малоприятное. Сделано с убежденностью, что в кино главное — знать, на какие кнопки жать. Расчет простой. «Общество мертвых поэтов» под одной крышей с «Секретными материалами».
Лучшие отзывы о фильме «Шестое чувство»
Эталонный триллер, шикарная мистика. Практически каждый будет просто шокирован концовкой, и будет сопереживать этому мальчёнке, как родному. Было очень страшно, благо реально страшных момента всего пару. Шикарное кино на все времена.
Доктор Малькольм Кроу, признанный мастер в области детской психологии, в своей практике сталкивался с разными детьми. Большинство он вылечил, кому-то не смог помочь. Но надежда и желание быть полезным не оставляют его, заставляя помогать детям снова и снова. До тех пор пока судьба не сводит его с очередным пациентом – маленьким мальчиком. Всё как всегда. Вот только болен ли мальчик, утверждающий, будто видит мёртвых…
Убийственное начало. Во всех смыслах. Выстрел в начале картины будто олицетворяет сам фильм, ворвавшийся, подобно пуле, в умы и сердца зрителей. Третье творение Шьямалана навсегда внесло его в список тех, чьи фильмы ищут и ждут. Ведь в фильме есть мысль – то, чего так не хватает многим нынешним режиссёрам. Более того, обладая прекрасным режиссёрским чутьем, Шьямалан из вполне стандартного сценария делает нечто особенное. Даже если вы сможете разгадать всё с самого начала, смотреть всё равно будет интересно. Шьямалан, казалось, вобрал в себя лучшее от классиков режиссуры – во всяком случае, по «Шестому чувству» кажется именно так. Да, есть некие нестыковки, но отличный монтаж правит дело: о несовпадениях и не думаешь – настолько захватывает фильм.
Кроме того, Шьямалан великолепно угадал с актёрами. Еще не брутальный, но уже изрядно заматеревший для серьезных ролей, Брюс Уиллис в образе доктора психологии столь же не привычен, сколь и хорош. Но на первом плане всё же гениальный голливудский мальчик – Хейли Джоэл Осмент («Заплати другому», «Искусственный разум»). Откуда в маленьком мальчике столько таланта, столько мастерства и самоотдачи (перед кастингом маленький Осмент прочитал весь сценарий 3 раза, чем поразил Шьямалана) – остаётся только гадать. Но играет он удивительно, незабываемо, порой до дрожи. Даже поверить трудно, пока не увидишь сам
Порой мы не замечаем очевидного. Мир логических объяснений опустил пелену на наш взор: мы смотрим и не видим, видим и не понимаем. Порой лишь вера способна сорвать покровы и явить истину во всём её великолепии и ужасе. Мало кто готов к этому, потому что большинство из нас подобны слепым котятам во мраке картонной коробки – мы бьёмся о стены и жалобно пищим, сталкиваясь с тем, чего не понимаем. Мы видим лишь то, что хотим – может мы уже умерли? Но стоит шире открыть глаза и взглянуть вверх – и мы всё увидим. Если будем готовы увидеть и поверить.
Это фильм об одном маленьком несчастном мальчике. Он всё время видит мертвецов. Ещё он видит умершего психиатора, который хочет разгадать его тайну. Мальчик мучается, терзается. ему видятся покрытые кровью женщины, мужчины, девочки/, мальчики. Кстати, он играет очень хорошо. Мало того, он ещё ходит в школу, где все его дразнят. Мать не может себе найти места от мучений своего маленького сына. Ну, в общем смотрите. Фильм вышел уже давно. В !999 году. Не буду спойлером.
Данная картина запомнилась мне тем, что Брюс Уиллис предстал здесь в необычном для него амплуа. Мистический психологический триллер, с интригой до самого финала, держит зрителя в напряжении. Жутковатый и, бесспорно, классный фильм.
«Шестое чувство» — кино оригинальное. А с учётом того, что фильм увидел свет в 1999 году, такой взгляд на фильмы подобного жанра можно назвать новаторским. Потом были те же «Другие», ещё много подобных фильм, но М. Найт Шьямалан впервые взглянул на взаимоотношения людей, находящихся по разную сторону жизни, под подобным углом.
