Семинар практикум по эмоциональной сфере

Семинар-практикум для педагогов «Эмоции и чувства»
методическая разработка

Семинар-практикум для педагогов «Эмоции и чувства». Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в эмоциональной сфере.

Задачи:

  1. Расширять представление педагогов о значении эмоций в жизни.
  2. Развивать навыки анализирования и изменения своего эмоционального состояния.
  3. Способствовать сплочению коллектива.

Скачать:

Вложение Размер
seminar-praktikum_emotsii_i_chuvstva.pdf 668.44 КБ
seminar-praktikum_emotsii_i_chuvstva.pptx 1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

б юджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» Семинар-практикум «Эмоции и чувства» Подготовила педагог-психолог Федораева О. И.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в эмоциональной сфере. Задачи : Расширять представление педагогов о значении эмоций в жизни. Развивать навыки анализирования и изменения своего эмоционального состояния. Способствовать сплочению коллектива.

Мини-лекция «Значение эмоций в жизни человека»

Результаты анкетирования Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций? Ответ: «Да» — 0 , «Нет» — 21 Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали? Ответ: «Да» — 18, «Нет» — 3 Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей? Ответ: «Да» — 18 , «Нет» — 3 Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств? Ответ: «Да» — 17, «Нет» — 4 Случалось ли, что вы не понимали чувств других людей? Ответ: «Да» — 16, «Нет» — 5 Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать? Ответ: «Да» — 10, «Нет» — 11

Практикум: путешествие в мир эмоций и чувств Сердце веселиться и лицо цветет. ( Радость ) С людьми браниться – никуда не годится. ( Злость ) Душа в пятки ушла. ( Страх ) День меркнет ночью, а человек – печалью. ( Грусть ) Смотрит, что баран на новые ворота. ( Удивление ) В чужом глазу видеть соринку, в своем бревна не замечать. ( Самодовольство )

Тест «Ваши эмоции» радость злость обида злость

Польза и вред эмоций

Способы эмоциональной саморегуляции Занятия приятной деятельностью Занятия спортом Использование ароматерапии Дыхательные упражнения Употребление продуктов (серотонин) Расслабление мимической мускулатуры Изменение отношения к ситуации. Упражнение «Зато»

Упражнение «Зато» 1-я ситуация Вы работаете во вторую смену. Вас в этот день пригласили на открытое мероприятие к 10.30. Вы приходите в детский сад, а Вам объявляют, что мероприятие переносится на другой день. ( Зато у меня есть время написать рабочий план, сходить по магазинам…).

Упражнение «Зато» 2-я ситуация Рабочий день воспитателя до 19.00. Последнего ребенка Вашей группы забрали в 17.30. ( Зато у меня есть время подготовиться к завтрашнему дню, разобрать шкаф, пообщаться с коллегами …)

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» Семинар-практикум «Эмоции и чувства» Подготовила педагог-психолог Федораева О. И.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет.

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность» .

Очень часто мы слышим фразу «Все болезни от нервов». Но как «нервы» влияют на наше самочувствие, здоровье? И самое главное – каким образом минимизировать это воздействие и сохранить как психологическо.

Семинар для педагогов.

Воспитание патриотических чувств детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством.

laquo;Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.Форма проведе.

Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей.

Источник

Семинар — практикум «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
методическая разработка на тему

Скачать:

Вложение Размер
seminar-praktikum.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

— Здравствуйте! Я рада встрече с вами.

Предлагаю вашему вниманию материал по теме:

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

  • Давайте сначала посмотрим, с каким настроением вы пришли на занятие. Многие пришли с хорошим настроением, но есть и грустные изображения.
  • А давайте мы поделимся своим хорошим настроением с другими, а у кого было хорошее настроение – обменяемся.

Упражнение: «Поздороваемся ладошками»

  • Предлагаю поздороваться ладошками. По кругу, по очереди, называя свое имя, взглядом, улыбкой, прикосновением передадим свое хорошее настроение соседу.
  • Молодцы! С этим зарядом положительных эмоций мы отправимся дальше.

Упражнение: «Назови эмоцию»

  • А сейчас я попрошу вас назвать эмоции, какие вы знаете. Я кидаю мяч, вы называете эмоцию. Спасибо.
  • Эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективного состояния возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.

Эмоции с рождения формируются под влиянием среды. Вне общения, вне деятельности социальные познавательные эмоции не развиваются. Первая социальная положительная эмоция в виде улыбки появляется на второй – третий недели жизни. К третьему месяцу у ребенка чаще возникают компоненты разных положительных эмоциональных реакций (это называется «комплекс оживления» — ребенок улыбается, активно двигается с вокализациями).

