Сангвиник меланхолик холерик флегматик типы темпераментов у детей

Характеристика разных видов темперамента у детей

Юлия Андронова
Характеристика разных видов темперамента у детей

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение.Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего,заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой.Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы.Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Читайте также:  Нарушение эмоционального состояния человека

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т. Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Таким образом, главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи,.

Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Читайте также:  Как понять что есть стресс

Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.

Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.

Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра Пояснительная записка. Театрализованные постановки прочно входят в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие.

Конспект НОД с интеграцией разных видов деятельности с детьми 3–4 лет «Поможем другу Хрюше». Фрукты и овощи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.

Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дракон Король.

Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ». Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной.

Творческая работа «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.

Источник

Темперамент ребенка: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик

Всем нам известно, что для нормального общения с взрослыми людьми важно учитывать характер человека, однако при воспитании ребенка многие родители забывают об индивидуальном подходе.

Ведь для воспитания гармоничной личности, важным этапом является стимулирование развития недостающих и мягкое подавление ярко выраженных черт характера.

Давайте разберем особенности каждого темперамента ребенка, какие лучше предпринимать меры по воспитанию.

Холерик

Это подвижный, уравновешенный и сильный тип темперамента. Один из наиболее ярко выраженных темпераментов.

Ребенок — холерик это постоянные хлопоты для родителей. «Покой нам только снится» — так обычно утверждаю родители про своего малыша.

Положительные черты такого темперамента:

  • Энергичность и повышенная активность;
  • Общительность и быстрое осознание новой обстановки;
  • Решительность, речь возбужденная и убедительная.

Однако не стоит забывать и об отрицательных качествах:

  • Неустойчивое поведение, вспыльчивость, агрессивность;
  • Невыдержанность, цикличность в настроении и в работе.

Обладатель такого типа темперамента — это озорной и непоседливый ребенок. Драчун, устраивающий постоянно скандалы и ссоры.

Речь у холерика быстрая, отрывистая и с проглатыванием некоторых слов, при этом очень эмоциональная.

Движения у такого ребенка энергичные и резкие. Быстро усваивает новую информацию, однако она также быстро и вылетает из головы.

Холерик не умеет ждать, ему свойственны активные и шумные игры, с удовольствием пойдет на риск.

Из за такой активности и впечатлений пережитого дня, холерики проблематично засыпают.

Какие же особенности темперамента холерика?

Главным подходом в успешном воспитании ребенка-холерика можно назвать девиз « Ни минуты покоя », то есть родители должны поддерживать активность малыша, при этом направлять его энергичность в сторону полезных дел.

Рекомендуется исключить обстановки, которые могут слишком возбуждать нервную систему малыша — например, шумные игры, мультики (стрелялки, войнушки и прочее).

Отдайте предпочтение спокойным играм и чтению, таким образом, пытаясь, учит контролировать свои эмоции. Пытайтесь развить у малыша усидчивость, хоть это и достаточно сложно для холерика.

Упорно, но мягко приучайте выполнять начатое дело до конца. Так как холерику свойственна повышенная чувствительность, то общаться с ним необходимо мягко, иначе испортятся отношения между ребенком и родителями.

Данному темпераменту очень важно знать и быть уверенным, что к его словам родители прислушиваются.

Темперамент ребенка — сангвиник

Сангвиник — это уравновешенный, сильный и подвижный тип темперамента. Ребенок с таким темпераментом — это жизнерадостный и общительный малыш. При этом он рассудительный и весьма спокойный.

Положительные черты сангвиника:

  • Общительность, доброжелательность, жизнерадостность;
  • Высокая подвижность и легкая адаптация к новым условиям;
  • Мимика и пантомимика очень выражены;
  • Увлеченно будет заниматься интересным делом.

Негативные черты сангвиника:

  • Несобранность, легкомыслие, ненадежность (обещает и не выполняет);
  • Не хватает настойчивости, восприятие поверхностное, их тяготит однообразие.

Такой ребенок с легкостью пойдет на компромисс и спокойно переживает неприятности.

Он безгранично любопытен и готов в любую минуту познавать все новое.

Быстро и легко переключается на новое дело, при этом может выполнять несколько дел одновременно.

Малыш — сангвиник это всегда активный, подвижный и импульсивный ребенок, если ему скучно, то он будет вялым и сконцентрироваться на происходящем «здесь и сейчас» ему сложно.

Читайте также:  Как вы себя чувствуете после вакцинации от коронавируса

При воспитании данного темперамента, необходимо придерживаться основного правила, как говориться « доверяй , но проверяй ». Ребенок всегда много обещает, но при этом не всегда выполняет обещанное, поэтому важно проконтролировать, сдержал ли слово и выполнил обещанное.

