Медицинские интернет-конференции
Языки
Оценка самочувствия, активности и настроения военнослужащих
Шмырева М.И., Толкачева А.В., Пичугина Н.Н.
Резюме
В статье представлены результаты определения самочувствия, активности и настроения военнослужащих бригады радиоэлектронной борьбы, несущих службу в Тамбовской области.
Ключевые слова
Статья
К настоящему времени известны результаты многочисленных исследований, авторами которых доказано влияние неблагоприятных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние физического и психического здоровья работников, занятых в различных отраслях. Особую актуальность эта проблема приобретает для лиц опасных профессий, к числу которых можно отнести и военнослужащих. Военная служба на современном этапе характеризуется не только высокими физическими нагрузками, но повышенным информационным наполнением и психоэмоциональным напряжением, что создает предпосылки к формированию у военнослужащих состояний хронического стресса и, как следствие, развитию заболеваний. Четкое выполнение поставленных учебных и боевых задач возможно лишь при полном физическом и психическом здоровье военнослужащих, которые должны быть готовы к повышенному психическому напряжению и сохранению устойчивости при тяжелых физических и эмоциональных нагрузках.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, проблема изучения психического и физического здоровья рядового состава военнослужащих, представляет значительный интерес, что и определило цель настоящей работы.
Для выполнения поставленной задачи была разработана анкета с вопросами о образе жизни военнослужащих. Самочувствие военных оценивали по методике САН (самочувствие, активность, настроение). Цель опросника САН оценить уровень самочувствия, активности, настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просили оценить свое состояние.
В исследовании приняли участие военнослужащие бригады радиоэлектронной борьбы (РЭБ), несущие службу в Тамбовской области. По итогам проведенного исследования было выявлено, что 85,7% составляли мужчины и 14,3% — женщины. Средний возраст опрашиваемых составил 28,6 лет, при среднем стаже службы 9,2 года. По семейному положению большая часть военнослужащих были холосты (57,2%), в разводе – 4,8%, и в браке – 38%. Градация в званиях выглядела следующим образом: старший лейтенант — 28,6%, рядовой – 33.4%, младший сержант 9,5%, прапорщик 19%, капитан 9,5%. При характеристике образа жизни военнослужащих было выявлено, что преобладающая часть опрошенных не курят (85,7%). Употребление алкоголя периодически отметили 66,6% респондентов. Большинство из анкетируемых (66,7%) указали на ежедневное употребление кофе. Суточное водопотребление у военных оказалось ниже физиологических норм, так 42,9 % указали, что в сутки выпивают менее 0,5 л питьевой воды, 14,3% — около 1 л, 42,8% — от 1 до 2 литров. При оценке режима питания было установлено, что большая часть 95 % питаются не менее трех раз в день, при этом фаст фуд в свой рацион периодически включают около 33,4% анкетируемых. По результатам оценки калорийности суточного рациона военнослужащих самый большой процент калорийности приходился на обеденный прием пищи и составил в среднем 1292,2 Ккал, на втором месте оказался ужин – 1095,6 Ккал. На завтрак и полдник военнослужащие употребляли в среднем 826,54 и 674,7 Ккал соответственно.
Для характеристики состояния здоровья анкетируемых военнослужащих было учтено количество перенесенных заболеваний за год. Среди наиболее часто встречаемых заболеваний были отмечены: тонзиллит, бронхит, гайморит.
Не маловажной характеристикой здоровья человека является его психоэмоциональное состояние. Самочувствие — это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п. При трактовке результатов теста САН военнослужащие оценили свое самочувствие как высокое и среднее 38,2% и 52,3% соответственно. При этом у 9,5% анкетируемых данный показатель был трактован, как низкий. Активность – одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным. В исследуемой группе у большей части военнослужащих активность была оценена как средняя (81%), оставшиеся разделились поровну на людей с высокой и низкой активностью. Низкая активность может указывать на усталость, высокая активность — располагает к деятельности разного рода. Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). По данному показателю были получены самые высокие результаты: высокое – 42,9%, среднее – 52,5%, низкое – 4,6%.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать выводы, о том, что большая часть военнослужащих данной части характеризуется допустимыми показателями самочувствия, активности и настроения, но выделяется небольшой процент людей с низкими значения, что может быть обусловлено нерациональной организацией их режима труда и отдыха.
Литература
1. Астраханцева Ю.С., Наумова Е.В., Сатуева Э.Я., и др. Гигиеническая оценка условий труда врачей-рентгенологов города Саратова Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013; (11):1169-1170.
