Сестринский процесс при стрессе

Помощь при стрессе

Помощь при стрессе и после стрессового воздействия на психику человека требует особых, индивидуальных решений. Это связано не только с индивидуальными особенностями формирования и становления нервной системы. Следует учитывать и особенности окружения человека, его привычной среды, привычек и социальные факторы.

Помощь при стрессе — горячая линия +74951350109

Звоните, мы помогаем в самых тяжелых ситуациях. Наше лечение подбирается строго индивидуально и не нарушает привычного ритма жизни. Мы используем новейшие разработки восстановительной терапии. Наши терапевтические программы работают всегда!

Зачем нужна помощь при стрессе?

Стресс — это деструктивная реакция организма на конфликт между объективной и субъективной реальностью. По сути, это защитная реакция организма. Однако, это может серьёзно навредить психической деятельности человека.

Каждый день человек испытывает на себе воздействие различных физических и психических факторов. Жизнь — это процесс, в ней постоянно что-то меняется. И наша психическая деятельность направлена на встраивание новых элементов в нашу реальность. Мы делаем это каждую секунду. Здоровая личность быстро и конструктивно приводит в соответствие субъективные и объективные факторы, сохраняя общую картину мира. Это называется в обществе целостной личностью.

Последствия стресса могут сформировать более сложные психические расстройства. Это связано с тем, что в момент стрессовой нагрузки головной мозг работает в режиме перегрузки. Может произойти срыв высшей нервной деятельности, даже с изменением обменных процессов головного мозга. Поэтому квалифицированная помощь при стрессе необходима практически каждому человеку.

Причины стресса

Наша зона комфорта сохраняется только тогда, когда есть согласованность между внутренним и внешним. Но бывает, что несколько новых факторов появляются одновременно и они резонируют, либо возникает один фактор, но очень значительный. В связи с этим человек становится неспособным быстро сориентироваться в ситуации и привести ее в соответствие со своим внутренним представлением о мире. И тогда неразрешенный конфликт приводит к стрессу.

Почему у диких животных не бывает подобных переживаний?

Животное не разделяет вещи на объективные и субъективные, у него нет двойственности и, соответственно, не возникает внутреннего конфликта. В любой ситуации оно делает все, что зависит от его физических способностей: может убежать либо покусать врага, уйти от холода, направить все силы на поиск пищи и воды. Зверь однозначно оценивает окружающую ситуацию, свои силы и место в общественной иерархии, так как опирается на свой опыт, а не на логику (абстрактный ум). Он не рассуждает, почему он находится внизу иерархической лестницы, а пробует пробиться наверх, путем определенных ритуалов и схваток с соплеменниками.

Человек же более развитое существо. У него есть представление об идеале (часто навязанном) и собственные индивидуальные потребности. Также его ограничивают культурные и моральные рамки: нормы, правила, запреты, требования, сложившийся этикет, долг перед близкими или Родиной, психологический гнет и т. д. Все это, время от времени, приводит к конфликту интересов. Ребенок захотел на уроке в туалет, но боится строгого учителя или есть страх публичного заявления. Он терпит и не поднимает руки.

Требуется ли ребенку помощь при стрессе?

У ребенка возникает конфликт между его объективным знанием, что сходить в туалет это вполне доступно и легко, и искажением воспитания из-за своих субъективных установок. Ему предстоит принять решение: потерпеть до конца урока и признать себя слабаком, либо открыто заявить перед всем классом о своей потребности. Если он продолжает метаться между двумя решениями — возникает психологическое давление.

Возьмем другую ситуацию — неизлечимую болезнь. В идеале, при неизлечимой болезни, мозг перестраивает свою деятельность, чтобы справиться с ситуацией: вырабатывает обезболивающие вещества (боль, как защитный фактор уже не нужна организму) и постепенно готовит организм к умиранию, поэтапно отключая органы тела. Либо он решает бороться за жизнь любой ценой и тогда организм тоже начинает вырабатывать все необходимые лечебные факторы для выздоровления.

Но, необходимо помнить, что нервная система у ребенка ещё не окрепшая и большие стрессовые нагрузки способны нарушить биологический баланс. Именно поэтому помощь ребенку при стрессе так же, а может и в большей степени, необходима.

Что происходит при стрессе?

