Шабанова т л профессиональный стресс

Шабанова т л профессиональный стресс

Учебное пособие представляет собой авторское видение проблемы профессионального стресса и стресс-толерантности. Собранные и систематизированные материалы знакомят студентов с основными положениями учения о стрессе (понятия, история, методологические подходы и теоретические модели). Подробно рассматриваются особенности развития профессионального стресса (причины возникновения, показатели проявлений и последующие негативные синдромы). Излагаются концептуальные подходы к изучению преодоления профессионального стресса (модели, механизмы, стратегии и стили). Анализируется новый в психологии феномен стресс-толерантности. Приводится система психотехнологий целенаправленного формирования качеств стресс-толерантной личности специалиста. Каждая глава заканчивается практикумом, включающим психодиагностический инструментарий и практические задания по ключевым вопросам раздела. Содержится список литературы для самостоятельного изучения, вопросы и задания для самопроверки. Пособие адресовано студентам педагогических вузов, но будет интересно менеджерам и руководителям организаций, социальным педагогам, а также широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами практической психологии.

Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности : учебное пособие / Шабанова Т.Л.. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 121 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/19530.html (дата обращения: 12.10.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Информация о DOI

«Компания «Ай Пи Ар Медиа» является владельцем Хранилища цифровых научных данных и диапазона индексов DOI для регистрации размещаемых в Хранилище объектов и обеспечивает регистрацию DOI по запросу правообладателя на безвозмездной основе.

Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени. Цифровой объект включается в мировые научные коммуникации и становится видимым для всего мирового сообщества, повышая потенциал цитирования и использования объекта.

Источник

Шабанова т л профессиональный стресс

Учебное пособие представляет собой авторское видение проблемы профессионального стресса и стресс-толерантности. Собранные и систематизированные материалы знакомят студентов с основными положениями учения о стрессе (понятия, история, методологические подходы и теоретические модели). Подробно рассматриваются особенности развития профессионального стресса (причины возникновения, показатели проявлений и последующие негативные синдромы). Излагаются концептуальные подходы к изучению преодоления профессионального стресса (модели, механизмы, стратегии и стили). Анализируется новый в психологии феномен стресс-толерантности. Приводится система психотехнологий целенаправленного формирования качеств стресс-толерантной личности специалиста. Каждая глава заканчивается практикумом, включающим психодиагностический инструментарий и практические задания по ключевым вопросам раздела. Содержится список литературы для самостоятельного изучения, вопросы и задания для самопроверки. Пособие адресовано студентам педагогических вузов, но будет интересно менеджерам и руководителям организаций, социальным педагогам, а также широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами практической психологии.

Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности : учебное пособие / Шабанова Т.Л.. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 121 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/19530.html (дата обращения: 12.10.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Информация о DOI

«Компания «Ай Пи Ар Медиа» является владельцем Хранилища цифровых научных данных и диапазона индексов DOI для регистрации размещаемых в Хранилище объектов и обеспечивает регистрацию DOI по запросу правообладателя на безвозмездной основе.

Читайте также:  Как сделать волшебное настроение

Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени. Цифровой объект включается в мировые научные коммуникации и становится видимым для всего мирового сообщества, повышая потенциал цитирования и использования объекта.

Источник

ФАКТОРЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРЕССА

Авторы

  • Татьяна Анатольевна Бергис Тольяттинский государственный университет
  • Литта Равильевна Азизова Тольяттинский государственный университет

Аннотация

Биографии авторов

Татьяна Анатольевна Бергис, Тольяттинский государственный университет

Литта Равильевна Азизова, Тольяттинский государственный университет

Библиографические ссылки

Загрузки

Выпуск

Раздел

Лицензия

Авторы, публикующие статьи в журнале «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашаются на следующее:

1. Автор, направляя рукопись в редакцию журнала «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашается с тем, что Редакции переходят исключительные имущественные права на использование статьи (переданного в редакцию журнала материала, в т. ч. такие охраняемые объекты авторского права, как рисунки, схемы, таблицы и т. п.), в том числе на воспроизведение в печати и в сети Интернет; на распространение; на перевод материалов на английский язык.

2. Автор гарантирует наличие у него исключительных прав на использование переданного редакции материала. В случае нарушения данной гарантии и предъявления в связи с этим претензий к Редакции Автор самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии.

Редакция не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение данных Автором гарантий.

3. За Автором сохраняется право использования его опубликованного материала, его фрагментов и частей в личных, в том числе научных, преподавательских, целях. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, другими физическими и юридическими лицами возможна только с письменного согласия Редакции, с обязательным указанием номера журнала (года издания), в котором был опубликован материал.

