Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Искусство понимать себя и окружающих
Он любит что-то мастерить своими руками, хорошо чувствует себя в мире материальных ценностей, понимает свое место в нем, организует его вокруг себя.
Ему бывает легко понять принцип устройства машины, создать компьютерную программу, установить четкий порядок действий в любой конкретной работе.
(БЛ — преобладающая психическая функция)
Сознание интровертного логика конструирует воображаемую реальность, которая, по его мнению, должна соответствовать неким принятым им критериям. Он погружен в исследование и совершенствование этой реальности: его интересуют вопросы мироздания, порядка, иерархий. Он ищет свое место в этой системе, стремится почувствовать себя необходимым в этой структуре.
Он склонен всю информацию классифицировать на бумаге, составлять графики, планы и схемы. Любит что-нибудь собирать, коллекционировать, заносить в каталог, расставлять по полкам.
(ЧЭ — преобладающая психическая функция)
Это, как правило, человек открытых эмоций, которые он легко изливает на окружающих. Он также хорошо понимает чувства других и при необходимости может управлять этими чувствами (качества, свойственные, например, хорошему актеру).
Настроение экстравертного этика легко меняется на противоположное, при этом его поступки и стиль общения целиком зависят от настроения, под влиянием которого он в настоящий момент находится. Свои чувства он не считает нужным скрывать: свободное их выражение — естественный для него способ жизни.
Чувство долга, которого он вовсе не лишен, обязательно для него эмоционально окрашено; оно связано с сочувствием и сердечной привязанностью к конкретному человеку. И наоборот, ему трудно заставить себя что-нибудь сделать для человека, которого он не любит.
(БЭ — преобладающая психическая функция)
Поскольку интровертное сознание опирается на собственную установку, то здесь мы имеем дело с понятиями, относящимися к эмоциональной сфере, такими, как добро и зло, нравственность, справедливость, соблюдение традиций, совесть — словом, всем тем набором правил общения, которые выработало человечество на протяжении многовековой истории. Поэтому в сознании интровертного этика большое место занимают моральный долг и чувство ответственности. Хотя он — человек глубоких переживаний и сильных эмоций, но из-за интроверсии они таятся внутри. Поэтому представитель этого психотипа может выглядеть спокойным и даже бесстрастным, но это впечатление обманчиво. Он хорошо чувствует также и нюансы в настроении других людей, характер отношений между ними.
(ЧС — преобладающая психическая функция)
Его внимание постоянно обращено на все, что его окружает. Он во всем стремится «себя распространять», завоевывать все большие сферы: это может быть и физическое пространство, и авторитет, и слава, и власть над людьми. «Действие прежде всего!» — вот его девиз. Как правило, это человек решительный, напористый и энергичный, не уступающий другим завоеванных позиций.
Бурная физическая активность позволяет экстравертному сенсорику браться за множество дел, везде поспевать, во все вмешиваться. Такой человек — естественный лидер как у себя на производстве, так и в любой случайной компании.
(БС — преобладающая психическая функция)
Для человека этого типа очень важным является внутреннее представление о гармонии и соразмерности в окружающем мире. Критерий этой гармонии — приятные ощущения, которые он испытывает и к которым постоянно стремится. И он умеет создать вокруг себя обстановку, отвечающую этой потребности: комфорт и уют — это именно то, на что он в первую очередь обращает внимание в бытовой ситуации.
Он также чутко воспринимает ощущения своего тела и малейшие неполадки в нем.
У интровертного сенсорика бывают стойкие вкусовые, тактильные пристрастия, — которых он придерживается всю жизнь. Именно он — тот человек, который умеет ценить «маленькие радости» повседневной жизни.
(ЧИ — преобладающая психическая функция)
Представитель этого психотипа всегда открыт всему новому, необычному и удивительному. Он отличается чрезвычайно творческим складом характера, легко может почувствовать или увидеть значимость того или иного явления, будь то человек или неодушевленный предмет. В его голове возникает множество самых разных идей, часто он — изобретатель, новатор, исследователь, путешественник, романтический авантюрист.