Что же происходит на самом деле, при сформированной в настоящем обществе культуре? Неизлечимо больной в первом случае (если принимает факт смертельной болезни) начинает винить врачей и неразвитые технологии, которые упустили диагностирование болезни на раннем этапе, возникает ощущение несправедливости к себе: судьбы и Бога. Он уверен, что мог прожить еще, если бы не данная несправедливость. Отсюда идут страдания.

Теперь рассмотрим больного со вторым типом реагирования — собственную веру в выздоровление. Такой человек начинает бороться за свою жизнь, активно использует открытия научной медицины, альтернативные способы лечения, перестраивает свое мировоззрение на новый лад. И тут он сталкивается с сопротивлением общества. Врачи упорно твердят ему о конечной стадии болезни, родственники сожалеют, но отказываются помогать ему, собственные знания и описания болезни в литературе так же описывают его ближайший уход. Налицо — конфликт собственных потребностей и знаний общества. Нужно иметь немалую силу духа, чтобы сохранить равновесие и продолжать бороться до победного. Во врачебной практике, литературе и интернет-источниках появляется все больше и больше таких историй.

Читайте также:  Ты украл мою радость

Человек консервативный, ригидный более подвержен стрессовым ситуациям, чем динамичный и гибкий. Ему сложно принять факт нового, и в его реальности происходит разрыв между его миром и «миром снаружи». Это относится к личностным факторам стресса.

Факторы возможного стресса

  • Психологический (эмоциональный, травматический и информационный)
  • Физиологический
  • Кратковременный и хронический
  • Эустресс и Дистресс.

Эмоциональный — связанный с переживанием сильных эмоций. Причем не важно, являются ли эти эмоции положительными (эустресс) или отрицательными (дистресс). Помощь при этом виде стресса: уход из стрессирующей ситуации: необходимо время, чтобы дать эмоциям остыть, а самому успокоиться.

Посттравматический или, правильнее, посттравматическое стрессовое расстройство — это болезненное состояние после пережитой травмирующей ситуации (трагическая потеря близких, нахождение в зоне боевых действий, катастрофы, изнасилование, прямая угроза жизни и т. д.) Помощь при посттравматическом стрессе включает медикаментозную терапию, общеукрепляющие процедуры, глубинную психологическую проработку остаточных явлений, обучение саморегуляции и расслаблению, работу с эмоциями.

Информационный связан с факторами экстремального воздействия учебного процесса или профессиональной деятельности (так называемое заболевание оператора), когда происходит перегрузка когнитивных функций человека большим потоком новой информации. Первой помощью при информационном стрессе является смена обстановки и рода деятельности: посетить музей, заниматься спортом. Немаловажное значение придается переходу на самостоятельную работу в учебном или производственном процессе, без контроля со стороны.

Физиологический — проявляется при воздействии на человека неблагоприятных физических факторов: жара, холод, голод, жажда. Это можно проследить на примере голодания в качестве метода похудания. Вместо того, чтобы организму использовать накопленные жировые отложения он блокирует доступ к запасам. Таков ответ на внешний стрессовый фактор. Такие женщины жалуются на стабилизацию веса и отсутствие эффекта похудания от голодной диеты. Параллельно появляется напряжение, раздражительность и эмоциональная нестабильность. Основной помощью при стрессе, связанном с воздействием физических факторов является устранение самого фактора. Требуется смена отношения к нему, общеукрепляющие процедуры и выработка толерантности к физическим внешним воздействиям.

Обычная помощь при стрессе

Обычно, когда человек длительное время находится поз воздействием стресс фактора или уже по окончанию этого воздействия, он начинает ощущать слабость, потерю аппетита, расстройство сна, утомляемость. Как правило с этими жалобами он приходит к терапевту. Терапевт использует общую тактику, старается убрать симптоматику. Но, обычно, рекомендует посетить психиатра для назначения специфической терапии, которая предупреждает развитие психических расстройств. Необходима так называемая постстрессовая терапия.

Терапевт может ограничиться лишь общими советами по антистрессовой терапии, это:

  • восстановление режима труда и отдыха,
  • общеукрепляющая терапия (витамины, фитотерапия, ароматерапия, водные процедуры, включая закаливание),
  • пройти обучение способам саморелаксации и саморегуляции организма,
  • назначает легкие успокоительные препараты.

