Шаг за шагом чувствуй ритм

Шаг за шагом чувствуй ритм

Реагируем надлежащим образом

Не позволяй событиям будничной жизни связывать тебя, но никогда не отказывайся влиять на них. Только действуя подобным образом, ты можешь заслужить имя Освобожденного.

Во всех боевых искусствах подчеркивается, насколько важно чувствовать ритм, дабы всегда реагировать сообразно ситуации. Если мы будем развивать свою восприимчивость и чувство ритма, а также обучаться чувствовать ритм других людей, это даст нам множество дополнительных возможностей, как на тренировках, так и в повседневной жизни.

Ритм, по самому своему определению, связан с узором, со схемой, а жизнь — это последовательность схем. Таким образом, вся жизнь ритмична. Правильный ритм помогает нам более естественно и эффективно двигаться к поставленной цели, добиваясь синхронности наших действий с действиями нашего окружения. Это помогает нам создавать удобные моменты, когда жизнь «открывается», равно как и помогает избавиться от уязвимости. Он может помочь нам уравнять шансы, если противник превосходит нас габаритами и силой.

Упражнения на развитие чувства ритма стали неотъемлемой частью моего обучения воинским искусствам. Одно из них называлось хабад. Это обусловленные упражнения по рукопашному бою, в ходе которых один партнер наносит какой-нибудь конкретный удар, второй блокирует его и сам наносит этот же удар, с той же руки, которой блокировал. Это позволяет первому партнеру, в свою очередь, отрабатывать то же самое чередование блоков и ударов.

При отработке этого упражнения особенно важно следить за вашим собственным ритмом, равно как и за ритмом партнера: нужно сравнивать, в чем они сходны, в чем отличаются, и особенно — когда и как вы можете их изменить. Это не так уж трудно. Наш основной узор основывался на простой схеме: раз — блок, два — отвод руки, три — удар. Чтобы помочь нам сосредоточиться, наш наставник размеренно щелкал пальцами, задавая нам темп движений.

Стоило мне научиться улавливать ритм, как я уже мог выполнять связки практически не глядя. На самом деле, через некоторое время мы стали отрабатывать это упражнение вслепую. Это помогало нам развивать интуицию и гармоничность движений.

Тренировки себя оправдали. Через некоторое время я уже мог нанести удар менее опытному противнику, но все еще не был в состоянии достать более опытного противника, или защититься от него. Отчасти причина крылась в недостатке опыта. Но, как я и подозревал, существовали и другие причины.

Чтобы отреагировать должным образом, вам нужно знать, когда именно следует предпринимать попытку добиваться желаемого. В боевых искусствах это называют расчетом времени. Кроме того, чтобы знать, когда наносить удар, нужно обнаружить брешь.

Существует несколько способов создать брешь. Основной из них — просто оставаться внимательным и разгадывать чужие схемы.

У всех у нас есть свои схемы, свои наборы последовательностей — физические, эмоциональные, духовные. Возможно, вам встречался человек с такой, например, схемой: перед тем, как вступить в спор, он становится тихим, потом — сдержанным, а затем вмешивается в разговор, быстро парируя все возражения. Концептуально эта последовательность мало чем отличается от той, которую вы видите на тренировке. Если вы научитесь разгадывать подобные последовательности, это поможет вам предотвращать конфликты.

Но вам нужно всегда оставаться внимательным. Например, хотя хабад построен на трех движениях, удары могут широко варьироваться. Ваш партнер может с легкостью вместить все три движения в два такта: например, блок и замах можно проделать на счет «раз», а на счет «два» нанести удар. Потому, чтобы отреагировать должным образом, нужно внимательно следить за противником. Однако, как только вы распознали схему, все, что от вас требуется — это углядеть промежуток между тактами и вклиниться туда со своим ударом.

Все, что разрушает ритм партнера — ловушки, другой ритм, удары и тому подобное — все это способно создавать бреши или увеличивать уже существующие. Ваш противник, по сути говоря, теряет сосредоточенность; к тому времени, как он ее восстановит, вы его уже достали.