(БИ — преобладающая психическая функция)
Главный фокус, на который направлено сознание интровертного интуита, — образ, созданный его собственным воображением. Все, что относится к реальному миру, — лишь повод, «строительный материал» для этого образа или отклик на него. Все остальное часто проскальзывает мимо сознания (отсюда — мнение об интровертных интуитах, как о чрезвычайно рассеянных людях). Созерцание собственной глубины — вот занятие, которому охотнее всего предается человек этого психотипа. Этим, однако, дело не ограничивается. Интровертный интуит улавливает не только воображаемое, но и реальное, но эта реальность — скорее метафизического, сверхчувственного свойства. Он может, например, обнаружить неожиданную прозорливость и предсказать результат какого-нибудь процесса, усмотрев его прямым образом. Неудивительно поэтому, что среди интровертных интуитов немало художественно одаренных людей (поэтов, живописцев, композиторов), а также замечательных религиозных деятелей (провидцев, пророков).
Самый же распространенный тип интровертного интуита — тип фантазера и мечтателя, склонного к некоторой идеализации действительности, не слишком хорошо к этой действительности приспособленного и не желающего с нею считаться (Ленский, Обломов, Манилов . ).
Как же конкретно мы могли бы представить себе поведение каждого из этих психотипов в реальной жизни? Вообразим себе такую ситуацию.
Туристическая группа — восемь человек — приблизилась к горной речке, неширокой, но довольно бурной, которую надо преодолеть. Весь вопрос — как. Если каждый из восьми представляет в своем лице один из охарактеризованных выше юнговских психотипов, то их поведение могло бы выглядеть приблизительно следующим образом:
— один из них немедленно стал бы давать указание всем, кто и чем, по его мнению, должен заниматься, и это, скорее всего, был бы экстравертный сенсорик — ЧС;
— самый предусмотрительный член группы, интровертный логик, предложил бы наиболее рациональный план переправы — БЛ;
— экстравертный логик сразу же занялся бы реализацией этого плана — ЧЛ;
— интровертный сенсорик воспользовался бы передышкой, чтобы удлинить слишком коротко затянутую лямку рюкзака, заодно сунуть за щеку шоколадку или сухарь — БС;
— интровертный этик — этот в полной готовности будет ждать указания, чтобы самым добросовестным образом его выполнить, а заодно помочь кому угодно и в чем угодно — БЭ;
— экстравертный интуит будет предлагать самые экстравагантные варианты разрешения ситуации (впрочем, серьезные люди предпочтут пропустить его фантазии мимо ушей) — ЧИ;
— экстравертный этик может повести себя самым разнообразным образом, например, ходить вдоль обрыва, глядя на бурные водовороты и восклицая что-нибудь вроде; «Ну, зверь речка! Вот это да!.» — ЧЭ;
— а человеком, который, будучи безучастным к мирской суете, будет стоять «на берегу пустынных волн. », окажется, вне всякого сомнения, интровертный интуит — БИ.
Итак, мы описали 8 основных психических функций. В приведенной ниже таблице мы даем, вместе с соционическими обозначениями функций, их краткую характеристику:
Деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология
Умозрительная структура, система, научные теории
Открытое эмоциональное воздействие, непосредственная эмоциональная реакция
Отношения между людьми, вопросы долга и морали, уважение к традициям и их соблюдение
Позыв к активному действию, экспансия, владение пространством, напористость
Гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствие
Способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности данного объекта
Предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство
Сформулировать основную программу, диктуемую каждой из восьми психических функций, — задача не простая. Дело в том, что конкретный вид этой программы будет неизбежно зависеть от личной истории каждого человека, то есть от условий его воспитания, уровня культуры, среды проживания и т. д. Поэтому каждая из сформулированных нами установок неизбежно носит весьма приблизительный, общий характер. Но она очерчивает общее направление, которое реализует сознание человека, принадлежащего к конкретному психотипу. В этом и состоит смысл программы.
Предлагаем читателю выбрать ту из них, которая ему кажется более всего подходящей для него лично. Если кто-то сделал это достаточно уверенно, то не исключено, что соответствующая функция является ведущей в психике этого человека.
ЧЛ — Реальность — прежде всего. Она состоит в том, что человеку для выживания необходимо качественно и эффективно трудиться, создавая материальные блага, и ценность любой идеи заключается в возможности ее практической реализации.
БЛ — Все в мире должно подчиняться определенному порядку и системе, как на работе, так и дома. Это — главный стержень жизни, от которого зависит все остальное: вынь его — и все рухнет. Необходимо понять эту систему, развить ее, усовершенствовать, найти в ней и свое место, и место другого объекта, как одушевленного, так и неодушевленного.
ЧЭ — Всеми поступками людей движут чувства, такие, как радость, гнев, ликование, обида и т. п. Именно ими определяется все, что делается людьми. Поэтому очень важно уметь управлять как своими чувствами, так и возбуждать их в других людях нужным образом.
