Шаблон презентации эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект
презентация

Презентация для пихологов, педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
Эмоциональный интеллект 799.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Эмоциональный интеллект Презентацию приготовила: Рублева Алена Алексеевна МБДОУ №27

Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

История Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. Этого аспекта в 1872 году коснулся Чарльз Дарвин в своём труде «Выражение эмоций у людей и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. Проблемой эмоций и контроля над эмоциями много занимался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он, в частности, считал, что первые законы и предписания этики, такие как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон) или эдикт императора Ашоки, можно расценивать именно как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций.

Первые публикации, рассматривавшие социальное взаимодействие людей как вид интеллекта появились ещё задолго до Второй мировой войны. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта , который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».

Модель эмоционального интеллекта Майера — Саловея — Карузо

Эта иерархия основывается на следующих принципах: Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций. Так же следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта .

Смешанная модель Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов:

Самопознание — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения.

Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она Модель Рувена Бар-Она была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель состоит из 15 способностей: Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.

Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.

Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение. Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал. Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах. Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.

Биологические предпосылки ЭИ Уровень ЭИ родителей Правополушарный тип мышления Свойства темперамента

Социальные предпосылки развития ЭИ Синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка) Степень развития самосознания Уверенность в эмоциональной компетентности Уровень образования родителей и семейный доход Эмоционально благополучные отношения между родителями Андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков) Внешний локус контроля Религиозность

Структура ЭИ Осознанная регуляция эмоций Понимание (осмысление) эмоций Различение и выражение эмоций Использование эмоций в мыслительной активности

Методы развития ЭИ Групповой тренинг Индивидуальный тренинг Коучинг Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах Семейное воспитание По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

В настоящее время известны следующие методики измерения эмоционального интеллекта: Тест Холла Тест самоотчёта Эмоциональный IQ Тест Люсина Тест Мейера-Сэловея-Карузо Опросник Бар-Она

Источник

Развитие эмоционального интеллекта
презентация к уроку по психологии

Скачать:

Вложение Размер
Развитие эмоционального интеллекта, важная задача современности. 2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Р азвитие эмоционального интеллекта Педагог – психолог – Гайнуллина Дина Фирдаусовна Методист – Фомичева Евгения Николаевна

Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, повышенного эмоционального реагирования. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Внешнее сдерживание эмоций не снижает интенсивность эмоционального процесса и не способствует психологическому и физическому здоровью. Невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента, вызывает различные психосоматические заболевания . Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, и это, негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами.

Актуальным для повышения психологической культуры педагогов представляется овладение умением по управлению эмоциями . Это умение является компонентом эмоционального интеллекта — совокупности умственных способностей к обработке эмоциональной информации — и важным показателем уровня его развития.

А что происходит с нашими детьми? Современный мир соткан из технологий и гаджетов. Новые поколения учатся пользоваться айпадом и айфоном раньше, чем начинают говорить, но многие из них не умеют правильно общаться со сверстниками или заводить друзей во дворе. Формирование навыка социализации, который раньше дети естественным путем осваивали, гуляя или проводя время со сверстниками, утрачивается.

Социальные сети, сейчас все чаще становятся ключевыми в вопросе самооценки. Дети заводят собственные профили с младших классов и формируют представление о себе на основе лайков. Для социального одобрения им нужно все меньше реальных достижений, достаточно разместить подходящий пост или удачное фото. Американские исследования показали, что процент молодых людей, страдающих резкими перепадами самооценки — от нарциссизма до комплекса неполноценности — только растет.

Недавно своими наблюдениями за подростковым поведением в сети поделился и Facebook. Современные подростки, согласно результатам исследования, разучились решать конфликты. В случае возникновения непонимания, они, скорее, удалят человека из списка виртуальных друзей и перестанут с ним общаться, нежели постараются найти решение проблемы. У современного поколения очень низкий уровень эмпатии (способность сопереживать другим людям, уважать их чувства). Дети разучились сочувствовать. Часто они даже не осознают реальность ужасов, происходящих в окружающем мире. Компьютерные игры и новости приучают их к крови и насилию, но они не понимают, что в реальности жизнь только одна, а насилие — далеко не лучший способ достигать цели.

Одна из попыток решения таких проблем — эмоционально-интеллектуальная образовательная среда (Social Emotional Learning), которая положительно влияет на развитие эмоционального интеллекта у детей. То есть на способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, управлять и использовать их для решения задач. В идеале, в процессе должны участвовать все три стороны: дети, родители и образовательные учреждения. Именно в такой среде могут развиваться все пять самых важных навыков, которые необходимы детям в социальной жизни.

