- Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори статья по математике по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори
- Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр по методике Марии Монтессори в соответствии ФГОС
Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори
статья по математике по теме
Статья для педагогов и воспитателей ДОО, раскрывающая некоторые особенности работы по сенсорному развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_doshkolnikov_po_metodu_m.montessori_.docx | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие дошкольников по методу М.Монтессори
«Способность ощущать и воспринимать
внешний мир, различать предметы
в зависимости от их качеств является
основой для развития мышления».
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.
Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.
В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, мною ставятся следующие задачи:
-Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;
-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;
-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.
Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.
Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка. Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.
Тщательно разработанные ею пособия несут в себе обучающую задачу и помогают развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.
Учебные «Монтессори-материалы» представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.
Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т.д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек, шнуровок — для развития мелкой моторики и бытовых навыков. Для трехлетних детей, которые подчас не могут ни определить цвет, ни назвать его целесообразнее применять мягкие пособия, с помощью которых можно провести игры «Посади клумбу», «Собери фрукты». Детям предлагается задание: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок и т. д. Таким образом сначала формируется понятие «такой же», затем идет запоминание цветов, их названий. Для более старших детей задание «Посади клумбу» можно усложнить: придумай цветам серединки другого цвета.
Детям всегда интересны планшеты с закрепленными крышками от пластиковых бутылок. Маленьких детей увлекает откручивание, закручивание крышек, перемещение их по цвету, размеру в пределах планшета. После освоения детьми элементарных действий с крышками, можно усложнить задание, предложив ребенку закрепить крышки согласно схемам. Задания способствуют развитию моторики пальцев, ориентированию относительно углов, сторон планшета, запоминанию цветов, а также воспитывают усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Также возможно использование планшета с обычными тонкими резиночками, которые ребенок натягивает по любому замыслу или с конкретным заданием. С помощью этой полезной игрушки малыш может «нарисовать» резиночками цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры и т.д. Ребенок получает уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, цифр и других изображаемых силуэтов. Играя с планшетом, малыш разовьет внимание, логику и абстрактное мышление.
Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком — это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.
Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.
Материалы для развития чувств
Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.
На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.
Источник
Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори
Марина Валентиновна Караваева
Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори
Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, которые имеют первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, и направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического (двигательного) и других видов ощущений и восприятий.
У дошкольников обогащение чувственного опыта происходит путем совершенствования работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).
В этом возрасте происходит усвоение детьми сенсорных эталонов – шкалы величин, цветового спектра, системы геометрических форм и т. д. Это сложный и длительный процесс, т. к. необходимо иметь четкие представления о выделенных свойствах предметов в самых различных ситуациях. Именно поэтому очень большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, вопросы сенсорного развития дошкольников занимали одно из центральных мест.
Одним из видных представителей дошкольной педагогики Марией Монтессори была разработана система упражнений по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Ценность этих упражнений в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Наша группа работает с использованием элементов системы М. Монтессори, поэтому мы широко используем большинство материала в своей работе. Примеры работы с некоторыми материалами представлены далее.
Материалы для определения размеров
В результате работы с этой серией материалов ребенок научается различению размеров в трех направлениях, умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; знает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.
Материалы для определения цвета
В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с основными и смешанными цветами, с их оттенками по светлоте.
Материал для развития тактильных ощущений
В результате работы с материалами этой серии ребенок развивает свои способности к тактильным ощущениям, научается различать и сравнивать наощупь поверхности различной шершавости, происходит развитие тонкой моторики, подготовка пальцев и кисти к письму.
Материал для развития слуха
В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к слуховым ощущениям, учится различать и сравнивать слуховые стимулы различной громкости.
Материалы для определения веса
В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению веса, научается сравнивать предметы различного веса, узнает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.
Материалы для развития тепловых ощущений
В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению различных температур, узнает понятия горячий, холодный, теплый, прохладный, а так же их сравнительную и превосходную степень.
Материал для развития вкуса
В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению вкуса, узнает названия основных вкусовых ощущений.
Материалы для развития обоняния
В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению запахов, узнает названия пахучих веществ.
Материалы для развития стереогностических ощущений
В результате работы с материалами этой серии ребенок узнает основные объемные фигуры, соответствующие понятия, может узнать и называть куб, шар и т. п. в окружающих предметах и их частях.
Материал для узнавания форм и фигур
В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает их названия, учится узнавать их в окружающих предметах.
Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, именно поэтому любая информация, поступающая к ребенку через органы чувств, воспринимается быстрее и усваивается лучше. Занятия с данным материалом проходят в свободной форме, что позволяет детям избежать переутомления и не потерять интереса к упражнениям.
1. Воспитание сенсорной культурой ребенка. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер М., “Просвещение”, 1988.
2. “Сенсорное воспитание в детском саду” Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой, М., “Просвещение”, 1981 г.
3. Программа образования в детском саду школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори Борисова О. В., Залеская А. А., Пермякова Л. В., Смирнова Н. Н., Снежинск,1995г
http://festival.1september.ru/articles/612805/ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста дидактической игрой» Верещагина Т. Ю.
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sensornoe-razvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Кузьмина Ю. А.
«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста. Сенсорное воспитание целенаправленное совершенствование. развитие у детей сенсорных процессов ощущений, восприятия, представлений, учить.
Развивающие игры по сенсорному воспитанию для детей 2–3 лет. Я работаю с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по сенсорике. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических.
Источник
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр по методике Марии Монтессори в соответствии ФГОС
Уразовская Варвара
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр по методике Марии Монтессори в соответствии ФГОС
Актуальность темы:
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование информирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершения деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь–то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. В педагогике сенсорно воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребёнка.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Основные задачи упражнений на сенсорику по методу Марии Матессори
• Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности
• Расширить сенсорный опыт ребёнка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребёнка
• Научить ребёнка пользоваться собственной памятью «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»
• Научить критически, оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении заданий
• Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.
Что можно найти в зоне сенсорного развития Марии Мантессори центра?
• Формы; наборы геометрических фигур, а так же более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
• Объемные фигуры; Розовая башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры, гирьки
• Цвета; наборы базовых цветов, картотека оттенков
Тактильная информация
• Текстура; доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
• Температура; тепловые кувшины, тепловые таблички
• Масса; весовые цилиндры и таблички
Сенсорика
• Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек
Звуковая информация
• Громкость; звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
• Высота; колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты
Вкусовые качества и запах
• Баночки с запахом
Изучение наук по методу Марии Мантессори такжк начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребёнка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и математики
• Набор листьев разных растений
• Наборы с природным материалом
• Репродукции художников и фотографий природы
Выводы
Развитие ребёнка начинается с развития органов чувств. Это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребёнку важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств. Именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребёнку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т. д.)
Мы стараемся знакомить малышей с самыми разными предметами, и стараемся обновлять и совершенствовать им зону сенсорного развития.
Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочки Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Разработала воспитатель Селезнева Е. А. Цель.
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.
Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.
Источник