Сэн эмоционально нравственная сфера

Сэн эмоционально нравственная сфера

В современной педагогике все группы качеств личности:

ЗУН — знания, умения, навыки;

СУД — способы умственных действий;

СУМ — самоуправляющие механизмы личности;

СЭН — эмоционально-нравственная сфера;

Педагогическое проектирование и педагогические технологии

СДП — деятельностно-практическая среда — взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.

Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:

РО = ЗУН + СУД+СУМ+СЭН+СДП.

Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.

Развивающее обучение проиходит в зоне ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес для эксперимента вызывают система Л. В. Занкова, технология Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко и система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшуллера. Указанные инновационные технологии, кроме последней, — это технологии школьной педагогики, но их дидактические принципы применимы к педагогике высшей школы и могут послужить базой для разработки их вузовской модификации.

Ценность концептуальных дидактических положений Л. В. Занкова в системности и целостности содержания, обучении на высоком уровне трудности, быстром темпе продвижения, осознанной мотивации, вариантности, индивидуальности, применении индуктивного метода, проблематизации содержания и во включении в процесс обучения рационального и эмоционального мышления.

Технология Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:

• формировать теоретическое сознание и мышление;

Источник

Развитие личности и его закономерности

Все группы качеств личности:

ЗУН – знания, умения, навыки;

СУД – способы умственных действий;

СУМ – самоуправляющие механизмы личности;

СЭН – эмоционально-нравственная сфера;

СДП – деятельностно-практическая сфера

взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, тех или иных способностей.

Стремясь развить индивидуальность, рассматриваемая технология не выделяет ни одной из перечисленных групп качеств личности, ориентирует их на всестороннее их развитие. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП

С этой точки зрения развивающее обучение

правильнее было бы называть развивающей педагогикой

— Обучение и развитие

Физическое развитие ребенка осуществляется весьма наглядно по генетической программе в виде роста размеров скелета, мышечной массы и так далее. Также очевидно, что внешние условия определяют огромный диапазон результатов: ребенок может быть более или менее здоров, физически натренирован, вынослив.

Как же обстоит дело с психикой, с личностью? В какой мере развитие сознания зависит от обучения и социальных условий, а в какой- от естественного возрастного созревания? Ответ на этот вопрос принципиально важен: он определяет границы потенциальных возможностей человека, а следовательно, цели и задачи внешних педагогических воздействий.

В истории педагогики проблема представлена двумя крайними точками зрения. Первая (биологизаторская, картезианская) исходит из жесткой предопределенности развития наследственными или исходящими от Всевышнего факторами. Сократ говорил, что учитель – повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться.

Вторая (социологизаторская, бихевиористская), наоборот, вес результаты развития приписывает влиянию среды. Одиозный советский академик Т.Д.Лысенко писал: «Женщина должна дать нам организм, а мы из него сделаем советского человека».

Современной наукой установлено, что всякий акт психического развития связан с отражением в мозгу внешней среды, он есть присвоение, приобретение опыта познания и деятельности, и в этом смысле является обучением. Обучение – это форма психического развития человека, необходимый элемент развития. Всякое обучение развивает, обогащает банк памяти и условных рефлексов.

Читайте также:  У меня возникло смешанное чувство

Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности.

Однако и здесь существуют две принципиально различные концепции.

Концепция обучаемого развития

(Ж.Пиаже, З.Фрейд, Д.Дбюи): ребенок должен пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии (дооперационные – формальные операции –формальный интеллект) до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических заданий. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы «обучая» его.

Концепция развивающего обучения

: решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Она утвердилась в ХХ веке благодаря трудам русских ученых Л.С.Выготского, А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Э.В.Ильенкова, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Информация о ообразовании:

Интернет-ресурсы по ОБЖ
IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технология .

Естественные психологические потребности ребенка
По мере расширения сферы общения дети испыты­вают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяют сказка и игра. Они помогают, например, справиться со ст .

Организация школы
1. Организация себя – это прежде всего самоорганизация и понимание происходящих процессов и самоопределение относительно них (например: можно пытаться разобраться в содержании Школы, выделяя главным образовательный процесс или спать в комнате, выделяя наиболее значимым какой-то другой процесс). 2. .