Психологи предлагают первую помощь при стрессе:

  • глубокое и спокойное дыхание,
  • остановка внутреннего диалога,
  • диссоциированность от ситуации (посмотреть на себя со стороны),
  • выражение мышечного напряжения вовне (удар кулаком по стулу, крик, бег на месте, бой посуды, танцы под громкую музыку и т. д.).

Сколько психологов, столько будет и самых разнообразных советов. Но это не решит главного вопроса — предупреждение формирования постстрессового расстройства. Не будет специфического лечения. Хотя большинство этих советов можно присовокупить непосредственно к необходимой терапии при стрессах.

Ошибки

Основными ошибками при стандартных советах психолога и терапевта является то, что не учитывается биологическое негативное влияние на физиологические процессы головного мозга. Если терапевт рекомендует пациенту посетить психиатра, то это не означает, что человек превратился в психа. Эта рекомендация говорит лишь о грамотном подходе специалиста к проблеме. Он желает, чтобы пациент полностью смог избавиться от возможных последствий.

Психолог, который пытается самостоятельно решить эту проблему, скорее всего малообразован. Он не понимает всю возможную опасность развития последствий полученного человеком стресса. И это не удивительно так как психолог имеет педагогическое образование. В своём стремлении помочь не может видеть возможные биологические изменения в организме.

Главной ошибкой является то, что человек боится на данный момент обратиться к психиатру. К тому специалисту, который может реально помочь и предотвратить возможные последствия. Однако, не стоит бояться! Идите на прием к психиатру и это поможет Вам не только избежать последствий стрессовой нагрузки, но и укрепит нервную систему.

Возможные осложнения после стресса

  • тревожные расстройства;
  • депрессии;
  • неврозы;
  • психосоматические расстройства;
  • фобии.

Вот перечень основных, наиболее распространенных психических состояний которые чаще всего формируются у человека после стрессового воздействия. К сожалению они формируются именно потому, что люди вовремя не обратились к психиатру. Позже эти расстройства приобретают хроническое состояние от которых потом очень не легко избавиться.

Читайте также:  Эмоциональное развитие глухих дошкольников

Помощь при стрессе в клинике

Наша клиника впервые обратила внимание на стрессовые и пост стрессовые расстройства как конфликт между реальностью и внутренним восприятием ее человеком. Мы разработали новый подход к избавлению от острого состояния при стрессовых нагрузках и предупреждению возможных осложнений. Наши методики основаны на как устранении биологических изменений обменного характера, так и на дезактуализации деструктивного влияния факторов через их осознание и включение в свою систему мира. Если резонирующих факторов слишком много, то выделение приоритетных и уход от остальных, как второстепенных.

Мы успешно применяем антистрессовые комплексные программы уже более 20 лет которые помогли сотням людей.

Пройти антистрессовую программу и качественно повысить уровень жизни Вы можете, записавшись по телефонам указанным на сайте.

Источник

Сестринский процесс при стрессе

А.А. Бельфер, процедурная медсестра неврологического отделения КГБУЗ «Городская больница №7», г. Комсомольск-на-Амуре

«Сестринская помощь в неврологии»

Эпиграф:

«Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

а умело распорядиться им – искусство»

Актуальность программы

О том, что « В здоровом теле – здоровый дух» – говорил ещё знаменитый английский философ Джон Локк. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком «обеспечивает ему долгую и активную жизнь» .

Болезни нервной системы (в частности инсульты) у населения России являются одной из наиболее распространенных и частых причин летальных исходов и инвалидизации. По-прежнему актуальным для медработников среднего звена является знание сестринского процесса. Работа в неврологическом отделении требует от медицинской сестры достижения профессиональной компетенции (ПК), разносторонних знаний и умений:

  • осуществлять первичную и вторичную профилактику заболеваний нервной системы;
  • оказывать доврачебную неотложную помощь;
  • владеть разнообразными приемами реабилитации;
  • знания этиопатогенеза определенных заболеваний нервной системы (клиническая картина, течение, прогноз, терапия распространенных неврологических заболеваний);
  • профилактика;
  • методы реабилитации пациентов;
  • сестринский процесс оказания помощи.

Общие принципы ухода за неврологическими больными

Уход за неврологическими пациентами в стационаре процесс ответственный, требует правильной организации и тщательности выполнения.