«Комплекс оживления» определен как исходная точка в формировании эмоциональных реакций, составляющих основу эмоционального благополучия ребенка. «Комплекс оживления» Лисина М.И. назвала первой социальной потребностью ребенка (потребности в общении со взрослым). Непосредственное эмоциональное общение, разнообразные зрительные и слуховые стимулы, побуждение взрослым ребенка к активности – все это помогает развитию эмоциональной сферы в первые месяцы жизни ребенка.

Эмоции детей второго года жизни связаны с предметной деятельностью. Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов. К трем годам происходит поглощение сюжетом. Эмоции связаны с результатом человеческой деятельности. Появляются эстетические чувства, ревность, соперничество. В старшем дошкольном возрасте ребенок:

— осваивает социальные нормы;

  • появляется эмоциональное предвосхищение;
  • формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические…);
  • появляются первые признаки воли.

Общие представления о ходе эмоционального развития можно сформировать следующим образом:

  • эмоции в процессе онтогенеза проходят прогрессивный путь обогащения и поступательного развития;
  • основой эмоционального развития является деятельность;
  • эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности;
  • онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития;
  • на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно – потребностная сфера, самосознание и т.д.).

Психологи имеют знания, поэтому физиологические механизмы, лежащие в основе эмоций рассматривать нет смысла, но основные моменты теории эмоций коротко вспомним.

Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой.

Выделяют знак эмоций – положительный и отрицательный. Положительный – когда потребность удовлетворяется или есть вероятность удовлетворения. Отрицательный – если потребность не удовлетворяется или вероятность удовлетворения очень мала(+ счастье, удовлетворение, гордость; — страх, обида, вина, злость, грусть).

Эмоции могут вызывать повышение активности человека – это стеничесие эмоции, а могут, наоборот, уменьшат, сдерживать активность человека – это астенические эмоции. Одна и та же эмоция у одних людей является стенической, а у других астенической.

Например: эмоция гнева вызывает у одних повышенную активность: человек мечется, места себе не находит, а у других тот же гнев приводит к замиранию активности, человек не может даже пошевелить рукой. Это связано с разным темпераментом и характером людей.

Эмоциональный процесс состоит из трех основных компонентов.

Первый – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизацию организма.

Второй – знак эмоции: положительный и отрицательный.

Третий – это сила и характер эмоционального возбуждения.

Характерной особенностью эмоций является то, что внутренние субъективные эмоциональные состояния имеют определенное внешнее выражение в жестах, мимике, позах, движениях, реакциях, в деятельности сердечно – сосудистой системы, дыхания и т.п.

Эмоции и чувства выполняют сигнальную и регулирующую функции. Сигнальная – определенные раздражения становятся сигналами благополучия или неблагополучия. А регулятивные механизмы эмоций могут снимать эмоциональное возбуждение или способствовать его нарастанию

Выделяют виды эмоций:

Настроение — сравнительно продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые мимическими и двигательными проявлениями.

Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижения цели.

В психологии выделены 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд , вина.

Упражнение: «Покажи эмоцию» (на 3 подгруппы)

Сейчас мы с вами будем разыгрывать ситуации (раздать). Каждый персонаж изображает эмоцию невербально, т.е. без слов. Я даю вам 2 минуты на то, чтобы договориться между собой (после каждой ситуации – обсуждение: Какую эмоцию вы увидели (у группы)? Какое было чувство у вас )эта артисты?).

Деятельность по развитию эмоциональной сферы реализуется в трех направлениях:

  1. Педагог – психолог – родители
  2. Педагог – психолог – педагоги
  3. Педагог – психолог – дети
  1. Работа с родителями заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.

Первый этап – налаживание контакта с родителями

Второй этап – в процессе индивидуальных консультаций объяснить родителям индивидуальные особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть.

Третий этап – выработать единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

  1. Индивидуальные консультации
  2. Групповые консультации:
  • общегрупповые собрания;
  • информация в родительских уголках;
  • школы, тренинги для родителей и т.д.
  1. Организация совместной деятельности родителей и детей (подготовка к утренникам, совместный труд…)
  2. Анкетирование родителей для отслеживания динамики изменений в эмоциональной сфере.
  1. Работа с педагогами заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально — эмоциональной сферы детей

б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.

  1. Индивидуальные консультации
  2. Семинары – практикумы, тренинги…

Наиболее актуальные темы:

а) «Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы»

б) «Вербальное общение. Средства невербального общения»

в) «Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции»

г) «Стиль общения с проблемными детьми» и др.

