- Семинар-практикум для педагогов «Эмоции и чувства» методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Семинар-практикум на тему «Учимся управлять негативными эмоциями»
Семинар-практикум для педагогов «Эмоции и чувства»
методическая разработка
Семинар-практикум для педагогов «Эмоции и чувства». Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в эмоциональной сфере.
Задачи:
- Расширять представление педагогов о значении эмоций в жизни.
- Развивать навыки анализирования и изменения своего эмоционального состояния.
- Способствовать сплочению коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_emotsii_i_chuvstva.pdf | 668.44 КБ |
seminar-praktikum_emotsii_i_chuvstva.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
б юджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» Семинар-практикум «Эмоции и чувства» Подготовила педагог-психолог Федораева О. И.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в эмоциональной сфере. Задачи : Расширять представление педагогов о значении эмоций в жизни. Развивать навыки анализирования и изменения своего эмоционального состояния. Способствовать сплочению коллектива.
Мини-лекция «Значение эмоций в жизни человека»
Результаты анкетирования Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций? Ответ: «Да» — 0 , «Нет» — 21 Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали? Ответ: «Да» — 18, «Нет» — 3 Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей? Ответ: «Да» — 18 , «Нет» — 3 Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств? Ответ: «Да» — 17, «Нет» — 4 Случалось ли, что вы не понимали чувств других людей? Ответ: «Да» — 16, «Нет» — 5 Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать? Ответ: «Да» — 10, «Нет» — 11
Практикум: путешествие в мир эмоций и чувств Сердце веселиться и лицо цветет. ( Радость ) С людьми браниться – никуда не годится. ( Злость ) Душа в пятки ушла. ( Страх ) День меркнет ночью, а человек – печалью. ( Грусть ) Смотрит, что баран на новые ворота. ( Удивление ) В чужом глазу видеть соринку, в своем бревна не замечать. ( Самодовольство )
Тест «Ваши эмоции» радость злость обида злость
Польза и вред эмоций
Способы эмоциональной саморегуляции Занятия приятной деятельностью Занятия спортом Использование ароматерапии Дыхательные упражнения Употребление продуктов (серотонин) Расслабление мимической мускулатуры Изменение отношения к ситуации. Упражнение «Зато»
Упражнение «Зато» 1-я ситуация Вы работаете во вторую смену. Вас в этот день пригласили на открытое мероприятие к 10.30. Вы приходите в детский сад, а Вам объявляют, что мероприятие переносится на другой день. ( Зато у меня есть время написать рабочий план, сходить по магазинам…).
Упражнение «Зато» 2-я ситуация Рабочий день воспитателя до 19.00. Последнего ребенка Вашей группы забрали в 17.30. ( Зато у меня есть время подготовиться к завтрашнему дню, разобрать шкаф, пообщаться с коллегами …)
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» Семинар-практикум «Эмоции и чувства» Подготовила педагог-психолог Федораева О. И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет.
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность» .
Очень часто мы слышим фразу «Все болезни от нервов». Но как «нервы» влияют на наше самочувствие, здоровье? И самое главное – каким образом минимизировать это воздействие и сохранить как психологическо.
Семинар для педагогов.
Воспитание патриотических чувств детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством.
laquo;Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.Форма проведе.
Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей.
Источник
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека»
методическая разработка по теме
Цель: актуализировать понятия «эмоции», «виды эмоций», «эмоциональный интеллект», обсудить роль эмоций в жизни человека, способствовать овладению педагогами некоторыми приемами управления собственным эмоциональным состоянием, а так же снятию психоэмоционального напряжения, усталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 734.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей детского сада № 214 ОАО «РЖД»
«Виды и роль эмоций в жизни человека»
Подготовила и провела: педагог-психолог Жагарина Марина Александровна
Упражнение-энергизатор «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Педагоги сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого …(например, двое детей или день рождения летом) ». Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.
Мозговой штурм «Составление банка эмоциональных состояний»
Участники группы отвечают на следующие вопросы:
- Что такое эмоции?
- Какие эмоции испытывают люди?
- Какие эмоции чаще испытываете вы?
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты, развитие эмпатии.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Педагоги встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече.
