Саспенс что это чувство

Саспенс и эффект удивления

Сегодня в рамках рубрики «Сила сюжета» разговор пойдет о весьма сложном, труднообъяснимом и неуловимом понятии, без которого, тем не менее, не мыслимо ни одно серьезное драматическое произведение – это саспенс. И если вы хотите, чтобы читатель не мог оторваться от вашего текста, проглатывал страницу за страницей, всем сердцем переживал за судьбы героев, то обязательно прочитайте эту статью до конца. Полагаю, вы не пожалеете.

Саспенс

Итак, что же это за зверь-то такой?

Саспенс – это состояние тревожного ожидания, беспокойства. В русском языке этот термин употребляется только применительно к кинематографу и изредка к литературе. Саспенсом обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре киноленты; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние.

Иными словами, саспенс – это еще и состояние максимальной вовлеченности зрителя (читателя) в происходящее. И состояние это автор вызывает у публики сознательно при помощи специальных приемов.

Как добиться саспенса?

В своей книге «Кино между адом и раем» Александр Митта уделяет достаточно много внимания вопросу формирования у зрителя саспенса. Рассказать все нюансы в рамках одной статьи просто невозможно, поэтому я настоятельно рекомендую вам обратиться к первоисточнику. Однако сейчас мы обозначим основные моменты, без которых невозможно появление саспенса у аудитории, и уже опираясь на них, вы сможете понять основное направление действия.

Читательская симпатия

Первым делом следует обратить внимание на тот очевидный факт, что читатель никогда не будет испытывать беспокойства и тревожного ожидания по отношению к герою, если этот самый герой ему не симпатичен. Мы так устроены, что сопереживаем только тем, кто нам нравится. Поэтому к созданию эффекта саспенса автор должен готовиться еще до начала написания текста, на стадии разработки плана произведения. Ему нужно придумать такого героя и такие обстоятельства, в которых читательская симпатия к персонажу наберет наибольший градус.

Примеров таких построений вы сами вспомните великое множество; саспенс, наверняка, окажется в большей части ваших любимых фильмов. Модели построения сюжета хорошо известны, самый распространенный и простой вариант — близкий и понятный нам главный герой (парень с соседней улицы) и ополчившиеся на него силы зла, многократно превосходящие беднягу по всем параметрам и грозящие неминуемым истреблением в тяжких муках.

Не очевидно, но саспенс – настолько сложное явление, что на его создание должны быть направлены серьезнейшие усилия. Зачастую весь сюжет строится таким образом, чтобы в эпизоде кульминации вызвать у публики саспенс. Ведь саспенс по сути своей – это удаленное в пространстве и времени воздействие на психику читателя. Однако начинать следует именно с личности главного героя. Нужно всерьез поработать над тем, чтобы он был симпатичен читателю. Запомним четко: нет симпатии к главному герою – нет саспенса.

Драматические ситуации

Второе. Путь к саспенсу лежит сквозь череду драматических ситуаций. Не вдаваясь глубоко в терминологию, поясню: чтобы история получилась действительно интересной, герой по ходу сюжета должен попадать в безвыходные положения, требующие от него мобилизации всех его физических и моральных сил, проявления лучших качеств. Именно когда главный герой сражается с могущественным антагонистом или с непреодолимыми внешними обстоятельствами, читатель проникается к нему симпатией, начинает сопереживать. Конечно, при условии, что цель, которую преследует главный герой, для читателя близка и понятна.

Если перечисленные условия соблюдены, возникает возможность вызвать у читателя саспенс. Обычно для этого применяется следующий прием: автор намеренно сообщает или показывает читателю смертельную опасность, которая подстерегает главного героя, а затем хладнокровно ведет его прямо в расставленный капкан. Зритель, знающий наперед о грозящей герою смертельной опасности, испытывает саспенс, так как находится именно в том состоянии тревожного ожидания и беспокойства за судьбу небезразличного ему персонажа. Все кажется довольно просто, но на практике создание подобной ситуации требует значительных усилий и соблюдения вышеобозначенных условий.

