Саногенное мышление чувство вины

10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления

Практикум дает уникальную возможность самостоятельного развития саногенного (оздоравливающего) мышления. В практикуме представлены как методы диагностики уровня и качества развития личностной рефлексии, так и упражнения для выработки навыков нового стиля мышления. Книга адресована студентам, педагогам, психологам, менеджерам и всем, кто не желает находиться во власти негативных эмоций. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Саногенный стиль мышления

1.1. Основные принципы теории и практики саногенного мышления

1.2. Когнитивно-эмотивный тест «Обида»

1.3. Обида — источник эмоционального неблагополучия: функции, структура, угашение размышлением

1.1. Основные принципы теории и практики саногенного мышления

Качество нашей жизни, образования, семейных отношений определяется содержанием, направленностью нашей личной, обыденной, сегодняшней философии. От того, как ты думаешь здесь и теперь, зависит не только результативность деятельности и поведения, но и отношение к происходящему, а в итоге — состояние души, мироощущение.

Ю. М. Орловым [1] представлена идея «саногенного мышления» как особого вида мышления, приводящего к уменьшению страдания от негативных эмоций, основная функция которого заключается в конструктивной регуляции эмоциональных состояний человека. Именно саногенное мышление, на взгляд автора, организует, обеспечивает качество обыденной философии, повышающей толерантность личности к возмущениям внешней среды, то есть стрессоустойчивость.

Значение философии в оздоровлении человека логично выводится из функций мышления, связанных с жизнью и поведением: первая заключается в информационном обеспечении поведения в связи с изменившимися обстоятельствами; вторая, объяснительная, направлена на обоснование причин сложившихся обстоятельств. На основе второй функции и формируется философия обыденной жизни, определяющая в дальнейшем характер эмоциональных реакций на те или иные обстоятельства. Эмоциональный стресс возникает или не возникает в зависимости от того, как человек определяет для себя ситуацию: как угрожающую или не угрожающую его личности. Философия, возникающая вследствие патогенного мышления, не позволяет человеку эмоционально завершить ситуацию, он находится в плену у прошлого, что порождает хронический стресс, конфликт с самим собой и с окружающими. «Вас обидели, оскорбили год назад, — говорит автор, — а сегодня вы страдаете от воспоминания об этом, хотя вас здесь и теперь никто не обижает и не оскорбляет. Прошлое не отпускает вас, так как не угашен в свое время эмоциональный заряд. Воспоминания и повторные переживания лишь усиливают эмоцию, и тогда время не лечит».

«Все учителя человечества, еще с античных времен, указывая путь повышения здоровья, — говорит Ю. М. Орлов, — предлагали укротить такие эмоции, как гнев, гордость, страх, обида, зависть, не культивировать и не переживать эти эмоции. Да и современная психотерапия использует в основном два способа управления эмоциями: подавление их и сдерживание. Однако опыт говорит о том, что человек не может устранить эмоцию, если она есть. Он может лишь не выражать ее. Для здоровья же важно не просто подавлять негативные эмоции, необходимо добиться того, чтобы они не были сильными и не становились хроническими. Необходимо не запрещать себе думать, а научиться думать правильно».

Первый принцип здорового, то есть саногенного, мышления — признание реальности эмоций. Важно знать, что эмоциональное состояние является результатом нашего мышления.

Что значит правильно мыслить или что значит здоровое мышление с точки зрения СГМ? Надо ли его понимать как позитивное?

Позитивное мышление, в смысле positivum — «положительное», ярко представлено в краткосрочной позитивной психотерапии. Из всех положений данного направления лишь одно в какой-то мере отражает основную идею теории и практики саногенного мышления. Суть технологии заключается в смене взгляда на травмирующие ситуации. Поскольку человек не волен освободиться от всех своих проблем, необходимо сменить «черное» видение мира, с нашей точки зрения «патогенное», на более диалектическое мировоззрение. Конфронтация, борьба с проблемой, на взгляд позитивистов, в большинстве случаев неэффективна.

