В твоем сердце источник радости
Идя на Святую Литургию и переживая ее благостную атмосферу – я имею в виду тихую, спокойную Литургию, когда певцы смиренны, царит ностальгическое настроение, атмосфера благодатная, умиротворяющая, а у тебя на сердце умиление, то есть когда тебе становится легко и в то же время душа твоя словно просыпается, – в этом, я бы сказал, гипнотическом и облегчающем духе наша душа становится чрезвычайно бодрой. И что же она делает? Она вспоминает, она припоминает себе всё, что забыла.
Поэтому видишь, что на Святой Литургии ты не можешь, как обычно, вспоминать о всяких неприятных людях и нервничать, питать ненависть, злобу, – всё это утихает. И не потому, чтобы тебя там вдруг стало клонить ко сну, а потому, что там ты вспоминаешь о тех реалиях, о которых я тебе говорил: что Бог тебя любит, что всё, что мы делаем здесь, – это хорошо, однако преходяще, оно подобно перелетным птицам, относительно, ограниченно, оно вовсе не что-то грандиозное.
Наше сердце услаждается, потому что там мы ощущаем истину, и не просто ощущаем истину, а сами становимся истинными, мы входим в истину Божию, и всё остальное нас уже не огорчает.
Бог подает тебе такую благодать, что ты чувствуешь себя богатым, даже если ты крайне беден
Однако когда выйдешь после Святой Литургии и забудешь обо всем этом, снова наваливаются тяготы, проблемы кажутся непреодолимыми, несущественное опять кажется существенным, и ты думаешь: «Ой, да что же мне теперь делать? Я ведь должен столько денег!» И опять начинаются безумие, истерика, паника, восклицания! А почему? Ведь во время Святой Литургии ты не думал об этом. А разве тогда у тебя не было долгов, кредит был погашен, неулаженные проблемы были улажены? Нет. Только там ты чувствовал богатство своей души, ту красоту и честь, которыми тебя одаряет Бог. Он подает тебе такую благодать и внутреннее достоинство, что ты чувствуешь себя богатым, даже если ты крайне беден.
Если поймешь всё, о чем мы говорим, эту истину, и душа твоя воспрянет от амнезии, тогда ты можешь почувствовать себя богатым, будучи крайне беден, и шагать по жизни вперед, как говорил мне кто-то, имея в кармане только билет в одну сторону:
– У меня было, на что поехать туда, но не на что было вернуться назад. Были деньги купить билет туда, но не было на билет обратно, а я шел, весело насвистывая себе и улыбаясь. И тут увидел какого-то богача, у которого было много денег, но не было радости. Так сколько же стоит улыбнуться? Сколько стоит спеть песенку и чтобы на лице у тебя засияло счастье? Сколько стоит поцеловать того, кого хочется? Сколько стоит увидеть, как твой ребенок улыбается тебе? Сколько стоит съесть что-нибудь вкусненькое, например салат, заправленный сыром? И ты уже говоришь себе: «Ах, как хорошо! Я поел своего любимого салатика!»
Если ты смотришь на вещи в Божией благодати и видишь их в их истинности, тогда одно это уже может сделать тебя богатым. И это является доказательством того, что ты понял Божию истину. Так ты впитываешь жизненные соки, Божественную нетварную энергию, благодать, и твоя душа оживляется Христом практически ни из-за чего.
Это значит, что ты пребываешь в истине. И доказательство того, что ты ощутил нечто от Божией истины, – это когда ты однажды почувствуешь свое внутреннее богатство без того, чтобы оно подкреплялось денежным богатством, чем-нибудь внешним вообще, но чтобы оно исходило из тебя, чтобы ты сидел совсем один в своей комнате и ощущал компанию Бога. Это и служит доказательством того, что ты вошел в истину. Потому что это ложь – думать, будто ты один: думать так означало бы, что ты снова впал в ту амнезию, о которой мы только что говорили.
Когда у тебя нет духовной амнезии, ты живешь в истине Бога, ощущаешь прикосновение Христа, присутствующего там, где ты есть, в твоей комнате: Он в твоей душе, Он прикасается к твоему сердцу… ты ощущаешь Бога. Когда придет время и ты почувствуешь Его присутствие в полном одиночестве, когда ты в какой-то момент почувствуешь, что из тебя исходит любовь, в то время как люди тебя не любят, и внезапно почувствуешь, что тебя любит Кто-то, это означает, что ты вошел в истину и забытье исчезло из твоей души. Потому что ты ощутил Божию любовь, Христово присутствие, богатство, которое дает Христос даже самым бедным людям.