Саспенс и эффект удивления

Итак, мы с вами разобрали, каким образом обычно вызывается саспенс у читателя. Однако помимо описанного способа, существует еще один, который ведет к созданию у читателя закрытого саспенса, или эффекта удивления. Эффект удивления возникает тогда, когда ни главный герой, ни читатель не знают о надвигающейся смертельной опасности. Событие происходит неожиданно и вызывает у читателя кратковременную шоковую вспышку – эффект удивления. Вспомните, как в фильмах ужасов в момент, который вроде бы ничего страшного не предвещает, на героя из-за угла неожиданно кто-то бросается! Мы вздрагиваем, так как на нас подействовал эффект удивления.

Читайте также:  Если чувствуете себя усталыми

Разница между саспенсом и эффектом удивления заключается также и в продолжительности: если саспенс можно до определенной степени растянуть во времени, то удивление – это одномоментный эпизод. Ну и конечно, создать эффект удивления значительно проще: достаточно просто выпрыгнуть на главного героя из-за угла.

В своих произведениях, думаю, есть смысл варьировать эти приемы, чередуя закрытый и открытый саспенс, не давая читателю возможности привыкнуть к чему-то одному.

Всякому ли произведению нужен саспенс?

Разумеется, нет. И речь даже не об исключениях вроде описательной прозы и неторопливо-размеренных философских притч, не всякой остросюжетной истории нужен саспенс. Конечно, все зависит от целей автора, но саспенс не является главенствующей причиной успеха или неудачи книги. Да, иногда и к месту он подобен вишенке на праздничном торте, приятное эмоциональное дополнение к рассказываемой истории, но часто его не бывает вовсе, и книга от того не становится хуже.

Для себя же стоит твердо уяснить одно: саспенс — это авторский инструмент, один из многих, но не самоцель.

Надеюсь, из этой статьи вы поняли, что такое саспенс и каким образом он создается. Теперь дело за малым – начать использовать полученные знания при работе над собственными произведениями. В этом и пожелаю вам успеха. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская», чтобы всегда быть в курсе обновлений! До скорой встречи!

Источник

САСПЕНС – что это. Что это за жанр

Саспенс. Большинство из нас связывают термин «саспенс» с жанром кино и литературы и немалая доля истины в этом есть. В русском языке это слово употребляется только в таком значении, а вот, например, у англичан он применяется гораздо шире. Учитывая, что многие слова кочуют из языка в язык, узнать более широкий смысл этого понятия будет точно не лишним.

Саспенс – что это?

В определении саспенс – это состояние психического возбуждения и неопределенности, возникающих в ожидании исхода событий. Такое ожидание развязки сопровождается тревожным беспокойством. Данное понятие вот уже несколько десятилетий исследует множество представителей когнитивных наук, но однозначной формулировки так предоставлено и не было. Психологи, занимающиеся данной темой, на вопрос саспенс – что это такое, определяют явление, как смешанное эмоционально состояние, сопровождающееся страхом, когнитивной неопределенностью и надеждой.

Саспенс и катарсис

Если с тем, что такое саспенс мы более менее разобрались, то катарсис стоит рассмотреть подробнее. Определение катарсиса зависит от точки зрения, с которой его рассматривать, поэтому стоит разложить его в двух плоскостях.

  1. Катарсис в философии. Первым об этом понятии говорил Аристотель и определял он его как процесс духовного очищения и освобождение человека от негативных эмоций через испытанное сострадание и страх.
  2. Катарсис в психологии. Это метод, который предоставляет возможность закрыть свои гештальты, избавляться от негативных состояний, которые подразумевают переживание гнетущих эмоций. Этот же метод хорошо зарекомендовал себя в борьбе с различными фобиями.

Саспенс – что это за жанр?

Мы упоминали, что в родном языке по большому счету понятие саспенс – жанр, это определенный набор ощущений и эмоций, которые испытывает зритель/читатель. Такой прием применяют в остросюжетных произведениях: детективах, триллерах, криминальных боевиках и драмах, ужасах, мистике. Саспенс – жанр, с использованием художественных эффектов, вызывающих нарастание тревоги в ожидании развязки.

Что такое саспенс в кино?