Основные мероприятия по уходу включают:

  • обеспечение и поддержание жизненно важных функций;
  • адекватное питание;
  • поддержание чистоты тела;
  • обеспечение комфортного и безопасного положения пациента как в постели, так и вне ее;
  • обеспечение нормального функционирования мочевого пузыря и кишечника;
  • профилактику пролежней и контрактур.

Сложность организации ухода связана с наличием у пациента паралича, трофических нарушений, пролежней, контрактур, проблем, связанных с нарушениями питания, выделения, расстройствами речи (афазиями), когнитивными нарушениями, расстройствами пространственного восприятия и ряда других.

Уход за неврологическими пациентами начинают с сестринского обследования, выявления проблем, определения приоритетности и планирования сестринского вмешательства. Данные обследования заносятся в сестринский оценочный лист. Определяется роль близких в уходе за пациентом, разъясняется цель и определение срока достижения тех или иных положительных сдвигов в состоянии пациента. В первые дни пациент находится на строгом постельном режиме, что обусловлено тяжестью его состояния и опасностью развития осложнений. Оценку независимости пациента проводят по шкале Бартел.

Уход при риске развития пролежней. Наиболее эффективный способ профилактики пролежней:

  • частая смена положения тела (каждые 2 часа);
  • правильное обустройство спального места: функциональная кровать, чистая, расправленная простыня без швов;
  • использование противопролежневых матрасов (водные, воздушные и т. д.);
  • смена нательного и постельного белья (при недержании мочи – несколько раз в день);
  • смена положения тела с использованием подушек и валиков для придания пациенту удобного положения в постели;
  • ежедневное мытье пациента в душе или в постели с использованием моющего средства (геля, шампуня) со спиртом, с последующим обтиранием сухим мягким полотенцем, пеленкой, обращая особое внимание на области крестца, копчика, лопаток, пяток, локтей, плечевых суставов, а также естественных складок (подмышечной области, под молочными железами у женщин, паховых областей).

Уход при риске развития контрактур. Уменьшить мышечный спазм можно следующим образом:

  • поддерживать комфортную температуру в помещении;
  • поддерживать комфортное и безопасное положение пациента;
  • выполнять несколько раз в день медленные пассивные движения в суставах пораженных конечностей;
  • дыхательная гимнастика для профилактики застойных явлений в легких и с целью влияния на мышечный тонус в конечностях (при вдохе тонус повышается, при выдохе – снижается).
  • для восстановления двигательных функций, профилактики контрактур и других осложнений проводится ЛФК:
  1. способствует улучшению трофических функций конечностей; предупреждает развитие застойных явлений;
  2. стимулирует самостоятельность;
  3. повышает двигательную активность пациента;
  4. укрепляет мотивацию на выздоровление.

Гигиенические мероприятия

  • ежедневное умывание (не менее 2 раз в день, а при необходимости и чаще);
  • мытье рук перед каждым приемом пищи;
  • чистка зубов, полоскание полости рта, уход за зубными протезами;
  • бритье для мужчин;
  • причесывание волос (не реже 2 – 3 раз в день, а если необходимо – стрижку);
  • стрижка ногтей;
  • туалет глаз, ушей, носа;
  • осуществление подмывания (не реже 2 раз в день, а при необходимости и чаще);
  • смена постельного и нательного белья.
Читайте также:  Появилось чувство голода по ночам

Все гигиенические мероприятия выполняются деликатно, в удобное для пациента время с соблюдением интимности.

Организация кормления пациента с неврологическими расстройствами является ответственным и важным, поэтому его осуществляет медсестра. Кормление согласовано с лечащим врачом. Начинают:

  • определение глотательного рефлекса, которое проводят в положении пациента сидя (во избежание аспирации).
  • при сохранности глотательного рефлекса кормление осуществляют 5 – 6 раз в день малыми порциями.
  • поить пациента следует достаточным количеством жидкости (не менее 1,5 л) для предотвращения обезвоживания и обеспечения нормальной работы почек и кишечника.
  • в случае тяжелых расстройств функции глотания (дисфагия) для кормления используют различные питательные смеси, вводимые через постоянный назогастральный зонд. Если функция глотания не восстанавливается в течение нескольких дней, ставится вопрос о наложении гастростомы;
  • при дисфагии логопед проводит гимнастику для глотки и гортани;
  • применяется специальная методика кормления при приёме пищи при дисфагии.

Уход при нарушении выделительных функций.