2. Буданова Е.И., Медведев В.Р., Тяжев К.В. Психофизиологические особенности здоровья военнослужащих-контрактников Здоровье населения и среда обитания.2015;(2):15-17.
3. Елисеев Ю.Ю, Дерин В.Н., Рахманов У.Х. Санитарно-гигиенический мониторинг факторов обитаемости и состояния здоровья военнослужащих, проходящих службу в учебных бригадах Известия самарского научного центра российской академии наук. 2011: том 13, (1):1869-1873.
4. Разгулин, С.А., Багрий В.Г., Трофимов С.А. и др.. Современные подходы к оценке состояния здоровья работников профессиональных групп с высоким уровнем физической активности Медицинский альманах. 2011; (4):16-18.
5. Резванцев М.В. Кузнецов С.М., Иванов В.В., Закурдаев В.В. Состояние и перспективы мониторинга здоровья военнослужащих Военно-медицинский журнал. 2014;(1):17-24.
Источник
Сан самочувствие активность настроение что это такое
Первый год обучения в высшем учебном заведении для студентов в той или иной степени является стрессовым, что отражается на психическом здоровье. Это связано со сменой обстановки, принятием нового коллектива, уровнем сложности обучения и многими другими факторами. Особенно психическое здоровье усугубляется в первые месяцы обучения, в период, когда студенты первого курса слабо ориентируются в новой обстановке и обычно медленно приспосабливаются к сменившимся условиям обучения и новому коллективу. Исследование социально-психологической адаптированности и вегетативной устойчивости студентов технического вуза показывает, что самая многочисленная группа риска отмечается по вегетативной неустойчивости среди студентов 1 курса (более 40% опрошенных) [1] . Неблагоприятное эмоциональное состояние студентов отрицательно сказывается на успешности обучения, снижает интерес к обучению, может вызвать конфликты с преподавателями.
О сложной диалектике соотношения эмоций и деятельности человека свидетельствуют результаты большого количества исследований, проведенных в конце XIX — начале XX века и продолжающихся до настоящего времени. Результаты этих исследований показывают, что положительное или отрицательное влияние эмоций на деятельность зависит от интенсивности эмоционального компонента и от степени сложности деятельности [2].
Говоря об эмоциональном состоянии студента необходимо учитывать то, что эмоции являются важным компонентом в структуре психического здоровья в целом. Эмоциональное благополучие — основной фактор психического благополучия. Психическая составляющая здоровья определяет качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физических компонентов здоровья [3].
Обучение в вузе требует от студенческой молодежи достаточно высокого уровня физической и умственной работоспособности, дисциплинированности, способности к запоминанию большого количества информации в короткие сроки, соблюдения режима дня, умения общаться с большим количеством людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях и т. д. Учебно-профессиональная деятельность студентов составляет в среднем более двенадцати часов в день. Они спят не более семи часов в сутки, а учебные задания обычно выполняют по вечерам и воскресным дням, к экзаменам готовятся в ситуации острого дефицита времени. Высокие физические и умственные нагрузки студентов сопряжены с требованием самостоятельности и способностью принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности, авторитарным стилем и высокой требовательностью преподавателей, недостаточным вниманием молодых людей к своему здоровью. На этом фоне отсутствие положительного подкрепления учебной деятельности студентов со стороны преподавателей формирует у них высокие ожидания наказания, неверие в свои возможности, в результате чего молодой человек «теряет» связь между затрачиваемыми усилиями и результатами своей учебно-профессиональной деятельности, у него снижается мотивация к ней. Это вызывает чувство страха и неопределенности, развитие симптомов эмоционального выгорания [4] .
Проанализировав опыт работы теоретиков и практиков по вопросу психического здоровья человека, а именно работы В.И Слободчикова, И.В. Дубровиной, Р.С. Немова, М.С. Роговина, Б.С. Братусь и В.И. Ильинича, мы сделали вывод о том, что эмоциональное благополучие – один из важных факторов психического здоровья.
Проблема изучения эмоционального состояния первокурсников в первый семестр обучения в отечественной психологии не получила должной разработки. Прежде всего в данной области рассматривались изменения физического и психического здоровья студента во время сессии.
Настоящее исследование посвящено изучению эмоционального состояния студентов первого курса Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри.
Нами было проведено тестирование, в котором приняли участие студенты гуманитарного направления таких специальностей как, начальное образование, прикладная информатика, отечественная филология и зарубежная филология. Это 37 студентов, поступивших в 2017 году и столько же в 2018 году.