БЭ — Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений. Главное — установить для себя их идеал, а также увидеть внутренним взором идеал личности, достойной поклонения и любви. И еще — нормы этики, морали и нравственности. Реальные отношения к людям должны быть согласованы с этими идеалами.
ЧС — Что бы ни говорили, но миром правит сила, и чтобы не быть задавленным другими, необходимо реализовать свои волевые качества. Полноценная жизнь есть активное действие, — «покой нам только снится»! Человек уверен, что любая сфера, где он реализует себя, требует его активного (часто — немедленного) вмешательства.
БС — Главное условие психического равновесия — это баланс, соразмерность, гармония во всем, что составляет окружение человека. Надо успеть получить как можно больше удовольствия, создавая эту гармонию повсеместно. Для нормальной жизни чрезвычайно важно хорошее физическое самочувствие, ощущение комфорта и уюта.
ЧИ — Самое интересное — узнать о новом замечательном событии, увидеть еще одну заманчивую возможность, познакомиться с интересной личностью, придумать небывалый проект. Мир полон загадок и тайн, которые очень хочется разгадать.
БИ — Главная ценность в мире — роскошные сады собственного воображения. Оно, это воображение, никогда не наскучит, ибо в нем так волшебно-легко появляются замечательные сюжеты, идеи, образы! С его помощью можно проникнуть и в глубину прошлого, и в туманные дали будущего, почувствовать окружающий мир в его целостности, уловить динамику и тенденции основных событий, угадать конечный результат.
Глава 2. Ведущий блок психотипа.
Основные психические тенденции восьми приведенных выше психотипов описаны у К. Г. Юнга, но в человеческой психике, несомненно, так или иначе присутствуют все 8 функций. Одна из них, как постулирует Юнг, преобладает над всеми остальными. А что же другие функции? Какова их роль?
Вспомним, что при рассмотрении двух дихотомических пар логика — этика и сенсорика — интуиция мы в каждой из этих пар нашли преобладание одной функции над другой.
А это означает, что сильных функций две: одна принадлежит одной дихотомической паре, а вторая — другой.
То есть психологический тип человека определяется не одной, а двумя сильными функциями, причем вторая, менее сильная, существует как бы в дополнение и для поддержки первой. Непременное условие — обе сильные функции должны быть разной «вертности» и принадлежать разным дихотомическим парам. Эта пара наиболее сильных функций в соционике носит название «ведущий блок».
Практически в упоминаемой книге Юнга этому предположению отводится не более страницы, оно брошено как бы вскользь и далее не развивается. Но из этого предположения неизбежно следует вывод: основных психотипов не 8, а 16 — по числу возможных сочетаний психических функций в ведущем блоке.
Именно этими психотипами и занимается соционика, исследуя их психические свойства и возможности их взаимодействия.
Еще несколько замечаний о свойствах ведущего блока.
Психические функции, в зависимости от их назначения у конкретного психотипа, распределены как бы по «каналам связи», и мы условно будем считать, что 1-й канал — это сфера действия самой сильной функции, а 2-й канал, соответственно, — сфера действия другой сильной функции. Следовательно, психические функции ведущего блока сосредоточены в 1-м и 2-м каналах.
Роль 1-го канала — программная, определяющая. Это та область, которая для индивида является главной, приоритетной, его непроизвольно влечет та сфера, которая заключена в области действия функции, занимающей 1-й канал. Часто она определяет и род его профессиональной деятельности, в ней он чувствует себя достаточно свободно и уверенно.
Свойства каждой из 8 психических функций, в случае их доминантности, мы уже определили выше. Эти же свойства, в основном, характеризуют личность. В частности, если функция 1-го канала экстравертна, то индивид проявляет качества экстраверта, и наоборот.
Что касается 2-го канала, то он выполняет другую задачу. Коротко ее можно сформулировать так: «Какой я должен избрать путь, чтобы осуществить программу 1-го канала?» Следовательно, 2-й канал — канал реализации, средство достижения программы самой сильной функции, расположенной в 1-м канале. Дело в том, что человек, при одной и той же главной установке сознания, может реализовать ее разными путями. Допустим, мы имеем дело с интровертным логиком, то есть БЛ — функция его 1-го канала. Но свои планы, свои схемы, свою стратегию он будет строить в зависимости от содержания своей второй сильной функции. Скажем, если это — волевая сенсорика, то целью человека может быть наведение порядка, установление власти, организация производства, создание иерархии и т. д. А если во 2-м канале окажется экстравертная интуиция? Тогда цель переместится из области предметной конкретики куда-нибудь в сферу философии, художественного творчества, психологических исследований и т. д. То есть основная программа — создание структуры — будет выполнена именно в сфере действия функции 2-го канала. Конечно, это не строго обязательно, жизнь заставляет человека принимать решения по самым различным поводам, но основная тенденция, конечно, все время будет сохраняться.