Это великие вещи, они дарят здравие душе и телу. Мы произносим это выражение: «Во исцеление души и тела. Аминь!», когда помазываем людей святым елеем. Священник говорит это, ставит крест на твоем челе и произносит это.
Как-то однажды у нас было бдение, и я помазывал людей. Свечи мерцали в полумраке, и мне видно было только лампаду и людей, подходящих ко мне. Свечи освещали чела верующих, этих прекрасных душ, – то есть чела всех, ведь все мы красивые души, – и я видел, как на челе у них сверкает крест из елея, блиставший от свечей. И я говорил себе: «Посмотри, вот этот человек пришел на ночную службу, чтобы помолиться, и сейчас он выйдет в общество, в жизнь, однако на челе у него будет крест, крест из елея». А елей – это что? Это любовь. Елей, помазание означает, что мы дети Небесного Царя, мы Царские сыны и дщери и становимся участниками Божия Царства, богатства и господства.
И я говорил себе: «Посмотри, кто эти люди, пришедшие сюда. Один работает в банке, другой на бензоколонке, третий имеет дело с машинами, у каждого своя работа, но завтра они пойдут на свою работу и внешне будут выглядеть такими же, как все, только на челе у них будет крест. Как дома израильтян когда-то были помечены кровью жертвенного агнца, чтобы их не истребил Ангел» 1 .
Все мы дети Божии, только одни хотят ими быть, а другие – нет
Все мы дети Божии, только одни хотят ими быть, а другие нет. Кто-то не хочет быть с Ним связан, а ты хочешь, и у тебя на челе есть отметина. А что значит эта отметина? То, Боже, что во мне имеется Твоя истина.
В твоем сердце реально имеются все источники изобилия: нефти, золота, алмазов и всего, что хочешь, – в твоем сердце существует целый мир счастья. Я не говорю, что не надо улаживать внешних дел, и понимаю, что безработица, бедность, голод, трудности – всё это вызывает огромное смятение в людях и приводит к напряжению нервов, волнению, неуверенности и панике. Но только если хочешь, ты можешь найти Бога – надо захотеть этого, и ты будешь жив. Ибо в противном случае что тебе остается? Одно лишь негодование, и так ты будешь заболевать, медленно умирать, ведь всё это наносит вред твоему здоровью.
И снова говорю тебе: я видел подвижников на Святой Горе, у которых, естественно, мало общего с тобой: у тебя ведь есть дети, знаю, есть и большие расходы, нужды, но всё же послушай, что я хочу тебе объяснить. Они обходятся одним глиняным кувшином, в котором немного воды, да сухарями в мешочке, которых хватает на несколько месяцев, и еще тем, что найдут в своем огородике, – но они очень счастливы! Что, ты тоже питаешься одними сухарями? Пьешь одну водичку? Никогда не пил ни вина, ни пива, безалкогольных напитков, соков? Ничего из всего этого? Тогда глубоко внутри себя ты можешь найти источник счастья. Я это хотел тебе сказать.
И если найдешь этот источник счастья, то потом, послушай и это, не смотри на вещи односторонне. Будешь совершать ты и свой внешний бунт – перед министерствами, судами, законами, государством, политиками, но только у тебя уже будет другой настрой, другая точка зрения, другой взгляд, другая психология, другой дух: ты станешь подобен Христу, Который вошел в храм и перевернул всё. Он взял бич и опрокинул скамейки, сбросил на пол монеты и сказал:
Он разгневался, однако разгневался молясь, Он не был смущен, а любил Бога в эту минуту, и гнев Его был плодом молитвы.
Можешь ли и ты сделать это? Пойти на какой-нибудь протест, но, несмотря на это, быть богатым в своем сердце и протестовать против бедности, против кризиса мира сего, но только имея богатство в душе? Потому что в противном случае даже если бы тебе дали все блага на земле, как они когда-то у тебя и были… ведь не забывайте, что целыми десятилетиями мы в Греции не считали своих богатств и всё строили, покупали, вкладывали. Но только спрошу тебя: а в те годы были ли закрыты психбольницы? Прекращалась ли продажа антидепрессантов? Девалась ли куда-нибудь тоска? Воцарялось ли полное счастье в твоем сердце? Когда у тебя было всё? Нет.