Вместе с тем в краткосрочной позитивной терапии мышление не используется как средство для поиска причин патогенного конфликта, эмоционального дискомфорта. Вопрос «Почему?» направлен на выявление саногенных атрибуций, базирующихся на субъективной концепции здоровья самого пациента. Можно сказать, что мышление, ориентированное на выявление и активацию ресурсов для преодоления эмоционального дискомфорта, вызывающее позитивные инсайты, и рассматривается сторонниками данного психотерапевтического направления как позитивное.

Основные принципы краткосрочной позитивной психотерапии: 1) опора на позитивное в жизни пациента, на его ресурсы; 2) использование только позитивных подкреплений; 3) позитивистский (в философском смысле) подход.

Читайте также:  Первая стадия развития стресса это

«С позиции теории и практики СГМ, — продолжает Ю. М. Орлов, — саногенное мышление рассматривается как средство управления эмоциями путем осознания и, соответственно, управления теми умственными операциями, которые автоматически ее порождают.

Если позитивистский подход к психотерапии проявляется в отказе от анализа причин проблемы, а обращение к прошлому ориентировано лишь на поиск ресурсов, то сущность саногенного мышления заключается в конструктивном переосмыслении прошлого опыта, выявлении неэффективных рефлексивных стратегий, обслуживающих обыденную философию, лишенную научных оснований, приводящую к страданию. Теория и практика саногеного мышления отвечают на вопрос: “Как следует мыслить свое собственное страдание?” Заметьте, не бегство от страдания в мир положительных иллюзий, а конструктивное размысливание негативных эмоций.

Позитивное мышление в концепции Н. Пезешкиана и X. Пезешкиана рассматривается в смысле positum — “имеющее место, реально существующее”, то есть можно сказать, что это психотерапия здравым смыслом». Авторами подчеркивается необходимость проработки как позитивных, так и негативных аспектов проблемы и жизни пациента, диалектического расширения его мировоззрения. И с этой позиции саногенной мышление — это мышление позитивное, то есть реалистическое.

Вместе с тем сформулированные в позитивной терапии принципы — надежды, баланса и консультирования — определяют суть и содержание их технологии, направленной в основном на создание идеальной модели личного бытия путем гармоничного перераспределения жизненной энергии между четырьмя основными сферами жизнедеятельности — телесной, ментальной, социально-коммуникативной и духовной. Эмоции в данном случае не являются предметом анализа, наблюдаются и изучаются лишь позитивные и негативные аспекты проблемы.

Терапия саногенным мышлением направлена на работу с эмоциональными состояниями. «Саногенное и патогенное и мышление, — говорит Ю. М. Орлов, — различаются лишь по последствиям, которые они порождают, болезнь и страдание или благополучие и защита. Одно мышление направлено на то, чтобы уменьшить страдания от неудачи, обиды, вины, зависти, стыда или другой эмоции, другое усиливает переживания, формируя обыденную патогенную философию жизни».

Патогенное мышление — это не патологическое мышление. В основе и того и другого мышления лежат одни и те же умственные операции — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. И в этом смысле и то и другое мышление совершенно правильное, но тем не менее даже правильное мышление может приносить ущерб здоровью. В чем же их различие?

Рассматривая мышление как поведение, логично допустить, что оно может быть уместным или неуместным. К примеру, операция сравнения, применяемая в системе межличностных отношений, в одних случаях может вызвать переживание гордости, в других — зависти, что немедленно приводит к стрессу. Однако эта операция сравнения может не осознаваться. Следовательно, патогенное мышление — это мышление не только неуместное, но и бессознательное в силу привычки.

Таким образом, с точки зрения теории и практики саногенного мышления вторым основополагающим принципом СГМ является принцип уместности умственных актов. Этот принцип определяет выбор методов и приемов терапии. Из него логично вытекает третий принциппринцип самоосознания.

