Сфера читательских эмоций вопросы

Читательское восприятие у младших школьников
статья по чтению

Способы выявления восприятия можно разделить на две группы.

Скачать:

Вложение Размер
prakticheskoe_zadanie_1.docx 17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Способы выявления восприятия можно разделить на две группы.

1. Невербальные способы

К ним относят иллюстрации и другие виды художественных изделий (лепка, макеты и т.п.), выполненные читателем к произведению или его эпизоду.

2. Вербальные способы

1) Ответы на вопросы, активизирующие работу всех сфер читательского восприятия. Обычно составляется анкета, в которую включаются вопросы на все уровни по каждой сфере (8–10 вопросов). Вопросы репродуктивного характера не задаются, т.к. отвечая на вопросы аналитического характера, читатель продемонстрирует, на каком уровне осмысления он находится.

2) Самостоятельная постановка читателем вопросов к прочитанному произведению и ответы на них. Этот прием позволяет увидеть, что привлекает внимание читателя, какие проблемы и аспекты текста его интересуют и как он осмысляет произведение.

3) Творческая исполнительская деятельность читателя. Качество восприятия проявляется и в выразительности чтения произведения, и в исполнении учеником роли в инсценировке.

Следует иметь в виду, что наиболее точную и объективную картину восприятия произведения младшим школьником можно получить, сочетая вербальные и невербальные способы или анкетирование с исполнительской деятельностью читателя, т.к. младший школьник еще недостаточно умеет выражать свои впечатления и объяснять свои оценки с помощью слов.

  1. Результаты работы сфер читательского восприятия.

Рассмотрим подробнее, как и в чем проявляются результаты работы каждой сферы восприятия.

1. Сфера читательских эмоций

Эмоции– это непосредственные чувственные реакции читателя, вызванные изображением в художественном тексте. К эмоциям относят отзывы о персонажах, оценки их поступков. Эмоции читателя могут проявляться как в вербальной (словесной) форме, так и в невербальной или вербально-невербальной форме.

2. Сфера воображения

Результаты работы читательского воображения проявляются в ответах на вопросы и в выполнении заданий на конкретизацию словесных образов: в рисунках, в сочинениях-описаниях, в сочинениях продолжений к произведениям, созданию «пропущенных» эпизодов, т.е. тех событий, которые могли произойти с героями в промежутках между описанными автором, и т.п.

3. Сфера осмысления художественной формы

Качество осмысления художественной формы обнаруживается в вопросах читателя к тексту и в ответах на вопросы, в рисунках – их композиции, образах, деталях, в точности перевода словесных художественных образов в зрительные, в точке зрения, с которой иллюстратор изображает мир.

4. Сфера осмысления содержания

Качество осмысления содержания проявляется в ответах на вопросы, в постановке вопросов к тексту, в словесной интерпретации произведения (сочинения), в рисунках, в исполнительской деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило.

Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология).

В начальных классах учащиеся постоянно работают с картиной, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках математики, развития речи, окружающем мире и др. Следовательно, учитель начальных.

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф.

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли — сад — начальная школа)./ Под ред. Л.И. П.

«Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека. » — пишет Д.Шостакович. Именно духовное общение младших школьников с искусстом позволяет формировать у детей мироощущение, миропониман.

Статья, в которой учитель начальных классов делится своим опытом работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников.

Источник

Сфер читательского восприятия.

О качестве восприятия произведения многое можно узнать с помощью специально составленных и расположенных в опре­деленной последовательности вопросов. В методике их на­зывают вопросами на восприятие. Вопросы в анкете на восприятие не случайны, они должны затрагивать самые яркие компоненты произведения, самые важ­ные его проблемы и помогать ребенку осмыслить художественный текст.

1. Вопросы, активизирующие работу эмоциональной сферы. Цель «эмоционального» вопроса — проверить, насколько активны эмо­циональные реакции читателя и насколько они адекватны автор­ским намерениям, т.е. совпадают ли читательские оценки героев, их поступков с авторскими, откликается ли читатель на эмоцио­нальную атмосферу стихотворения, эпизода или сцены, какие со­бытия или переживания героя вызывают у читателя эмоциональ­ный отклик, реагирует ли читатель только на содержательные ком­поненты произведения или испытывает эмоциональное воздей­ствие его художественной формы:

С каким настроением вы закончили читать сказку Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?

Было ли вам страшно, когда вы читали эпизод появления охотника в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?

Кому из героев рассказа В.Ю.Драгунского «На Садовой большое движение» вы сочувствовали?