Скажи мне теперь, а в те десятилетия, когда всё шло хорошо, сердце у тебя лопалось от радости? От мира, от блаженства? Нет, ты всё равно ссорился с женой, всё равно нервничал, всё равно что-то для тебя было не так. Поэтому я вот что говорю тебе: проблема в уме, это он не может понять многого.
Сейчас кто-нибудь может возразить мне:
– Да-а-а, хорошенький совет: не сопротивляться! Чтобы мы стали агнцами, с которыми будут делать всё, что захотят!
Да я именно это и говорю тебе уже столько времени: привел в пример Христа, Который, будучи Агнцем Божиим, вдруг из Агнца становится Львом и идет в храм и крушит там всё.
Гневайся, если хочешь, но только с любовью и в Боге. И пусть сердце твое в глубине остается мирным
А тут является и святой Василий Великий и говорит тебе, что гнев – это не что-то плохое, а сила Божия в нас. Однако она дана нам не для того, чтобы мы разрушали, а чтобы использовали ее во благо. Гневайся, если хочешь. Если хочешь, ломай, но только как? В Боге, в истине 3 .
То есть когда твой ребенок вернется из школы и сообщит, что провалился на экзамене, то если это вследствие лености, невнимания, безответственности, тогда можешь и кулаком по столу стукнуть, и оплеуху ему влепить, если надо, и поговорить с ним сурово, но только подожди – этому должна предшествовать твоя молитва, любовь, единение с ребенком, просвещение от Бога, и сердце глубоко в тебе должно быть мирным.
– Но разве возможно гневаться и в то же время быть мирным?
Да, очень возможно. Естественно, это не получится с первого раза, но надо стремиться к тому, чтобы гневаться не потому, что тебе хочется, чтобы лопнули твои нервы, а потому, что ты хочешь от другого добиться чего-то хорошего. «Я должен сказать тебе это, чтобы тебя разбудить, поэтому я гневаюсь, но только в душе я тебя люблю». Ведь любовь – это не только щебетание пташек и журчание ручьев, но и землетрясение, гром, град, если нужно.
А кто скажет нам, когда использовать одно, а когда другое? Рассудительность. А кто обладает рассудительностью? Тот, кто любит Бога и брата своего. А как полюбить Бога? Через соприкосновение с Ним, через молитву, которая есть вхождение в пространство истины и прикосновение к истинному.
Я за бунт, за сопротивление, за гнев, но за какой гнев, какой бунт, какое сопротивление? То, которое начнется с правильных посылок. Ты сначала осознай: «Почему я собираюсь бунтовать? Почему собираюсь закричать, чего я хочу добиться? Какого богатства мне реально недостает, каких денег реально не хватает, какого сокровища я реально ищу? И не стремлюсь ли я к внешнему, а о внутреннем забываю?»
Потому что в какой-то момент мы лишимся всего внешнего, сколько бы денег ты ни насобирал в этой жизни. А разве ты не заслуживаешь того, чтобы быть радостным и найти великое богатство своего сердца? Вот о чем я тебе говорю.
Ты понимаешь, что я ответил на вопрос, можно ли нам гневаться, если мы христиане, и говоришь:
– У меня бывают сильные угрызения совести оттого, что я иногда гневаюсь на своих детей.
Ничего страшного, что гневаешься, достаточно того, чтобы гнев твой был по Божию вдохновению, а если он не таков, тогда не гневайся. Однако если почувствуешь, что Бог вдохновляет тебя, – когда будешь молиться, ты поймешь это, – тогда делай что хочешь.
А как ты поймешь, что тебе делать каждый раз? На это тебе укажут молитва и истина. То есть тогда ты скажешь что-нибудь, и оно не будет ребенком забыто. А так ты говоришь ему одни слова, которые он потом забывает. Значит, то, что ты сказал, исчезло. Значит, оно было забыто и не было истинным.
Так бывает в жизни. И то, что я тебе сейчас говорю, ты тоже забудешь, потому что это одни слова. Им, конечно, нужно подкрепление, нужен полив, нужна подкормка. Нужно, как только погаснет свеча, зажечь еще большую, чтобы душа твоя снова согрелась. И мы должны быть раскаленными угольями, чтобы получать друг от друга тепло огня, и тогда Бог приходит и раздувает огонь, и взвивается пламя, уголья вспыхивают, и все мы становимся пламенными, соединенными, любящими, истинными. Не так ли?