«Так как любая эмоция имеет свои программы самореализации, — продолжает Ю. М. Орлов, — она включает привычные программы реагирования, приводящие к конфликту. В эмоциональном состоянии человек невольно выбирает привычный ход мыслей, сложившийся в опыте переживания этой эмоции. Следовательно, привычное и бессознательное мышление зачастую патогенно. Осознание привычек собственного ума, самосознание способствуют саногенному мышлению. Сознательное мышление позволяет установить неуместность соответствующего поведения».

Надо ли это понимать так, что самосовершенствование с позиции теории и практики саногенного мышления заключается в научении различать в себе умственные привычки и автоматизмы, способствующие возникновению определенных эмоций, различать патогенное и саногенное мышление?

Именно так! «Необходимо научиться сдерживать патогенные привычки ума и культивировать в себе саногенные. Но для этого следует научиться их различать. Поэтому усвоение саногенного мышления предполагает научение интроспекции. Принцип интроспекциичетвертый принцип теории и практики саногенного мышления. Однако осознание не может быть достигнуто без знания психологии мышления и психологии эмоций. Осознание чего-либо предполагает контроль и управление предметом осознания. Если человек осознает, как устроены его обида, вина, он может их контролировать. Знание же операционных оснований эмоции привнесено в СГМ из научных психологических исследований, поэтому саногенное мышление превращает обыденную философию человека в научную.

Принцип научности обыденного мышления — пятый принцип СГМ. Саногенное мышление не может возникнуть стихийно, оно возможно только на основе знания того, как работает наш ум, порождая эмоции».

Это значит, что саногенному мышлению можно и необходимо обучать, вырабатывая новые привычки и навыки умственного поведения, саногенные, позволяющие контролировать мысли и управлять эмоциями. В результате такого обучения формируется способность не подавлять эмоции, а осознавать их основания, что устраняет возможность хронических эмоций. В этом принципиальные отличия исцеления саногенным мышлением от позитивной психотерапии.

Читайте также:  Описание всех настроении человека

Итак, сущность СГМ-терапии заключается в обучении саногенному мышлению.

Тогда правомерен вопрос: «В чем принципиальное отличие данного подхода от уже созданной в 1950–1960-е годы А. Беком (A. T. Beck) и А. Эллисом (A. Ellis) когнитивной психотерапии, основная идея которой как раз и заключается в том, что влияние на мышление человека восстанавливает его здоровье?» Когнитивная, или рационально-эмоционально-поведенческая, терапия рассматривает эмоциональные реакции как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, то есть в качестве промежуточной переменной между событием и эмоцией выступает мысль (когниция). Искаженные, или «неадаптивные», когниции, под которыми понимается любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции, искажает видение объекта или ситуации. Согласно А. Эллису среднее звено в модели «ситуация — неадекватное мышление — болезнь» состоит из системы иррациональных фиксированных установок долженствования, катастрофических установок, навязчивой реализации желаний, генерализации оценок, социальных стереотипов и других — всего 12 иррациональных идей. Осознание правил неадекватной обработки информации: персонализации, дихотомии, автоматизированного мышления, выборочного абстрагирования, произвольных умозаключений, сверхгенерализации, преувеличения (А. Бек) — и замена их правильными — таковы главные задачи когнитивной психотерапии.

Суть терапии, таким образом, заключается в обучении и научении новому стилю мышления, и в этой части технологию саногенного мышления можно отнести к когнитивной психотерапии.

Вместе с тем есть ряд отличий, которые позволяют рассматривать теорию и практику СГМ как самостоятельное направление в психологии.

«Рассматривая дихотомичность мышления как источник невроза, — говорит Ю. М. Орлов, — теория А. Бека и А. Эллиса сама впадает в дихотомию иррационального и рационального. Рассмотрим, к примеру, социальный стереотип, который приводит Эллис в списке основных 12 идей, порождающих невроз: “виновных в совершении скверных поступков следует строго наказывать”. Этот стереотип относится Эллисом к иррациональной идее. А на самом деле это не иррациональная идея, а подлинно рациональное основание существования социальной справедливости. Культура и существует в форме генерализованных социальных стереотипов, которые необходимы для выживания.

