- Шесть стилей эмоционального лидерства в бизнесе: узнайте себя
- Об эмоциональном интеллекте
- Физиологическое объяснение эмоционального воздействия
- Резонансное лидерство
- Стили эмоционального лидерства
- 1. Лидер-коуч
- 2. Лидер-демократ
- 3. Отеческий лидер
- 4. Руководящий лидер
- 5. Лидер достижений
- 6. Лидер визуализации
- Основы лидерства
- Стили эмоционального лидерства по Гоулману
- Стили эмоционального лидерства по Гоулману
- Директивный стиль
- Воодушевляющий стиль
- Отеческий стиль
- Демократический стиль
- Эталонный стиль
- Коучинг
- Расширяйте репертуар
- Что может помешать?
Шесть стилей эмоционального лидерства в бизнесе: узнайте себя
В книге Джо Оуэна «Как управлять людьми» раскрываются три составляющие менеджмента: рациональная, эмоциональная, политическая. Другие исследователи тоже отметили, что в мире управления играет роль не только рациональное начало, важно и эмоциональное. Именно эмоциональной составляющей лидерства уделяется внимание в книге «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта». Авторами книги выступают признанные эксперты по управлению бизнесом Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни Макки.
Поговорим об эмоциональном лидерстве и шести стилях эмоционального управления «по Гоулману».
Об эмоциональном интеллекте
Любой тренинг лидерства прежде всего объяснит, что основная задача лидера – «зажечь», воодушевить, вызвать готовность к действию. Одни только интеллект или логика с этим вряд ли справятся. Видимо, подключаются «другие силы», пробуждающие определенные чувства и эмоции. Чтобы достигать подобного эффекта лидер владеет неким разумным поведением в эмоциональной области, которое называют эмоциональным интеллектом.
Значительной доле успеха лидер обязан именно эмоциональному интеллекту. Это он помогает лидеру вдохновлять людей на трудовые подвиги, воспитывать преданность. Благодаря грамотно организованному эмоциональному климату подчиненные такого руководителя не поддадутся, если их попытаются переманить, будут демонстрировать полную отдачу и приносить максимальную пользу по сути не своему бизнесу, но не без удовольствия для себя самих.
Высший пилотаж лидерства – затрагивать эмоции. Этому учат лидерские тренинги, а значит эмоциональный интеллект можно в себе развить.
Эмоциональный интеллект — это способность управлять собой и отношениями с другими людьми. Эмоциональным лидерством называют управление, основанное на эмоциональном интеллекте. Гоулман убеждает, что эмоциональный интеллект в управлении намного важнее рационального.
Физиологическое объяснение эмоционального воздействия
Причины эмоционального воздействия лидера на людей лежат в физиологической плоскости и связаны с устройством человеческого мозга. Наши эмоциональные центры контролируются лимбической системой, которая является открытой. Если сравнить ее с системой другого типа, например, кровеносной, то кровеносная – закрытая, поэтому регулируется самостоятельно, в то время как открытые системы очень зависят от внешних источников.
То, что происходит в кровеносных системах окружающих нас людей, никак не влияет на наше кровообращение. А вот эмоциональная стабильность человека довольно зависима от того, что его окружает.
Это совершенно понятно с точки зрения физиологии, но является открытием для многих – находящиеся рядом люди способны влиять на нашу лимбическую систему (а это физиология), которая под этим влиянием корректирует наши эмоции.
Чем сплоченнее группа, тем свободнее обращаются внутри нее чувства, эмоции, и даже свежая информация. При постоянном взаимодействии лимбических систем членов группы образуется общий эмоциональный фон, в который каждый вносит свои оттенки. Но именно лидер управляет им, создавая необходимый резонанс.
Резонансное лидерство
В свете выше описанного, лидер, который не интересуется чувствами окружающих, создает диссонанс, не обеспечивая присутствующих условиями для обмена эмоциями. Это может привести к выходу негатива, подавленности и тяжелой нагнетенной атмосферы.
Третьего не дано: если лидеру не удается создать резонанс, он создает диссонанс, посылая коллективу отрицательные сигналы.
Это недопустимо для лидера, поэтому любой тренинг лидерства прежде всего учит чувствовать группу, взаимодействовать с ней, грамотно толковать ее эмоции, «читать» чувства каждого участника. Везде, где есть диссонансный лидер, люди плохо работают, устают, страдают, у них потеряно внутреннее равновесие.
Резонансный лидер проникается чувствами коллектива и «подключаясь» к эмоциональному фону, направляет эмоции людей в позитивное русло. При такой ситуации достаточно быть искренним, делиться своими идеями, в которые веришь, и они тут же получат отклик в эмоциях окружающих. Получить соответствующие навыки можно на тренинге по эмоциональному интеллекту.