И прошу вас, не будем забываться! Ведь ты так счастлив, но только еще не понял этого. Эх, иногда мне тебя так жаль! Ведь ты так счастлив, но еще не знаешь этого, ты это забыл, ты этого еще не увидел. Поверь мне!
Молю Бога, чтобы Он даровал тебе это ощущение счастья, которое живет в тебе, потому что в тебе живет радость, живет этот материал, из которого Бог тебя создал. Материал, из которого Бог нас создал, – это радость. Бог не создал нас для того, чтобы мы были несчастными. Поэтому живи Христовой истиной, пробудись из амнезии, отряхнись, помолись, и наступит час, когда ты вспомнишь всё и сможешь это высказать. Высказать так, словно ведешь радиопередачу, и вся твоя жизнь будет передачей, то есть ты будешь излучать вокруг себя постоянную радость и счастье!
Так и ты осуществишь передачу своей истины, Божией истины, в которой так нуждаются люди, чтобы утешиться!
Источник
СЕРДЦЕ
Сердце наше ежедневно умирает духовной смертью. Теплая слезная молитва есть оживление его, начинающееся дыхание его. Если не молиться ежедневно с теплотой духовной, то легко скоро умереть духовно (1).
Христианам особенно потребно иметь чистое сердце, потому что сердечными очами нужно зреть Бога как Он есть – с Его любовью к нам и со всеми Его совершенствами, красоту Ангелов, всю славу Владычицы, красоту Ее души и величие Ее как Матери Бога, красоту душ святых Божиих и их любовь к нам; нужно зреть, как они есть сами в себе, нужно зреть истины христианской веры со всеми ее Таинствами и чувствовать их величие; нужно зреть состояние душ своих, особенно грехи свои. Сердце же нечистое, то есть занятое пристрастием к земному, питающее в себе похоти плотские, похоти очес и гордости житейской, не может видеть этого ничего, что мы указали (6).
Эти руки, любящие брать дары, сложатся на груди и ничего не будут брать; эти ноги, любящие ходить на зло и не любящие стоять на молитве, будут распростерты навеки, не пойдут уже более никуда; эти глаза, любившие с завистью смотреть на благополучие ближнего, закроются, померкнет навсегда огонь их, и ничто не прельстит их; слух, часто с удовольствием отверзавшийся для слышания злословия и клеветы, помертвеет, и никакие громы не будут слышны для него: одну трубу, воскрешающую мертвых, услышит он, и тогда восстанет нетленное тело наше или в воскресение жизни, или в воскресение осуждения ( Ин. 5:29 ). Что же в нас будет жить и по смерти и что должно составлять предмет всех забот наших при жизни? То, что мы называем теперь сердцем, то есть внутренний человек наш, душа наша; она должна быть предметом наших попечений. Сердце ваше очищайте всю жизнь вашу, чтобы оно, или душа ваша, было способно потом зреть Бога; о теле же и его потребностях заботьтесь столько, сколько нужно для поддержания его здоровья, сил, приличия. Все умрет, все земля унесет с собой. Старайтесь усовершить то, что в вас любит и что ненавидит, что покойно и что беспокойно, что радуется или печалится, то есть сердце свое, или человека внутреннего (что мыслит, рассуждает через ваш ум) (6).
Чем заняты сердца наши? Бог, «испытующий сердца и утробы» ( Пс. 7:10 ), видит, что у всех нас бывает в сердце, к чему оно привязано в большую часть жизни, и если бы нам дал Господь видеть всю глубину сердец человеческих, то очи наши с ужасом отвратились бы от этого скопища всякой нечистоты: прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, гордости и прочего. Какой мерзости мы не увидели бы в нем: мерзость неблагодарности к Богу, забвения Бога, неверия, маловерия, различных привязанностей к земному, часто самых нелепых, беззаботности о небесном, о своей участи за гробом, невнимания и пренебрежения к Церкви, ее богослужению, обрядам и уставам, пренебрежения к лицам священным, представителям веры и Церкви, и мало ли какой мерзости не увидели бы (6)!
