- Контрольные диктанты за I полугодие
- БЛОК I
- Вместо предисловия
- 5-й класс
- Задания
- 6-й класс
- Задания
- 7-й класс
- Задания
- 8-й класс
- Задания
- БЛОК II
- 8-й класс
- Задания
- 9-й класс
- Задания
- 9-й класс
- Задания
- Карточки по русскому языку 8 класс. односоставные предложения
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Контрольные диктанты за I полугодие
БЛОК I
Вместо предисловия
У каждого учителя за годы работы складывается определенный круг любимых контрольных диктантов, с помощью которых можно проверить усвоение изученных орфографических и пунктуационных правил. Источники таких текстов самые разнообразные: специальные сборники, пособия, материалы газет и журналов по русскому языку. Подобранные в них тексты отвечают предписанным нормам (количество слов, орфограмм и проч.), но зачастую однотипны (описание осенней, зимней, весенней природы, животных или архитектурных памятников, рассказы об охотниках, рыбаках, путешественниках и туристах), а потому скучны и вызывают только одну реакцию у наших учеников: «Опять про осень!». Язык таких диктантов странен: в текстах для 5–6-х классов почти нет сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов, сравнительных конструкций, уточнений, а учеников встречают неизменные небольшой дом, неглубокий пруд, вечерний свет, тишь, синь и легкий морозец. И возникает ощущение, что русский язык не велик и могуч, а, наоборот, сер и куц. Найти интересные тексты, написанные живо и ярко, можно в художественных и научно-популярных произведениях: отрывки из книг, которые мы уже прочитали и собираемся прочесть с детьми в классе, фрагменты статей из энциклопедий, справочников, словарей не только по литературе или русскому языку, но и по другим школьным предметам. Однако они, как правило, большие по объему, в них мало необходимых орфограмм и пунктограмм или, наоборот, слишком много «трудных случаев». Поэтому приходится вмешиваться в авторский текст и «редактировать» его, что приводит к полному искажению языка произведения (таковы диктанты для 5-го и 7-го классов; их источник – Марк Твен. Принц и нищий. Пер. с англ. К.Чуковский и Н.Чуковский, М., 1992). И все равно не удается избежать слов с еще не изученными орфограммами; такие слова мы пишем на доске или исправляем, но не засчитываем ошибки. В предлагаемых контрольных диктантах для 6-го и 8-го классов мы попытались сохранить авторскую манеру повествования, позволив себе только сократить или объединить некоторые предложения, а в 6-м классе – досочинить первую и последнюю фразы. Все остальные слова и выражения остались без изменений, такими, как в книге: Джером К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки. Пер. с англ. М.Донского. М., 1984. Следует прочитать и обсудить с ребятами выбранный вами текст целиком, а продиктовать из него только фрагмент, к которому предлагается грамматическое задание. При желании можно отказаться от грамматического задания, записав диктант полностью.
5-й класс
Обед кончается. Главный лорд подносит Тому неглубокую чашу из чистого золота. Чаша украшена орнаментом из чудесных растений и наполнена ароматной розовой водой для полоскания рта и омовения рук. Наследственный подвязыватель салфетки бесшумно встает за креслом принца и держит наготове большое полотенце. Том в недоумении рассматривает таз. Потом берет его в руки, подносит к губам с самым серьезным видом, отпивает глоток и возвращает золотую посудину лорду, который стоит на цыпочках у стола и не смеет предложить свою помощь принцу. «Нет, милорд, это мне не по вкусу. Запах приятный, но крепости нет никакой», – говорит Том.
Задания
1. Выполните синтаксический разбор предложения Главный лорд подносит Тому неглубокую чашу из чистого золота.
2. Выполните морфологический разбор существительных:
3. Выполните морфемный разбор слов:
1-й вариант: подносит, ароматной;
2-й вариант: предложить, неглубокую.
4. Запишите транскрипцию слова бесшумно и дайте характеристику согласным звукам в этом слове.
5. Укажите спряжение глаголов в сложном предложении.
6-й класс
Учитель читает весь текст, но диктует только выделенные предложения (при желании можно продиктовать текст целиком и не давать грамматическое задание).
Если ученики пропустят запятые, указывающие на конец придаточного предложения, такие ошибки можно признать негрубыми, а лучше вообще не засчитывать.
Когда заря окрасила полнеба бледно-розовым цветом, мы поставили чайник на спиртовку в носовой части лодки и удалились на корму.
Единственный способ заставить чайник закипеть – это не обращать на него внимания. Если он заметит, что вы с нетерпением ждете, чтобы он закипел, он даже зашуметь не подумает. Надо сделать вид, как будто вы и не собираетесь пить чай. Ни в коем случае не следует оглядываться на чайник, тогда вы скоро услышите, как он раздраженно фыркает, плюется и желает напоить вас чаем. Если вам некогда, то неплохо громко переговариваться друг с другом о том, что вы не помышляете о чаепитии. Вы располагаетесь невдалеке от чайника так, чтобы он мог вас слышать, и громогласно заявляете: «Я не хочу чаю, а ты, Джордж?». Джордж кричит в ответ: «Да ну его, лучше выпьем лимонаду». После таких слов чайник немедленно начинает кипеть ключом.