Но не все лидеры такие.
Если лидеры, которых условно называют «несведущими». Они пытаются вызвать положительный резонанс, не учитывая ситуацию. Возможно подчиненным плохо, может они находятся в негативном эмоциональном фоне, но «несведущий» не заметит этого. В каком случае подобное возможно? Такое встречается, если лидер эгоцентричен, соответственно не умеет чувствовать окружающих.
Еще один тип лидеров – демагоги, под воздействие которых нежелательно попадаться. С одной стороны, они умеют вести за собой и влиять на массы. С другой – они ведут не «к светлому», а наоборот, к негативу и разрушению. Для влияния эти лидеры используют деструктивные эмоции, например, страх или гнев.
Управление на основе одного только интеллекта не менее опасно. Интеллект, развитое мышление – качества, которые открывают двери к лидерству. Даже больше: без интеллекта вход в лидерство воспрещен. Но сам по себе интеллект не делает человека лидером.
Свои замыслы лидеры осуществляют не только разумом, но и сердцем. Они мотивируют, направляют, вдохновляют, прислушиваются, убеждают и, что очень важно, находят живой отклик.
Без чувств лидерство невозможно. И, кстати, человек, не способный слышать собственные чувства, не способен услышать других. Без сердца управление будет использованием, манипуляцией, только не лидерством.
Об этом предостерегал Альберт Эйнштейн: «Мы должны постараться не сделать интеллект нашим богом. Он, конечно, обладает мощными мускулами, но лишен личности. Он не может управлять – он может только служить».
Стили эмоционального лидерства
Эмоциональные лидеры воздействуют на эмоции разными способами. Ниже представлены 6 стилей, которые выделил Гоулман в своей книге. Если вы чувствуете себя лидером или иногда проявляете себя как лидер, попробуйте определить свой стиль, возьмите на вооружение рекомендации для каждого стиля лидерства, запомните лучшие приемы. Понимать себя иногда эффективнее, чем любые лидерские тренинги и семинары.
1. Лидер-коуч
Он действует под девизом «Попробуйте это!» Этот лидер отлично мотивирует, вдохновляет на новые достижения. Он умеет проявить эмпатию, доверять, развивать чувство принадлежности к группе.
Иллюстрацией этого типа лидерства может стать легендарный «отец рекламы» Дэвид Огилви. Он помогал каждому члену команды развиваться, практикуя задушевные разговоры с коллегами, которые выходили далеко за рамки должностей и формальностей – о личной жизни, мечтах, планах. Многие сказали бы, что на подобное нет времени, но только не он. Он всегда находил время на общение, в результате – всегда был в курсе настроения команды, которая ему доверяла.
Сила этого стиля лидерства в погружении в жизнь каждого члена своей команды и искреннем соучастии.
2. Лидер-демократ
Основным вопросом демократического лидера является «И какие у вас мысли?» Его сила – в коммуникациях, в которых учитывается мнение каждого.
Такой стиль лидерства идеален, когда существует много возможных путей и приходится делать выбор. Демократический лидер открыт к самым разным мнениям и умеет с ними работать.
Такому лидеру важно не забывать, что негативная оценка тоже может быть полезной, поэтому вовсе не нужно ее избегать или игнорировать.
Самое важное в этом стиле лидерства:
- Командная работа.
- Менеджмент конфликтных ситуаций.
- Влияние.
Примером такого стиля может быть лидерство Дэвида Моргана, который был главой австралийского «Westpac Bank». 20 дней в год он отводил на сессию, где собиралось 40 человек, чтобы рассказать, как «реально обстоят дела».
3. Отеческий лидер
Этот тип характерен девизом «Человек всегда на первом месте!» У него всегда в приоритете создание позитивного настроя в коллективе. Этот лидер каждого видит индивидуальностью и стремиться сделать его работу максимально уютной. Он может предлагать поддержку даже в семейных и бытовых проблемах, в общем вести себя как заботливый отец.
Его сильная сторона – эмпатия, способность чувствовать других, как бы примеряя на себя их эмоции и состояние. Если нужно – он ставит интересы коллег выше целей проекта или бизнеса.
Важно не сомневаться, что это правильный выбор. Лучшая инвестиция в бизнес – это инвестиция в людей.
4. Руководящий лидер
Его основной подход: «Делайте, что я сказал». Он дает ясные указания и требует строгого выполнения, устанавливая индивидуальную ответственность.
Основные черты такого лидерства:
- Влияние.
- Направленность на успехи.
- Инициатива.