Источник

Шабанова т л профессиональный стресс

В настоящее время в нашей стране строится новая модель педагогического образования в контексте решения актуальных задач развития общества. Перед педагогическими вузами сегодня стоит цель реализации нового качества подготовки специалистов, способных нестандартно мыслить,реализовывать творческие идеи и находить нетрадиционные пути решения профессиональных проблем. В связи с этим в2013 году в Нижегородском государственном педагогическом университете была принята стратегическая концепция «Образовательная платформа качества», реализующая 12стратегическихпилотных проектов, направленных на подготовкупедагогов-инноватиков, востребованных на рынке труда и способных адекватно отвечать вызовам времени. Реализация проектной стратегии вуза способствовала вовлечению практически всех преподавателей и студентов в инновационную деятельность. Инновационные процессы, содной стороны, направлены нараскрытие и развитиепотенциальных способностей каждого студента,его успешное профессионально-личностное становление, с другой стороны, увеличивают нервно-психическое напряжение и предъявляют повышенные требования к личностным ресурсам. Специалистами отмечаются неизбежные психологические издержки инноваций, связанные с временным дефицитом практически всех базовых потребностей личности: гомеостатических, в безопасности, в принятии и общении, в самоуважении [1; с.25]. Увеличиваются физические и психологические нагрузки. Помимо выполнения традиционной учебной работыстудентыосваивают новые формыдеятельности: разрабатывают проекты, участвуют в реализации социальных инициатив, устанавливают социальное партнерство, осваивают электронное обучение,погружаются в профессиональную среду. При этом необходимо постоянно подтверждать свою компетентность конкретными результатамив балльно-рейтинговой системе, основанной на индивидуальном портфолио достижений. Участие в инновационных процессах вуза предполагает высокий уровень развития у студентов эмоциональной устойчивости и толерантности к трудностям, поскольку сопряжено с нарушением привычного уклада жизни, изменениями условий и содержания обучения, неопределенностью будущего, рисками самореализации и успешности. Не следует забывать, что участниками экспериментальной работыстуденты становятся в непростойдля их жизни период взросления, и так объективно сопровождающийся сильными переживаниями и сомнениями в своей успешности и компетентности. Поэтому результаты эксперимента будут являться существенным фактором, определяющим уверенность в себе и благополучие личности молодых людей.Развивающий потенциал инноваций зависит от принятия их молодыми людьми, активного личного участия в их осуществлении. В связи с этим современные исследователи анализируют проблему готовности к инновациям у ее субъектов. Выделены критерии такой готовности: приверженность особым ценностям, специфическая мотивация, определенные личностные качества, навыки эмоциональной саморегуляции.

Читайте также:  Ражников словарь эстетических эмоций

В связи с вышеназванными трудностями важным ресурсом успеха инновационных процессов в аспекте, прежде всего, профессионально-личностного развития студентов является их психологическое сопровождение. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для студентов, осуществляемых преподавателями-психологами или специалистами существующей психологической службы вуза инаправленных на создание оптимальных условий инновационной деятельности в рамках проекта Сущностной характеристикой сопровождения является поиск скрытых ресурсов личности студента, опора на его возможности и создание на этой основе условий для дальнейшего саморазвития. Образование может развиваться инновационно, сотрудничая с психологами на всех этапах деятельности: от аналитического до контрольно-оценочного.Поэтапное психологическое сопровождение студентов предполагает мониторинг ихготовности к инновационной деятельности;помощь в приобретении психологических знаний и овладении адекватными приемами деятельности; формирование у студентов навыковрефлексии результатов и оценкисвоей компетентности в ходе обучения; психологический анализ факторов успехов и неудач; проектирование условий дальнейшегосаморазвития.Эффективная модель психологического сопровождения восходит к субъектно-деятельностной парадигмеи предполагает помощь в организациисамостоятельной деятельности студентов, поскольку именно деятельность «строит» человека, определяя содержание его развития [2; с. 101]. По мнению ряда авторов, источником профессионального становления студентов-будущих педагогов являются три базовых вида деятельности: учение, практика и исследование [3; с.221]. Эти виды деятельности способствуют формированию у будущих профессионалов субъектной, т.е. осознанной, активной, творческой позиции по отношению к к инновационной деятельности и окружающей действительности в целом.Становление субъектности студентов проходит этапы от возникновения потребности в самостоятельной учебно-профессиональной деятельности к ее освоению, затем осознанию ее личностных и общечеловеческих смыслов и дальнейшей успешной профессиональной самореализации.

