Сенсорная депривация когнитивная депривация эмоциональная депривация социальная депривация

Содержание
  1. Депривация и пути ее выявления
  2. 1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.
  3. 2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.
  4. 3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.
  5. 4. Депривация идентичности (социальная):ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.
  6. Что такое депривация — определение, ее виды и последствия
  7. Что такое депривация простыми словами
  8. Виды депривации в психологии
  9. Социальная
  10. Сенсорная
  11. Эмоциональная
  12. Материнская или отцовская
  13. Когнитивная
  14. Двигательная
  15. Депривация сна
  16. Как проявляется
  17. У детей
  18. У взрослых
  19. Возможные последствия психической депривации
  20. Как предотвратить и преодолеть депривацию

Депривация и пути ее выявления

Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) потребностей в течение длительного времени. Под понятием

«психическая депривация» подразумеваются различные влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях.

Проявления психологической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень глубоких поражений развития интеллекта и характера. Она может представлять пеструю картину невротических признаков. В зависимости от того, какая жизненная потребность оказывается неудовлетворенной, выделяются различные виды психической депривации. Не всегда удается понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и рост, и созревание нервной системы, и формирование психики.

Рассмотрим виды депривации, которые в наибольшей степени важны для диагностики развития детей и подростков.

1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

В первую очередь для своего развития ребенок нуждается в среде, снабженной стимулами различной модальности. Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Стимульный дефицит или стимульная перегрузка могут оказывать влияние и на физиологические процессы.

Данный вид депривации возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. В обедненную среду попадает ребенок, оказавшийся в детском доме и в других учреждениях закрытого типа. Такая среда, вызывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она оказывается наиболее губительной. Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не управляются, перестают нормально развиваться и как следствие атрофируются. Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Последствия сенсорной депривации наиболее выражены у детей, от которых отказались в родильном доме. У таких детей наблюдается слабость и даже отсутствие реакции на речь взрослого, выраженная задержка эмоционального и интеллектуального развития, негативные особенности характера (дети эмоционально лабильные, нерешительные, безынициативные, нецелеустремленные).

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

Важной основой психической потребности ребенка является потребность дифференцированной и постоянной структуры внешних стимулов, т.е. определенного осмысленного порядка стимулов.

«С первых месяцев своей жизни ребенок проявляет данную потребность познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого и настоящего, ожидаемого и осуществленного. Стимулирующая ситуация отличается, следовательно, характером призыва: развитие ребенка стимулируется ею прежде всего тогда, когда она представляет условия для понимания распорядка и придает уверенность в наличии активного контроля протекающих процессов»

Двигательная депривация. Этот вид депривации связан с ограничением пространства и характерна для домов ребенка, где возможности движения ребенка длительное время ограничены рамками манежа. Уже в первые месяцы жизни при ограничении движений младенцы проявляют сильное беспокойство. Нахождение ребенка в условиях хронической гиподинамии приводит к развитию эмоциональной вялости. Симптомом двигательной депривации является также и компенсаторная двигательная активность: раскачивание тела вперед — назад, резкие беспокойные движения головы из стороны в сторону на подушке перед засыпанием, стереотипные движения руками. Эти движения достаточно быстро закрепляются и препятствуют нормальному развитию всей двигательной сферы. Таким образом, у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, в силу ограниченности возможности реализовать свою активность, часто наблюдается выраженная моторная отсталость.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.

Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития ребенка. Наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной связи является мать. Формирование привязанности к матери жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации.

Читайте также:  Чувствовал себя подавленно как пишется

Понятие «материнская депривация» обобщает целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери, Депривация в общении с матерью и в материнском уходе вызывает нарушения развития, невротические и аффективные расстройства, порождает у ребенка страх, агрессивность, недоверие к другим людям. Обобщенный портрет личности, формирующейся у ребенка с рождения оказавшегося в условиях материнской депривации можно представить таким образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В отличие от ребенка, лишенного материнской заботы с момента рождения, развитие личности ребенка, имевшего мать, но потерявшего ее, идет по неврологическому типу. В этом случае вступают в действие различные защитные механизмы. Таким образом, разрыв с матерью приводит к возникновению тяжелых эмоциональных переживаний ребенка. Последствия материнской депривации и жестко регламентированного отношения к детям ярко проявляются в школьные годы. У младших школьников в общении выступают два ведущих «симптома комплекса»: «тревога по отношению к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым»