- Перед вами человек, который не выполнил обещанного и подвёл вас…
- Перед вами ребенок, разбивший вашу любимую вазочку…
Время на установление контакта и проведение беседы 1-2 минуты. Затем по сигналу участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Для чего нам нужны эмоции? Ответы педагогов.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и продуктивное общение. В этом и заключается эмоциональный интеллект.
Цель: развитие умения распознавать чужие эмоции по мимике, жестам.
Участники группы разбиваются на пары.
Инструкция: «Один из участников пары будет «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения, выражения лица «обезьяны».
Через три — четыре минуты партнерам нужно поменяться ролями.
Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения? Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?
Никому не нравится переживать негативные эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод.
Давайте сейчас разобьемся на две группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния.
Первая – обсуждает злость и грусть;
Вторая – страх и апатию.
По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы.
Подводим итоги обсуждения:
1. Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
2. Страх сигнализирует об опасности;
3. Грусть побуждает нас задуматься;
4. Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.
Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.
Как вы боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется общим обсуждением.
Антисоветы психолога педагогу
- Не обращай внимания на детей. Их много – ты один!
- Учение детей – дело рук самих детей. Не мешай ребенку учиться!
- Если кто-то падает – подтолкни его, и процесс ускорится.
- Если тебе плохо, то с какой стати кому-нибудь должно быть хорошо?
- Педагогика – замечательное дело! Только дети мешают.
Пусть они трясут весь садик.
А потом – коль доживете
Вы до пенсии своей –
Будет вам, что в жизни вспомнить,
Лежа на больничной койке,
И решить, что эти годы
Были прожиты не зря.
Развитие речи (к слову об интеграции деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда)
Очень крепко выражаться.
Поливают пусть друг друга
И ругаются с детьми.
Через месяц убедитесь
Как спокойно на работе.
Речь активно развивая,
Быстро стрессы победим.
Упражнение «Звуковая гимнастика» (совместно с учителем-логопедом)
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать в круг, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звуки:
- А – воздействует благотворно на весь организм;
- Е – воздействует на щитовидную железу;
- И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
- О – воздействует на сердце, легкие;
- У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
- Я – воздействует на работу всего организма;
- М – воздействует на работу всего организма;
- Х – помогает очищению организма;
- ХА – помогает повысить настроение.
Игровое упражнение «Песня»
Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами поднимем настроение. Я предлагаю спеть хором. Для начала всем знакомая песня «В лесу родилась ёлочка». По первому хлопку ведущего, все начинают петь. По второму хлопку – пение продолжается «про себя», молча. По третьему хлопку – опять нужно петь вслух. Тот, кто ошибется, выходит из игры».
Цель: способствовать эмоциональному сближению членов коллектива.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник напишет свой ответ на мои вопросы:
С каким временем года ассоциируется у Вас этот человек?
С какой погодой?
С каким животным?
С каким цветком?
С каким сказочным или мультяшным героем?
Отвечая на вопросы, мы будем передавать листы по кругу, пока они не вернутся к своим хозяевам.
Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.
Источник
Семинар-практикум на тему «Учимся управлять негативными эмоциями»
В последнее время для педагогов-психологов образования особенно острой стала проблема сохранения психологического здоровья педагогов. В условиях модернизации образования повышаются требования не только к программам обучения, но и к личности самого педагога. В связи с этим, возникают противоречия между требуемой мобилизацией деятельности и наличием внутренних ресурсов педагога. Педагоги испытывают эмоциональные перегрузки, ведущие к возникновению невротических расстройств, эмоциональному выгоранию и деформации личности. Таким образом, организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач психологической службы школы, а проблема эмоциональной регуляции – одной из важнейших проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Для решения данной проблемы в нашей школе работает “Школа мастерства” по теме: “Психологическое здоровье педагога и профилактика профессионального выгорания”, в рамках которой проводятся семинары-практикумы, тренинги для педагогического коллектива школы. Данный семинар также был проведен в нашей школе в рамках работы “Школы мастерства” для педагогов.
Цель: раскрыть значение эмоций для психоэмоционального здоровья и самочувствия человека, актуализация знаний о приемах управления своими негативными эмоциями.
Задачи:
Участники: педагогический коллектив школы.
Время проведения: 1 час – 1 час 30 минут.
