Семинар-практикум «Профилактика эмоционального напряжения и стрессов у педагогов»
Ирина Марухнич
Семинар-практикум «Профилактика эмоционального напряжения и стрессов у педагогов»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам конспект мероприятия для работы с педагогами. Буду рада, если для кого-то материал окажется полезным.
Оказание психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их самочувствия.
1. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
2. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью их предупреждения и преодоления возможных последствий психического напряжения, поддержание оптимального уровня психического состояния в условиях профессиональной деятельности.
3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.
Материал: листы бумаги, ручки по количеству участников, карандаши, корзинка с подарками (спички, конфеты, шишки, ракушки, мелкие игрушки и пр.).
— Психологическое занятие начинается с ритуала приветствия, поэтому мы с вами сейчас поприветствуем друг друга, но не совсем обычным способом.
Игра «Подарок по круг у».
По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним и подарить подарок со своими пожеланиями.
— Мы педагоги подвержены стрессам и эмоциональным перегрузкам. Но как бы тяжело не было на душе, необходимо находить положительные стороны даже казалось бы в отрицательных ситуациях и явлениях. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы научиться видеть хорошее.
— Я хочу предложить вам упражнение «Ловец благ а».
— Назовите положительные стороны стресса. Педагоги устно дают ответы:
— Стресс мобилизует защитные силы организма.
— Помогает пересмотреть свое отношение к ситуации.
— Благодаря стрессу, мы меняем свое отношение к другим людям.
Затем предлагаются следующие ситуации для письменных ответов:
1. Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на работу?
2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы поехать отдохнуть?
3. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу?
— Кому удалось найти пять позитивных сторон каждой ситуации? Кому больше? Кому три? Кто не нашел ни одной?
Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями.
Упражнение «Уровень счаст ья»
— Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир.
— Кто нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто 5; кто ни одного?
— Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он на половину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между людьми не в том, что они имеют, а в отношении к тому, что они имеют. Как говорил «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней».
Пантомимическая разминка. Игра «Найди па ру»
— Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой написано также «слон».
— Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.
— А сейчас мы с вами повысим нашу самооценку. Для этого сделаем следующее упражнение. Станьте на одну ногу, закройте глаза, погладьте себя по голове и мысленно скажите: «Я – молодец!»
— Как мы уже говорили важно для снижения напряжения также правильное питание. Поэтому сегодня я хочу предложить вам приготовить себе салат, который называется «Красота, покой, здоровье».
— Все необходимое для салата у вас имеется на столе, пожалуйста, готовьте.
Педагоги готовят себе салат.
— Конечно, в стремительном ритме жизни без стресса не обойтись, но прежде чем бежать в аптеку за очередным успокоительным, лучше вспомнить о народных средствах.
— Чай к нашему салату мы заварим из трав. Выбирайте на свой вкус.
Настой ромашки хорошо помогает при бессоннице, облегчает головную боль и мигрень. Он отлично снимает напряжение после рабочего дня, помогает расслабиться.
Мелисса успокаивает, но не вызывает сонливости. Настой можно пить 2-4 раза в день по стакану. Это позволяет не только успокаивать нервы, но и повысить общий тонус организма.
Душица – отличное средство для людей, страдающих от чрезмерной раздражительности. Идеально подходит для женщин, подверженных предменструальному синдрому.
Мятный чай успокаивает и поднимает настроение. Хорошо помогает при депрессии и переутомлении.
Иван-чай принимают при повышенной нервной возбудимости. Он лечит стресс, укрепляет иммунитет, снимает головную боль. Иван-чай хорошо подходит для эмоциональных женщин, которые склонны преувеличивать масштабы проблем и принимать все близко к сердцу.
Педагоги дегустируют чай.
Упражнение «Я в лучах солнц а».
— На листе бумаги нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте свой автопортрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали, то или иное свое качество.
— И в завершении нашей сегодняшней встречи я хочу предложить вам послушать притчу.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
. Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Анкетирование педагогами родителей, посетивших родительское собрание или открытое занятие с детьми Уважаемые коллеги, начинает свой очередной разбег новый учебный год. Скоро начнутся родительские собрания, открытые мероприятия и конечно.