4. Депривация идентичности (социальная):ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Параллельно с развитием и укреплением эмоциональной привязанности у ребенка развивается потребность активного принятия автономной функции. Наиболее ярко эта потребность проявляется, когда ребенок начинает самостоятельно лазать, ходить, требовать удовлетворения своих желаний посредством слов. Мать ребенка постепенно перестает быть «внешним организатором» активности ребенка и превращается во «внутреннего организатора» -инстанцию «Я». Примером такой депривации могут служить «волчьи дети», «дети-маугли». Известно, что человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней. Благодаря общению с окружающими людьми ребенок овладевает завоеваниями культуры. Становясь сознательным субъектом деятельности, ребенок осознает себя личностью. Человек, изолированный от общества, не овладевает нормами и правилами поведения в обществе, психические процессы не развиваются.

Диагностика депривации достаточна сложна. Для этого необходимо сотрудничество целого ряда специалистов: педагога, психолога, педиатра, социального и медицинского работника.

Долговременное наблюдение за ребенком и регулярный контроль развития является действенным диагностическим инструментом, предоставляющим возможность вовремя реагировать на трудности и отклонения, возникающие постепенно на отдельных этапах развития.

Одним из важных методом выявления признаков депривации является беседа.

Как правило, очень редко дети совершенно не идут на контакт и отказываются от обследования. Если это происходит, то это свидетельствует либо о неправильном подходе психолога, либо о тяжелой личностной патологии или аффективном нарушении (депрессия, дисфория).

Использование психодиагностических методик имеет большое значение. Они подбираются в зависимости от поставленных задач. Показанием к тестированию могут служить, прежде всего, запрос учителей, родителей связи с трудностями в общении, поведении, конфликтностью, неуспеваемостью.

При семейной депривации рекомендуется определение уровень личностной тревожности, повышение которой лежит в основе многих психологических нарушений у детей. Достаточно удобной и информативной является «Личностная школа проявление тревожности» Дж Тейлора в адаптации Т.А. Немчиновой.

Для того, чтобы приблизиться к пониманию основного конфликта в детско-родительских отношениях, необходимо собрать информацию, проанализировать ее и выделить основные проблемы. Существую большое количество методик. Примером может служить: «Анализ Семейного Воспитания» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).

Наиболее распространенными являются так называемые проективные методики, в частности рисуночные тесты. Суть их заключается в том, что они дают возможность проецировать и интерпретировать реальность, вынося во вне свои переживания. Рисуночная диагностика универсальна для детей любого возраста и любой национальности. Она позволяет диагностировать не только состояние ребенка, но и выявить особенности межличностных взаимоотношений, прежде всего семейных. Наиболее часто используют следующие методики: «Дом-дерево-человек» Д. Бука, тест «Рисунок семьи» В Вульфа, «Несуществующее животное».

От своевременного выявления признаков депривации зависит и эффективность коррекционно-терапевтических и исправительных мероприятий.

Источник

Что такое депривация — определение, ее виды и последствия

Депривация – это довольно известный термин в психологии, но далеко не все из нас знают, что именно он обозначает. В целом, речь идет о лишении чего-то привычного или необходимого, и почти каждый человек так или иначе сталкивался с этим в жизни. Какие виды депривации существуют, чем они отличаются, кто им подвержен и как они проявляются, вы узнаете из статьи.

Что такое депривация простыми словами

В английском языке известен глагол to deprive, имеющий значение – лишить, отобрать, отнять. Подразумевается негативный окрас и отнятие чего-то необходимого или ценного.

Слово «депривация» часто встречается в психологической литературе. В его основе находится латинский корень privare – «отделение». Префикс de в английском слове усиливает значение корня. Если говорить об англоязычной литературе, то там понятие «депривация» (deprivation) подразумевает какую-либо потерю или недостаточное удовлетворение какой-либо нужды. Не всегда имеются в виду физические аспекты – зачастую речь идет о психических потребностях.

В своих трудах «Психическая депривация в детском возрасте» Й. Лангмейер и З. Матейчек приводят такое определение:

Потребности, включенные авторами в число «основных»:

  • потребность определенных условиях для продуктивной учебы (работы);
  • потребность в первичных общественных связях (мать, отец), помогающих формироваться личности;
  • потребность в самореализации в обществе, дающей возможность овладеть разными навыками, обрести ценные цели.