Подготовка: до проведения семинара провести анкетирование педагогов на тему: “Какие негативные эмоции вы чаще всего испытываете?” (это необходимо для планирования работы по наиболее актуальным негативным эмоциям).
Оборудование: компьютер; запись шума водопада и приятной спокойной музыки; мягкий мячик; большой тяжелый мешок с надписью “Негатив”, мусорное ведро с надписью “Эмоциональный мусор”, повязки для эксперимента “Запрет на выражение эмоций”; ватман; вырезанные из бумаги “цветы”, листы бумаги по количеству участников; клей.
Введение. Ожидания участников семинара.
- Упражнение “Что нас объединяет?”.
- Для чего нам эмоции.
- Особенности эмоций.
- Влияние эмоций на педагогическую деятельность.
- Результаты анкетирования педагогов по теме: “Какие негативные эмоции вы чаще всего испытываете?”.
- Эксперимент “Запрет на выражение эмоций”.
- Упражнение “Мешок негатива”.
- Управление эмоциями. Работа с отдельными негативными эмоциями и чувствами (в зависимости от результатов анкетирования педагогов).
- Упражнение “Ведро мусора”.
- Релаксация “Водопад”.
- Упражнение “Наши позитивные качества”.
- Рефлексия. “Чему я научился”.
Введение в тему. Обсуждение ожиданий участников семинара-практикума. Участники передавая друг другу мягкий мячик продолжают предложение “Я здесь, для того, чтобы…”.
1. Упражнение “Что нас объединяет?”
Участники придумывают как можно больше предположений о том, что их всех объединяет. Цель данного упражнения донести до участников семинара, что их объединяет не только общее дело и общий коллектив, но и многие эмоциональные проблемы, с которыми они сталкиваются.
2. Для чего нам эмоции?
Вы никогда не задумывались, для чего нам нужны эмоции и чувства? Эмоции – это язык нашей души. Именно через них душа сообщает нам, что в ней происходит. Ощущения – для понимания происходящего в теле, а эмоции – в душе.
Все мы точно знаем, какие эмоции “хорошие”, а какие “плохие”. Эмоции появляются как сообщение, которое необходимо понять. Кроме того, часто эмоции требуют от нас самовыражения, то есть какого-то действия, каких-то изменений в мыслях, поведении. Иногда эмоции страшат нас, и тогда мы бессознательно отказываемся их переживать, то есть блокируем. Однако, отказываясь от неприятных чувств, мы одновременно перекрываем путь и для приятных, таких как радость или удовольствие. Итак, эмоции – это информация о том, что мы должны обратить внимание на свое состояние. Для этого как минимум необходимо понимать, что же мы чувствуем. Сначала нам надо уточнить, что мы будем иметь в виду, говоря об эмоциях и чувствах.
Если представить внутренний мир человека в виде вулкана, то он может выглядеть так . Уровень эмоций – это фильтр. Эмоции работают как фильтр между потребностями и реальностью. Если мы не реагируем на их сигналы, давление внутри увеличивается, рано или поздно фильтр ломается, и они вырываются наружу. Впоследствии человек либо постоянно выплескивает свои эмоции на окружающих, либо, наоборот, замыкается в себе, теряет интерес к окружающему миру [2].
3. Особенности эмоций:
— эмоции являются энергетическим процессом, то есть они потребляют на себя огромное количество энергии;
— эмоции “включаются” нашими мыслями и затем, “окрашивая” мир в нашем восприятии в определенные тона, вновь влияют на мысли;
— эмоции воздействуют на наши решения и поступки;
— эмоции выполняют социальную функцию, то есть оказывают сильнейшее влияние на взаимоотношения человека;
— эмоции влияют на наше тело (“мышечный зажим”).
4. Влияние эмоций на педагогическую деятельность.
Педагоги обсуждают как разные эмоции влияют на педагогическую деятельность (проведение занятий, взаимодействие с учениками и родителями, мотивация, работоспособность).
Важно подвести педагогов к выводу, что эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью. Педагоги обсуждают какие негативные состояния, эмоции им наиболее неприятны, для чего нужны негативные эмоции, как они борются с негативными эмоциями (передавая друг другу мячик высказывается каждый участник или методом мозгового штурма).