При этом руководящий лидер активно использует эмпатию и эмоциональный контроль.
Этот тип лидерства идеально проявляет себя в кризисных ситуациях благодаря высокой степени рациональности в руководстве, устойчивости к стрессу, умению контролировать ситуацию и преодолевать трудности эффективнее других типов лидерства.
5. Лидер достижений
Девиз этого лидера – «Делайте, как я!» Очень ценный тип руководства. Такой лидер ведет за собой собственным примером. Он может показать, как нужно делать и передает свои умения другим членам команды.
Он умеет вживить уверенность, что всегда есть куда расти, всегда нужно стремиться к более высоким результатам, более крупным целям, постоянно развивая свой успех. Это для него важная задача, ради которой он постоянно расширяет горизонты, осваивает новые виды деятельности, возможности, технологии.
Такого лидера отличает ориентированность не на материальные ценности, прибыль или титулы. Самое важное для него – установить собственные стандарты и стандарты команды, которые нужно достичь.
6. Лидер визуализации
Этот лидер живет с девизом: «Идите за мной!» Своей основной задачей он видит определение и визуализацию того, как именно достижение каждого участника проекта сложатся в общую картину, к которой стремится все предприятие.
Лидер создает видение, верит в него, внушает веру в других и этим вдохновляет сотрудников на инициативу и движение вперед. Этот тип особенно эффективен, когда предприятию нужна перезагрузка или оно находится на этапе выработки стратегии.
Лидерская стратегия визуализации не совсем подойдет в случае, если в команде лидера будут люди, разбирающиеся в деятельности предприятия больше, чем руководитель. В этом случае больше подойдет демократический лидер.
Основы лидерства
Какой бы стиль лидера ни показался вам вашим собственным, или какой бы вы ни выбрали в качестве образца, основой лидерства всегда будет оставаться уважение и доверие членов команды, что удается только руководителю с развитой эмоциональной интеллигентностью. Развивая ее, можно стать настоящим лидером, которого поддерживают и за которым идут. Укрепляйте навыки эмоционального лидерства на тренингах по эмоциональному интеллекту и других тренингах, развивающих необходимые для лидера качества.
Укрепить и развить свои лидерские качества можно с ManGO! Games, выбрав необходимые тренинги по лидерству, заказав полный каталог тренингов или подобрав программу обучения вместе с профессионалами ManGO! Games. И помните: лидерами не рождаются – лидерами становятся!
Источник
Стили эмоционального лидерства по Гоулману
Стили эмоционального лидерства по Гоулману
Дэниэль Гоулман известен в России прежде всего как автор книги «Эмоциональный интеллект», однако не всем известно, что он также является автором одной из концепций стилей лидерства, основанных на различных навыках эмоционального интеллекта.
Интересно, что эта концепция родилась не как теоретическая идея, а ходе достаточно масштабного исследования консалтинговой компании Hay/McBer. Работая с базой данных, охватывавшей более 20 000 топ-менеджеров из разных стран, сотрудники Hay/McBer по принципу случайной выборки отобрали для анализа 3871 человека и, изучая их поведение, выявили шесть стилей руководства — каждый определяется теми или иными особенностями эмоционального интеллекта. Исследователи также обнаружили, что стиль руководителя прямо и однозначно воздействует на климат в компании, подразделении или рабочей группе, что, в свою очередь, сказывается на финансовых показателях. Важно и то, что исследование показало, что лидеры, которые добиваются лучших результатов, одинаково хорошо владеют несколькими стилями и используют их в зависимости от своих целей и обстоятельств ситуации.
В статье использован перевод названий стилей компании EQuator. В литературе и других источниках вы можете встретить другие названия этих стилей.
Директивный стиль
Применяя на практике директивный стиль, руководитель прямо (и зачастую довольно жестко) указывает подчиненным, что именно и как делать. У директивного стиля есть свои плюсы: он полезен в критических ситуациях, когда требуется быстрое решение и единоначалие.
Однако в долгосрочной перспективе директивный стиль в большинстве случаев оказывается самым неэффективным. Мотивация и инициативность сотрудников падает. Большинство из них перестают брать на себя ответственность, и руководителю приходится все контролировать самостоятельно. Организации с директивными руководителями становятся медлительными и неповоротливыми – на каждое решение требуется одобрение руководителя. Зачастую без руководителя работа вообще стоит.
Воодушевляющий стиль
Воодушевляющий лидер заражает сотрудником своим энтузиазмом и видением долгосрочной перспективы. Как правило, в таких коллективах сотрудники знают об амбициозных целях компании или отдела и горят желанием достигать этих целей.