При рассуждениях о депривации периодически проводится аналогия между биологической и психической недостаточностью. Как возникают нарушения при дефиците витаминов, полноценного питания, кислорода и так далее, так они могут появиться и при психическом дефиците стимуляции, любви, общения.

Читайте также:  Мне помогло выжить чувство юмора

Виды депривации в психологии

Различают несколько видов депривации.

Социальная

Невозможность или нежелание человека контактировать с другими людьми. Бывает добровольной (одиночный поход, изоляция в собственной квартире), так и вынужденной (помещение в одиночную камеру). Такая депривация может спровоцировать развитие психотических расстройств, болезней. В детские годы трудности психосоциального развития напрямую зависят от окружающей среды. Повзрослев, многие индивиды обретают отклонения, влияющие на поведение. Часто эти особенности становятся хроническими, ведя к расстройству личности. По мнению специалистов, люди, имеющие подобные отклонения от норм в поведении, имеют немало трудностей в различных жизненных ситуациях.

Сенсорная

Вид депривации подразумевающий полное или частичное снижение чувствительности одного или нескольких органов чувств: слух, зрение, вкус, осязание, обоняние, температурные рецепторы и так далее. К сенсорной депривации также относят: ограничение подвижности, эмоциональных переживаний, общения. В допустимых дозах она может оказать расслабляющее действие и спровоцировать интенсивную внутреннюю работу: информация обрабатывается быстрее, обострено восприятие некоторых сигналов и прочее. Закрытые глаза, неподвижность, абсолютная тишина – то, в чем некоторые из нас порой нуждаются. Такой вид депривации применяют в медитации, йоге, при сеансах нетрадиционной медицины. Ее особенности иногда применяют в разнообразных упражнениях, корректирующих личность.

Эмоциональная

Появляется при лишении человеком эмоциональных реакций, транслируемых другими людьми. Впоследствии это лишает его и большинства собственных эмоций, оставляя лишь их узкий круг и ведя к депрессии.

  • снижение коммуникативной активности;
  • аффективные расстройства поведения;
  • дефицитарность мотивационно-потребностной сферы.

Материнская или отцовская

Возможна не только во младенческом возрасте, но и на прочих возрастных этапах. Оказывает тяжелое действие на психику. Может проявляться не только в отсутствии отца или матери, но и в их полном или частичном холодном отношении. Ситуация подконтрольна, когда мать оставляет ребенка на короткие периоды, давая логические объяснения ситуации. Депривация становится болезненной, когда ребенок надолго остается без родителя и вынужден самостоятельно справляться со многими жизненными проблемами. Следствие: ребенок отстает в развитии, становится апатичным и проявляет склонность к депрессии.

Когнитивная

Когнитивная депривация характеризуется нехваткой информации либо ее изменчивостью, хаотичностью, неупорядоченностью. Появляются препятствия для построения адекватной модели окружающего мира и возможности результативно действовать. Возникают и некоторые психологические феномены. Присутствие такого вида депривации в профессиональной сфере ведет к оплошностям, препятствует принятию правильных и действенных решений. Если речь идет не о карьере, а о повседневной жизни, то возникают ложные выводы, недопонимание, конфликты, подозрения. Отсутствие информации ведет к различным проблемам во многих жизненных сферах, и этот вид депривации кажется одним из наименее опасных лишь на первый взгляд.

Двигательная

Характеризуется ограничением пространства. Пример: дом ребенка, в котором возможности движений малыша длительный период ограничены манежем. В первые месяцы жизни, почувствовав ряд ограничений, младенцы демонстрируют признаки беспокойства. Хроническая гиподинамия ведет к появлению апатии, вялости. Другой симптом: компенсаторная двигательная активность, характеризующаяся резкими тревожными движениями головы, раскачиванием тела (как маятник), хаотичные движения рук. Постепенно это ведет к препятствию полноценного развития двигательной сферы.

Депривация сна

Также известна, как «хронический недосып». Расстройство образуется в случае, если человек регулярно не уделяет достаточного времени на сон. Если ситуация происходит длительный период, это грозит образованием серьезных недугов. Главные симптомы: сонливость в течение дня. Характеризуется также подавленным настроением, забывчивостью, рассеянным вниманием. Снижается умственная и физическая работоспособность.

