Семья это настроение то какое

Семья это настроение то какое

Автор: Торутанова Светлана Евгеньевна

Организация: МБДОУ № 104

Населенный пункт: г. Ульяновск

Цель: актуализация проблем духовного — нравственного воспитания детей на основе семейных ценностей.

Задачи:

1.Сформировать у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях.

2.Показать важную роль ценностей в каждой семье, создать ситуацию успеха каждой семье.

3.Повышать психолого — педагогическую компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к семейным ценностям и традициям.

4.Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

Участники: родители и дети подготовительной к школе группы.

Оборудование и материалы: мультимедиа проектор, компьютер, перепутанные пословицы, заготовки «Дерева семейных ценностей», видеоролики о семье.

Предварительная работа: оформление выставки литературы по духовно-нравственному воспитанию детей, разучивание с детьми стихотворений о семье, беседы о нравственных качествах личности, о семье, семейных ценностях и традициях, родители вместе с детьми готовят презентацию о традициях своей семьи.

«Ребёнок — зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В. А. Сухомлинский.

Ход: Звучит музыка «Гимн семье». Родители входят в зал, знакомятся с выставкой литературы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

— Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас в нашей семейной гостиной. Сегодня мы поговорим о значении семейных ценностей в нравственном воспитании детей. У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать. Видеоролик «Моя семья» (Е. Курячий).

В разные времена у разных народов эти ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя, опорой и надеждой на возрождение. Семья — это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Упражнение «Ассоциация»

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу семьи семейных ценностей.

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

• Если семья — это здание, то какое…

• Если семья — это цвет, то какой…

• Если семья — это музыка, то какая …

• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

• Если семья — это настроение, то какое…

По желанию, можно провести короткое обсуждение упражнения. Что вы чувствовали? Какие у вас эмоции? Что вызвало затруднение?

А что значит счастливая семья, какая она по — вашему? (ответы родителей)

Упражнение «Сложи и объясни пословицу». Цель: активизация мыслительной деятельности. Работа в группах. Сейчас составим модель счастливой семьи в пословицах и поговорках. Ваша задача – восстановить перепутанные пословицы, обсудить и объяснить их смысл.

— Золото и серебро не стареют — отец и мать цены не имеют.

— Не нужен клад — когда в семье лад.

— Не будет добра — коли в семье вражда.

— Когда семья вместе — так и душа на месте.

— В семье разлад – так и дому не рад.
(Ответы родителей)

Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся семейным традициям.

Семейные ценности и традиции – это основа уклада крепкой и дружной семьи. Семейные ценности лежат в основе воспитания детей.

Воспитание малыша начинается с того, какие отношения строятся родителями в семье. В условиях семьи начинается приобщение ребенка к культуре, формируются модели поведения. Именно семья оказывает огромное влияние на становление духовно-нравственных качеств личности ребёнка.

Упражнение «Дерево семейных ценностей»

Цель: определение и ранжирование семейных ценностей. Каждая группа получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача родителей – ранжировать ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

Читайте также:  Эмоциональный дневник ребенка паевская

— в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

— в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей:

уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, верность, карьерный рост, доверие.

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.

«Традиции моей семьи».

Цель: презентация положительного опыта семейного воспитания. Родители вместе с детьми рассказывают о традициях своей семьи. Рассказ может сопровождаться детскими рисунками, фотографиями, книгами добрых дел, плакатами и т.д.

С какими разными семейными традициями мы сегодня познакомились. Молодцы! Главное, чтобы ваши семейные традиции были интересными, приносили всем радость и не доставляли дискомфорт.

Викторина «И в шутку и в серьёз».

Много серьёзных слов было сказано о семье. А сейчас я предлагаю вашему вниманию викторину:

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

б) Семеро по лавкам.

2.Буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4.Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного и не родного родственника? (мать-и-мачеха)

5.О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (о матрёшке)

6.Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7.Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)

В заключении дети читают стихи и семье.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Рефлексия.

— Чем полезна именно для вас данная встреча?

— Что является самым важным из того, что вы сегодня узнали?

— Какой же основной секрет семейной жизни?

Психолог: я говорю вам огромное спасибо за вашу работу, за интересные традиции ваших семей. Детские годы – самое благоприятное время для того, чтобы сформировать базовые семейные ценности. Личность ребёнка максимально открыта для влияний извне, а глубокие впечатления, полученные в детстве, остаются с ребенком на всю жизнь.