Пожалуй, первая мысль, характеризующая этот фильм после просмотра — «Чувство» выверено и продумано до мелочей. Взаимоотношения главных героев, разбитые на три ветки, дозировано переплетаются с дыханием мира мёртвых; умелые диалоги, великолепно выстроенные и сыгранные, сменяются умелым саспенсом и короткими, но леденящими кровь эпизодами. Это, безусловно, подкупает.
Условно «Шестое чувство» можно поделить на три части, каждая из которых отображает своеобразный взгляд на мир. В первой из них пересекаются судьбы мальчика Коула, у которого, по мнению окружающих, не всё в порядке с психикой; и психолога Малькольма, который переживает не лучший период в жизни — дамокловым мечом висит осознания того, что по его некомпетентности ушёл из жизни человек, да и жена Малькольма как-то отдаляется. И вот два человека, явно нуждающихся друг в друге, осторожно пробуют установить контакт, что оказывается не так-то просто. Во второй части своё лицо показывает мир людей, уже ушедших из жизни, но не покинувших Коула. Здесь Шьямалан умелой рукой заставляет нас терзаться в предчувствии чего-то ужасного, вздрагивать от каждой тени и едва ли не молиться в месте с Коулом в его маленьком убежище. И третья часть раскрывает все тайны мира живых и мира ушедших, приводя всю историю к гармонии. И каждая из этих частей хороша по своему — игрой актёров, саспенсом либо сюжетными поворотами.
Весомый «плюс» в пользу фильма — он кажется абсолютно реальным. Реальны серые стены зданий и яркость единственного островка спасения. Реальны люди, которым абсолютно наплевать на других — и реальны регулярно появляющиеся призраки. Реальны крохотные искры дружбы и любви — и реальны тонны насмешек, ссор и ненависти. «Шестое чувство» наполнено многими психологическими деталями, рассматривая различные аспекты человеческих отношения, невзначай показывая нам множество самых привычных нам проблем, из которых самой острой, пожалуй, является отторжение обществом тех, кто хоть немного «не такой».
Актёрский состав подобрался поистине впечатляющий. И впечатляющий не столько звёздными именами, сколько актёрской игрой. Брюс Уиллис, что и говорить, предстаёт перед нами в неожиданном амплуа, демонстрируя своё умение не только спасать мир, но и играть сложные драматические роли. Этого как-то не ждёшь, тем приятнее такая неожиданность. Но для меня главной звездой фильма стал Хэйли Джоэл Осмент. Он настолько естественен, необычен и многогранен, что даже слов нет. Одно могу сказать точно — Осмент с лёгкостью переигрывает своих старших коллег по цеху, мгновенно приковывая к себе внимание с появлением в кадре. И как ни вспомнить Тони Коллетт, которая являет собой некий островок любви, преданности и дружбы, затерянный в холодном и враждебном мире.
И не могу не отметить Джеймса Ньютона Ховарда, чья музыка не просто украшала весь фильм, но и являлась одной из лучшей его составных частей, создающих непередаваемую атмосферу страха, отчаяния и надежды.
«Шестое чувство» — фильм, конечно, во многом выигрывающий за счёт финального раскрытия карт. Но, тем не менее, в нём скрыто столько слоёв, что неплохо бы обратить на них внимание во время повторного просмотра, когда внимание уже не приковано к сюжетной линии. Завораживает и потрясает.
Источник
Шестое чувство
(1999, США)
Под шумок выхода новой картины знаменитого триллер-мейкера М. Найта Шьямалана, которая называется «Стекло» и является «перекрестным» сиквелом двух его лент, «Неуязвимого» и «Сплита» , нелишне вспомнить, с чего вообще всё завертелось. И на чём Шьямалан заработал свою нынешнюю репутацию.