Этот вид депривации распространен, рассмотрим его главные причины:

  • Недостаток сна. Ночные пробуждения из-за плача младенца, компьютерные игры, чрезмерное увлечение социальными сетями, необходимость выполнения домашних или рабочих обязанностей в рабочее время.
  • Бессонница. Вы периодически просыпаетесь или пробуждение происходит слишком рано, и еще несколько часов вы не можете погрузиться в сон. На протяжении дня ощущается сильная нехватка сна.
  • Тревога. Вам сложно заснуть из-за беспокойства: вы размышляете о возможности самореализации, волнуетесь о непогашенном кредите или личных проблемах.

Как проявляется

Рассмотрим проявление депривации в различных случаях.

У детей

Обычно речь идет о воспитанниках детских домов. Некоторое время после рождения они мало отличаются от детей, которые воспитываются матерью. Но известно, что у сирот и отказников поражения центральной нервной системы встречаются на 3-4% чаще. Также среди таких малышей более распространены генетические проблемы: в первую очередь, это объяснимо тем, что от детей инвалидов зачастую отказываются.

К первому году жизни разрыв в развитии детей, растущих в семье, и детдомовцами становится еще заметнее. У сирот в пять раз чаще диагностируется рахит и недостаток массы тела. Более 95% воспитанников приюта существенно отстают в психоэмоциональном развитии – они практически не проявляют любознательность, активность, с трудом различают речь, не пытаются говорить. Распространены заболевания горла, понижен иммунитет.

Во многом такой вид депривации проявляется особенно ярко и из-за недостаточно добросовестного обследования отказника в первые месяцы после его рождения. Но основное влияние оказывают условия жизни в сиротском учреждении.

У взрослых

Существует несколько типов депривации, однако все они объединяются общими проявлениями:

  • высокий уровень тревожности;
  • снижение жизненной активности;
  • недовольство собой;
  • переменчивость в настроении;
  • внезапные вспышки агрессии и другие.

Человек погружается в состояние внутренней подавленности, не видит выхода из ситуации и теряет интерес к его поиску. Появляется страх по отношению ко всему новому и неизвестному. Свыкание с депривацией становится настолько сильным, что человек оказывается заложником своей боязни, опасаясь даже безобидных явлений.

У человека отсутствует стремление к новым делам, непривычным моделям поведения, активности. Если депривация имеет связь с эмоциональной сферой, то это может привести к затяжному стрессу сроком в несколько месяцев и даже лет. Не видя очевидного выхода, человек начинает игнорировать внешний мир, многие радости жизни, стремится к домашней изоляции, резко ограничивает круг общения. Подобные проявления могут быть опасными для психики и физического здоровья – следует непременно обратиться к психологу, не пускайте дело на самотек.

Читайте также:  Что чувствует кошка во время эвтаназии

Возможные последствия психической депривации

В нетрадиционных методах лечения нередко встречаются позитивные отклики о некоторых видах депривации, и при надобности вы можете их изучить. Зачастую происходят негативные последствия, и их следует рассмотреть подробнее.

Основной признак депривации: агрессивное поведение. Как оно проявляется? Она бывает внешней и внутренней. В первом случае эмоция адресована внешнему миру: окружающим людям, животным и даже объектам. Для психического здоровья опаснее внутренняя агрессия, проявляющаяся в самобичевании, соматических болезнях и даже размышлениях о суициде. Больной начинает искать способы избавления от боли, и выбор нередко останавливается на алкогольных напитках, наркотических веществах. Очень опасный итог психической депривации – соматические болезни, на начальном этапе проявляющиеся в виде субдепрессии, тягой к конфликтным ситуациям, раздражительностью и бессонницей. Все эти факторы ведут к опасным для жизни недугам: астме, инсульту, инфаркту, гипертонии.

Наркотики и алкоголь временно способны заглушить эмоциональные страдания, дают «забыться», но человек практически не в состоянии вовремя отказаться от «лекарства» — увлечение обретает угрожающие масштабы, ведя к тяжелым последствиям. Депривация может временно отступить при появлении значимой внешней угрозы. Возможные варианты: серьезное заболевание, угроза жизни, военные действия. Психика запускает необходимые механизмы выживания. Мысли переходят в иную плоскость, депривация вытесняется из организма, и возвращается не всегда.