Стол для рисования песком Добрый вечер, коллеги! Спешу поделиться с Вами еще одним развивающим пособием — столик для рисования песком. данный столик был создан для.
Источник
Семинар-практикум для педагогов «Стрессоустойчивость и ресурсы. Где их взять?»
Татьяна Киптенкова
Семинар-практикум для педагогов «Стрессоустойчивость и ресурсы. Где их взять?»
Семинар-практикум для педагогов «Стрессоустойчивость и ресурсы. Где их взять?»
Цель: содействие сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «ресурсы преодоления выгорания» в аспекте стрессоустойчивости;
2. Обучить педагогов навыкам психологической саморегуляции;
3. Обучить трансформации негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния;
4. Снизить уровень психоэмоционального напряжения.
Материалы: рамка формата А4 со стеклом, ножницы, клей, подложка, шерсть (гребеная лента, фломастер.
«Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод, так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства».
Наверное, у каждого наступает период, когда он испытывает: чувство беспомощности, отчаяния, неумение контролировать вспышки гнева и агрессии, возникают негативные установки по отношению к тем, с кем работаете (родители, дети, сотрудники, недовольство собой, уменьшение ощущения ценности своей деятельности, возникает чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, негативное оценивание себя. В этом случае можно говорить о синдроме профессионального выгорания.
Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
На сегодняшний день определен широкий круг профессионалов, склонных к эмоциональному «выгоранию» — это врачи, педагоги, психологи, менеджеры, сотрудники полиции, работники сферы обслуживания, люди искусства, инженеры высшего звена.
Состояние профессионального «выгорания» первично возникает в «душе» из-за недостатка психологической гибкости.
Сегодня мы рассмотрим ресурсы преодоления «выгорания» в аспекте такой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих ей в преодоление негативных последствий стрессов.
Ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избегать синдрома профессионального выгорания и других негативных сторон профессии.
Внутренние (личностные) ресурсы.
К ним относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности.
Четыре уровня личностных ресурсов:
1) Физиологический уровень – является базовым. Сюда относятся: тип нервной системы, пол, возраст, состояние здоровья, способность реагирования организма на стресс.
2) Психологический уровень:
— Эмоционально волевой – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний и другое.
— Когнитивный. Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ними. Сюда относятся психологическая компетентность, позитивность и рациональность мышления, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.
— Поведенческий. Поведенческое (деятельностное) противодействие – активность и гибкость поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.
3) Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.
4) Духовный уровень.
Психологические ресурсы (Э. Фромм).
— Надежда. В любой момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, несмотря ни на что, не отчаиваться, если на определенном участке жизненного пути это рождение не произошло.
— Рациональная вера. Убежденность в том, что существует большое число реальных возможностей, нужно лишь вовремя обнаружить их.
— Душевная сила. Способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру, разрушить их.
Ключевым ресурсом можно считать способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания.
Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели – все это является факторами преодоления профессионального «выгорания». Человеку необходима гибкость в построении новых смыслов, помогающих адаптироваться к изменившимся условиям.
Внешние (социальные) ресурсы.
К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».
Наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и какое-то увлечение, позволяющее почувствовать, что жизнь больше, чем работа.
Если преумножать ресурсы противодействия стрессу, то человек, достигая внутренней гармонии, будет более стрессоустойчив.
Таким образом, посредством развития личностных ресурсов можно оставаться на пике своего профессионального и личностного рассвета как можно дольше.
А что, если внешние ресурсы ограничены? В этом случае для успешного противодействия факторам «выгорания» мы должны иметь сильные внутренние ресурсы.
А где их найти и как активировать сейчас узнаем.
Практикум.
Упражнение «Порядковый счет».
Участники сидят в кругу.
Инструкция: «Я говорю «один» и смотрю на любого участника игры, тот, на кого я посмотрела, говорит «два» и смотрит на другого».
Всем нам знакомо состояние, когда мы чувствуем сильнейший упадок жизненных сил. Предлагаю вам пройти тест, который подскажет уровень вашей жизненной энергии на данный момент.
Тест «Будильник».
Инструкция: На листке схематично изображены часы – будильник. Вам нужно дорисовать их, придав картинке законченный вид. Если вам покажется это необходимым, то можете нарисовать не только детали часов, но и фон, воссоздать обстановку.