Вы обнаружите, что наилучшие моменты для контратаки — когда ваш партнер возвращается в прежнюю стойку, отдергивает руку после удара или только начинает атаку. В эти моменты он поглощен действием; если помешать его намерениям, возникнет пауза, ведь ему придется заново осмысливать, что же делать дальше. И у вас появится промежуток, чтобы самому предпринять какие-то действия и приобрести преимущество.

Неважно, где это происходит, на тренировке или в обычной жизни — если вам не нравится то, что происходит, просто измените ритм игры и продолжайте изменять его до тех пор, пока не создадите промежуток, дабы отреагировать сообразно ситуации — и к вашей выгоде.

Известный пример подобной тактики изучают на курсах уличной самообороны: например, если вас попытались схватить, сбейте противника с толка, кинув в него что-нибудь — да хотя бы камешек, — с криком «Лови!». В тот момент, когда нападающий отвлечется на этот предмет, у вас появится просвет для своего шага.

Еще один пример, который мне хочется привести, произошел некоторое время назад: мне тогда пришлось работать с человеком, упорно поносившим моих коллег. Однажды, когда нам полагалось вместе трудиться над проектом, он принялся бранить одного моего хорошего знакомого. Я распознал его схему. Он начал с этого человека, затем перешел к нашим методистам, а вскоре уже ругал на чем свет стоит весь институт. В конце концов он должен был резко перейти к инциденту, случившемуся несколько лет назад, после которого у него и испортились отношения со всеми разом.

Я решил дождаться паузы в этой тираде, а затем поймать его в ловушку — я просто спросил его о книге, написанной им в соавторстве с еще одним человеком. Он тут же просветлел, проглотил приманку и принялся рассказывать мне не только про книгу, но и про исследования, которые ему пришлось проводить, чтобы написать некоторые из разделов этой книги. На этом месте нам удалось снова переключиться и перейти к темам, касающимся порученного нам проекта.

Читайте также:  Тесты определения эмоциональной стабильности

Повторюсь еще раз: если вам не нравится происходящее, просто измените ритм игры. Это одна из моих любимых присказок.

Не забывайте, что хотя это очень важно — разгадать и, зачастую, изменить ритм вашего противника, — выгодно также разнообразить ваши схемы и делать их не слишком заметными. Это создаст лишние трудности противнику, вознамерившемуся разрушить вашу оборону и создать в ней брешь.

Совсем недавно мы вместе с несколькими моими коллегами работали над программой конференции. До конференции оставалось несколько недель, когда директор центра, в котором эта конференция должна была проводиться, позвонил и сообщил мне, что он, по требованию неких вышестоящих инстанций, обязан посетить нашу конференцию в какой-нибудь из тех пяти дней, когда она будет идти. Он также заявил, что ему необходимо «оценить подготовленную программу».

«И мне хотелось бы поскорее со всем этим разделаться», — сказал он.

Он не принадлежал к тому типу людей, которые любят общаться с другими лицом к лицу, но ему явно не терпелось избавиться от навязанного поручения.

Его звонок застал меня врасплох, и я в тот момент не придумал ничего лучшего, как сказать: «Конечно, мы рады будем вас видеть».

Но он совершенно не разбирался в тонкостях нашей программы, и это, вкупе с его манерой выносить суждение, сулило неблагоприятные перспективы. Мы не понимали, как он может справедливо оценить конференцию, опираясь на один случайный визит, не имея представления обо всей проделанной работе.

Нам с коллегами хотелось сохранить с ним хорошие деловые взаимоотношения, но нам также нужно было добиться положительной оценки, если мы хотели впредь участвовать в каких-либо мероприятиях этого центра.

Тут-то меня и посетила идея о том, как нам получить свою хорошую оценку — и вдобавок сделать так, чтобы он работал вместе с нами и на нас.

Он предпочитал выдерживать паузу, и не заявился к нам сразу после звонка. Потому я воспользовался преимуществом, которое нам предоставляла эта пауза, и перехватил инициативу, застав его таким образом врасплох.