Лечение ума состоит не в переубеждении, не в смене “неадаптивной когниции” пациента, а в обучении уместно применять или не применять эту максиму к его конкретной жизненной ситуации, в осознании клиентом того, как этот стереотип программирует поведение, приводящее к неврозу, и как саногенное мышление вносит коррективы в использование этого стереотипа в повседневной жизни.

Автоматизм мышления когнитивистами рассматривается как патогенный фактор. А на самом деле не всякий умственный автоматизм вреден. Большинство умственных привычек полезны, так как облегчают решение умственных задач и обеспечивают эффективное управление поведением. СГМ-терапия рассматривает привычки и автоматизмы умственного поведения тогда, когда они становятся патогенным фактором в силу их неуместного и ложного использования.

Источник

Саногенное мышление — что это за метод, признаки

Саногенное мышление (СГМ) – это понятие, введенное отечественным ученым в области психологии Юрием Михайловичем Орловым. Оно ставится в противовес патогенному: здоровое, адекватное, контролируемое. Помогает человеку регулировать собственные эмоции и состояния. Человек с таким образом мыслей реже болеет, не принимает близко к сердцу негативную информацию и не накручивает себя.

Что такое саногенное мышление

Саногенное мышление – что это такое? С латинского «саногенный» дословно можно перевести как «несущий здоровье». То есть, саногенным называется мышление, которое оздоравливает. Согласно концепции Ю.М. Орлова, эмоции зачастую берут на себя управление мозгом. Если преобладают негативные чувства, то со временем организм начинает испытывать стресс, возникают психосоматические заболевания. Автор теории же предлагает научиться не просто избавляться от отрицательных мыслей и эмоций, а думать более позитивно и правильно. Для развития саногенного мышления необходимо приобрести навыки контроля своими эмоциональными порывами и управления ими.

Признаки

Согласно теории Ю.М. Орлова, человек с саногенным мышлением отличается следующими признаками:

  • умеет отстраниться от собственных чувств и как будто посмотреть на них со стороны;
  • старается думать о важных проблемах только тогда, когда пришел к расслаблению и спокойствию;
  • понимает природу негативных эмоций и чувств;
  • умеет полностью концентрироваться на том, о чем необходимо поразмышлять;
  • имеет высокий уровень развития рефлексии и гибкости мышления;
  • разбирается в человеческих стереотипах;
  • умеет находить плюсы в любых ситуациях;
  • старается мыслить и действовать позитивно.

Методы

Обучиться методам саногенного мышления можно с помощью психолога, но при отсутствии такой возможности – есть вариант попытаться разобраться в этом самостоятельно. С помощью этих методов можно научиться мыслить здраво и позитивно, а в последующем – оттачивать навык саногенного мышления до мастерства.

Читайте также:  Чувство тревоги третий триместр

Так, для развития и поддержки саногенного мышления используется два последовательных метода:

Речь идет о дневнике эмоций. В нем следует описывать свои негативные эмоциональные переживания по определенному плану. На примере такой эмоции, как злость, запись будет выглядеть так:

  1. Описание последней ситуации, вызвавшей злость, а также – детально описанные условия, в которых она произошла.
  2. Список людей, которые вызывают злость. Напротив каждого – описание ситуаций, в которых они вызывают раздражение.
  3. Разбор каждой из записанных ситуаций по плану:
  • Какое поведение хотелось бы видеть у этого человека?
  • Описание актуального поведения этого индивида.
  • Запись мыслей о том, от чего должен отказаться человек, чтобы не вызвать злости?
  • Описание наиболее раздражающих черт этой личности.
  • Ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы не вызывал злость?
  • Оценка злость по шкале в 10 баллов.
  • Описание собственных психологических защит и стиля поведения во время периода злости.
  • На чистом листе, краской привлекающего цвета, произвольно отображаются фигуры. Это – лист злости и раздражения.
  • На другом листе также рисуется произвольная картинка нравящейся краской, после чего лист складывается, разворачивается, в изображение добавляется белая краска.
  • Снова оценка злости и раздражения по 10-бальной шкале.
  • Если цифра меньше «3», то ситуация практически проработана. Далее нужно повторить алгоритм со всеми ситуациями, вызывающими эту негативную эмоцию. Сделать это можно не сразу, а через несколько дней.
  1. Аутопсихоанализ