Двадцать лет назад дела у канонических хорроров и мистики обстояли неважнецки. Конечно, они продолжали выходить на экраны, а некоторые из них даже становились культовыми и обрастали сиквелами, вроде «Звонка», «Крика», «Ведьмы из Блэр» или сериала «Твин Пикс». Однако даже самый непритязательный зритель, который не забыл торжество хорроров 70-80-х, видел: в 90-х этот жанр измельчал, а то и вовсе намертво сросся с боевиками ( «Подъем с глубины» , «Вирус» , «От заката до рассвета» ) или мелодрамами («Интервью с вампиром», «Дракула», «Волк»). Даже легендарные «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми, и те в своей третьей части ударились в откровенную балаган-комедию, хоть и забавную, но уже нисколько не пугающую.
Причина упадка сего жанра крылась не столько в зажравшемся фанате хорроров, для которого повара в поте лица изобретали новые блюда и винегреты, сколько в тогдашнем удешевлении производства фильмов. Сужу, конечно, не как аналитик, а как видеоман, который в те годы ещё не растерял впечатлительность и которого можно было при должном старании напугать. Вот только получалось это теперь уж больно редко. А всё потому что на смену дорогим и трудоемким механическим спецэффектам пришла дешёвая компьютерная графика. А с нею кино резко заболело откровенной ненатуральностью в «оцифрованных» сценах. Конечно, при условии, что вы не Спилберг и не Кэмерон, что могли позволить себе в те годы нанимать лучших голливудских программистов. Ну а где нет реалистичности и всё как бы понарошку, там у зрителя и за героев переживать не выходит, и самого его напугать уже нельзя.
Один из наиболее наглядных примеров фальшивости происходящего на хоррор-экране того времени — «Лангольеры» . Те самые, чей крутейший саспенс завершался настолько безобразно-халтурной компьютерной анимацией, что их развязка больше походила на неудачную режиссерскую шутку, чем на попытку ввергнуть зрителя в дрожь.
И вот в 1999 году, когда одни «умные головы» в Голливуде сделали ставку на крупнобюджетный мистический боевик «Конец света» и проиграли, а другие поставили на копеечную мистику «Ведьма из Блэр» и сорвали банк, мало кому известный американский индус со странной фамилией Шьямалан тоже решил заявить о себе на этой сцене. С обычной, на первый взгляд, киноисторией про паренька Коула (Хэйли Джоэл Осмент), которому днём и ночью досаждают призраки мертвых людей. А также про детского психиатра Кроу (Брюс Уиллис), который берётся разобраться в его проблеме, но не ради денег, а для успокоения собственной нечистой совести. Вот, собственно, и всё. И никакого вам эпического пришествия на Землю дьявола, никаких зловещих пентаграмм, манускриптов, заклятий, порталов в ад и прочей дежурной фигни подобных ужастиков.
А потом в одно прекрасное утро Шьямалан вдруг проснулся и богатым (17-кратная прибыль в прокате при бюджете в 40 млн. $ — шутка ли!), и знаменитым, и номинантом аж на шесть Оскаров, включая главный. Во что, наверное, и сам с трудом поверил. Но так оно и есть: опытным путем М. Найт доказал, что успех картины зависит не от текущей популярности жанра, в котором она снята, а только от качества и уникальности твоей картины. И, разумеется, от удачно подобранных, ярких актеров. И да — «Шестое чувство» может похвастаться и тем, и другим, и третьим. Несмотря на не особо впечатляющую завязку с призраками и «странным мальчиком», вскоре история начинает выписывать лихие кренделя с заносами не только в триллер, но и в первоклассный детектив. Даже «бу!»-моменты в ней, и те не раздражают, а органично вписаны в общую мрачность и нервозность повествования. Ну а про финал и говорить не приходится. Для мистических триллеров это почти что идеал. Который подстегивает обязательно пересмотреть картину, только уже с другого зрительского ракурса. Затем чтобы выявить не замеченные ранее, авторские намеки и заново пропустить через себя эту историю. В свете, так сказать, неожиданно вскрывшихся фактов.
