- Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Семинар — практикум «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека»
методическая разработка по теме
Цель: актуализировать понятия «эмоции», «виды эмоций», «эмоциональный интеллект», обсудить роль эмоций в жизни человека, способствовать овладению педагогами некоторыми приемами управления собственным эмоциональным состоянием, а так же снятию психоэмоционального напряжения, усталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 734.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей детского сада № 214 ОАО «РЖД»
«Виды и роль эмоций в жизни человека»
Подготовила и провела: педагог-психолог Жагарина Марина Александровна
Упражнение-энергизатор «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Педагоги сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого …(например, двое детей или день рождения летом) ». Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.
Мозговой штурм «Составление банка эмоциональных состояний»
Участники группы отвечают на следующие вопросы:
- Что такое эмоции?
- Какие эмоции испытывают люди?
- Какие эмоции чаще испытываете вы?
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты, развитие эмпатии.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Педагоги встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече.
- Перед вами человек, который не выполнил обещанного и подвёл вас…
- Перед вами ребенок, разбивший вашу любимую вазочку…
Время на установление контакта и проведение беседы 1-2 минуты. Затем по сигналу участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Для чего нам нужны эмоции? Ответы педагогов.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и продуктивное общение. В этом и заключается эмоциональный интеллект.
Цель: развитие умения распознавать чужие эмоции по мимике, жестам.
Участники группы разбиваются на пары.
Инструкция: «Один из участников пары будет «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения, выражения лица «обезьяны».
Через три — четыре минуты партнерам нужно поменяться ролями.
Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения? Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?
Никому не нравится переживать негативные эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод.
Давайте сейчас разобьемся на две группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния.
Первая – обсуждает злость и грусть;
Вторая – страх и апатию.
По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы.
Подводим итоги обсуждения:
1. Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
2. Страх сигнализирует об опасности;
3. Грусть побуждает нас задуматься;
4. Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.
Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.
Как вы боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется общим обсуждением.
Антисоветы психолога педагогу
- Не обращай внимания на детей. Их много – ты один!
- Учение детей – дело рук самих детей. Не мешай ребенку учиться!
- Если кто-то падает – подтолкни его, и процесс ускорится.
- Если тебе плохо, то с какой стати кому-нибудь должно быть хорошо?
- Педагогика – замечательное дело! Только дети мешают.
Пусть они трясут весь садик.
А потом – коль доживете
Вы до пенсии своей –
Будет вам, что в жизни вспомнить,
Лежа на больничной койке,
И решить, что эти годы
Были прожиты не зря.
Развитие речи (к слову об интеграции деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда)
Очень крепко выражаться.
Поливают пусть друг друга
И ругаются с детьми.
Через месяц убедитесь
Как спокойно на работе.
Речь активно развивая,
Быстро стрессы победим.
Упражнение «Звуковая гимнастика» (совместно с учителем-логопедом)
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать в круг, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звуки:
- А – воздействует благотворно на весь организм;
- Е – воздействует на щитовидную железу;
- И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
- О – воздействует на сердце, легкие;
- У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
- Я – воздействует на работу всего организма;
- М – воздействует на работу всего организма;
- Х – помогает очищению организма;
- ХА – помогает повысить настроение.
Игровое упражнение «Песня»
Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами поднимем настроение. Я предлагаю спеть хором. Для начала всем знакомая песня «В лесу родилась ёлочка». По первому хлопку ведущего, все начинают петь. По второму хлопку – пение продолжается «про себя», молча. По третьему хлопку – опять нужно петь вслух. Тот, кто ошибется, выходит из игры».
Цель: способствовать эмоциональному сближению членов коллектива.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник напишет свой ответ на мои вопросы:
С каким временем года ассоциируется у Вас этот человек?
С какой погодой?
С каким животным?
С каким цветком?
С каким сказочным или мультяшным героем?
Отвечая на вопросы, мы будем передавать листы по кругу, пока они не вернутся к своим хозяевам.
Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.
Источник
Семинар — практикум «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
— Здравствуйте! Я рада встрече с вами.
Предлагаю вашему вниманию материал по теме:
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
- Давайте сначала посмотрим, с каким настроением вы пришли на занятие. Многие пришли с хорошим настроением, но есть и грустные изображения.
- А давайте мы поделимся своим хорошим настроением с другими, а у кого было хорошее настроение – обменяемся.
Упражнение: «Поздороваемся ладошками»
- Предлагаю поздороваться ладошками. По кругу, по очереди, называя свое имя, взглядом, улыбкой, прикосновением передадим свое хорошее настроение соседу.
- Молодцы! С этим зарядом положительных эмоций мы отправимся дальше.
Упражнение: «Назови эмоцию»
- А сейчас я попрошу вас назвать эмоции, какие вы знаете. Я кидаю мяч, вы называете эмоцию. Спасибо.
- Эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективного состояния возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.
Эмоции с рождения формируются под влиянием среды. Вне общения, вне деятельности социальные познавательные эмоции не развиваются. Первая социальная положительная эмоция в виде улыбки появляется на второй – третий недели жизни. К третьему месяцу у ребенка чаще возникают компоненты разных положительных эмоциональных реакций (это называется «комплекс оживления» — ребенок улыбается, активно двигается с вокализациями).
«Комплекс оживления» определен как исходная точка в формировании эмоциональных реакций, составляющих основу эмоционального благополучия ребенка. «Комплекс оживления» Лисина М.И. назвала первой социальной потребностью ребенка (потребности в общении со взрослым). Непосредственное эмоциональное общение, разнообразные зрительные и слуховые стимулы, побуждение взрослым ребенка к активности – все это помогает развитию эмоциональной сферы в первые месяцы жизни ребенка.
Эмоции детей второго года жизни связаны с предметной деятельностью. Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов. К трем годам происходит поглощение сюжетом. Эмоции связаны с результатом человеческой деятельности. Появляются эстетические чувства, ревность, соперничество. В старшем дошкольном возрасте ребенок:
— осваивает социальные нормы;
- появляется эмоциональное предвосхищение;
- формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические…);
- появляются первые признаки воли.
Общие представления о ходе эмоционального развития можно сформировать следующим образом:
- эмоции в процессе онтогенеза проходят прогрессивный путь обогащения и поступательного развития;
- основой эмоционального развития является деятельность;
- эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности;
- онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития;
- на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно – потребностная сфера, самосознание и т.д.).
Психологи имеют знания, поэтому физиологические механизмы, лежащие в основе эмоций рассматривать нет смысла, но основные моменты теории эмоций коротко вспомним.
Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой.
Выделяют знак эмоций – положительный и отрицательный. Положительный – когда потребность удовлетворяется или есть вероятность удовлетворения. Отрицательный – если потребность не удовлетворяется или вероятность удовлетворения очень мала(+ счастье, удовлетворение, гордость; — страх, обида, вина, злость, грусть).
Эмоции могут вызывать повышение активности человека – это стеничесие эмоции, а могут, наоборот, уменьшат, сдерживать активность человека – это астенические эмоции. Одна и та же эмоция у одних людей является стенической, а у других астенической.
Например: эмоция гнева вызывает у одних повышенную активность: человек мечется, места себе не находит, а у других тот же гнев приводит к замиранию активности, человек не может даже пошевелить рукой. Это связано с разным темпераментом и характером людей.
Эмоциональный процесс состоит из трех основных компонентов.
Первый – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизацию организма.
Второй – знак эмоции: положительный и отрицательный.
Третий – это сила и характер эмоционального возбуждения.
Характерной особенностью эмоций является то, что внутренние субъективные эмоциональные состояния имеют определенное внешнее выражение в жестах, мимике, позах, движениях, реакциях, в деятельности сердечно – сосудистой системы, дыхания и т.п.
Эмоции и чувства выполняют сигнальную и регулирующую функции. Сигнальная – определенные раздражения становятся сигналами благополучия или неблагополучия. А регулятивные механизмы эмоций могут снимать эмоциональное возбуждение или способствовать его нарастанию
Выделяют виды эмоций:
Настроение — сравнительно продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности.
Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые мимическими и двигательными проявлениями.
Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижения цели.
В психологии выделены 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд , вина.
Упражнение: «Покажи эмоцию» (на 3 подгруппы)
Сейчас мы с вами будем разыгрывать ситуации (раздать). Каждый персонаж изображает эмоцию невербально, т.е. без слов. Я даю вам 2 минуты на то, чтобы договориться между собой (после каждой ситуации – обсуждение: Какую эмоцию вы увидели (у группы)? Какое было чувство у вас )эта артисты?).
Деятельность по развитию эмоциональной сферы реализуется в трех направлениях:
- Педагог – психолог – родители
- Педагог – психолог – педагоги
- Педагог – психолог – дети
- Работа с родителями заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.
Первый этап – налаживание контакта с родителями
Второй этап – в процессе индивидуальных консультаций объяснить родителям индивидуальные особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть.
Третий этап – выработать единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.
- Индивидуальные консультации
- Групповые консультации:
- общегрупповые собрания;
- информация в родительских уголках;
- школы, тренинги для родителей и т.д.
- Организация совместной деятельности родителей и детей (подготовка к утренникам, совместный труд…)
- Анкетирование родителей для отслеживания динамики изменений в эмоциональной сфере.
