Проблема дифференциации эмоций и ее диагностика
Эмоции представляют собой обширную сферу психического. К настоящему времени сложилась точка зрения о том, что эмоции часто образуют противоречивое единство, рождают амбивалентные чувства.
По мнению С.Л.Рубинштейна, наличие полярности, напряжения, возбуждения или противоположных им эмоциональных переживаний вносит в эмоциональную сферу необходимую дифференциацию. Однако остается неизученным, для чего природа дала человеку такую дифференциацию, каковы ее механизмы, каким образом такое разнообразие эмоций структурируется, каким образом влияет на развитие, самочувствие и деятельность человека.
Цель исследования — определить механизмы дифференциации эмоций у детей разного пола и возраста. Выборка испытуемых составляет 1140 детей разного пола и возраста. С целью изучения особенностей процессов дифференциации эмоций и выявления влияния эмоций на развитие когнитивной сферы и креативности личности были использованы: Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А.Орехова); Прогрессивные матрицы Равенна; Тест Торренса; «Поленезависимость» Т.П.Хризман.
Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент. Новым является то, что нами были определены социальные категории, представленные в виде парных полюсов, составляющие субъективно змоционально-ценностную систему из пять блоков личностных отношений.
1) Базовый комфорт и благополучие (категории: «счастье — горе).
2) Личностный рост (категории: «справедливость — обида»).
3) Взаимоотношения или межличностные взаимодействия (категории: «дружба — ссора»).
4) Конструктивность в отношениях (категории: «доброта — злоба»).
5) Познавание мира (категории: «восхищение — скука»).
Процедура теста состоит из четырех серий раскрашивания.
В результате обобщения полученных данных было выявлено, что взаимодействие позитивных и негативных эмоций при определенных условиях может протекать по двум механизмам: амбивалентности и инверсии. В норме ребенок раскрашивает соответственно своим эмоционально-ценностным отношениям, дифференцируя во второй серии позитивные и негативные полюсы предложенных категорий.
В определенных случаях, если у детей одинаково актуализированы предложенные категории, они раскрашивают эти понятия в один цвет. Тогда взаимодействие позитивных и негативных эмоций протекает по механизму амбивалентности.
В других случаях взаимодействие позитивных и негативных эмоций происходит по механизму инверсии в блоках системы личностных отношений. В норме позитивный полюс эмоции должен преобладать над негативным, то есть отношение ребенка должно быть обозначено цветом, расположенным на более высоких уровнях цветового градусника, иметь более высокий балл после шкалирования. В случае актуализации негативного полюса категории и снижения эмоциональной ценности позитивного полюса у ребенка происходит инверсия в определенном блоке системы личностных отношений.
В результате анализа полученных данных было выявлено, что во всех возрастных группах и у мальчиков и девочек наблюдается наличие детей 4 групп, имеющих различные сочетания амбивалентности, инверсий и их отсутствия в эмоциональной сфере:
1 — дети, у которых не оказалось амбивалентности и инверсий, так называемые дети с дифференцированной эмоциональной сферой;
2 — дети, у которых проявилась амбивалентность, так называемые дети с недостаточно дифференцированной сферой;
3 — дети, у которых при раскрашивании не обнаружилось амбивалентности, но проявились инверсии, — дети, у которых нарушена дифференциация положительного и отрицательного полюса эмоций;
4 — дети, у которых при раскрашивании обнаружились и амбивалентность и инверсии, так называемые дети недифференцированной эмоциональной сферы.
Сравнительный анализ интеллектуальных показателей детей по Равену и креативности по Торренсу в выявленных группах показал, что самый высокий уровень невербального мышления имеют дети 1 группы, не имеющие амбивалентности и инверсий в эмоциональной сфере. К 1-й группе близки по интеллектуальным показателям и креативности дети 2-й группы, имеющие амбивалентность. Две другие группы детей, инвертированные и амбивалентно-инвертированные, имеют более низкие показатели интеллектуальной и креативной сферы.
Источник
Домики. (Орехова)
методическая разработка
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domiki._orehovava.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Для проведения методики необходимы следующие материалы:
- Лист ответов
- Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:
Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:
Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.
При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.
Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:
с положительным отношением к школе
с амбивалентным отношением
с негативным отношением
Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.
Далее заполняется сводная таблица . Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:
достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)
частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)
недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)
Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.
И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.
Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:
недостаточный (или дезадаптация)
Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:
первоклассников с недостаточным уровнем адаптации
первоклассников с частичной адаптацией
Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.
Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.
Источник