3) Анкетирование педагогов для осознания особенностей детей группы, для диагностики…

III. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Центральной задачей эмоционального блока в работе с детьми является формирование у детей эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, которая при нормальном ходе формирования личности появляется к концу дошкольного возраста.

Нарушения в её формировании могут приводить, прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.

Помимо центральной задачи внутри данного блока необходимо выделить дополнительную, но не менее значимую задачу – профилактику психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания в последнее время заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания.

В последнее время у детей отмечается слабая дифференцированность эмоциональной сферы, т.е. неспособность распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей. Кроме того, недостаточная рефлексивность, а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (гнев, страх и т.д. «Мужчины не плачут» — мы говорим мальчику).

Исходя из этого, главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

У нас тема развитие эмоциональной сферы, поэтому уточним, особенности развивающей работы с детьми.

Содержательно развивающая работа педагога – психолога заключается в научно – обоснованном, психологически оправданном стимулировании, оптимизации и обогащении детского развития.

Развивающая работа характеризуется следующими особенностями:

  • развивающая работа, в отличие от коррекционной, направлена на психологически благополучных детей, не испытывающих каких-либо трудностей в поведении, деятельности, общении;
  • развивающая работа может сочетаться с коррекционной, т.к. психолог имеет дело с целостной личностью ребенка, в структуре которой могут быть как благополучный, так и проблемные зоны. В этом случае проводится коррекционно – развивающая работа, в ходе которого стимулируются нормально развивающиеся функции и корректируются, «подтягиваются» до нормы отстающие функции.
  • Развивающая работа выступает активной профилактической мерой, предупреждающей возникновение различного рода отклонения. Одним из главных условий предотвращения отклонений в какой-либо сфере является своевременное развитие этой сферы.

Предлагаю вашему вниманию структуру эмоционального развития.

Когнитивный компонент определяется системой знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере (т.е. даем знания…)

Аффективный компонент характеризуется как совокупность разномодальных индивидуальных переживаний ребенка (базовые эмоции, социальные переживания, чувства).

Реактивный компонент представлен способами непроизвольного реагирования и возможностью произвольной регуляции эмоций.

Выделяют следующие направления работы с детьми:

  • основные (специально построенные занятия);
  • вспомогательные средства.

Внутри эмоционального блока выделяют 3 этапа работы:

1 этап – знакомство с некоторыми базовыми эмоциями (радость, удивление, гнев, страх, стыд, горе). И чтобы не загружать детей терминологией, представляется разумным вместо термина «Эмоции» употреблять в работе с детьми «Чувство».

На этом этапе детей знакомят с чувствами, учат называть чувства, опознавать по картинке, используя художественные произведения, игры типа «Назови чувство», «Покажи чувство» и т.д.

2 этап – обучение пониманию относительности в оценке чувств. На этом этапе детей учат распознавать разницу между чувствами и поведением. Нет плохих чувств, а есть плохое поведение.

3 этап – обучение детей умению владеть своими чувствами (обучить приемам регуляции и саморегуляции).

Часть I. Вводная. Цель – настроить на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, игры с именами.

Часть II. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть III. Завершающая. Цель – создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Количество занятий – 20, один раз в неделю

Продолжительность – 35 минут

Количество детей – 6-7 человек.

К вспомогательным средствам относятся:

  • чтение и обсуждение рассказов, сказок;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  • различные игры (объединяющие, контактные…);
  • сюжетно – ролевые гимнастики;
  • театрализованные игры;
  • эмоционально – экспрессивные игры и т.д.

Упражнение «Доброе животное»

А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки. Представим, что мы одно большое, доброе животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем как бьется его сердце и изобразим. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Спасибо всем.

Заполните, пожалуйста, анкету участника занятия. Это для меня важно.

И в завершении, закончите предложение «Сегодня Я…» (по кругу).

Мы не затронули вопросы диагностики, поэтому рекомендую литературу.

И для Вас я приготовила подарочки, которые пригодятся вам в работе.

Список использованной литературы:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психолога и педагогам. – М.: Т.Ц. Сфера, 2003.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: АРКТИ, 1999.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Азбука эмоций». Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ.

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем.

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем.

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста.

В дошкольном воспитании прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию детей, а вот развитию эмоций уделяется недостаточное внимание. Однако только согласованное функционирование эмоций и.

27 ноября 2018 года в МДОУ № 51 прошёл семинар-практикум «Театрально-игровая деятельность в детском саду». Музыкальный руководитель нашего детского сада, Кочергина Татьяна Дмитриевна выступи.

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о.

Источник

Читайте также:  Сила воли сильнее депрессии
Оцените статью