Мы применили эту невинную хитрость и вскоре пили ароматный чай из глиняных кружек, обсуждая новости из французской газеты.
(155 слов, в выделенном фрагменте 105 слов)
Задания
1. Объясните написание слов:
1-й вариант: заря, французской (газеты), (о) чаепитии, располагаетесь;
2-й вариант: бледно-розовым (цветом), выпьем, ключом, невинную (хитрость).
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор прилагательного, определите его разряд:
Выпишите из текста прилагательное другого разряда, укажите его непостоянные признаки.
3. Выполните синтаксический разбор предложения: Когда заря окрасила полнеба бледно-розовым цветом, мы поставили чайник на спиртовку в носовой части лодки и удалились на корму.
4. У глаголов в настоящем времени выделите окончания и определите спряжение.
7-й класс
Неожиданно кончик его носа сморщился. Лорды, не дремлющие ни минуты, бросаются к Тому с огорченными лицами, умоляя сказать, что случилось. Том, еле сдерживая слезы, выступившие на глазах, говорит: «Милорды, у меня мучительно чешется нос. Каковы обряды и обычаи, соблюдаемые здесь в подобных случаях? Пожалуйста, поспешите с ответом, я просто не в силах терпеть!». Никто не улыбается его словам, лица у всех грустны и озабоченны. Ведь в Англии нет ни одного наследственного щекотальщика королевских носов, а притронуться к священной особе государя никто не смеет. Тем временем едва сдерживаемые слезы выходят из берегов и текут у Тома по щекам. Его нос чешется все сильней и сильней. Наконец природа опрокидывает все преграды придворных приличий, и Том, мысленно прося о прощении, облегчает сокрушенные сердца приближенных, почесав свой нос собственноручно.
Задания
1. Выпишите и разберите по составу:
1-й вариант: по одному действительному причастию настоящего и прошедшего времени;
2-й вариант: по одному страдательному причастию настоящего и прошедшего времени.
2. Подчеркните все деепричастные обороты как члены предложения.
3. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.
8-й класс
Учитель читает весь текст, а диктует только первые два абзаца (при желании его можно продиктовать целиком и не давать грамматическое задание).
Если ученики пропустят в первом абзаце запятые, указывающие на конец придаточного предложения, такие ошибки можно признать негрубыми, а лучше вообще не засчитывать.
Утро нашего отъезда было теплым и солнечным, и нас трудно было обескуражить леденящим кровь пророчеством Джорджа, вычитавшего в газете о том, что «барометр падает», «область пониженного давления распространяется на южную часть Европы». Убедившись, что он не способен привести нас в отчаяние и только попусту теряет время, Джордж стянул папироску, которую я заботливо свернул для себя, и вышел. А мы с Гаррисом, покончив с тем немногим, что еще оставалось на столе от завтрака, вынесли наши пожитки на крыльцо и стали ждать кэб.
Вещи, сложенные в одну кучу, имели довольно внушительный вид. Тут был и большой кожаный саквояж, и две корзины для провизии, и тюк с пледами и четырьмя пальто, и дыня в отдельном мешочке, и японский бумажный зонтик, и сковородка, которая из-за длинной ручки никуда не влезала.
Свободный кэб все еще не появлялся, но зато вокруг нас стала собираться толпа, заинтересованная зрелищем, и люди спрашивали друг у друга, что происходит. Образовалось две партии. Одна, состоящая из молодых и легкомысленных зрителей, держалась того мнения, что это свадьба, и считала Гарриса женихом. Другая, куда вошли пожилые и солидные джентльмены, склонялась к мысли, что это похороны и я, вероятно, брат усопшего. Наконец мы увидели пустой кэб, втиснули в него самих себя и свои пожитки и тронулись в путь, провожаемые криками «ура!» и ликованием толпы.
(210 слов, в первом и втором абзацах 126 слов)
Задания
1. Подчеркните в первом абзаце основы, укажите вид каждого сказуемого.
2. Графически объясните знаки препинания в предложении: Тут был и большой кожаный саквояж, и две корзины для провизии, и тюк с пледами и четырьмя пальто, и дыня в отдельном мешочке, и японский бумажный зонтик, и сковородка, которая из-за длинной ручки никуда не влезала.
3. Выполните синтаксический разбор предложения: Вещи, сложенные в одну кучу, имели довольно внушительный вид.
А.В. ВОЛКОВА,
школа № 57,
г. Москва
БЛОК II
8-й класс
В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет поди мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя…
(В.Астафьев. Васюткино озеро)
(143 слова)
Задания
1. Выполните синтаксический разбор предложения:
1-й вариант: Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег;
2-й вариант: Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.
2. Подчеркните в тексте:
1-й вариант: составное именное сказуемое;
2-й вариант: составное глагольное сказуемое.