При депривации люди первое время ищут разные способы восполнить недостаток эмоций. Если выбрать правильный и подходящий метод, расстройство может отступить. Можно рассмотреть немало вариантов, но как это происходит у большинства, столкнувшихся с этим явлением?

Дети пытаются найти поддержку в лице сверстников или близких родственников. Вовремя заметив проблему, семья сможет поспособствовать ее устранению.

Нередко при психической депривации дети и подростки проявляют гиперактивность или погружаются в уныние, ища утешение в ведении дневника, книгах, просмотре передач или играх. Какие варианты компенсации рассматриваются взрослыми? Зачастую обнаруживается стремление в расширении круга общения или же ее полной смене. Другое проявление: поиск восполнения эмоций в многочисленных романах и интимных связях. Человек пребывает в поиске новых впечатлений, увлекается психотропными веществами, решается на рискованные увлечения, пытается получить больше адреналина. Такие стремления при отсутствии самоконтроля не приведут к положительным результатам, а лишь поспособствуют возникновению дополнительных проблем психологического и физиологического характера.

Как предотвратить и преодолеть депривацию

Рассмотрим действенные способы для преодоления депривации. Итак, что можно предпринять в ситуации с детьми? Радикальный и эффективный метод, если речь не идет о воспитаннике детского дома, а о ребенке из обычной семьи: обеспечить его всем необходимым. Но этот способ утопический. Реальный путь: воспитание разумного отношения к потреблению благ. Первые уроки, поддерживаемые мировой педагогической мыслью, можно было усвоить еще в период социализма. Люди учились сдерживать, контролировать и обуздывать многие излишние потребности, разумно ограничивая неуемные желания, тем самым решая проблемы многих стран. Постепенно такие ограничения вели к тому, что человек привыкал к самоконтролю, избегал развращения, внимал принципам разумного потребления, учась быть счастливым при обретении всего необходимого и не гонять за чрезмерностями.

Как заложить эти принципы детям, не научившиеся разумом ограничивать желания? Делайте это настойчиво, но постепенно, объясняя на доступном для них уровне. Начните беседу о смысле жизни, призвании человечества, нуждах бедствующих стран и детей, проживающих в них. Дети должны понимать, что для обретения чего-либо, пожелания недостаточно – основой всего является труд. Поговорите с ребенком о вечных и временных ценностях, необходимости делать добро и помогать другим, а не видеть радости жизни лишь в потреблении. Подспорьем в таких беседах, предотвращающих депривацию, могут быть известные притчи и назидательные сказки.

Что поможет взрослому, столкнувшемуся с проявлением депривации. Как и в случае с детьми, первое решение, приходящее на ум: обеспечение человека необходимыми благами. Увы, это непросто и не всегда возможно.

Первое, что может помочь – консультация психотерапевта. Длительная депривация могла стать причиной серьезных проблем – вероятнее всего организм успел получить существенный психический урон. В некоторых случаях может применяться и медикаментозное лечение. Кроме того, необходимо не забывать о достаточной физической активности, способствующей запуску внутренних механизмов выживания. Альтернативой может стать и творческая деятельность, также имеющая важный терапевтический эффект.

Высокой эффективностью отличаются стимулы разной модальности в случае сенсорной депривации – чтение, разнообразие в питании, игры, музыка. Подвержены социальной депривации? Попробуйте восстановить контакты с родственниками, знакомыми, друзьями или обрести новый круг общения. Этот вид расстройства сильнее всего сказывается на детской психике, и именно в этом случае требует особого внимания. Если речь идет об отсутствии родителей, ребенка нужно научить понять и принять полученную социальную роль, выстроить цели, обрести важные ценности.

Компьютерные игры в больших количествах ведут к множеству проблем, и нужно особенно тщательно контролировать увлечение ими. Известны случаи, когда человек, забывая о прочих реалиях жизни, доводил себя до истощения или проблем с психикой. Это можно сказать о любом увлечении, отнимающем практически все время и лишающего других важных частей жизни. Важно научиться соблюдать баланс во избежание образования депривации.

Источник

Оцените статью