  • у пациентов с тяжелой неврологической патологией (инсульт) наблюдаются нарушения функции мочеиспускания;
  • могут наблюдаться расстройства дефекации в виде задержки стула или недержания. При задержке для нормализации стула врач рекомендует в рацион продукты, содержащие клетчатку (свекла, чернослив, хлеб с отрубями), молочнокислые продукты, употреблять достаточное количество жидкости. Если диетой не удается достигнуть желаемого эффекта, по назначению врача применяют слабительные средства растительного происхождения, лекарственные препараты.

Уход за пациентами с нарушением сна.

  • пациенты с неврологическими расстройствами жалуются на нарушение сна, которое проявляется в виде бессонницы или сонливости.
  • нередко наблюдается извращение формулы сна, когда пациент днем спит, а ночью бодрствует, что создает дополнительные трудности при уходе.

Расстройства сна наиболее часты у пожилых пациентов, для них характерно позднее засыпание и раннее пробуждение. Для нормализации сна:

  • проветривание помещения;
  • калорийность и температура пищи;
  • перестилание постели;
  • прием пищи пациентом осуществлять не менее, чем за 4 ч. до отхода ко сну; пища не должна быть тяжелой, обильной;

Методы реабилитации Сестринское дело в реабилитации включает:

  • изучение и коррекцию ответных реакций человека на существующую или потенциальную проблему со здоровьем, связанную со снижением функциональных возможностей и изменением образа жизни.

Цели сестринского дела в реабилитации:

• помочь пациенту справиться с инвалидностью или хронической болезнью путем поддержания функций;

• восстановить или улучшить утраченные функции в процессе предоставления самоухода;

• восстановить оптимальные социальные функции;

• способствовать психологической адаптации;

• предупредить осложнения, связанные с хроническими заболеваниями или инвалидностью.

Сегодня реабилитация – это неотъемлемая часть практики в рамках профессиональной сестринской деятельности.

Реабилитация – это динамический процесс, в ходе которого пациенту-инвалиду оказывают помощь в достижении оптимального физического, эмоционального, психологического и социального статуса в общественной и личной жизни с тем, чтобы поддерживать чувство достоинства и самоутверждения в его жизни, которая должна быть максимально независимой и успешной.

Основными задачами реабилитации являются:

1. достижение максимально функционального уровня и независимости в пределах, ограниченных индивидуальностью; Это охватывает все сферы жизни:

  • физическую;
  • умственную;
  • социальную;
  • экономическую;
  • образовательную;
  • сексуальную.

2. помощь пациенту в приобретении и восстановлении навыков;

3. помощь пациенту в обеспечении самообслуживания;

4. помощь в достижении оптимального уровня здоровья и предотвращении осложнений;

5. помощь пациенту в достижении приемлемого качества жизни, что включает в себя:

  • поддержание достоинства;
  • поддержание уважения и самооценки;
  • поддержание личностных ценностей.

6. помощь пациенту реинтегрироваться в общество и функционировать в нем.

  • устанавливает с пациентом и его семьей доверительные отношения, которые способствуют улучшению его состояния;
  • определяет проблемы, находящиеся в компетенции сестринского ухода;
  • обеспечивает соответственный сестринский уход;
  • обучает пациента самоуходу, а членов семьи уходу за ним;
  • помогает пациенту достигнуть наибольшей независимости;
  • свою деятельность направляет на восстановление и поддержание функций, а также профилактику осложнений и дальнейших функциональных потерь;
  • взаимодействует с другими специалистами из системы здравоохранения в обслуживании, планировании, оценке ухода за пациентом в реабилитационной программе.

Обязательными условиями адекватного ухода являются уважительное отношение к пациенту, внимание к его духовным потребностям. От правильно организованного ухода зависят степень восстановления утраченных функций и снижение процента инвалидизации.

Здоровый образ жизни — это единство и согласованность трёх уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического. Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля.

Список использованной литературы:

  1. Ш. Б. Иргашев Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа. Журнал «Организация и управление здравоохранением № 1»
  2. И. И. Соковня-Семенова Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие.
  3. Т.П. Обуховец « Основы сестринского дела». Практикум. Серия «Медицина для Вас»– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.- 480 с.
  4. Е.И. Гусев и др. Нервные болезни. –М.: «Медицина», 1988.- 640 с

Источник

Оцените статью