Ключ-интерпретация. Обратите внимание на ту деталь, с которой вы начали свой рисунок. Если в первую очередь вы нарисовали стрелки часов, то это означает, что вопрос об энергии для вас сейчас чрезвычайно важен. Если первым делом вы поставили цифры на циферблате, то это значит, что вы в настоящее время ведете напряженную, насыщенную жизнь и вам хочется покоя, упорядоченности и размеренности, вам остро не хватает этого. Если в первую очередь вы обвели часы или подставку, то это говорит о вашем желании сменить обстановку в своей жизни.
*Остановимся подробнее на стрелках будильника. Неважно сколько времени на ваших часах, важно, куда смотрят стрелки, вверх или вниз. Если стрелки часов направленны вверх, то это значит, что с вашей жизненной энергией все в порядке, вы полны сил и бодры. Если же стрелки смотрят вниз, то это говорит о том, что ваши жизненные силы нуждаются в восполнении.
*Чем ярче выделены стрелки, тем больше энергии вам требуется для удовлетворения ваших потребностей, достижения поставленных целей. Для того чтобы понять, каким образом вы можете «подзарядиться», обратите внимание на остальные детали вашего рисунка.
*Если вы четко обозначили цифры, ярко выделив их на циферблате, то это говорит о том, что для «подзарядки» вам нужно просто как следует отдохнуть, куда-нибудь съездить, переменить обстановку, получить новые впечатления.
*Если вы ярко обозначили кнопку звонка на будильнике, то это значит, что вы нуждаетесь в смене деятельности, вам не интересно заниматься тем делом, которым вы занимаетесь в настоящее время. Для «подзарядки» вам нужна работа по душе.
*Если вы резко выделили корпус будильника, то это говорит о том, что вы экстраверт и обычно «подзаряжаетесь» в сфере контакты, во время общения с другими людьми.
*Если вы уделили особое внимание подставке, то это значит, что вы можете «подзаряжаться» на природе, вам стоит поехать в лес, на реку, на дачу и пару дней отдохнуть от городской суеты, это пойдет вам на пользу.
Упражнение «Цветной воздух».
Инструкция: Закройте глаза. Сядьте удобно. Вдохните глубоко и легко, без паузы выдохните. Выдох происходит несколько медленнее, чем вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что собираете все негативные эмоции, мешающие вашему существу, все боли, обиды, разрушающие чувства, испытываемые вами. С каждым вдохом ваше тело расслабляется, а деструктивные чувства скапливаются в области диафрагмы. А теперь при выдохе соберите все скопленное и медленным, длинным выдохом извлеките из себя весь негатив (выдыхаем в воздушный шарик, надувая его). Выдохов столько, сколько понадобится. Откройте глаза. Завяжите шарик. А теперь напишите название того, от чего хотите избавиться (злость, ненависть, обида). Уничтожаем ненужное (некоторые лопают шарик руками, некоторые прокалывают фломастером).
От негатива мы избавились, наполним себя новыми ресурсами. Закрываем глаза.
Вдохните глубоко и легко, без паузы выдохните. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вдыхаете, пусть воздух просто легко снова войдет в ваше тело. Если хотите, можете своему дыханию придать какой-нибудь цвет. Например, выдыхать серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете свое беспокойство, напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например голубой. Представьте, что вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость.
Упражнение «Потанцуем».
«Движение – кладовая жизни» — Плутарх. Физическая нагрузка необходима организму. Предлагаю подвигаться.
Педагоги выходят в центр зала и танцуют под танцевальное караоке.
Упражнение «гудение».
Инструкция: Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащие звуки.
Психолог отслеживает общий интонационный фон гудения, динамику.
Упражнение «качели».
Цель: снятие напряжения в теле, балансирование работы внутренних органов, общее успокоение, отдых.
Необходимое время: 3 минуты.
Инструкция: Выполняют упражнение парами. Один садится на пол в позу «зародыша», ноги подобраны к груди и согнуты в коленях, ноги сведены, руки обхватывают колени., лоб касается коленей, глаза закрыты. Второй участник упражнения легко берет ладонями сидящего за плечи и начинает медленно его покачивать так, чтобы стопы спокойно отрывались от пола, в течении 3 минут.
Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол, менять ползу, открывать глаза.