Источник

Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к ду­ховному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.

Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного при­страстного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрыв­но связаны с важнейшими качествами личности — ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностны­ми ориентациями, мироощущением. Эстетические и нравственные нормы, поня­тия имеют социальное происхождение — формировались в исторической практи­ке человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспи­тания в школе (во всех его формах) — духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.

Эстетическое воспитание — это воспитание чувства красоты, способности ви­деть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы -приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительно­му искусству, танцу, театру, кино.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловечес­кую мораль. Ценности эти — свобода, демократизм, достоинство, честь, ответ­ственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космичес­кое сознание, вера, воля, добродетель.

Рис. 2. Структура качеств действенно-практической сферы личности 12

Действенно-практическая сфера личности (СДП)

Действенно-практическая сфера личности представляет собой совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера и дру­гих качеств, обеспечивающих успешность практической (трудовой, обществен­ной, художественно-прикладной) деятельности человека.

Структура качеств СДП может быть представлена (по В. П. Беспалько) следу­ющей схемой (рис. 2).

В действенно-практической сфере функционируют системы знаний, отражаю­щих законы природы, законы техники, закономерности деятельности человека в производстве, в том числе и психологические закономерности. В практической деятельности широко реализуются обобщенные умения и проявляются межпред­метные и межличностные отношения,

Читайте также:  Прекрасное чувство быть любимой

Трудовые умения и навыки характеризуют уровень достигнутого личностью трудового опыта, степень мастерства в трудовой области: широту, основатель­ность, освоенность умений. Основной канал приобретения трудовых умений и навыков — трудовое обучение, построенное на основе определенной теории усво­ения. Навыки эти основываются на естественнонаучных, политехнических и спе­циальных технических, экономических, психологических знаниях.

Трудолюбие — качество личности, которое определяет степень ее морально-психологической подготовленности к трудовой деятельности. Это — одно из слож­ных свойств чрезвычайно индивидуальное, имеющее, по-видимому, в своей осно­ве определенные врожденные задатки типа социального инстинкта, проявляюще­гося в детстве в склонности к игровой деятельности, у школьника — к учебной и общественно полезной, а у взрослого человека к трудовой активности, прилеж­ности, потребности в труде и готовности трудиться.

Готовность к трудовой деятельности составляет одно из центральных качеств действенно-практической сферы. В зависимости от степени его сформированнос­ти человек с большим или меньшим эффектом включается в трудовую деятель­ность, проявляет психологическую готовность к труду.

Трудовая нравственность характеризует отношение личности к трудовой дея­тельности, людям труда и его результатам.

Для развития СДП ничем не заменима сама трудовая, общественная, художе­ственно-прикладная деятельность, ориентированная на получение полезного для людей, для общества результата.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М. , 1995.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М. : Педагогика, 1989.

3. Лошкарева Н. А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников // В. М. Коротов и др. Воспитание ученика. — М. , 1990.

4. Немое Р. С. Психология: В 3-х т. — М. : Просвещение, 1995.

5. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. — М. , 1969.

6. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М. :

Высшая школа, 1984.

7. Платонов К. К. , Голубев Г. Г. Психология. — М. , 1977.

8. Селевко Г. К. Накопление и систематизация профессиональных знаний //Формирование личности учителя. — М. , 1980

9. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. — М. ; Педагогика, 1985.

II. Педагогические технологии

Образование — это индустрия, направленная в будущее.

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических ин­новаций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобще­ния и систематизации.

Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с по­мощью ряда признаков (по В. Г. Афанасьеву):

— интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из от­дельно взятых ее элементов);

— составные элементы, компоненты;

— структура (связи и отношение между частями и элементами);

— коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);

Существенными характеристиками системы являются целевые ориента­ции и результаты.

В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использо­вать новое для педагогики понятие — «технология» и новый — «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.