Я разрушил его схему, отправив ему письмо по электронной почте, прежде чем он успел до нас добраться. Письмо было официальным и прямым. Мы приглашали его посетить нас в первый день конференции и назвали конкретное время и конкретные семинары, на которых мы были бы рады его видеть. В совокупности они создавали представление о программе и могли дать ему все, что было необходимо для правильной оценки.

Затем я снова изменил схему и стиль игры и написал, что нам хотелось бы встретиться с ним за некоторое время до конференции, чтобы поговорить о нашей программе. Это давало нам с коллегами время, необходимое, чтобы предоставить ему обзор целей, методов и процедур.

Мое письмо оказалось тактически правильным шагом, ибо дало ему то, в чем он нуждался — дистанцию. Я изменил не только схему, но также и расчет времени, и скорость. Я поставил его в такое положение, когда ему требовалось быстро дать ответ, что он и сделал. Ответ был любезный и благосклонный. Он поблагодарил нас за «официальное приглашение» (он именно так и выразился) и сказал, что с удовольствием ознакомится с нашей программой в назначенный день. Затем он переключился (очень хороший ход с его стороны, вполне в духе боевых искусств) и вполне приветливо заговорил о выгодах, которые сулит дальнейшая совместная работа всем нам — мне, моим коллегам и ему. Этот новый ритм воодушевлял, потому я счел, что гармония достигнута, и ответил в том же духе.

Неважно, где вы находитесь — на тренировке или на работе, среди коллег, — если вы будете чувствовать ритм происходящего, это поможет вам реагировать наиболее уместным образом.

Правильный ритм снимет избыточное напряжение, и мысленное, и физическое. Трудясь над достижением своих целей, вы будете понимать, когда и как лучше всего подступить к другим людям. Вы станете более уверенным в себе, и ваши шансы на успех возрастут. Вы начнете подходить к жизни с позиций сотрудничества, потому что научитесь с ней сотрудничать. Многое обернется к лучшему.

Разгадайте ритм партнера, отыщите или создайте брешь, и, когда настанет подходящий момент, действуйте. А затем меняйте схему, чтобы избежать возможной отдачи.

Ты — не твое тело. Ты — не твой мозг, и даже не твой разум. Ты — это дух. Все, что тебе нужно — это заново пробудить память.

Вспомните какого-нибудь человека, с которым вы регулярно общаетесь, который занимает прочное место в вашей повседневной жизни. Неважно, какого рода взаимоотношения вас связывают — официальные, неофициальные, близкие, непринужденные, натянутые, — все равно.

Представьте себе вашу типичную беседу. Определите присущую этому человеку схему (о чем он говорит, как переходит от одной темы к другой), расчет времени (когда он меняет тему) и скорость (как быстро он реагирует во время разговора).

Представляя это все, попытайтесь определить, какие жесты, какие детали поведения вашего собеседника могут сигнализировать о начале или конце схемы. Например, может, ваш собеседник на мгновение отводит взгляд, делает паузу, забрасывает ногу на ногу, ест или пьет что-нибудь, или делает еще что-либо в том же духе?

Речь тоже может служить сигналом. Быть может, этот человек начинает говорить более эмоционально, более личностно — или, наоборот, более бесстрастно и холодно?

Читайте также:  Чувство жжения во всем организме

Подсказку может дать и смена настроения. Может, он отстраняется или становится менее сдержанным?

Подмечайте подобные детали: это поможет вам осознать ритмы других людей, предугадывать их действия и либо заблаговременно отвлекать их, переводить разговор в другое русло, либо подбадривать их, предоставляя им то, в чем они нуждаются.

После того, как вы успешно определили схемы вашего собеседника, поищите бреши, в которые вы могли бы вклиниться с разговором. Рассчитайте время и скорость своего вступления в беседу таким образом, чтобы ваши действия воспринимались как естественные и непринужденные.

Еще раз представьте себе этот последний шаг и подумайте, можете ли вы создать большую или меньшую бреши, используя разное время и скорость, или пропустив такт, прежде чем вступить в разговор.