Затем участники меняются местами.
Упражнение «Цветы».
Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе: греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок, вы находитесь на лугу, покрытым цветами: красными, желтыми, небесно-голубыми. Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее. Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем маленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат. Какие-то пахнут медом, какие-то карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой. Какой бы ни был цветок – он неповторим. С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер. И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор. Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим. Представьте себе, что каждый из вас тоже цветок этого великолепия. Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы. Что вы за цветок? Как вы выглядите? Какого цвета? Какой аромат от вас исходит? Есть что-то, чтобы вы хотели изменить? (форма, цвет, аромат) Сделайте это.
Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок. Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром. Вы так нужны им. Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, уникальности, нужности кому-либо, единения с другими. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в свой реальный облик. Медленно потянитесь, откройте глаза.
Что вы испытали, когда выполняли упражнение? Изменили ли вы что-нибудь в своем цветке? Это придало вам сил и уверенности? Как вы чувствуете себя сейчас?
Все что нам нужно чтобы быть в гармонии у на есть внутри, нужные силы и энергия. Нужно только помочь себе их найти. Цветок внутри олицетворяет вас, ваши лучшие стороны, питает вас энергией и помогает достичь всего, о чем вы мечтаете.
Прислушайтесь к себе, позвольте прорасти всем прекрасным помыслам и чувствам, которые поддержат вас. Соберите эти силы и наделите ими цветок, который будет неисчерпаемым ресурсом для восполнения энергии.
Я предлагаю вам создать картину из шерсти, на которой вы «нарисуете» свой цветок, наполненный энергией для действий, которая вам необходима. В период эмоционального спада взгляните на него, вспомните свои ощущения и чувства при релаксации, вспомните качества, которыми наделили цветок и возьмите их столько, сколько вам требуется.
Арт-терапия. Рисование шерстью цветка.
Психолог знакомит педагогов с техникой работы.
На оргалит наклеиваем подложку (фланель, флис, тканевое полотенце). Основные методы работы с шерстью: вытягивание, щипание, настригание (демонстрация методов). Волокна выкладываются на основу слой за слоем, получается слоенный пирог. Формирование картины начинается с фона, далее стебель, сам цветок, листья. Готовая картина накрывается стеклом, рамой и закрывается.
Накопленные обиды, невыраженные чувства, неоправданные ожидания приводят нас к пребыванию в стрессе, что пагубно отражается на нашем эмоциональном, психологическом и физическом состоянии.
Обратная связь.
Участникам предлагается на листочках (цветы) написать свои отзывы о занятии и прикрепить к нарисованному на бумаге лугу.
Прощание.
Спасибо за ваше участие. Надеемся, что полученная информация и практические навыки были полезны для вас.
Литература.
1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт. -сост. О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель. – 122 с.
2. Снимаем психоэмоциональное напряжение / Н. В, Клюева, Н. Л. Кряжева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003 г. — № 5. – С. 19-24.
Презентация для педагогов ДОУ «Семинар-практикум по ЗОЖ» Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей. Метод: «Дерево.
Семинар-практикум для педагогов «Игры с песком» Составили: Кузеро С. В. – воспитатель, Копаш И. В. – воспитатель, Высоцкая Т. И. – учитель-логопед Цель: Повышение профессиональной компетентности,.
Семинар-практикум для педагогов «Мир народного творчества» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народным искусством Северной Осетии-Алании.
Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми» Семинар – практикум с педагогами на тему «Общение с детьми» Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия.
Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.
Семинар-практикум для педагогов «Валеология в ДОУ» Семинар – практикум для педагогов «ВАЛЕОЛОГИЯ В ДОУ» Цель: уточнять и закреплять знания педагогов о валеологической культуре дошкольников,.
Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию» Семинар – практикум для педагогов Тема: «Путешествие в экологию» Подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с № 9 города Ставрополя Левичева.
Семинар-практикум «С улыбкой по жизни» для педагогов ДОУ Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива. Задачи: 1) Обучить новому приему позитивного мышления. 2) Снятие.
Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь.
Семинар-практикум «Способы психологической разгрузки для педагогов» Техники управления стрессомКак ослабить «предстартовую лихорадку», когда излишнее волнение появляется накануне важных событий (выступление.
Источник