Прежде, чем обратиться непосредственно к характеристике психотипов, условимся об их названии. В соционической литературе здесь царит некоторая разноголосица. Мы должны условиться о том, какие названия для нас будут более предпочтительными и почему.
Названия психотипов в соционике сложились по нескольким основным вариантам. Первый — самый рациональный — обозначает обе функции ведущего блока и тем самым, вместе с названием, дает точную привязку к функциональной характеристике психотипа. Например, логико-сенсорный интроверт (см. предыдущий пример). Или: этико-интуитивный экстраверт. Что это означает? В первом случае это значит, что в ведущем блоке функция 1-го канала — интровертная (структурная) логика (БЛ), а функция 2-го канала — экстравертная (волевая) сенсорика (ЧС). Во втором случае, соответственно, — этика эмоций (ЧЭ) и интровертная интуиция (БИ).
Этот способ неудобен тем, что сами по себе названия, при всей их точности, довольно громоздки и лишены образной яркости. Тем не менее мы будем пользоваться ими при случае, через их аббревиатуру: ЛСЭ, ЭИЭ, ЛСИ и т.д.
Второй вариант названий (как и первый) был предложен создателем соционики Аушрой Аугустинавичюте. До сей поры он остается самым популярным, и объясняется это, вероятно, тем, что каждое название несет в себе соответствующий образ и легко запоминается. Это имена известных личностей — писателей, государственных деятелей, литературных героев, у которых были явно выраженные черты соответствующего психотипа: Дюма, Бальзак, Наполеон, Дон Кихот, Штирлиц. К сожалению, у этой системы названий, при всей ее образности, есть также свой существенный недостаток — привязка к конкретному образу, который влечет за собою ряд совершенно ненужных ассоциаций. К примеру, человек, узнав, что его психотип называется «Робеспьер» начинает, недоумевать: «Что же это означает? Неужели я могу быть таким же фанатичным и жестоким?» Или «Максим Горький», узнав о названии своего психотипа, вдруг приходит в негодование: «Что у меня может быть общего с писателем, который мне не нравится?» Приходится убеждать, что название психотипа не означает отождествления личности с тем или иным персонажем. Многие так и не могут примириться с этим: эмоциональный «след» имени слишком много значит для. них.
Третья система наименований психотипов, суть которой позаимствована у американских психологов, на первый взгляд кажется наиболее рациональной, хотя и она не свободна от недостатков. Согласно этой системе, обозначение каждого психотипа имеет в своей основе ключевое слово, определяющее одно из самых характерных для него качеств и, соответственно, — его социальную функцию. Эти названия чем-то напоминают дружеские прозвища, которые дают друг другу люди в свойских компаниях: «Лирик», «Гуманист», «Энтузиаст», «Инициатор» и т. д. Но и тут следует понимать, что, определяя психотип одним-единственным словом, мы не можем учесть даже главных его особенностей. Читателя не должно смущать, что название, к примеру, «Критик» как бы закрепляет за ним некоторое свойство, быть может, конкретно для него не характерное. Следует лишь помнить, что все вышеперечисленные названия психотипов весьма условны, — в конце концов, должны же мы как-то их называть!
В сводной таблице всех психотипов, а также в приложении в конце книги мы приводим все системы наименований, которые более или менее прижились в нашей литературе, однако, несмотря на критику, сами будем преимущественно пользоваться все же системой, предложенной Аушрой Аугустинавичюте, отдавая дань уважения создательнице соционики. Кроме того, система смысловых названий еще окончательно не установилась, и периодически появляются все новые и новые названия одних и тех же психотипов, предлагаемые разными авторами.
Нам осталось ввести еще четыре обозначения, на этот раз — групп психотипов.
Если две пары соционических функций — логика — этика и сенсорика — интуиция — изобразим в виде осей координат, то четыре части плоскости, образованные этими осями, могут символизировать четыре основные группы психотипов:
Источник