Теперь представьте, как вы подстраиваетесь к ритму вашего собеседника и изменяете его, меняя тон — официальный на неофициальный, мрачный на более веселый, доверительный на более формальный. Подумайте, какие преимущества это может дать вам, и чем помочь в достижении ваших целей. Как только обстановка начнет становиться более благоприятной, перестраивайтесь. Поддерживайте гармонию.

Возможно, вы не захотите переориентировать схемы вашего собеседника. На самом деле не исключено, что вам захочется взлелеять их, создавая бреши и давая возможность этому человеку войти в вашу жизнь. Примите его ритм и ответьте тем же. Полейте эти семена, и они порадуют вас своим благорасположением.

В течение дня осторожно отрабатывайте эти навыки в применении к разным людям, с которыми вы общаетесь. Учитесь свободно вступать в разговор, выходить из него или направлять его в нужную вам сторону

Усложненный вариант. Если вы чувствуете, что кто-то пытается принудить вас к тому, чего вы делать не хотите, постарайтесь определить схему этого человека и разрушить ее прежде, чем она сумеет подчинить вас. Последовательность здесь остается прежней:

Найдите брешь, чтобы вклиниться в ритм.

Переключите его на ваш ритм.

Попытайтесь переключиться на другую скорость или другой тон и направить события в желаемую вам сторону. Вы можете также использовать описанные выше приемы, чтобы изменить ход событий прежде, чем схема вашего собеседника заработает.

Есть и еще один вариант: войти в вышеописанный контакт, уже изменив свои схемы, и поддерживать эти перемены. Выискивайте появляющиеся бреши, сквозь которые вы могли бы направить ход событий в более приемлемом направлении.

Сегодня я буду изучать людей, присутствующих в моей жизни, и применяемые ими разнообразные ритмы — как они действуют в соответствии с их желаниями.

Сегодня я буду изучать бреши, появляющиеся в ритмах других людей, и использовать эти схемы, чтобы реагировать сообразно ситуации.

Сегодня я буду искать возможность войти в ритмы людей, с которыми конфликтую, и перенастроить их на более мирные схемы.

Сегодня я буду искать возможности открыться ритмам тех, с кем меня связывают доверительные отношения, не страшась пригласить их сделаться еще ближе и наслаждаясь ощущением нашего совместного счастья.

Сегодня я буду следовать ритму своей радости.

Источник

Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства

Рамиля Мазитова
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства

«Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».

Мазитова Рамиля Юнировна

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. А игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.

Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.

Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!

Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

Читайте также:  Перепады настроения не думают

Упражнение «Козлик»

Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка,протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит,где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

С дуба желуди летят:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Без гвоздей,без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1-я фраза. Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Веселые четверки»

И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Игровое упражнение «Угадай».

Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен.Все говорят:

— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…

На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.

Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)

1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.

Песни Е.Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».

2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.

Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Комплекс дыхательных упражнений на кроватках (подготовительная группа) Цели: Укреплять здоровье детей. Способствовать профилактике ОРЗ. Создать радостноенастроение при выполнении упражнений. Воспитывать привычку.

Комплекс физических упражнений. Конспект занятия по физическому воспитанию «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Комплекс физических упражнений: «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой,.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Спор зверей» «Спор зверей» • «Змея»; • «Черепаха»; • «Морская звезда»; • «Лягушка»; • «Носорог»; • «Гусеница». Однажды поспорили звери, кто сможет защитить.

Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Возвращение домой» «Возвращение домой» • «Зёрнышко»; • «Веточка»; • «Черепаха»; • «Стрекоза»; • «Бабочка»; • «Велосипед»; • «Лошадка»; • «Петушок». Одним.

Комплекс упражнений по группам звуков НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Окошко. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко.

Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с ОЗ «В гости в весенний лес» (подготовительная группа) Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с нарушением зрения «В ГОСТИ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС». Подготовительная группа. Цель: развивать.

Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Мастер класс музыкального руководителя МБДОУ детского сада № 136 Васюковой О. А. Тема: «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного.

Источник

Оцените статью