Этот метод саногенного мышления предполагает глубокую рефлексию с подробной проработкой собственных эмоций. Он является основным в саногенном мышлении и позволяет угасить бушующие эмоции. Угасание происходит за счет повторного проживания произошедшего, взгляда на это со стороны, высмеивания и проигрывания самой ситуации. Главная цель – разобраться в собственной эмоции, понять ее причины и реальную силу.

Для того, чтобы начать аутопсихоанализ, необходимо расслабиться и принять удобную позу. После этого следует работать по плану:

  1. Вспомнить ситуацию, где удавалось чувствовать себя спокойным и счастливым.
  2. Выбрать одну из тех ситуаций, которые записаны и проработаны в дневнике негативных эмоций.
  3. Прочитать ее и оценить свое состояние. Если оно спокойное, то можно продолжать, а если эмоции продолжают возникать – вернуться к проработке ситуации.
  4. Проанализировать ситуацию:
  • Как человек должен себя вести, чтобы не вызывать злости?
  • Подумать, откуда берутся собственные желания.
  • Определить, реальны ли эти желания? Может ли этот человек им соответствовать?
  • Вспомнить, знает ли он о них?
  • Постараться определить, какие стереотипы руководят собственным поведением.
  • Попытаться выяснить, какие проекции используются в собственных психологических защитах.

После этого эмоция станет более осознанной, ею будет легче управлять, а главное – она перестанет вредить здоровью.

На начальных этапах осознание некоторых пунктов может даваться с трудом, но при регулярных тренировках мозг со временем начинает автоматически мыслить в позитивном ключе. К этим упражнениям иногда приходится возвращаться даже тем, кто давно использует технику саногенного мышления – например, в случае возникновения непроработанной ранее или слишком сильной эмоции, которую не удалось «усмирить».

Отличие саногенного от патогенного мышления

Патогенное мышление – это антагонист саногенного мышления. Оно разрушает, приводит к болезням, мешает полноценно жить как своему обладателю, так и окружающим его людям. Например, мужчина при расставании наговорил женщине неприятных слов и незаслуженно ее оскорбил, а она годами прокручивает в голове эту ситуацию, пробуждая чувство вины, стыда, обиды, злости. Это происходит непроизвольно, человек не может самостоятельно остановиться. Продолжая гонять свои мысли по замкнутому кругу. Признаками патогенного мышления, в отличие от саногенного, являются:

  • непрекращающийся поток негативных мыслей и переживаний, которые человек не в силах остановить волевым желанием;
  • невозможность посмотреть на ситуацию и на собственные эмоции со стороны;
  • накопление негатива – обид, злости, ненависти, без возможности избавления от них;
  • отсутствие понимания о том, как негативные эмоции влияют на здоровье;
  • не развитое умение контролировать собственные эмоции и состояние и управлять ими.

Саногенное мышление позволяет здраво мыслить, управлять своим состоянием и сохранять здоровье, а патогенное – мешает логично рассуждать, контролировать свои эмоции и приводит к болезням.

Заключение

В основе саногенного мышления лежит умение управлять собственными эмоциями. Человек с таким образом мыслей не дает себе возможности наговорить лишнего в порыве злости или обиды, разорвать отношения или причинить вред себе или другим. Он сначала все обдумывает и анализирует, рассматривает варианты действий, ищет положительные стороны ситуации, и только потом – принимает решение и действует. В результате, в последствии ему не приходится испытывать чувства вины, сотни раз прокручивать негативные мысли и жалеть о принятых решениях.

Источник

Оцените статью