Все негативные эмоции, такие как ненависть к себе, гнев, беспокойство и стыд, истощают нашу энергию, забирают силы. С детства нас учат подавлять свои негативные эмоции. И действительно, не все люди показывают все свои чувства.
5. Обсуждение результатов анкетирования педагогов по теме: “Какие негативные эмоции вы чаще всего испытываете?”.
6. Эксперимент “Запрет на выражение эмоций” (за основу взято упражнение Щепелиной М.Н. “Перекрывание чувств”) [4]
Предлагается провести эксперимент, проверить как будет чувствовать себя человек, если ему не давать выражать эмоции. Приглашается один из участников семинара (лучше если с ним заранее обговорили процедуру проведения) или специально приглашенный для этого человек, которому с помощью завязок блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот — чтобы не кричал и не ругался; глаза — чтобы не выражали злости, не плакали; уши — чтобы не слышали лишнего; руки — чтобы не дрались; ноги — чтобы не убегали. Педагоги обсуждают, что чувствует такой человек, что такой человек может. Обсуждение позволяет понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности. В качестве иллюстрации можно провести аналогию с кипящим чайником.
7. Упражнение “Мешок негатива”
В аудиторию заносится очень тяжелый мешок, с надписью “Негатив”. Предполагается, что в него положили негативные эмоции, чувства. Предлагается оценить его вес. Педагоги обсуждают, влияет ли груз негативных эмоций на то, как они ведут уроки, как общаются с коллегами, учениками и их родителями.
Важно подвести к выводу, что подавлять в себе негативные эмоции вредно, но и выплескивать на других нельзя, выход – научиться управлять ими.
8. Управление эмоциями
Ведущий объясняет, что жизнь человека невозможно представить без эмоций, они сопровождают каждую ситуацию, в которую мы попадаем, отражая наше к ней отношение. Однако слишком сильные негативные эмоции могут служить источником проблем как для нас самих, так и для окружающих. Чтобы избежать разочарований и конфликтов, следует освоить управление эмоциями. Важно, чтобы участники поняли, что управление эмоциями ни в коем случае нельзя путать с их подавлением. Подавлять эмоции вредно для психического и физического здоровья: если постоянно держать все в себе, можно со временем обнаружить у себя целый набор психосоматических заболеваний. Управление эмоциями позволяет направить их в конструктивное русло, обрести душевное равновесие и достичь взаимопонимания с собеседником. Управление эмоциями состоит из нескольких шагов.
1 — осознание. Важно объяснить, что мы не всегда можем правильно идентифицировать ту или иную эмоцию. Тем более, под одними эмоциями могут скрываться другие. Поэтому прежде всего нужно научиться осознавать свою эмоцию в данный момент времени.
2 — это определение уместности эмоции. Есть несколько случаев, в которых может понадобиться управление эмоциями. Иногда испытываемая эмоция совершенно неуместна в конкретной ситуации. Случается и так, что эмоция вполне уместна, но выражается слишком интенсивно.
Как только вы определитесь с уместностью эмоции, можно приступать к собственно управлению. На этом этапе вам нужно либо уменьшить интенсивность проявления эмоции, либо трансформировать испытываемую эмоцию в более уместную для данной ситуации [3]. Есть несколько способов управлять эмоциями:
1 — это изменение объекта концентрации.
Данный способ предполагает переключение своего внимания на другой объект, и за ним изменятся испытываемые вами эмоции. Если переключиться не на что, попробуйте вызвать какое-то хорошее воспоминание: вспоминая о приятном событии, мы невольно начинаем испытывать эмоции, которые испытывали в тот момент.
2 — это изменение убеждений. Любую информацию мы пропускаем через фильтр наших убеждений; мы видим мир не таким, какой он есть, а таким, каким хотим его видеть. Поэтому если вы не можете изменить ситуацию, в которой вы оказались, нужно изменить свое к ней отношение, тогда и ваши эмоции изменятся.
3 – “физиологический способ”. Так как эмоции сопровождаются физиологическими изменениями: учащается пульс и дыхание, повышается артериальное давление, расширяются зрачки и т.п., ученые предположили, что если эмоция изменило состояние организма, то управление организмом может изменить эмоции. В данном случае, человеку, который волнуется рекомендуют глубоко дышать, а человеку испытывающему гнев, сильно сжимать и разжимать кулаки.
4 — “отрезать (отрубить) и отбросить”. Этот способ пригоден для работы с любыми негативными мыслями (“у меня опять ничего не выйдет. ”, “все это без толку” и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно “отрежьте ее и отбросьте”, сделав для этого резкий, “отрезающий” жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли, позитивную. Все встанет на свои места. [1]
5 — “Лейбл или Ярлык”
Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Понаблюдайте за ней со стороны. Что она хочет? Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: “Это всего лишь негативная мысль!” [1]
Далее предлагаются основные психологические рекомендации по работе с наиболее актуальными для коллектива негативными эмоциями (по результатам анкетирования).
9. Упражнение “Ведро мусора” (за основу взято упражнение Белополой В.А)
Основная цель данного упражнения: осознание и освобождение от своих негативных эмоций и чувств. Ведущий показывает мусорное ведро и предлагает обсудить для чего оно нужно, почему его необходимо постоянно освобождать. Психолог предлагает педагогам представить жизнь без такого ведра. Важно дать понять, что тоже происходит с негативными чувствами годами “засевшими” в нашей душе и необходимость от них избавляться. Предлагается вспомнить все негативные ситуации, произошедшие с ними за этот год, представить их, попытаться испытать эти эмоции снова, а затем на листах бумаги записать эти чувства и выбросить в мусорное ведро старые и ненужные обиды, страхи.
10. Релаксация “Водопад” (под запись шума водопада и приятной музыки).
А сейчас сядьте поудобнее, руки свободно положите на колени, расслабьтесь, закройте глаза. Ощутите себя здесь и сейчас. Представьте, что вы идете по густому лесу, тропинка ведет вверх, вы поднимаетесь все выше и выше… и слышите в вдалеке шум водопада. Вы подходите ближе и видите красивый, мощный водопад. Как вода с большой скоростью устремляется вниз. Послушайте как он шумит. Чуть позже вы замечаете, как над ним, на самом верху образуется небольшая, но очень красивая радуга от скопления маленьких капелек похожих на водяную пыльцу. Подойдя поближе, вы чувствуете, как эти маленькие капельки долетают и до вас… Неся с собой освежающую прохладу, они остывают как только соприкасаются с вашими руками, ногами, лицом…Понаслаждайтесь какое- то время его природной красотой и мощью… А сейчас вы можете выбросить в этот водопад всё, что накопилось у вас за последнее время, все свои неприятности, ссоры, негативные мысли, тяжёлые воспоминания… Словом всё то, что мешает вам чувствовать себя уверенно и спокойно. Ненужное вам, может быть в виде точек, капель, предметов… Делайте это до ощущения приятной лёгкости в вашем теле и приятной пустоты в голове…И что бы ещё какое- то время понаслаждаться этим необычным состоянием, представьте себе картину или образ, от которого веет спокойствием и теплом. Позвольте себе побыть в этом удивительном состоянии…
11. Упражнение “Находим позитив”
Основная цель данного упражнения: найти в себе сильные, позитивные стороны своей личности, повышение внутренних ресурсов, уверенности в себе и своих силах. Во время выполнения упражнения включается приятная спокойная музыка. На доске вывешивается ватман. Педагоги получают бумажные цветки (можно использовать по усмотрению другие фигуры, листочки, стикеры и т.д.), на которых должны написать свои самые главные, сильные и позитивные качества. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на ватман. Опыт проведения данного упражнения показывает, что оно способствует сплочению педагогического коллектива, проходит очень эмоционально, педагоги дополняют позитивными качествами друг друга, способствует нахождению внутренних ресурсов работы над своим эмоциональным состоянием.
12. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Упражнение “ Чему Я научился”
Педагогам предлагается передавая друг другу мягкий мячик, продолжить любые на выбор неоконченные предложения:
Сегодня я научился…
Сегодня я узнал, что…
Сегодня я был удивлен тем, что…
Сегодня мне понравилось…
Сегодня я был разочарован…
Сегодня самым важным для меня было…
1. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не “сгореть” на работе. Н.Г. Осухова – Педагогический университет “Первое сентября”, 2011.
2. Психологическая поддержка в условиях модернизации образования (компакт-диск) – Издательство “Учитель”, 2013.
3. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
Источник