Важно вести контроль поступков и действий. Хвалите осознанно и по делу, так как сангвиники склоны к зазнайству. Не стоит забывать, что оптимизм и жизнерадостность, могут легко обернуться обратной стороной и привести к изменчивости и легкомысленности.

Темперамент ребенка — меланхолик

Ребенок — меланхолик это послушный и мягкий малыш. Такие детки робкие и застенчивые, а нерешительность — главная особенность темперамента. Нерешительность проявляется во всех жестах и движениях, даже в произношении.

Его способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь. И это не каприз. Это особенность темперамента, даже на повышенный голос малыш отреагирует слезами. И эти слезы неистощимы у меланхоликов, ведь они всего боятся — новой обстановки, новых людей.

  • Тонкая восприимчивость, доброжелательность;
  • Повышенная чувствительность;
  • Ответственный работник в привычной для него обстановке;

  • Задумчивость, низкая активность;
  • Замкнутость, неуверенный в себе;
  • Застенчивость, впечатлительность.

Достаточно часто ребенок-меланхолик замыкается в себе, тяжело адаптируются в новом коллективе, предпочитает оставаться в «тени». Такие дети очень мнительные и могут часто волноваться по пустякам.

Знания такому темпераменту даются тяжело, так как малыш часто отвлекается на посторонние предметы.

Любой вид деятельности для меланхолика — это ответственная работа, которая быстро его утомляет. Даже во время игры малыш устает.

Свойственно частое изменение настроения, проблемы знакомства со сверстниками. Он долго готовится ко сну и потом медленно засыпает, просыпается с трудом, так же проблематично переходит от одного дела к другому.

Воспитание такого ребенка базируется на основном принципе « не навреди ».

При общении с таким ребенком важно учитывать уязвимость его психики — не стоит повышать голос и давить на малыша. Возникшее свое недовольство высказывайте ровным и спокойным голосом, не обзывая его.

Важно поощрять даже при малейшем успехе в каком-либо деле. Старайтесь чаще хвалить его, ведь меланхолику важно чувствовать, что его ценят и любят.

Помните о том, что такие дети быстро устают, так как у них слабые нервные процессы, не стоит перегружать развивающими заданиями. Ведь даже игры могут привести к утомляемости, делайте перерывы.

Различные соревнования меланхолик воспринимает как стресс, поэтому такие игры и ситуации лучше избегать. Старайтесь развивать у своего малыша общительность и инициативу.

При развитии активности запаситесь терпением. Ни в коем случае не пугаете его! Для них это сильный стресс, который может привести к нервному срыву. Обсуждайте с ребенком его чувства и эмоции.

Темперамент ребенка — флегматик

Это инертный, уравновешенный и сильный тип темперамента. В семье часто такого малыша из-за его упорства называют « копушей ». Такой малыш всегда спокоен и невозмутим, он никогда и никуда не спешит, как будто время вокруг него остановилось.

  • Терпелив и всегда спокоен, уравновешен;
  • Выдерживает большие нагрузки в работе, настойчивый;
  • Такого ребенка очень трудно вывести из себя;
  • В отношениях очень уравновешен.
  • Малоподвижный и медлительный;
  • Упрямый, безынициативный;
  • Необходимо время для сосредоточения.

Такие дети отличаются замедленным, но сильным реагированием, медленным, но при этом прочным запоминанием.

Это спокойный и уравновешенный ребенок.

Флегматик никогда не меняет своего решения, для их отстаивания проявит максимум упрямства. Такие дети не по возрасту миролюбивы и преданны. В случае необходимости отойдут в сторону, что бы избежать конфликта и риска.

Речь у флегматика спокойна и нетороплива, без особой мимики. Засыпать будет без особых трудностей, а вот просыпается, наоборот, с трудом.

Родителям стоит помнить, что флегматика практически невозможно переучить, но можно научить!

Главный принцип воспитания — это «непоспих» (не спеши). Учитывайте, что ребенок-флегматик не будет работать в условиях нехватки времени, его ни в коем случае нельзя подгонять, ему нужен индивидуальный темп работы.

Не нужно давить на него, так ка под давлением взрослых он станет еще более пассивным и неуклюжим.

Дети — флегматики нуждаются в регулярном одобрении своих поступков.

Малоподвижный флегматик нуждается в развитии активности — играйте с ним в активные и подвижные игры, где требуется ловкость и быстрота движений.

Развивайте любознательность малыша — для этого подходят интересные и захватывающие книги про путешествия и приключения. Посещайте музеи и выставки. Обязательно необходимо стимулировать ребенка проявлять инициативу. Развивайте навыки общения.

Зная основные особенности и отличия всех темпераментов, родители смогут подобрать правильный подход в воспитании ребенка, а также отношения между ребенком и родителями, окружающим миром.

Источник

Оцените статью