- Работа с педагогами заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально — эмоциональной сферы детей
б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
- Индивидуальные консультации
- Семинары – практикумы, тренинги…
Наиболее актуальные темы:
а) «Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы»
б) «Вербальное общение. Средства невербального общения»
в) «Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции»
г) «Стиль общения с проблемными детьми» и др.
3) Анкетирование педагогов для осознания особенностей детей группы, для диагностики…
III. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
Центральной задачей эмоционального блока в работе с детьми является формирование у детей эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, которая при нормальном ходе формирования личности появляется к концу дошкольного возраста.
Нарушения в её формировании могут приводить, прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.
Помимо центральной задачи внутри данного блока необходимо выделить дополнительную, но не менее значимую задачу – профилактику психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания в последнее время заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания.
В последнее время у детей отмечается слабая дифференцированность эмоциональной сферы, т.е. неспособность распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей. Кроме того, недостаточная рефлексивность, а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (гнев, страх и т.д. «Мужчины не плачут» — мы говорим мальчику).
Исходя из этого, главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
У нас тема развитие эмоциональной сферы, поэтому уточним, особенности развивающей работы с детьми.
Содержательно развивающая работа педагога – психолога заключается в научно – обоснованном, психологически оправданном стимулировании, оптимизации и обогащении детского развития.
Развивающая работа характеризуется следующими особенностями:
- развивающая работа, в отличие от коррекционной, направлена на психологически благополучных детей, не испытывающих каких-либо трудностей в поведении, деятельности, общении;
- развивающая работа может сочетаться с коррекционной, т.к. психолог имеет дело с целостной личностью ребенка, в структуре которой могут быть как благополучный, так и проблемные зоны. В этом случае проводится коррекционно – развивающая работа, в ходе которого стимулируются нормально развивающиеся функции и корректируются, «подтягиваются» до нормы отстающие функции.
- Развивающая работа выступает активной профилактической мерой, предупреждающей возникновение различного рода отклонения. Одним из главных условий предотвращения отклонений в какой-либо сфере является своевременное развитие этой сферы.
Предлагаю вашему вниманию структуру эмоционального развития.
Когнитивный компонент определяется системой знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере (т.е. даем знания…)
Аффективный компонент характеризуется как совокупность разномодальных индивидуальных переживаний ребенка (базовые эмоции, социальные переживания, чувства).
Реактивный компонент представлен способами непроизвольного реагирования и возможностью произвольной регуляции эмоций.
Выделяют следующие направления работы с детьми:
- основные (специально построенные занятия);
- вспомогательные средства.
Внутри эмоционального блока выделяют 3 этапа работы:
1 этап – знакомство с некоторыми базовыми эмоциями (радость, удивление, гнев, страх, стыд, горе). И чтобы не загружать детей терминологией, представляется разумным вместо термина «Эмоции» употреблять в работе с детьми «Чувство».
На этом этапе детей знакомят с чувствами, учат называть чувства, опознавать по картинке, используя художественные произведения, игры типа «Назови чувство», «Покажи чувство» и т.д.
2 этап – обучение пониманию относительности в оценке чувств. На этом этапе детей учат распознавать разницу между чувствами и поведением. Нет плохих чувств, а есть плохое поведение.
3 этап – обучение детей умению владеть своими чувствами (обучить приемам регуляции и саморегуляции).
Часть I. Вводная. Цель – настроить на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, игры с именами.
Часть II. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.
Часть III. Завершающая. Цель – создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Количество занятий – 20, один раз в неделю
Продолжительность – 35 минут
Количество детей – 6-7 человек.
К вспомогательным средствам относятся:
- чтение и обсуждение рассказов, сказок;
- прослушивание музыкальных произведений;
- различные игры (объединяющие, контактные…);
- сюжетно – ролевые гимнастики;
- театрализованные игры;
- эмоционально – экспрессивные игры и т.д.
Упражнение «Доброе животное»
А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки. Представим, что мы одно большое, доброе животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем как бьется его сердце и изобразим. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Спасибо всем.
Заполните, пожалуйста, анкету участника занятия. Это для меня важно.
И в завершении, закончите предложение «Сегодня Я…» (по кругу).
Мы не затронули вопросы диагностики, поэтому рекомендую литературу.
И для Вас я приготовила подарочки, которые пригодятся вам в работе.
Список использованной литературы:
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психолога и педагогам. – М.: Т.Ц. Сфера, 2003.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: АРКТИ, 1999.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Азбука эмоций». Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ.
Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем.
Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем.
Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста.
В дошкольном воспитании прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию детей, а вот развитию эмоций уделяется недостаточное внимание. Однако только согласованное функционирование эмоций и.
27 ноября 2018 года в МДОУ № 51 прошёл семинар-практикум «Театрально-игровая деятельность в детском саду». Музыкальный руководитель нашего детского сада, Кочергина Татьяна Дмитриевна выступи.
Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о.
Источник