Если бы пришлось объяснять ребенку, что такое саспенс в кино, то можно было бы охарактеризовать это состояние на примерах. Это когда при просмотре момента из кинофильма зритель не может усидеть на месте, вскакивает и в сильном волнении за героя момента эмоционально шепчет: «Ну, давай, давай, быстрее, беги!» или «Стой, не иди туда стоооой!» То есть, в кино это полное сопереживание герою так, словно то, что зритель видит на экране происходит с ним самим.

Жанр саспенс в литературе

Если в кино такого эффекта можно добиться при помощи визуальных и звуковых эффектов, то в литературе нужно быть настоящим мастером пера. Чтобы вызвать эффект саспенс, литератору важно создать определенную атмосферу в произведении, когда главный герой симпатичен читателю, а сюжет должен быть в меру наполнен драматизмом. Еще один способ ввести в состояние саспенса – неожиданность, когда ни читатель, ни герой произведения не подозревают о приближающейся опасности. Такой прием шокирует и вызывает напряжение в ожидании развязки.

Мастера саспенса

Среди кинематографистов и литераторов есть немало легендарных творцов в жанре саспенс. Будет интересно узнать о ярчайших представителях жанра и мы, кто добился в этой области выдающихся результатов и обрел широкую известность.

  1. Альфред Хичкок. Это прародитель жанра и многие режиссеры не скрывают, что имитируют хичкоковский саспенс, ведь иначе добиться желаемого эффекта не получается. Среди лучших картин режиссера стоит отметить: Птицы, Психо, Окно во двор.
  2. Роман Полански. Это выдающийся режиссер снимает завораживающее, интригующее и красивое кино. На его счету множество разных наград и номинаций. Среди лучших фильмов стоит выделить: Ребенок Розмари, Жилец, Неукротимый.
  3. Дэвид Линч. Снимая свои лучшие саспенс фильмы Твин Пикс и Синий бархат, он и не пытался скрыть, что вдохновил его Хичкок.
  4. Мартин Скорсезе. Мастер в совершенстве овладел приемами саспенса, о чем говорят его киноленты: Остров проклятых, Снеговик, Подражатель, Волк с Уолл-стрит.
Читайте также:  Хорошее настроение для похудения

Из писателей, добившихся успеха в жанре саспенса можно выделить:

Источник

Эффект саспенса и его виды

Саспенс?! Этот эффект вызывает нарастание напряжённого ожидания. Если пытаться переводить английское слово «saspense» на русский язык, то самое близкое по значению будет слово «подвешивать». Обычно саспенс мы ощущаем в фильмах ужасах, триллере или хорроре, когда ожидаем какой-то опасности

Отцом саспенса, конечно, принято считать Альфреда Хичкока. Однако стоит отметить, что до него ещё братья Люмьер в своей знаменитой картине «Прибытие поезда» совсем случайно пришли к этому эффекту. Движущийся поезд крупно в кадре наводил на многих невероятный ужас. Эффект ожидания того, что он вот-вот наедет прямо на зрителей был сравним с саспенсом

Со временем этот драматургический приём стал использоваться специально. Когда пришёл Хичкок, то он сделал его своей визитной карточкой. Ему удавалось даже совмещать саспенс с чёрным юмором, например, длительное тревожно ожидание в буквальном смысле заканчивалось ничем. Зритель находился в полном недоумении и тревожности

Сегодня выделяют два вида саспенса: открытый и закрытый. Открытый знаком каждому, кто смотрел фильмы ужасов. Часто мы даже можем сидеть в кинотеатре и судорожно произносить: «Нет, не уходи туда!». Открытый саспенс по сути – наша полная готовность и понимание опасности, однако полное непонимание этого героя фильма. Например, мы видим героя, который приходит на помощь женщине в дом, он должен помочь изгнать злого духа, который здесь поселился. До этого мы видели кадры, где в подвале этой женщины резко и быстро передвигались устрашающие тени. Мужчина заходит в дом. Его сразу интересует дверь, которая ведёт в подвал дома. Он открывает дверь, включает свет на лестнице, но дальше темнота. И тут! Неожиданно по лестнице поднимается устрашающая фигура, похожая на склизкое растекающееся огромное чудовище. Резко выключается свет. Мы слышим крики женщины. Свет резко включается. Мужчина, упавший на полу в ужасе, смотрит на лестницу, на которой уже никого нет, сзади стоит женщина, прикрыв рукой рот, она испуганно моргает. В этом случае, мы прекрасно понимали, что эта тень даст о себе знать, мы были абсолютно готовы, однако герой – нет