Иногда рядом с «эмоциональным» вопросом добавляют воп­рос «почему?», который требует от читателя объяснения своих реакций. «Почему?», конечно, активизирует сферу осмысления,так как читатель должен соотнести свои чувства с содержанием произведения и его художественной формой, т.е. понять, чем они вызваны. Но учителю такие объяснения детей необходимы, пото­му что помогут определить, насколько точны читательские эмо­ции, что именно заставило ребенка переживать, сочувствовать или это оттолкнуло, вызвало негативные реакции — художественная форма и содержание текста или детский жизненный опыт, опи­раясь на который ребенок отталкивается от авторского текста и наполняет его своими переживаниями, а потому дает искаженные эмоциональные оценки.

2. Вопрос на уровне стилистической детали. Неопытные читатели пробегают мимо художественных деталей, что сказывается и на их восприятии отдельных эпизодов. Вопрос привлечет внимание читателя к важному элементу худо­жественной формы и заставит задуматься над его ролью в тексте. При составлении вопросов вни­мание читателя мы привлекаем не к событийным деталям, а к языковым изобразительно-выразительным средствам. Так, вопрос «Почему князь Гвидон превратился сначала в комара, потом в муху, а затем в шмеля?» мы должны отклонить и предпочесть ему такой: «С какой целью Пушкин, описывая чувства Гвидона-мухи, слушающего рассказ ткачихи о тридцати трех богатырях, в трех строках неоднократно повторяет слова с буквой «з»?». В этом ва­рианте вопрос нацеливает читателя на осознание роли звукописив художественном тексте. Примеры:

Почему в стихотворении А.А.Фета «Печальная береза у моего ок­на. » наряд березы назван «траурным»? (Осмысляется роль эпитета.)

Почему лиса в сказке «Лиса и тетерев» называет тетерева «тетеревочек», «дружочек», а не «тетерев» и «друг»? (Осмысляется роль уменьши­тельно-ласкательной лексики.)

Какое слово используется в сказке «Петушок и бобовое зернышко» для обозначения движения курочки? Почему именно так говорится? (Ос­мысляется выбор слова из синонимического ряда.)

3. Вопросы на активизацию воображения чита­теля — воссоздающего и творческого.. Ответом на них должно стать либо описание героя, пейзажа, интерьера, декораций к спектаклю, иллюстрации к эпизоду, обложки к книге, либо повествование о событиях, которые могли бы произойти с героями в дальней­шем, или о тех, о которых не рассказал повествователь, но чита­тель может их воссоздать в своем воображении. Например, в рас­сказе В.Драгунского «Он живой и светится. » ничего не гово­рится о том, как и когда папа подарил Дениске самосвал, но читатель может, опираясь на отдельные детали авторского пове­ствования, придумать этот эпизод.

Вопросы, активизирующие воображение читателя, особенно трудно подобрать к лирическим стихотворениям. На помощь учителю в таких ситуациях приходят невербальные способы выявления восприятия, прежде всего ри­сунки к стихотворению. В том случае, если пейзаж создан лишь с помощью немногочисленных деталей, можно предложить детям описать то, что они увидели, услышали, ощутили, читая стихо­творение.

Обычно ответ ребенка на вопрос, активизирующий сферу во­ображения, показывает учителю, на каком уровне осуществи­лась эта работа:

если в ответе использованы только авторские детали и ребенок не создает целостное изображение, то мы го­ворим о воссоздающем воображении;

если же к авторским дета­лям читатель добавляет новые и достраивает образ до целостно­го, то мы говорим о включении творческого воображения.

Сохранение связи читательского описания с авторскими деталями и общим на­строением эпизода или стихотворения — свидетельство адекват­ности работы воображения авторским намерениям, способно­сти ученика подчинить свое воображение чужой (в данном случае авторской) воле (произвольность воображения):

Каким вы представляете себе лесного царя в балладе И. В. Гёте «Лес­ной царь»?

Какой вы представляете себе мастерскую, в которой работал Прошка — герой рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»?

Какую иллюстрацию вы бы сделали к эпизоду сражения со шляпой (рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа»)? Опишите ее подробно.

О чем мог думать мальчик — герой стихотворения Э. Мошковской «Первая двойка», — увидев всюду «номер два»?

4. Вопросы на осмысление содержания (на анали­тическом уровне, так как задавать «репродуктивные» вопросы в анкете не имеет смысла). Ответ ученика всегда покажет учителю, пытается ли он размышлять, анализировать текст или сбивается на его пересказ. Если объем произведения невелик, то достаточно одного «аналитического» вопроса, если же произведение много­плановое, композиционно сложное, то можно увеличить количе­ство таких вопросов до двух-трех:

Можно ли назвать героев рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа» трус­ливыми? Обоснуйте свой ответ.

Как и почему меняется настроение Дениски в рассказе В.Драгун­ского «Он живой и светится. »?

Осуждает ли автор отца Нади за то, что тот исполнил желание дочери (рассказ А. И. Куприна «Слон»)?