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Отсюда очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце крепко привязаны к чему-либо плотскому, например к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце страсти: ненависть, зависть к другим, потому что страсти обыкновенно связывают сердце, как Бог расширяет его, доставляет ему истинную свободу (6).
Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше – тем темнее, беспокойнее. А как душа наша – сердце наше, то надобно, чтобы в нем отражалась через чувство, через благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи чтобы вовсе не было. Чувствуй любовь Божию в пречистых Тайнах, чувствуй истину всех молитв. Наше сердце – зеркало; истина, как предметы мира внешнего в обыкновенном зеркале, должна отражаться со всей точностью в нашем сердце (6).
Когда диавол в нашем сердце, тогда необыкновенная, убивающая тяжесть и огонь в груди и сердце; душа чрезвычайно стесняется и помрачается; все ее раздражает; ко всякому доброму делу чувствует отвращение; слова и поступки других в отношении к себе криво толкует и видит в них злоумышление против себя, против своей чести и потому чувствует к ним глубокую, убийственную ненависть, ярится и порывается к мщению. По плодам его узнаете его ( Мф. 7:20 ) (6).
Отдайте, молельщики, Богу ваше сердце, то любящее, искреннее сердце, которым вы любите своих детей, родителей, благодетелей, друзей, в котором вы ощущаете сладость непритворной чистой любви (6).
Он близок его сердцу, – говорится о двух неравных лицах, из которых одно покровительствует другому. И тот, кто удостоился покровительства высшего и близости к его сердцу, знает об этом и взаимно сам близок к нему по своему сердцу. Так бывает между Богом и служащими ему от чистого сердца людьми: сердцу этих людей близок бывает всегда Бог, и Божию сердцу близки они. Так должно быть и при молитве всякого христианина: молясь, мы должны быть непременно близки к Богу сердцем. Хорошие, искренние отношения наши с людьми должны быть перенесены и на Бога (6).
Что особенно важно и составляет жизнь какого-либо существа, то Творец положил, сокрыл далеко в глубине, внутри того существа; это мы видим везде. Так и в человеке: душа находится в самой середине его существа, в сердце, почему и называется часто душа сердцем, а сердце – душой. «Уныл во мне дух мой, смутилось во мне сердце мое» ( Пс. 142:4 ). Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во внутренности моей ( Пс. 50:12 ) (6).
Чем чище сердце, тем оно просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых – до того, что оно ограничивается любовью только к себе, и то ложной: любим себя в предметах, недостойных бессмертной души: в серебре и злате, в любодеянии, в пьянстве и прочем подобном (6).
Отчего душа грешная не прежде получает отпущение своих грехов, как когда восчувствует всем сердцем все безрассудство их, всю гибельность их, всю ложность их? Оттого, что сердце есть душа наша; как она совершала грехи, признавала их приятными, благовидными, так она же должна раскаяться в них, признать их гибельными, совершенно ложными. Это раскаяние и совершается именно болезненно в сердце, как и желание греха обыкновенно также в сердце (6).
Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное (6).
Из действия в нашем сердце двух противоположных сил, из которых одна крепко противится другой и насильно, коварно вторгается в наше сердце, всегда убивая его, а другая целомудренно оскорбляется всякой нечистотой, тихо удаляется от малейшей сердечной нечистоты, а когда в нас действует, тогда умиряет, услаждает, оживляет и радует наше сердце, то есть из двух личных противоположных сил, легко убедиться, что несомненно существует и диавол как всегдашний человекоубийца, и Христос как всегдашний Жизнодавец и Спаситель; один – мрак, смерть, другой – Свет и жизнь. Потому, боголюбец, если ты иногда замечаешь в уме и сердце крайний мрак, скорбь, тоску, тесноту и неверие как силу, крепко противящуюся вере Божией, тогда знай, что в тебе сила, враждебная Христу, диавольская. Эта сила темная и убивающая, прокравшись в наше сердце через какой-либо грех сердца, часто не дает призывать Христа и святых, скрывает их за мглой неверия. Для чего? Для того, чтобы терзать человека, потому что вера спасает нас от его козней. Но этим-то она и доказывает, что есть противная ей державная сила Христа Бога, к которой она не допускает нас через мерзость неверия и которая посредством нашей веры сокрушает ее и саму ее содержит узами мрака для будущего суда (см. Иуд. 1:6 ). Поэтому и нужно употребить все усилия, чтобы с верой призывать Христа Спасителя. Каждому христианину необходимо стяжание навыка поспешно обращаться к Богу с прошением обо всем (как немощь к Источнику всякой силы и всякого блага): «с благодарением открывайте свои желания пред Богом» ( Флп. 4:6 ), «за все благодарите» ( 1Фес. 5:18 ) и с славословием, по подобию Ангелам, взывающим выну 71 : аллилуия (6).