Источник

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников

Татьяна Коноплина
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников

Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС — это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений — одна из задач воспитания личности ребёнка. Детей нужно приучать жить среди людей, формируя у них определённые навыки общения. Для этого нужно, чтобы отношения между воспитателями и детьми были партнёрскими, а обстановка в детском саду была приближена, насколько это возможно, к домашним условиям. Большое внимание уделяем эмоционально-благополучному микроклимату. Дети по барометру настроения (по цветной шкале) определяют эмоциональное состояние своё и других детей, разбирают и анализируют свои поступки и поступки литературных героев, находят выход из конфликтных ситуаций. Для этого в группе есть уголок «Добрых дел», «Цветная лесенка» и другое. Постепенно дети начинают чувствовать себя уверенно, потому что понимают, что в трудную минуту их поддержит доброта, ласка и забота товарищей. Развивая эмоционально-нравственную сферу детей, мы используем комплекс психологических игр и упражнений, психогимнастику, этюды. Постепенность и последовательность введения игр приводит к принятию ребёнком норм бесконфликтного общения. В игре «Назови себя» предлагаем назвать, представить своё имя так, как ему нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе. В игре «Позови ласково» дети упражняются в вежливости, доброжелательном отношении друг к другу. В игре «Моя любимая игрушка» развиваем умение слушать, описывать игрушку, передавать её настроение, поведение. Игра «Волшебный цветок» даёт возможность почувствовать свою индивидуальность, представить себя маленьким ростком, как он растёт, что чувствует, о чём мечтает. Под зажжённую свечу учим детей расслабляться, рассказывать о своих эмоциях. Дружелюбию учит игра «Солнечный зайчик». Игра «Пирамида любви» воспитывает уважительное, заботливое отношение к семье, людям, миру. С помощью мимики, жестов, прикосновений учим детей по цепочке передавать определённые чувства, рассказывать о них. Но одних игр не достаточно, чтобы научить общению. Знакомим детей с культурой общения, развиваем умение выражать свои мнения и суждения. Изучая тему «Моя семья», составляем рассказы о семье, её традициях. В игре «Телефон», «Слушатель-рассказчик», «Почему?» упражняемся в ведении диалога. Для умения общаться развиваем речь, сочиняем рассказы, пересказываем и драматизируем сказки. Играя в игры «Цветопись настроения», «Кому нужно помочь?», учим узнавать эмоциональное состояние по мимике. В общении имеет большое значение интонация. Для этого драматизируем сказки, рассказываем стихи по схеме, произносим фразы с разной интонацией. Учим детей общению с помощью символов, знаков, схем. Учим детей этикету, вежливому общению в игре «Волшебные слова», разбираем поступки литературных героев, игровые ситуации «Правильно ты поступил?». Применение этих игр и упражнений ведёт детей к анализу своих поступков, доброжелательному отношению к другим, к культуре поведения.

Читайте также:  Что делать когда чувство тревоги страха

«Учим детей общению» Н. В. Клюева, Ю. В. Косаткина;

«От трёх до семи» Л. Б. Фесюкова.

Коноплина Татьяна Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3»

Развитие эмоционально-чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста Утром проснись и душой улыбнись Всем улыбку дари, не стесняясь. До друзей ты улыбкой своей прикоснись, В путь с друзьями дневной собираясь.

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.

Сказкотерапия для формирования нравственной сферы дошкольника Развитие духовно-нравственных чувств у детей становится всё более важным для нашего общества. Нравственная сфера личности дошкольника представляет.

Конспект занятия по программе М. Н. Ильиной, Л. Г. Парамоновой «Развитие интеллекта и навыков общения у детей» Занятие №1 Цикл занятий по программе М. Н. Ильиной, Л. Г. Парамоновой «Развитие интеллекта и навыков общения у детей». Автор: Ташлыкова Е. С. Занятие №1.

Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы) «Эмоционально-личностное развитие дошкольников» В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный.

Конспект НОД на тему: «Что такое доброта?». (Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста) Конспект НОД на тему «Что такое доброта?» Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать,.

Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы младших дошкольников с помощью развития сенсомоторных функций. «Путешествие в Волшебную страну Радости» Цели: Развивать эмоциональную сферу детей, сенсорные функции: зрительное, слуховое, осязательное.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста» Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем,.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.

Источник

Оцените статью