Почему князю Гвидону из сказки А.С. Пушкина удалось добиться того, чтобы его отец приплыл к нему на остров?

5. Вопросы на осмысле­ние композиции. Анализу может быть подвергнут любой композиционный элемент, но целесообразно выбирать наиболее яркие, значимые компоненты, осознание роли которых максимально приблизит ребенка и к по­стижению содержания:

Почему сказ П. П. Бажова называется «Каменный цветок»?

Сколько смысловых частей в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа»? Придумайте название для каждой части.

Почему рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа» начинается с сообще­ния о котенке и упавшей на него шляпе?

6. Вопросы концептуального характера, нацеливающие учеников на осмысление художественной идеи про­изведения. Прежде всего, необходимо самому сформулировать идею произведения и попро­бовать перевести ее в вопрос. Возможно, вам поможет совет: не ищите вопрос в содержании произведения, он найдется лишь тог­да, когда вы доберетесь до подтекста, подниметесь на уровень обобщения содержания, за конкретными поступками, события­ми, характерами увидите авторскую мысль о мире в целом — при­роде, людях, об обществе, о добре и зле:

Что помогло героям пушкинской «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» воссоединиться и одолеть зло?

Почему в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер возвращается к людям?

Почему выздоровела Надя в рассказе А. И. Куприна «Слон»?

Последовательность и количество вопросовне опре­деляются строго, но в ней должна быть логика: от эмоций к концепции. Задача— не только выявить особенности вос­приятия произведения, но и помочь ребенку открыть смысл про­изведения, т.е. каждый вопрос — это шаг вперед, сту­пенька к смыслу, к идее текста.

Важно: одинвопрос может активизировать несколько разных сфер или разные уровни одной и той же сферы.

Наши оценки всегда субъективны и зависят от научной подго­товки, опыта и одаренности. Поэтому так важен подробный, каче­ственный анализ детских работ, а не формальное отнесение вос­приятия к тому или иному уровню.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Сфера читательских эмоций

Сферы читательского восприятия

Читательского восприятия

Сферы читательского восприятия. Способы выявления

В методике преподавания художественной литературы условно выделяются три сферы читательского восприятия, от активной работы которых зависит конечный результат читательской дея­тельности — осмысление и интерпретация произведения:

1) сфера читательских эмоций;

2) сфера воображения (способности к конкретизации словес­ного образа и предвидению, прогнозированию);

3) сфера осмысления, в которой условно выделяют две состав­ляющие: осмысление содержания и осмысление художественной формы.

В процессе чтения все сферы взаимодействуют между собой, поэтому такое разделение процесса на составляющие элементы достаточно условно.

Под полноценным восприятием будем понимать результат чи­тательской деятельности, заключающийся в сопереживании читателя героям произведения и его точных эмоциональных реакциях на их поступки; в адекватном авторским намерениям воспроизведении в воображении художественных образов и в достраивании их до целост­ных; в понимании характеров персонажей, их отношений друг с дру­гом и миром в целом, причин и последствий их поступков и точной их оценке; в понимании авторского отношения к ситуациям, к персо­нажам и их поступкам, к социуму и причин изменения этого отноше­ния; в понимании авторской позиции и художественной идеи произ­ведения.

Читательские эмоции — это чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного про­изведения:

1. Эмоциональные читательские реакции на содержание произ­ведения. Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, поступками, ситуациями, в которых оказываются персонажи, образами природы и т.п. Так, герой может нравиться, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие, другие герои могут отталкивать читателя. Оценки, которые мы даем персонажам, во многом зависят от нашего эмоционального восприятия: одним мы готовы все простить и оправдать даже неблаговидные их по­ступки, с других же спрашиваем без снисхождения.

2. Эмоциональные читательские реакции на художественную форму произведения, мастерством писателя (Эчф) — красотой слова-образа, ритмом, звуковыми сочета­ниями, оригинальностью построения образа и т.п. Они прояв­ляются, например, в таких оценках: «Как красиво написано! Как нежно звучат эти строки! Этот ритм заставляет подняться и броситься в бой! Стихотворение завораживает. Читая, я вижу все так, словно сам побывал на месте действия. Мне даже хо­лодно (жарко) стало. У меня у самого закружилась голова. »

Роль эмоциональной сферы в восприятии литературы велика, потому что, только пережив какое-то событие, мы запоминаем его, включаем в свой опыт. Очень важно, какие эмоции испыты­вает читатель, насколько они точны, адекватны тем, какие наме­ревался вызвать у читателя автор, и насколько они сильны, т.е. захватывают ли они читателя.

Но неадекватные эмоции могут сыграть отрицательную роль. Критериями оценки работы эмоциональной сферы являются ак­тивность и точность (адекватность авторским намерениям) читатель­ских эмоций.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Если рано встаю плохо себя чувствую
Оцените статью