3. Выпишите из текста:
1-й вариант: безличное предложение;
2-й вариант: неопределенно-личное предложение.
9-й класс
Сентиментальную и доверчивую толпу можно убедить в том, что театр в настоящем его виде есть школа. Но кто знаком со школой в истинном ее смысле, того на эту удочку не поймаешь. Не знаю, что будет через пятьдесят, сто лет, но при настоящих условиях театр может служить только развлечением. Оно отнимает у государства тысячи молодых, здоровых и талантливых мужчин и женщин, которые, если бы не посвящали себя театру, могли бы быть хорошими врачами, хлебопашцами, учительницами, офицерами. Оно отнимает у публики вечерние часы – лучшее время для умственного труда и товарищеских бесед. Не говорю уж о денежных затратах и о тех нравственных потерях, какие несет зритель, когда видит на сцене убийство или клевету.
Катя же была совсем другого мнения. Она уверяла меня, что театр, даже в настоящем виде, выше аудиторий, выше книг, выше всего на свете. Никакое искусство и никакая наука в отдельности не в состоянии действовать так сильно и так верно на человеческую душу, как сцена, и недаром поэтому актер средней величины пользуется в государстве гораздо большей популярностью, чем самый лучший ученый или художник.
Задания
1. Выполните синтаксический разбор:
1-й вариант: 1-го предложения;
2-й вариант: 2-го предложения.
2. Подчеркните в тексте:
1-й вариант: составное именное сказуемое;
2-й вариант: составное глагольное сказуемое.
9-й класс
Сейчас ночь. Ночью особенно чувствуешь неподвижность предметов: лампы, мебели, портретов на столе. Изредка за стеной в водопроводе всхлипывает, переливается вода, подступая как бы к горлу дома. Ночью я выхожу погулять. В сыром, смазанном черным салом берлинском асфальте текут отблески фонарей; в складках черного асфальта – лужи; кое-где горит гранатовый огонек над ящиком пожарного сигнала. Дома как туманы, на трамвайной остановке стоит стеклянный, налитый желтым светом столб, и почему-то так хорошо и грустно делается мне, когда в поздний час пролетает, визжа на повороте, трамвайный вагон: отчетливо видны сквозь окна освещенные коричневые лавки, меж которых проходит против движенья, пошатываясь, одинокий, словно слегка пьяный, кондуктор с черным кошелем на боку.
Странствуя по тихой, темной улице, я люблю слушать, как человек возвращается домой. Сам человек не виден в темноте, да и никогда нельзя знать наперед, какая именно парадная дверь оживет, со скрежетом примет ключ, распахнется, замрет на блоке; ключ с внутренней стороны заскрежещет снова, и в глубине, за дверным стеклом, засияет на одну удивительную минуту мягкий свет.
(По В.Набокову)
(162 слова)
Задания
1. Выполните синтаксический разбор предложения Странствуя по тихой, темной улице, я люблю слушать, как человек возвращается домой.
2. Подчеркните в тексте придаточное определительное предложение.
3. Выпишите из текста:
1-й вариант: составное именное сказуемое;
2-й вариант: составное глагольное сказуемое.
В.Г. СТРЕЛЬЧЕНКО,
школа № 1,
г. Железнодорожный
Источник
Карточки по русскому языку 8 класс. односоставные предложения
Карточки по русскому языку
Тема «Односоставные предложения»
Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.
1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками.
2. Собирают клюкву поздней осенью .
3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь.
4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам .
5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле.
6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня .
7. Другого сторожа на место Антипича не назначили.
8. Темнело быстро, по-осеннему.
9. В лесах было холодно.
10. Документов при нём не найдено.
11. В комнате свечи нет.
. 12. Снег и чайки.
13. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам.
14. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам .
15. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру .
16. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка!
17. В мезонине уже натоплено.
18. Вообще там денег тратить не любили.
19. Только давай выйдем как можно пораньше!
20. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете.
21. Звон отбиваемых кос.
22. На следующий день судьи не стало.
23. Вот опальный домик.
24. В такой чащобе нет ни одной тропинки.
25. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге.
Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.
2.Ночью особенно чувствуешь неподвижность предметов.
3. Молоко привезли рано сегодня.
4. Приходи сегодня вечером ко мне.
5. Счастливее меня на свете человека нет.
7. Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.
8. Мне жаль расставаться с тобой.
9. У меня нет ни копейки.
10. Тяжко нам было под вьюгами
Зиму холодную спать…
11. Расскажите мне что-нибудь.
12. Знаю, что шутишь.
13. Дождь над вокзалом.
14. Воротись, поклонись рыбке!
15.Хлестало в стекла дождиком косым.
16.Не знаю, понравится ли это отцу.
18. У нас сорвало обе мачты и все паруса.
19. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
20. Хочу записаться в секцию плавания.
22. Перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.
23. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.
24. В кухне зажгли огонь.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-718066
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Российские студенты стали чемпионами мира по программированию
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник