Щедрость это качество или чувство

Что такое щедрость

Мир многогранен, и люди, живущие в нем не похожи друг на друга. Все мы разные, и в этом есть плюсы и минусы. Кто-то открыт для мира всей душой, а иной замкнут в себе. Один способен отдать последнее для страждущего, а другой как Кощей чахнет над своими богатствами. Нельзя описать двумя словами щедрость человеческой души, дать ей простое определение. Это как талант: один раскрыл его в полной мере, а другой бездарен и пуст.

Определение понятия «щедрость»

Все знают, что такое «закон бумеранга»: мир и окружающие так же относятся к человеку, как он сам к другим. Происходит своеобразный взаимообмен энергией. Щедростью называют состояние, когда, совершив благородный поступок, не ждешь в ответ того же самого, делаешь его совершенно бескорыстно. Это душевный порыв, признак человеческой доброты и великодушия.

Это прекрасное качество, которое следует развивать в себе. Трудно представить мир без добрых, отзывчивых и щедрых людей, способных на бескорыстные поступки.

Щедрость души наделят человека внутренним свечением и теплом, которые можно почувствовать на расстоянии. С такими людьми приятно находиться рядом.

Значение в социуме

«Делитесь тем, что имеете. Для кого-то это может значить больше, чем вы думаете». (с) Генри Лонгфелло

Мир не сможет существовать без доброты и щедрости. Эти качества делают его лучше и чище, счастливее и мудрее. Современный мир движется с бешеной скоростью, не глядя по сторонам, каждый делает для себя больше, чем для других.

Власть, богатство, чувственные наслаждения — это и есть удовольствие для многих. Проявление доброты считается слабостью и неуверенностью в себе. Но это не так, открытый и щедрый человек обладает многими преимуществами перед другими и знает что:

  • счастье не ограничено ресурсами,
  • щедрость увеличивает ощущения счастья,
  • помощь одному — шаг к общему благополучию,
  • доверие — ступень к равновесию души.

Готовый помогать другим человек поистине щедр душой. Ресурсы в мире не ограничены, они растут по мере развития общества, и не стоит бояться, что если кто-то преуспевает в делах, не будет успеха в собственном бизнесе. Мыслить «либо тебе, либо ты» нелогично. Развитие общества подразумевает собственное становление в нем.

Отдавая частичку себя другим, мы избавляемся от эгоизма и наполняемся любовью, счастьем и заботой о тех, кто в этом нуждается в данный момент больше всего. Внутренние ресурсы словно мобилизуются и находят то, что нужно во внешнем мире.

Решить проблемы вместе всегда легче, чем в одиночестве. Щедрый и мудрый человек обязательно внесет свой посильный вклад в общее дело. Волонтерство может быть примером такого действия.

Доброта и доверие — качества, которые не могут существовать одно без другого. Оптимизм свойственен щедрым людям. Они верят в то, что отдают собственные силы, ресурсы с пользой для другого, полностью доверяют тому, кому помогают.

Они счастливы, потому что живут с верой в других. Это смысл их жизни, они никогда не поддаются депрессии и смотрят на мир позитивно. Доверие и доброта — важные качества, которые способны продлить срок жизни.

Заблуждения и страхи

Некоторые люди боятся быть щедрыми и открытыми. Этому способствуют следующие страхи и заблуждения:

  • быть непонятым другими,
  • потратить время впустую,
  • расстаться с собственными деньгами,
  • быть смешным.

Это главные факторы, по которым люди делятся на альтруистов и прагматиков, для последних понятие щедрости души отсутствует.

В обществе много эгоистов, которые думают только о себе и неспособны на благородные поступки.

Это происходит по разным причинам. Страх быть смешным в глазах других часто останавливает людей. Они боятся стать уязвимыми, т. к. ими могут воспользоваться в корыстных целях, а потом сделают посмешищем.

Иногда этот страх тянется из детства, появляется он из-за преследования сверстников или обиды с их стороны, психологических травм. У взрослого детский негативный опыт превращается во внутренний барьер, некую защиту от внешнего мира. Человек становится скрягой во всех смыслах этого слова.

Если ранее человек столкнулся с потерей денег, которые нелегко доставались, то страх отдать их добровольно в чужие руки очень велик. Возникают мысли, что эти траты совершенно напрасны и никчемны, человек не нуждается, а просто вымогает их с целью собственной наживы, и все это обман. Первая реакция на это — прижимистость.

Жадность возникает из-за недоверия. Люди думают, что все вокруг врут.

Желание накопить как можно больше управляет многими людьми. Их жизнь наполнена только жаждой наживы. Они не могут потратить свое время на других, т. к. считают, что их время стоит денег. Страх потерять драгоценные минуты впустую превышает чувство любви и доброты в таких людях. Они не могут понять, отдавая, можно получить гораздо больше, чем имеешь. Это одна из форм человеческого эгоизма.

Но превозмогая себя, сделав всего один шаг вперед, можно преодолеть все эти страхи и заблуждения. Работая над своим внутренним «Я», можно ощутить всю прелесть щедрости души.

Польза щедрости

Преимущества щедрости очевидны. Отдавая что-то другим, душа и тело человека обретают новые качества. Вот 5 причин, чтобы быть щедрым:

  • стать богаче и счастливее,
  • добавить здоровья,
  • укрепить социальные связи,
  • вызвать благодарность у других,
  • заразить других своим позитивом.

Отдавая кому-либо деньги или подарки, многие испытывают гораздо больше радости, чем получая их. Это обусловлено биологическими факторами: в мозге происходит активация участков, отвечающих за удовольствие. Происходит т. н. свечение мозга: эндорфины высвобождаются, и возникает приятное чувство от помощи.

Щедрость делает нас счастливее. Альтруизм делает душу богаче, улучшает общее самочувствие, снижает риск возникновения ВИЧ и хронических заболеваний. Исследования 1999 года, проведенные в Калифорнии, подтвердили, что люди старшего поколения (от 75 лет), которые занялись волонтерством, умирали на 45% меньше, чем их сверстники.

Были сделаны выводы, что щедрость снижает риск возникновения стрессов, которые влияют на долголетие. Положительные эмоции продлевают жизнь.

Обмен добром, взаимопонимание укрепляют доверие друг к другу, формируют социальные и деловые связи, служат неким «ключом» к взаимодействую. Щедрость помогает сохранить и психическое равновесие. Одиночество противоестественно, человек нуждается в социальных связях по своей природе. Взаимный альтруизм приводит к внутреннему и внешнему благополучию.

Собственная доброта позволяет увидеть в других положительные качества. Чувство благодарности вызывает щедрость. Получая внезапный, неожиданный подарок, человек стремится сделать что-то хорошее для дарителя. И вместе с этим ощущает счастье.

Чувство к романтическому партнеру укрепляются, а деловые связи становятся более надежными. Благодарность в повседневной жизни помогает сблизиться людям, лучше почувствовать их и понять. Положительные эмоции возникают и у дарителя, и у того, кто получает подарок.

Читайте также:  Дай мне глаза чувствующие глазами

Заразительный эффект щедрости доказан и всем известен. Если человек видит на улице, как кто-то другой помог прохожему, дал нищему денег на кусок хлеба, ему хочется сделать то же самое. Возникает цепная реакция щедрости. Каждый способен влиять на сотни других людей своими поступками. Эмоциональное состояние передается по цепочке от одного к другому. В груди возникает ощущение тепла и эйфории.

Альтруизм заразителен. Физиологически это объясняется выделением гормона окситоцина. Реакция передается всем окружающим, и цепочка щедрости, при определенных условиях, продлевается до бесконечности.

Заключение

Жизнь не стоит на месте, она меняется каждую секунду, и человечество вместе с ней. Она учит быть отзывчивыми и добрыми, щедрыми и открытыми. Любовь к близким и посторонним людям делает души чище. Быть или не быть щедрым — выбор каждого. Но если научиться помогать друг другу, станет проще справляться с проблемами. Важно помнить, что по-настоящему хороший человек не станет ждать взамен чего-либо, он все делает бескорыстно.

Источник

Что такое Щедрость?

Щедрость – это свойство характера и способность абсолютно бескорыстно делиться с другими людьми, своим материальным достатком, способностями, знаниями, душевными силами.

Щедрость – это полное отрицание эгоизма подтвержденное действиями, поступками и мыслями. Делиться с другими означает, что щедрому человеку это тоже было нужно, но он с радостью отдал это людям. Если человек отдал изношенные вещи и старые игрушки своего ребенка детям нищего, это, естественно, щедростью и милосердием или жертвенностью назвать нельзя.

Щедрость всегда исходит с позиции и желания сделать других людей хоть немного счастливее.

В этом качестве проявляется желание жить не с позиции только для себя, а с позиций истинной любви — для других.

Щедрость – это форма доброты, где человек не ожидает вознаграждения. Это проявление широты души и самообогащение души. Она не нуждается в награде, почестях, благодарности и признательности.

Если человек щедро одаривает детдом, значит, он считает его важным и нужным, показывает уважение к нему.

Всякая помпезность, вычурность, самовыпячивание, заносчивость, самолюбование, чувство превосходства над другими и публичность свидетельствуют об отсутствии этого качества в действиях человека и называется спонсорство или коммерция. В такой условной щедрости есть только одно Тщеславие и Гордыня.

Щедрость всегда сопровождается другими качествами характера — скромностью, великодушием и смиренностью.

«Щедрость,- писал Иоганн Гете, – особенно если она сопровождается смирением, завоевывает сердца. Отдать и почувствовать радость от того, что ты что-то отдал – это лучшая характеристика щедрости.

Зачастую люди, говорят, что, если бы у них было много денег, они бы проявляли щедрость – это заблуждение. Щедрость необходимо проявлять реальную, а не возможную щедрость.

Обладание крупным банковским счетом и желание перечислить с него деньги на нужды других людей не имеют между собой точки пересечения. Щедрость вырастает из широты и богатства души, а не от дополнительных поступлений на счет. Своевременная малая щедрость дороже большой, но запоздалой. Щедрость только тогда настоящая щедрость, когда проявляющий её соблюдает три условия:

  • Первое условие — давать, не думая о своей щедрости.
  • Второе условие — быть терпеливым.
  • Третье — не питать в душе подозрений.

Щедрые люди готовы отдать другим людям, не только, какие-то материальные блага, но и свое время, силы.

Есть люди, которые чувствуют себя не в своей тарелке, когда другие люди живут хуже их. Щедрость нельзя утаить, она посылает невидимые сигналы каждому, кто с ней встречается.

Щедрость, как магнит, притягивают к себе людей, вызывая доверие и желание сотрудничать. Поэтому у щедрости богатый круг знакомств. Щедрость может прийти к миллионеру, и он с радостью будет с ней сотрудничать. С кем поведешься, того и наберешься. Щедрость с легкостью становится миллионером.

Другими словами, высокий уровень щедрости – это высокий уровень богатства и бизнеса, низкий уровень щедрости – низкий уровень богатства и бизнеса. Непоколебимое убеждение щедрости в изобилии Вселенной делает ее богатой.

Не случайно распространено такое мнение, что человек дает от щедрот своих. Бедный человек убежден в ограниченности благ, он не склонен делиться с другими людьми, поэтому и беден. Проявляя щедрость, человек открыт для получения от Вселенной всего, чего пожелает.

Он говорит себе: «Я открыт и восприимчив ко всем благам, что дает мне Вселенная. Я достоин богатства и допускаю в свою жизнь только здоровье, любовь и процветание». Отдавая с легкостью, он получает еще больше. Попробуйте проявить настоящую, искреннюю Щедрость от сердца!

Существует закон Вселенной — что вы отдаете, то и получаете. У щедрости полный порядок с приходом и расходом. Дисбаланс временно возникает лишь тогда, когда щедрость получает больше, чем отдала.

И нельзя все сводить к деньгам, ибо щедрость дает ощущение душевного богатства, дает чувство близости к духовному миру или веру в Бога. Щедрость своими действиями утверждает истину, что человек – это не просто тело, а вечная духовная сущность.

Источник

Щедрость. Что отдал, то твоё

Ж изнь — это движение от несовершенства к совершенству. Сама природа нам подсказывает это направление: все живые существа, так или иначе, эволюционируют и ничто не может вечно пребывать в статичном состоянии. Человеческое сознание — это промежуточный уровень между сознанием животным и сознанием божественным. И высшее предназначение человека — это трансформация своего животного сознания, усмирение своих животных инстинктов и стремление обрести божественное состояние сознания. В чём же разница между сознанием животным и сознанием божественным? Сознание животного основано на инстинктах, которые, так или иначе, направлены только на обеспечение жизнеспособности конкретного существа.

Мы не можем знать наверняка, в какой форме проявлено сознание в животных, но, судя по их поведению, можно сделать вывод, что они чаще всего заинтересованы лишь удовлетворением своих личных физических потребностей. То есть главный признак животного сознания — это эгоизм. Можно, конечно, привести в пример, скажем, собаку, друга человека, которая может проявить чудеса верности и даже пожертвовать жизнью ради своего хозяина (не многие люди на такое способны).

Но здесь, кстати, уже и можно увидеть, как при взаимодействии с человеком «очеловечивается» сознание собаки: оно становится более альтруистичным. Это яркий пример того, что эволюция — это в первую очередь трансформация эгоизма в альтруизм. Отсюда вытекает следующий вывод: что признак божественного сознания — это альтруизм. И чем выше уровень развития сознания, тем выше уровень альтруизма.

Коллизию животного и божественного сознания, контраст их разницы хорошо отметил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья аватара»: «Что я стану есть, если отдам? — таково своекорыстие злых духов. Что я отдам, если съем? — вот бескорыстие, достойное царя богов». Очень тонко подмечено. Сознание эгоиста ставит свою персону, свою личность, что называется, во главе угла, в центре Вселенной. И в первую очередь эгоист стремится удовлетворить свои потребности, а уже потом, если останутся ресурсы, можно подумать и о других. И это в лучшем случае.

Читайте также:  Пожелания удачи успеха радости везения

А в худшем — такая мысль в сознании эгоиста даже не возникает, подобно тому, как не может в вакууме возникнуть порыв ветра. Сознание же альтруиста имеет диаметрально противоположную направленность: в первую очередь он помышляет о благе для других, и лишь когда страдания всех окружающих прекратились, он может подумать о себе. И в этом высшее предназначение разумного существа. Когда сознание существа расширяется до размеров Вселенной, оно начинает понимать, что в этом мире всё едино и тождественно, и невозможно в океане бед и страданий создать личный островок счастья. Ибо рано или поздно волны страданий захлестнут этот остров. Тогда человек начинает действовать не в интересах себя, но в интересах всех живых существ.

Щедрость — причина богатства

«Отпускай хлеб твой по водам, потому как по прошествии многих дней опять найдёшь его» — говорил ветхозаветный царь Соломон, и мудрость, покрытая пылью веков, актуальна и по сей день. Тоже самое говорил Учитель Богов и Людей — Будда Шакьямуни. Слова его изложены в «Сутре о Законе кармы», которую рекомендуется прочитать каждому: «Подношение одежды монахам станет причиной обладания множеством хорошей одежды в будущем или в вашей следующей жизни.

Подношение еды голодным станет причиной обладания большого запаса еды в вашей следующей жизни. Будете скупыми и жадными по отношению к тем, кто нуждается, — это станет причиной сильного страдания от голода и холода из-за отсутствия еды и одежды в вашей следующей жизни. Подношение в дар еды монастырям станет причиной обладания просторного дома в вашей следующей жизни». Кто может лучше и яснее Татхагаты разъяснить всем живущим о том, как мудро быть щедрым и как глупо быть жадным?

Он знает закон кармы в совершенстве, видит прошлое, настоящее и будущее, и ему открыт опыт всех времён и всех существующих миров. Понимание важности щедрости невозможно без понимания закона кармы. Тот же Будда Шакьямуни также говорил: «Самое крайнее и тяжёлое невежество, в которое может впасть живое существо, — это неверие в закон кармы». Почему так? Потому что неверие в закон кармы порождает все остальные пороки и страдания. И если человек не понимает, что быть жадным и алчным как минимум просто невыгодно, то непонимание таких простых вещей закончится для него весьма плачевно, при чём, скорее всего, уже в этой жизни.

Часто приходится нам встречать нищих на улице. Мы видим их возле церквей, в метро, в электричках, в скверах. Их печальный облик порой вызывает жалость у невежественных людей, которые не понимают простой истины — всё возникает в силу условий. Человек попал в такое тяжёлое финансовое положение только по одной причине: он был эгоистом. В этой и/или в прошлых жизнях он лишь удовлетворял свои страсти, потребности и желания и наплевательски относился к окружающим.

Жизнь сурова и справедлива: если человек только потребляет и ничего не отдаёт взамен, то рано или поздно Вселенная просто перестаёт предоставлять такому человеку возможность для потребления. Подобно тому, как наш иммунитет борется с раковыми клетками, так и Вселенная стремится нейтрализовать эгоистов путём лишения их материальных благ и комфортных условий существования. Стоит ли проявлять жалость к нищему, который сам создал причины страданий?

Жалость чаще всего возникает в силу невежества и непонимания законов Вселенной. Поэтому жалость — не самое лучшее чувство. А вот сострадание проявить стоит. И, если есть возможность объяснить человеку, почему он попал в такую ситуацию, и помочь ему добрым советом, стоит это сделать.

Тут следует предостеречь от весьма распространённых ошибок. Многие, осознав пагубность эгоизма и жадности, движимые, казалось бы, самыми что ни на есть благородными мотивами, начинают помогать всем подряд. Однако это большая ошибка, которая может привести к ещё более печальным последствиям, чем эгоизм и жадность. Возьмём самый типичный пример: стоит у церкви нищий, с запахом перегара, и просит деньги. Часто можно видеть, как прихожане (буквально каждый второй) дают ему какую-нибудь мелочь, искренне полагая, что совершают благое дело. Однако что же происходит дальше? Нищий собирает все эти деньги и либо идёт и покупает на них водку, либо отдаёт львиную долю криминальным элементам, которые контролируют весь этот бизнес.

Таким образом, тот, кто пожертвовал, в любом случае проспонсировал безнравственных людей и самоотравление этанолом. Является ли это благом? Уж лучше человек бы проявил эгоизм и жадность и прошёл мимо: нищий бы остался трезвым, алкогольный бизнес не получил бы прибыль, а бандиты — свой процент от бизнеса. Многие на самом деле не задумываются над этим, они просто действуют по заданной схеме, по шаблону поведения. В действительности гораздо проще сунуть деньги первому нищему у ворот церкви и таким образом облегчить свою совесть и потешить своё Эго мыслями о своём благородстве и щедрости, чем потратить время и найти того, кому пожертвование реально принесёт пользу.

Кому же нужно жертвовать? В нашем обществе почему-то есть мода жертвовать больным и убогим. Причём чаще всего такие финансовые вложения просто продлевают страдания этих людей. Является ли это благом? Вопрос риторический. К примеру, очень распространена практика пожертвований больному ребёнку. Никто не задаётся вопросом, почему такой ребёнок родился больным и как пожертвование сможет ему помочь. Чаще всего собранные неравнодушными людьми средства просто продлят его страдания, и ничего больше. А даже если он и выздоровеет, то выздоровеет только на физическом уровне, а вот каким человеком он вырастет — ещё большой вопрос. Так что пожертвование больным детям — сомнительное благо.

Есть мнение, что жертвовать нужно здоровым, чтобы они развивались и не становились больными. Постарайтесь найти какой-либо развивающийся проект, который меняет этот мир и жизнь людей в лучшую сторону, или какого-либо адекватного человека, который с адекватным альтруизмом пытается что-то благостное привнести в этот мир. Это будет благо и, несомненно, принесёт пользу и вам, и окружающему миру.

Синонимы щедрости

У слова «щедрость» множество синонимов, которые как нельзя лучше раскрывают это понятие и его глубинный смысл. К примеру, щедрого человека называют «широкая душа» или «широкая натура», обращая таким образом внимание на то, что проявить истинную щедрость может только высоконравственный и высокодуховный человек. Также из этих синонимов видно, что щедрость — это глубинное качество души, которое покоится в каждом из нас, но порой скрыто, подобно драгоценной жемчужине под чёрными волнами океана. И ещё интересный момент: как мы уже рассмотрели выше, щедрость станет причиной богатства. А «богатый» — от слова «Бог». Как говорил Михаил Задорнов: «Богатый — это тот, в ком Бога много, а тот, у кого много денег, тот не богатый — тот коллекционер». Очень тонко подмечено.

Читайте также:  Диагностика эмоционального интеллекта тест холла

Пословицы о щедрости

С давних времён в обществе ценилась щедрость, потому что люди понимали, что щедрость — это проявление чистоты души и высокого уровня эволюционного развития. Поэтому ценность такого явления, как щедрость, запечатлена во множестве поговорок:

  • Что отдал, то твоё, что оставил, то пропало.
  • Что посеешь, то пожнёшь.
  • Да не оскудеет рука дающего.
  • Никто не станет бедным отдавая.
  • Дороже серебра и злата душа, что щедростью богата.
  • У щедрых хозяев куры по два яйца приносят.
  • И вода сладка, если от души подана.
  • У кого руки щедры, тому все дороги открыты.
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.
  • Кто сирых напитает, тот Бога знает.
  • С миру по нитке — голому рубаха.

Щедрость — это состояние души

Только та душа, которая уже накопила опыт и прошла через многие испытания, начинает понимать, что нет смысла в накоплениях. Причём нет смысла как в материальных, так и в духовных накоплениях. Есть люди, которые, к примеру, свободны от материальных благ, но накапливают знания. Накапливают, но при этом не делятся ими. Такая жадность и эгоизм ничуть не лучше жадности материальной.

Животные не знают, что умрут. Поэтому живут только ради себя и удовлетворения своих базовых потребностей. Человек осознаёт, что он смертен, но вместе с тем большинство продолжает жить так, словно они не умрут никогда, накапливая материальные блага и кружась в бесконечном круговороте потребления, подобно шаману в безумном танце. Причём чаще всего можно видеть картину, что чем человек более материально обеспечен, тем он скупее. Почему так происходит? Человек накопил благодарности в прошлых жизнях, но, очевидно, не усвоил жизненные уроки и не развил определённые качества своей души. И поэтому снова живёт, как эгоист, пользуясь своими накоплениями благодарностей из прошлых жизней. И глядя на таких людей, можно подумать, что закона кармы не существует. Но это иллюзия. Закон кармы абсолютен. И эгоиста рано или поздно ждёт печальный конец. Который на самом деле будет для него лишь началом. Началом духовного пути и взращивания в себе альтруизма и щедрости. Тот же, кто уже прошёл болезненные жизненные уроки и осознал всю бессмысленность и глупость накоплений ради самого накопления, — тот начинает отдавать. И отдавая, становится счастливым. И это есть счастье Человека, на фоне которого меркнут все остальные временные материальные радости.

Развитие щедрости

В Учении Будды бодхисаттвам предписывается развитие так называемых шести парамит — «шести освобождающих действий». И первой из шести парамит является парамита даяния, то есть щедрость. Недаром щедрость поставлена в списке первой. Щедрость — это базовая нравственная дисциплина, в которой предписано упражняться бодхисаттве, дабы развить альтруизм и максимально искоренить в себе эгоистичные мотивации. Щедрость следует понимать не только как жертвование материальных благ — это понятие гораздо более широкое. Напротив, в эпоху Кали-Юги очень опасно жертвовать именно материальные средства, потому что вокруг много соблазнов и большинство людей ведут далеко не идеально нравственный образ жизни. Поэтому есть опасность, что пожертвованные средства будут использованы во зло. Поэтому в первую очередь следует жертвовать знания. То есть делиться знаниями. Самая лучшая помощь — это помощь ценным советом. Не нравоучением, а именно советом. То есть, если вы можете дать человеку реальное, практически применимое знание, которое избавит его от тех или иных страданий, это высшее и лучшее проявление щедрости.

Есть одна хорошая притча. Однажды к Будде пришёл человек и спросил у Будды: «Почему я живу в нищете, почему я так страдаю? В чём причина?». Татхагата видел карму всех живых существ, поэтому объяснил человеку, что он был жадным и эгоистичным и поэтому ничего не имеет в этой жизни. Тогда человек, опечалившись, спросил: «Что же делать?». Будда ответил: «Жертвовать». На что человек возразил: «Что же мне жертвовать, если у меня и у самого-то ничего нет?». На что Будда дал бесценный совет: «Как это ничего нет? У тебя есть руки, которыми ты можешь помогать другим, у тебя есть ноги, которые ты можешь использовать во благо других. У тебя есть красивая улыбка, которой ты можешь дарить людям хорошее настроение, у тебя есть язык, которым ты можешь говорить добрые слова». И человек, вдохновлённый советом, пошёл практиковать парамиту даяния.

Таким образом, даже если мы ничего материального в этой жизни не имеем, мы можем делиться с людьми знаниями — это будет даже более благородная форма жертвования. В случае если у нас нет и этого, мы можем просто быть доброжелательными ко всем живым существам и если не можем помочь советом, то можем хотя бы выслушать человека и утешить его добрыми словами. Развивать щедрость нужно постепенно. Если в вашем уме пока преобладают эгоистичные мотиваци, не огорчайтесь — дорогу осилит идущий. Начните с малого: постарайтесь для начала доброжелательно относиться к людям.

Как писал тот же Шантидэва: «Различают две бодхичитты: бодхичитту вдохновенную и бодхичитту деятельную». Разницу между ними он объяснял сравнением движения по пути и намерением отправиться в путь. То есть, если вам пока сложно проявлять щедрость, хотя бы взращивайте в себе намерение быть щедрым и доброжелательным, а потом постепенно начинайте практиковать парамиту даяния, подобно тому как спортсмен в спортзале начинает с небольших нагрузок: берёт сначала небольшой вес, потом побольше и со временем достигает успеха. Так и вам следует усердно упражняться в парамите даяния, дабы взрастить в себе совершенство щедрости. Прилагайте усилия и однажды достигнете успеха.

И самое главное: никогда не привязывайтесь к плодам действий, ибо это порабощает разум и лишает действие альтруистичной мотивации. Совершайте даяние именно так, как писал царь Соломон: «Отпускай хлеб свой по водам…». То есть просто отпускайте по водам благие поступки и не ждите, что вам на них ответят. Это и есть совершенство даяния в самых благородных его проявлениях. Но воздаяние будет обязательно. Просто не привязывайтесь к мыслям о нём.

Источник

Оцените статью