Вы не могли не заметить, что вся сила в сердце: легко на сердце – и всему человеку легко, хорошо; тяжело на сердце – и всему худо; но это облегчение вы можете найти только в вере и, значит, особенно в Церкви как месте веры по преимуществу; здесь Бог касается очищающею благодатью Своею сердец ваших и дает вам носить Свое благое иго. Вот великий секрет, который узнать стоит всем. При легкости на сердце человек готов бегать, скакать: оттого Давид скакаше играя пред сенным ковчегом (6).
Встречаются у людей уродливые сердца! При совершении Таинств они дышат неверием и безчувствием, нравственным бессилием, недугуют смехом или смущением и бесовским страхом! При болезнях ближних также поражаются бесчувствием и даже злорадством диавольским, признавая брата как бы за лишнюю на свете вещь и внутренне помышляя: вот теперь-то мне будет просторнее, если умрет он, не думая, что и каждый человек сам, может быть, завтра умрет, и не сострадая сердцем страждущему, как своему члену (6).
Сердце в одну минуту может измениться несколько раз к доброму или худому, к вере или к неверию, к простоте и лукавству, к любви и ненависти, к доброжелательству и зависти, к щедрости и скупости, к целомудрию и блуду. О, какое непостоянство! О, сколько опасностей! О, какое нужно трезвение и внимание к себе (6)!
Сердце наше есть как бы мрачная земля, Евангелие есть как бы солнце, просвещающее и оживотворяющее сердца наши. Воссияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоей, Господи (6)!
Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся и прислушивайся к нему, что препятствует к соединению его с всеблаженным Богом? Это да будет наука наук, и ты при помощи Божией легко можешь замечать, что тебя отдаляет от Бога и что приближает к Нему, соединяет с Ним. Об этом сказывает само сердце, то соединяющееся с Богом, то отторгаемое от Него. Больше всего лукавый стоит между нашим сердцем и Богом, он-то отдаляет от нас Бога разными страстями или похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской (6).
Сердце тонко, легко, духовно, небесно по природе своей, береги его, не отягощай, не оземленяй его, будь крайне воздержан в пище и питье и вообще в удовольствиях телесных. Сердце – храм Божий. «Кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор. 3:17 ) (7).
Чистое сердце есть обильный источник спокойствия и всегдашней радости, при взгляде на все доброе, на всякое творение Божие чистый сердцем и радуется, и веселится внутренне, потому что во всех тварях усматривает отпечаток благости, премудрости и всемогущества Творца, блажен он и сам в себе, ибо и чистота сердца и вообще чувствуемая настоящая милость Божия веселит его, и еще более утешают его будущие, обетованные блага – «не видел того глаз, не слышало ухо» ( 1Кор. 2:9 ) – и залог которых он имеет в своем сердце. Напротив, жалки имеющие нечистое сердце: оно для них источник непрестанной скорби, хотя с виду они и веселятся, источник опасений и страхов, потому что грехи и страсти, как черви, сосут сердце их, совесть обличает их, не давая им покоя, и тайное предчувствие Суда Божия страшит их. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ), блаженны, сто крат блаженны чистые сердцем, особенно потому, что они узрят Бога лицом к лицу в будущем веке, потому что чистым свойственно зреть Чистого, как чистому оку свойственно видеть свет (8).
Чтобы сердце наше искренно и пламенно обратилось к Богу, для этого нужно иногда растерзать его каким-нибудь горем, а без того оно больше лукаво и холодно. Как нива тогда только хорошо взращивает семена, когда она удобрена и хорошо взрыта и взборождена, так и сердце наше тогда только приносит плод истинной молитвы и добрых дел, когда оно удобрено чтением Слова Божия или писаний святых отцов или собственными душеспасительными размышлениями, также трудом телесным или растерзано каким-либо горем (10).
Канон Пасхальный, песнь 4, тропарь 3 – 2Цар. 6, 16 .
Источник