В общем, единственное, в чём не подфартило с «Шестым чувством» М. Найту Шьямалану, так это Оскары. Ни один из шести, даже в самой скромной номинации, не упал тогда ему в карман, а в последующие 20 лет, его больше на эту награду даже не прочили. Зато, по-моему, М. Найт завоевал тогда гораздо более ценный приз: сделал себе в Голливуде по-настоящему уникальное и запоминающееся имя. Благодаря которому и смог пережить без малого десятилетие творческих и коммерческих неудач. То, что накрыло его в 2006-м, после провальной «Девушки из воды», и, к счастью, завершилось в 2015-м, с выходом симпатичного, коммерчески хитового и шьямаланистого по духу «Визита» . Так что, надеюсь, и «Стекло» по традиции последних лет меня не разочарует. Правда, критики на него как-то нехорошо ворчат, но его зрительские рейтинги и кассовые сборы вполне оптимистичные, что утешает.
Трейлер фильма:
Источник
Триллер «Шестое чувство». Есть ли лекарство от кошмаров?
Самый натуральный индус М. Найт Шьямалан, уроженец страны слонов и чая, не снял на родине ни одного фильма. Даже его дебютный проект, драма «Яростная молитва» (1992), хоть и укомплектована индийскими актерами, всё равно значится как произведенная в США. Как и его второй фильм, малоизвестная комедия «Пробуждение» (1998). Мировую славу и свой статус одного из самых загадочных кинематографистов Голливуда индус получил с третьего захода, год спустя, когда вывел на орбиту Брюса Уиллиса, сняв лысеющего героя кинобоевиков в психологическом и жутком триллере «Шестое чувство».
Картина начинающего постановщика стала настоящей киносенсацией, мгновенно обеспечив его заказами на десять лет вперед. Внушительные (под 300 миллионов долларов) кассовые сборы почти в восемь раз перекрыли затраты на производство, по сути, камерной ленты, а шесть номинаций на Оскара (из которых, правда, фильму Шьямалана досталась фига с маслом) и участие в программе Каннского кинофестиваля окончательно утвердили постановщика в ранге лучшего дебютанта сезона.
Успех настолько приободрил режиссера и сценариста (Шьямалан сам пишет сценарии ко всем своим проектам, исключение составляют лишь вышеупомянутое «Пробуждение» и последний фильм — «Повелитель стихий»), что он воспарил над землей и стал регулярно, с периодичностью раз в два года, выплевывать на суд зрителя очередной прожект с претензией на таинственность. И всем хорошо известно, что ничего толкового со времен «Шестого чувства» М. Найт так больше и не продемонстрировал, хотя поклонники есть и у его «Таинственного леса», и у «Знаков», и даже у многозначительного в своей тупости «Явления». Прорыв 1999 года так и остается по сей день незыблемой вершиной творчества постановщика, что, с течением времени, всё больше убеждает аудиторию в случайности произошедшего.
…Мешковатый американец Малколм Кроу обладает редкой, но весьма полезной обществу профессией. Он — детский психиатр, что борется с многочисленными страхами и расстройствами своих маленьких пациентов, варьирующими от простой боязни темноты до психических девиаций, связанных с разводами родителей. Работа не пыльная, но жутко ответственная, ибо незначительные проблемы рискуют вырасти со временем в кошмарные последствия. Так, в общем-то, и случилось, когда один из бывших пациентов проник в дом своего доктора и всадил ему пулю в живот лишь за то, что тот не сумел ему помочь в детстве.
Оправившись от недуга, Малколм сталкивается с аналогичным случаем в своей практике. Маленький мальчик, живущий в неполноценной семье, оказывается под прессом собственных страхов. Выясняется, что юный Коул постоянно сталкивается с проявлениями потустороннего мира. Привидения и кошмарные призраки так и вьются вокруг несчастного мальчишки, вызывая в нем панику и полное отторжение от реальности. Доктор берется помочь мальчику, надеясь, что на этот раз ему удастся докопаться до истинной сути происходящего…
Главная прелесть фильма — в концовке. Поэтому, если вы еще по каким-то причинам не посмотрели «Шестое чувство», ни в коем случае не читайте отзывы со спойлерами (и такие мерзавцы встречаются), ибо весь смысл фильма заключается в неожиданном, переворачивающем всё с ног на голову, финале. Должен сказать, мне впечатление как раз подпортило частичное знание, хотя и без этого лента Шьямалана, безусловно, заслуживает самого пристального внимания.