Закрытый саспенс встречается чаще всего в хорроре. По сути, это полное понимание того, что грядёт опасность, но абсолютная неготовность к ней как героя, так и зрителя. Представим себе ситуацию. Несколько героев оказались в огромной заброшенной гостинице, где каким-то магическим образом закрылись все двери, окна и т.д. По истечению обстоятельств герои разделяются и оказываются наедине с собой. Мы видим одну из главных героинь фильма, которая бегает по гостинице в надежде найти хоть кого-то и найти выход. Вдруг — она забегает в один из многих номеров и там открыто окно. Она мчится к нему, выглядывает видит нескончаемый темный лес, поворачивает голову, а вдоль стены гостинцы видит какой-то свет – мерцание машины. Она вылезает из окна, постепенно прижавшись к стене, судорожно и тихо, практически не дыша передвигается к этому свету. И вдруг – резко на дереве громкое шелестенье, она замирает, выжидает пару секунд, идет дальше. И тут. резко взлетает летучая мышь с дерева! Мы знали, что будет опасность, но не могли предугадать какая, поэтому для нас оказывается это невероятной неожиданностью. В такие моменты слабонервных до состояния шока может довести даже безобидная летучая мышь.

Сегодня в киноиндустрии саспенс стали даже совмещать с клиффхэнгерами (резко обрывание повествования) в сериалах, многосерийных фильмах. Напряжённая обстановка в финале, состояние шока, ожидание чего-то и в конце концов сама развязка наступают уже в следующей картине.

Саспенс?! Этот эффект вызывает нарастание напряжённого ожидания.

Подписка на новости

Хотите быть в курсе наших новостей? Подпишитесь на новостную рассылку.

Источник

Настоящий саспенс: как рассказывать истории, чтобы вас запомнили

Учимся у Шекспира, Шопена и других гениев

Шон ДиСоуза — маркетолог, создатель сайта Psychotactics.

На одной из конференций TED композитор Бенджамин Зандер рассуждал о сюжете шекспировского «Гамлета». В третьей сцене первого акта Гамлет узнает, что его дядя убил его отца. Теперь Гамлет должен мстить. По ходу сюжета он чуть не убивает дядю, но сдерживается. У него есть много возможностей избавиться от дяди, но почему-то он не доводит дело до конца.

Выходит, Гамлет — прокрастинатор?

«Нет — тогда бы повествование просто закончилось, — говорит Зандер. — Вот почему Шекспир вставляет туда столько событий — Офелия сходит с ума, пьеса внутри пьесы, череп Йорика, могильщики. Все это для того, чтобы оттянуть момент, когда — уже в пятом акте — Гамлет может убить его.

Читайте также:  Как называется болезнь когда у человека нет чувств

Такова сила саспенса в повествовании: финал кажется практически неизбежным, но автор добавляет новые и новые ходы, чтобы история двигалась дальше. Давайте обсудим, как эту технику можно применить, чтобы усилить ваши собственные навыки сторителлинга и добиться, чтобы аудитория полностью сосредоточилась на вашем контенте.

Саспенс: как это работает

В этом видео Зандер объясняет, как композиторы структурируют музыку. Они знают, какова конечная точка и какие ноты им нужно будет разместить между началом и финалом. Но они не торопятся добраться до конца — они создают саспенс, напряжение. Зандер демонстрирует это с помощью «Прелюдии» Шопена.

Вот как он это объясняет:

«Эта пьеса как бы возвращается издалека домой… «Си», «До», «Си», «До», «Си», «До», «Си» — и так до «Ля», «Соль», «Фа». И уже вот-вот зазвучит «Ми» — но тогда пьеса бы закончилась. Он возвращается к «Си», потом к «Фа», и опять к «Ми» — не то, не то… И вот наконец «Ми» — возвращение».