1.Идентификация и понимание своих эмоций (Самосознание). Способность точно распознавать свои эмоции и мысли, а также их влияние на поведение. Это необходимо для того, чтобы дети лучше осознавали свои сильные и слабые стороны, обладали позитивным взглядом на жизнь и обоснованной уверенностью в себе. 2.Управление собой. Способность эффективно регулировать свои эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях. Этот навык включает в себя управление стрессом, контроль импульсов, самомотивацию, а также постановку целей и приложение усилий к их достижению. 3.Социальная компетентность и социальные навыки. Способность сочувствовать и понимать других, осознание и принятие других культур и социальных слоев, понимание социальных и этических норм поведения. Помимо этого, способность оказывать поддержку, понимание ролей общества, семьи, школы в социальной системе.

4. Навыки установления и поддержания взаимоотношений. Это и умение слушать, взаимодействовать и вести переговоры, а также сопротивляться неуместному социальному давлению. Важным является поведение в конфликтных ситуациях, поиск выхода из них. 5. Ответственное принятие решений. Этот навык помогает совершать конструктивный в отношении личного поведения и социальных взаимодействий. Дети обладающие данными навыками отличаются от других. Понимая чувства других людей, они управляют своими эмоциональными реакциями, им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие результаты. В некоторых штатах США и странах Европы, такая система обучения является обязательной для школ на законодательном уровне. В нашей стране интерес к этой теме пока что только формируется, но социальные задачи и проблемы явно ускоряют этот процесс.

В настоящее время в школе наблюдается два типа учеников: Ученики с низко развитым эмоциональным интеллектом . Такие ученики проявляют агрессию, у них низкая успеваемость и концентрация внимания, нет интереса к учёбе. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия – это затруднение в осознании и определении собственных эмоций и оно повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей. — Ученики с высоко развитым эмоциональным интеллектом . Проявляют эмпатию, понимают чувства других, у них более успешно протекает адаптация к школе, эти дети в большей степени удовлетворены своей школьной жизнью, менее склонны к тревожному состоянию и депрессии, более эффективно управляют эмоциями.

Стратегия поведения при стрессовой ситуации Вопрос: как вы себя поведете? Возможно, вы принадлежите к тому типу людей, которые в подобной ситуации уткнутся в книгу или журнал или продолжат наблюдать за полетом в иллюминатор, забыв обо всяких там вихрях. Или вы достанете из кармана инструкцию по технике безопасности и освежите в памяти, что надо делать в случае аварийной ситуации. А может, станете внимательно наблюдать за стюардессами, пытаясь уловить малейшие признаки паники. Или начнете прислушиваться к звуку работающих двигателей, прикидывая, нет ли в нем чего-нибудь тревожного. Сюжет с самолетом заимствован из психологического теста, разработанного Сюзанной Миллер, психологом из университета Темпля.

Продуктивными методами развития эмоционального интеллекта являются: арттерапия, психогимнастика, поведенческая терапия, дискуссионные методы, игра. Рассмотрим некоторые перечисленные методы. Арт-терапия — это вид воздействия на эмоции. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Виды арт-терапии: Рисуночная терапия , основанная на изобразительном искусстве. Библиотерапия ― это литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений. Музыкотерапия ― метод, который дает возможность активизировать чувства школьника, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Драматерапия ― метод использующий разнообразные формы драматического самовыражения: сценические, ролевые, актерские, импровизационные техники. При этом подразумевается, что только во взаимодействии-диалоге школьник может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека. Танцевальная терапия для школьников заключается в том, чтобы школьник мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Она способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, и создают благоприятную основу для совершенствования эмоционального интеллекта. Дискуссионные методы . Дискуссию используют для облегчения самопознания и самораскрытия школьников, расширения их взглядов на возникшую ситуацию, поиска выхода из нее, получения поддержки. Для формирования эмоционального интеллекта используют тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех проблемы, например, «Как управлять собой в сложных ситуациях?», «Конфликт — зло или благо?» и т. д. Игра ― форма, основанная на условном моделировании деятельности и направленная на развитие и формирование эмоционального интеллекта.

Составляющие эмоционального интеллекта педагога: — способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях — управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; — понимать сложившиеся у ребенка устойчивые способы эмоциональной деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его обучения или приспособления к среде; — способность распознавать собственные эмоции, владеть ими — адекватно реагировать на эмоции детей и других педагогов.

«Эмоциональный интеллект и эмоционально-интеллектуальная образовательная среда » — это самые важные нововведения в области образования за последние 30 лет. Нет сомнений, что наш мозг работает как в рациональном (когнитивном) ключе, так и в эмоциональном. И оба этих направления необходимо использовать в системе образования. Наш мир нуждается в новом поколении эмоционально образованных людей, которые не только будут понимать сущность и влияние эмоций на нашу жизнь, а также смогут управлять собой и гармонично взаимодействовать с окружающими».

Источник

Читайте также:  Отрицание гнев отчаяние депрессия
Оцените статью