Казалось бы, всё было против создателей фильма. Достаточно тягомотное повествование, где большую часть фильма занимают диалоги доктора и пациента. Огромный для фильмов данного жанра бюджет в 40 миллионов долларов, весомая часть которого ушла на гонорар звездному Брюсу Уиллису. Да и сам старина Брюс, который, как известно, такой же как и банк, слишком уж резко забросил свой боевитый вид и переквалифицировался в лысоватого тихоню-психиатра с явными признаками Тома Хэнкса на лице. Прибавьте к этому картинку в мрачных тонах и несколько действительно пугающих сцен, более характерных для фильмов ужасов, и получим продукт, которому кинотеатры неохотно оставляют первые сеансы в своем репертуаре.
Но вопреки всему «Шестое чувство» ждал грандиозный успех, и всё благодаря тонкому, умному и филигранно выписанному сценарию, заставляющему зрителя почти два часа провести в тревожном ожидании потрясающей развязки. Кстати, с тех пор методы Шьямалана подхватили многие режиссеры, поэтому по прошествии двенадцати лет этот приемчик уже не выглядит свежим и вдохновляющим, но тогда он впечатлил многих. Гораздо больше, чем пресловутый фокус с пенни. Сам режиссер тщетно пытался повторить данный маневр в каждом последующем творении, но перестал чувствовать момент и вечно склонялся в сторону самого очевидного и потому банального решения.
Несмотря на весь мрак и ужас, которые творятся в кадре, по сути, это добрый фильм о сложностях человеческих взаимоотношений и о страхе перед неизбежным концом, который иногда наступает раньше, чем нам бы хотелось. Герои много говорят о смерти, но эти разговоры призваны не испугать зрителя, а помочь разобраться. Голливуд часто экспериментирует с потусторонней тематикой, но мало когда это удается сделать тонко и без излишней пафосности или ненужной вычурности. «Шестое чувство», будучи почти детективом по жанру, на самом деле умнее, чем кажется на первый взгляд. И только по этой причине картину хочется периодически пересматривать.
Рискуя навлечь на себя гнев фанатов, отмечу, что как раз Брюс Уиллис в фильме оказался «не пришей кобыле хвост». То есть, конечно, интересно было посмотреть, как стареющий «крепкий орешек» и спаситель всея Земли («Шестое чувство» вышло годом позже «Армагеддона») резко поменяет амплуа, но зрелище, скажу вам, вышло безрадостное. Актер почему-то решил превратить рассудительность и педантизм в застывшую на лице маску, за которой какие-либо эмоции угадываются с трудом. Согласен с мнением других критиков, что юное дарование Хэйли Джоэл Осмент был на голову выше своего именитого партнера. Зато Уиллис дальновидно обеспечил себе хорошую жизнь, не только подписав многомиллионный контракт, но и выбив с продюсеров проценты со сборов, что в актерской среде могут позволить себе лишь единицы.
«Шестому чувству» не повезло при вручении премий Оскар. Картина малоизвестного индийского режиссера оказалась в компании с «Красотой по-американски» Сэма Мендеса и «Зеленой милей» Фрэнка Дарабонта. Кстати, оба конкурента и по сей день находятся в рейтингах значительно выше (в первой сотне лучших фильмов за всю историю), чем «Шестое чувство», а вот по финансовым результатам уступают ленте Шьямалана почти вдвое. Это, конечно, не показатель, когда речь идет о «Титанике» или финале трилогии «Властелин колец», но киноакадемики всегда были склонны предвзято относиться к лидерам кинопроката при выдаче призов. А вот отсутствие у фильма награды на лучший сценарий можно отнести к промахам Оскара, коих, впрочем, уже столько, что из обиженных можно сколотить целый батальон.
Вердикт: один из лучших психологических триллеров последнего двадцатилетия. Шьямалан, вдохновленный в период обучения киноискусству творчеством Альфреда Хичкока, сумел на мгновение полностью соответствовать великому мастеру саспенса. Несмотря на тягучесть повествования и отсутствие динамичных сцен действия, картина смотрится на одном дыхании и полностью оправдывает возложенные ожидания.
Источник