Так Зандер объясняет, как Шопен создает напряжение. Он знает, что последней нотой должна быть «ми», и почти добирается до нее — но потом отступает назад. Он делает это раз за разом, сознательно, понимая, что мы знаем эту последнюю ноту — но нам придется подождать.

Ожидание и создает саспенс.

Но как добавить этот саспенс в наши тексты?

Допустим, мы хотим поговорить о том, как важна подготовка, и у нас есть отличная история о том, как Майкл Фелпс выступал в стометровом заплыве баттерфляем на Олимпийских играх в Пекине в 2008 году. Посмотрите, как эта история разворачивается, добавляя небольшие частички саспенса. Они, как ожидание ноты «ми», заставляют читателя проникнуться моментом. Я выделил в тексте жирным шрифтом фрагменты, где саспенс нарастает:

«У олимпийского пловца Майкла Фелпса был ритуал.

За несколько минут до заплыва, когда объявляли его имя, он вставал на доску, затем отступал назад. Он взмахивал руками трижды — он делал так перед каждым заплывом с тех пор, как ему исполнилось двенадцать. Потом он вновь вставал на доску, принимал позицию — и после сигнала нырял в бассейн.

Но это был не какой-нибудь обычный бассейн — это были Олимпийские игры 2008 года в Пекине. И это был не просто заплыв: Майкл Фелпс нацелился получить восемь золотых медалей, чего не удавалось ни одному спортсмену ни на одной Олимпиаде.

Однако в то же мгновение, когда Фелпс коснулся воды, он понял: все пошло не так. Вода проникла в его очки и ослепила его.

Другие пловцы рванулись вперед, тогда как Фелпс не видел дна бассейна. На полпути от финиша Фелпс отставал от своего главного соперника, Милорада Чавича. Похоже, угроза Чавича — опередить Фелпса в этом заплыве — сбывалась.

Но Фелпс уже не в Пекине.

Он в темном бассейне в Мичигане, готовится к соревнованиям. Его тренер Боб Боуман считал, что Фелпс должен быть готов к любому сюрпризу. Он учил Фелпса правильно реагировать на проблему с очками — как в физическом смысле, так и ментально.

И теперь Фелпс снова в Пекине и считает гребки.

Сколько ему понадобится — 19 или 20? Или 21? На 18-м он знал, что уже близко к финишу, потому что услышал рев толпы.

Но кому адресованы эти крики — ему или оппоненту? Он не знал, потому что плыл вслепую.

Тем не менее, он рванулся вперед, вытянув руки, и уперся в пластину Omega.

Победа? Или второе место?

Когда Фелпс наконец поглядел на экран, его лицо расплылось в улыбке. Он опередил Чавича на сотую долю секунды.

Фелпс взял золото — и поставил новый мировой рекорд».

Как заострить вашу историю

Вот схема рассказа:

Саспенс
Вода в очках
Отставание от Чавича
Мичиган
Рев толпы
Саспенс
19, 20, 21
Финишная пластина
Саспенс
Медаль и рекорд

Это настоящий экшн от начала до конца, но все же в один момент действие остановилось. Фелпс оказался не в Пекине, а в Мичигане, вдали от шума и хаоса. Этот фрагмент и заостряет историю, правда? Он меняет направление рассказа и создает встречное течение.

Если ваша история позитивная и бодрая, встречным течением может быть момент страданий.

Если ваша история — сплошной мрак и уныние, контраст создается за счет надежды и ощущения счастья.

Если ваша история движется на бешеной скорости, контраст создается, когда вы вдруг замедляете ее до черепашьего темпа.

Сторителлинг — это не просто конфликт

Когда вы вводите элемент контраста, вы зацепляете внимание аудитории. Но когда вы добавляете саспенс, вы выводите историю на новый уровень.

Вы делаете то, что делали Шекспир, Шопен и многие другие талантливые и творческие люди:

И снова сдерживаетесь.

И вот, наконец, вы добираетесь до конечной точки.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Источник

Оцените статью