Описанные принципы применяются нами при разработке системы психологического сопровождения реализуемого в Мининском университете инновационного проекта обучения студентов«Педагог будущего». Проект направлен на «моделирование личности будущего педагога,основанной на изменениях педагогической профессии в связи с появлением новых профессиональных ролей и функций (проектировщик изменений, модератор, диагност-корректировщик, прогностик-девелопер, тьютор, полилог и др.), формирующих новую систему разделения педагогического труда [4; с. 27-28]. В экспериментальном проекте участвуют студенты второго курса факультета гуманитарных наук, исторического направления. Студенты изучают дополнительно целый ряд новых дисциплин: «Психология педагогической деятельности», «Персональный менеджмент педагога», «Основы педагогической диагностики и мониторинга», «Методология научного исследования», «Управление проектами в образовательной среде» и др. Занятия в основном носят практикоориентированный характер, проходят на базе образовательных учреждений. В обучении используются новейшие образовательные технологии: кейс-стади, визуализации, тренинги, дискуссии, фото-, аудио-, видео-фиксации образовательных процессов, в которых принимают участие студенты, подготовка презентаций, исследовательское и творческое проектирование.На начальном этапе реализации проекта мы проводили входную психолого-педагогическую диагностику студентов с целью выявления их потенциалов и дефицитов для планирования дальнейшей стратегии обучения и образовательнойтраектории каждого студента. Нами использовался пакет психодиагностических методик: разработанная нами анкета «Взгляд на педагога будущего», Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, методика личностного swot-анализа учебно-профессиональной деятельности студентов. Анализ результатов изучения мотивации к педагогической деятельности и стремления получить вторую педагогическую специальность (тьютора, проектировщика, модератора образования) показал, что 64,3 % студентов собираются работать в школе после окончания вуза, но 35,7 % пока не определились с выбором. 42,9 % имеют внутренний познавательный интерес к участию в инновационном проекте. 50 % студентов готовы участвовать в проекте, но побуждают их внешние мотивы: получение дополнительных баллов к рейтингу, перспектива в будущем иметь более высокую квалификацию и соответственно хорошую зарплату. 7,1 % студентов не имеют никакой мотивации. В связи с этим важным направлением психологического сопровождения студентов является укрепление и стимулирование внутренней мотивации к инновационной деятельности через включения их в продуктивные виды деятельности с учетом их интересов, возможностей, устремлений,интерактивность методов и форм построения образования, через создание ситуаций выбора и переживания личного успеха. В качестве еще одного значимого критерия готовности к участию в инновационных преобразованиях вуза мы выделили способность студентов регулировать учебный стресс и сопутствующие ему переживания. В психологии давно установлен факт определяющей роли эмоций в процессе жизнедеятельности человека. Особенности эмоциональной сферы регулируют все внутриличностные процессы:определяют качество жизни, удовлетворённость от общения с окружающими, успешность в деятельности, состояние физического и психологического здоровья [5]. Молодой человек будет либо с интересом реагировать на новизну и с благоговением относиться к жизни и её неожиданностям, стремиться к личностному и профессиональному росту. Или, напротив, жизненные трудности будут содействовать закреплению незрелой идентичности, оформлению образа Я как «неудачника» и тогда он будет чувствовать себя беспомощным, неуспешным, направляя все силы не на личностный рост, а на самосохранение и самозащиту. Результаты исследования показали, что в среднем около 40 % студентов показали неадекватную ситуативную и личностную тревожность, которая проявляется как в открытой, так и в замаскированной форме («чрезмерного спокойствия»). Неспособность регулировать тревожные переживания в незнакомых ситуациях, хроническое прогнозирование опасностей и неуспеховусиливает переживания страха, сомнения в своей компетентности, и как следствие — избегание трудностей и рисков, неудовлетворенность всем предлагаемым, пассивное отношение к жизни. Поэтому психологическое сопровождение студентов в инновационном проекте должно быть направлено на укрепление внутренних ресурсов толерантностик тревоге и страхам: позитивного самовосприятия и уверенности в себе, личностной зрелости, свободного и творческого мышления, духовности. Для этого, прежде всего, необходимо включать в программу обучения специальных психологических учебных курсов и тренингов.

Читайте также:  Что вызывает чувство пустоты

Будущий педагог должен уметь анализировать собственную деятельность и личность, видеть свои недостатки и достоинства, уметь самостоятельно принимать решения.Один из лучших способов преодолеть личные и профессиональные ограничения является проведение личного swot-анализа. В ходе анкетирования мы попросили студентов выделить по пять качеств, проявляющихся в учебно-профессиональной деятельности и характеризующих их сильные, слабые стороны, возможности и страхи. Результаты анализа приведены в таблице.

Swot-анализ учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза, участвующих в инновационном проекте «Педагог будущего»

2.Знания, компетентность, опыт

3.Материальная обеспеченность 4. Помощь родителей

(Т) Угрозы, страхи

1.Нереализованность, невостребованность2. Низкая зарплата, дефицит материальных средств

Источник

Оцените статью