7.«Аплодисменты» цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Аплодисменты друг другу.

Пусть в ваших семьях царит любовь и гармония и звенит счастливый смех ваших детей!

Под песню А. Бельского «Про семью» родители получают памятки «Законы нравственного воспитания детей в семье», делятся впечатлениями…

До новых встреч!

Литература:

1.Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2014. — 7.

2.Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой// Дошкольная педагогика. – 2012. — 5.

3.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

4.Детям о семье; сб./сост.А.В.Велько.-2-е изд.- Минск,2015.-63 с.

5.Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1996.

ЗАКОНЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

1.Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

2.Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

3.Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

5.Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные события произошли).

Читайте также:  Как младенцы чувствуют боль

6.Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т.д.

7.Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

8. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.

9.Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.

10.Знакомьте детей с семейными ценностями и традициями, приобщайте их к активному участию в семейных событиях.

Источник

Беседа о семье

Содержимое публикации

Классный час на тему: «Если крепкая семья, всё по силам им всегда»

Цель: показать ценности семьи и нравственные основы, на которых строится семья; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей; создать информационное поле о благополучной и крепкой семье.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?

Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

Вы сказали, что семья — это родители и близкие родственники. Те, кто с первых дней жизни лелеют и оберегают нас. Да, действительно…

Что такое мама? Это первый луч солнца, первый вдох и выдох, первое прикосновение, первое услышанное слово, первый взгляд, первая улыбка.
Мама— это тот человек, который за руку выводит тебя в мир.
Что такое отец? Отец— это первое наставление, первый ремень, первый урок, первый разговор по душам, первая защита, первая скала и опора. Отец — это твердыня.
Что такое брат? Брат — это первый помощник, первый партнер по играм, первый критик, первый соратник.
Брат — это второе крыло.
Что такое сестра? Сестра — это женщина, которая сама вскоре станет кому-то женой и мамой. Сестра — это мама в миниатюре.

Готовясь к классному часу, я нашла в Интернете интересное стихотворение

И. Яворовской и хочу вас познакомить с ним.

А семья – это дом,

Это двое и третий,

И, быть может, четвёртый,

Это тёплые строки

В желанном конверте,

Если машет разлука

А семья – это свет,

Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь

И сопутствует нам.

Где ни последних, ни первых,

Где и радость, и горе –

А семья – это всё.

Без неё холодеет

Ничего не бывает

На свете роднее,

Ничего, как ни думай

И как ни храбрись.

2. Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

• Если семья — это постройка, то какая…

• Если семья — это цвет, то какой…

• Если семья — это музыка, то какая …

• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

• Если семья — это настроение, то какое…

Обсуждение возникших ассоциаций.

3. Формирование понятия «семья»

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.

В Большом энциклопедическом словаре даётся такое толкование этого слова: «Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта… Какая?

Это единение, общность. Чего? Взглядов, интересов, ценностей…

4. Формирование понятия «ценности»

Ценности — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (БЭС)

— значимость, польза, полезность (Ожегов)

Психологи выделяют такие семейные ценности:

Обычаи и традиции

Но эти ценности должны вырасти на хорошем и крепком фундаменте, как прочный дом, защищающий человека от всех невзгод, согревающий теплом семейного очага.

5. Строительство дома из основных ценностных категорий

Читайте также:  Какие болезни возникают при стрессе

Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Я называю значение, а вы подбираете определение этой ценностной категории. (Ученики комментируют необходимость этой ценностной категории)

Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка. (Всей семьёй мы способны на многое.)

Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

Признание. (Уважение и благодарность.)

Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

Верность. (Преданность друг другу.)

Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)

Таким образом, для хорошей семьи характерно уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семье каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

6. Пути формирования ценностей в семье.

Хочу рассказать вам притчу.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.

-Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?

Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

Я предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку и от того, какое окончание будет в Вашей сказке, я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот.

Идёт обсуждение полученных ответов

— Какими путями можно формировать ценностные ориентиры в маленьком человеке? (Убеждение, назидание, ласка, личный пример) Какие из них вы считаете наиболее действенными?

Вывод: Ещё одна семейная ценность – дети. Ребёнок – не просто копия своих родителей, а имеющая право на собственное мнение личность. Именно ему придётся выбирать свой цвет, свою дорогу. И совсем не важно, какого цвета будет ваш ребёнок, важнее всего то, какие качества характера, ценностные ориентиры он получит от вас.

Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты.

Источник

Оцените статью