Для определения эмоционального состояния широко используется методика САН (самочувствие, активность, настроение). При разработке методики авторы В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников (1973 г.) исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений [5].
Самочувствие — это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п.
Активность — одна из сфер проявления темперамента, которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.
Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое состояние человека, которое может быть представлено как: эмоциональный фон (приподнятое, подавленное), т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий.
Тест САН представлен 30-ю парами слов противоположного значения, причем каждую категорию (С, А и Н) характеризует 10 пар слов. Категории С соответствуют следующие пары слов – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; категории А — 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28; категории Н — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Между парами слов расположен ряд цифр «3 2 1 0 1 2 3». Задача испытуемого отметить в каждой строке цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент исследования. При расшифровке заполненной таблицы оценки признака перекодируются в ряд от 10 до 70. При этом балл 3, соответствующий плохому настроению, низкой активности и плохому самочувствию, приобретает значение 10, а балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 70.
Таким образом, по каждой шкале полученная сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в период исследования следующим образом: менее 30 баллов — низкая оценка; 30 — 50 баллов — средняя оценка; более 50 баллов — высокая оценка [6].
Результаты нашего тестирования приведены на рис.1.
Рис. 1. Показатели эмоционального состояния студентов-первокурсников в первом семестре
Рассматривая полученные результаты, мы видим, что у обеих групп высоким показателем является активность, и имеет практически равное значение – 56 (2018 г.) и 57 (2017 г.). Показатели самочувствия находятся в пределах средней оценки. Но у студентов первого курса 2017 года этот показатель составляет только 40 единиц и ниже на 8 единиц по сравнению со студентами 2018 года поступления, у которых данный показатель приблизился к высокому значению. Эти результаты могут говорить о снижении комфортности, повышении тревожности у студентов, возможном состоянии усталости и апатии. Показатель настроения, наоборот, является более низким среди студентов 1 курса 2018 года, находясь в интервале средней оценки (41). Это указывает на повышенную возбудимость студентов, что мешает им реально оценивать происходящие события и эффективно прогнозировать свои возможности. У студентов 2017 года поступления отмечается высокая оценка «настроения», достигнув значения 54.
Также можно заметить расхождения по всем трем показателям в обеих группах, что можно рассматривать как наступление утомления и дезадаптацию студентов.
Далее рассчитаем среднюю оценку совокупности всех трех показателей (табл. 1).
Средняя оценка показателей САН студентов 1 курса
Источник
САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ (САН)
САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ (САН)
1. Название и тип
Самочувствие, активность, настроение (САН) – разновидность опросников состояний и настроений, по классификации Q-L-T относящийся к Q-данным.
Данный опросник содержит методические инструкции, ключ и стимульный материал в виде бланков, включающих в себя шкалу, состоящую из индексов и расположенную между 30 парами слов противоположных по значению.
3. Историческая справка
Тест САН Разработан сотрудниками Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г.
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия , активности и настроения.
5. Теоретический конструкт
При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.
6. Основные диагностические шкалы
1. Самочувствие хорошее
2. Чувствую себя сильным
Чувствую себя слабым
6. Хорошее настроение
Следовательно можно отметить, что представленные шкалы являются дихотомическими.
7. Область применения теста
Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу.
- 30 — 50 баллов — средняя оценка;
- > 50 баллов — высокая оценка.
Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
9. Использованные при психометрической проверке показатели
Вычисление индексов дискриминативности производилось методом контрастных групп.
Среди представленных видов валидности: конструктная и текущая.
10. Более подробная характеристика валидности:
Валидность конструктная устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температуры тела, хронорефлексометрии (скорость двигательных реакций).
Валидность текущая устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное рабочее время.
11. Более подробная характеристика надежности : отсутствует.
12. Экспертная оценка психометрических качеств теста.
Получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация», т.е. шкалы методики не соответствует представленному теоретическому конструкту, что является огромным минусом. Под знак вопроса можно поставить данные о конструктной валидности, т.е. насколько верным является сопоставление данного субъективного эмоционального опросника с результатами психофизиологических методик. Также применение опросника «САН» может быть затруднительно из-за свойственной многим людям недостаточно тонкой дифференцировки своего функционального состояния. Оценка теста по 10-балльной шкале – 7.
13. Процедура
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
14. Приложение
ТИПОВАЯ КАРТА МЕТОДИКИ САН
Фамилия, инициалы _______________ Пол __ Возраст
Дата ___________ Время _______
Источник