Воодушевляющий стиль, по данным исследования Hay/McBer — один из самых эффективных, поскольку положительно сказывается на всех составляющих организационного климата. В первую очередь это относится к ясному пониманию стоящих перед компанией задач и ее ценностей. Воодушевляющий руководитель хорошо видит перспективы, он мотивирует людей, объясняя им, как важна для общего дела работа каждого. Воодушевляющий лидер также обычно предоставляет довольно много возможностей для самостоятельности своим людям: согласовав конечную цель, он, как правило, предоставляет подчиненным свободу в выборе средств для ее достижения.
Применяя воодушевляющий стиль в России, важно понимать, что в силу советского периода истории, сотрудники зачастую с настороженностью и скептицизмом относятся к «высоким» целям. Руководителю важно избегать излишнего пафоса при описании будущего, а также быть максимально конкретным, избегая общих слов ни о чем.
Отеческий стиль
Для такого руководителя главное, чтобы сотрудники были счастливы, а в коллективе царила гармония. Приверженец отеческого стиля устанавливает тесные отношения с подчиненными и в награду получает их искреннюю, глубокую преданность. Такой руководитель обычно замечает успехи сотрудников и уделяет внимание тому, чтобы похвалить каждого, благодаря чему сотрудники обычно мотивированы и благожелательно настроены друг к другу.
Недостатком использования этого стиля является низкая ориентация на результат. Совершенно не подходит этот стиль для ситуаций, когда необходимо полностью выкладываться для достижения амбициозных целей.
Демократический стиль
Приверженец этого стиля не жалеет времени, пытаясь узнать мнение сотрудников, и таким образом добивается их доверия и уважения. В результате люди начинают работать с большей отдачей, потому что они сами определили и поставили себе цели, а не получили их «сверху».
Очень рискованно применять демократический стиль руководителю, у которого недостаточно развиты навыки управления дискуссией и ведения совещаний. В этом случае работа рискует превратиться в бесконечные обсуждения. На них раз за разом обсуждаются одни и те же идеи, но к единому мнению их участники не приходят, а кончается все утверждением даты очередного собрания.
Другой ошибкой является «игра в демократию», когда руководитель на самом деле уже принял свое решение и пытается склонить группу к нему. Такая ложная демократия является пустой тратой времени и только демотивирует сотрудников.
Эталонный стиль
Эталонный лидер устанавливает для своей команды очень высокие стандарты работы и личным примером показывает, как им соответствовать. Как правило, его не устраивает никакой результат, кроме отличного, и мало кто из сотрудников может соответствовать его высочайшим ожиданиям. Неудивительно, что чаще всего эталонный стиль не самым лучшим образом влияет на климат в организации. «Эталонный» лидер либо никак не отзывается о работе подчиненных, либо критикует их. Работа под началом такого руководителя быстро истощает. Однако в ситуациях, когда необходимы быстрые победы, такой стиль управления может быть оправдан.
Коучинг
Руководитель-коуч помогает сотрудникам ставить перед собой долгосрочные профессиональные цели и разработать план достижения целей. В первую очередь, он ориентирован на развитие людей, не скупится на всевозможные консультации, охотно делегирует полномочия, дает людям трудные и ответственные задания, даже если понимает, что быстро они не будут выполнены. Поэтому такой стиль не очень подходит в ситуациях, когда руководителю надо быстро показать результат. Руководители-коучи спокойно относятся к сиюминутным трудностям и неудачам ради долгосрочного успеха.
Исследование Hay/McBer показало, что стиль коучинг встречается крайне редко. В нынешних условиях жесткой конкуренции и быстрых изменений руководителям просто не хватает времени на неспешную и кропотливую работу по обучению и развитию сотрудников. Но именно такой стиль позволяет организации развиваться, а сотрудникам – научиться решать все более сложные задачи.
Расширяйте репертуар
Как правило, руководитель больше склонен использовать 1-2 стиля в своей работе. Однако исследование Hay/McBer показало, что лидеры, которые добиваются лучших результатов, одинаково хорошо владеют несколькими стилями и используют их в зависимости от своих целей и обстоятельств ситуации. Талантливые руководители легко переключаются с одного стиля на другой в зависимости от ситуации.
Что может помешать?
Как правило, руководители не владеют каким-то стилем по двум причинам: во-первых, им не хватает необходимых навыков (например, навыков коучинга или навыков управления дискуссией), а во-вторых, могут мешать ограничивающие убеждения о руководстве и лидерстве (представления человека о том, каким образом должен действовать настоящий руководитель или лидер).
Подробнее о стилях лидерства можно узнать на бесплатном вебинаре «Стили лидерства», тренинге «Лидерство и управление командой».
Источник