Самые древние органы чувств

Виды ощущений. 1.Древние греки выделяли 5 органов чувств и соответствующие им ощущения:

1.Древние греки выделяли 5 органов чувств и соответствующие им ощущения:

зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

2. Классификация по наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют:

дистантную — контактную рецепции

Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку во внешней среде.

Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

  1. По расположению рецепторов на поверхности тела, в сухожилиях и в организме различают:

экстероцепцию (зрительные, слуховые, тактильные)

— проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий)

— интероцепцию (ощущения голода, жажды)

5. По времени возникновения в ходе эволюции выделяют: древнюю и новую чувствительность. Дистантная считается новой по сравнению с контактной.

Зрительные ощущения. Орган чувств – глаза, колбочки – рецепторы, приспособленные к отражению цвета, а палочки – света. Выделяют 2 группы ощущений: ахроматические, отражающие переход от белого к черному, хроматические – отражают цветовую гамму с оттенками.

В цветовых ощущениях выражен эмоциональный тон: теплые и холодные цвета. Цвет имеет биологический и психол. Смысл: черный – опасность, зеленый – жизнь, успокаивает, голубой – цвет открытого пространства, красный – возбуждение, тревога…

Слуховые ощущения. Внешнее ухо собирает звуки, среднее передает их улитке.

Различают 3 вида ощущений: речевые, музыкальные и шумы. А также 4 качества звука: силу (громкость-слабость), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса), длительность (время звучания).

Слух к различению звука называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Способность к обучению ин. Языков определяется развившимся фонематическим слухом, который влияет на письменную речь.

Музыкальный слух тоже социален, можно формировать.

Шумы – мало социальны для человека. Они могут вызывать определенный эмоц. Настрой (шум дождя, ветра), служить сигналом опасности (шаги, шипение змеи). В школе шум влияет отрицательно, т.к. утомляет.

Вибрационные ощущения примыкают к слуховым. Они отражают колебания упругой среды. Вибрационная чувствительность – самая древняя. Вибрации отражают все ткани организма. В профессиональном плане играет большую роль (например, являются сигналом неисправности машины), в жизни глухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха.

Непродолжительные вибрации оказывают положительное влияние, длительные и интенсивные – утомляют и могут вызывать боль.

Обонятельные. Частицы веществ, попадая в нос с воздухом, воздействуют на рецепторы. Они связаны с ориентировкой в пространстве у животных больше, чем у человека.

Вкусовые. Возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Орган вкуса – язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. И комбинации этих ощущений, к которым присоединяются мускульные движения языка – возникает гамма ощущений. Вкусовые ощущения меняются в зависимости от потребности человека в пище. При голодании чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

Кожные. В коже имеется несколько анализаторных систем:

тактильная (прикосновения): ладонь, кончики пальцев, губы

— температурная (ощущения холода, тепла)

— болевая (расположена глубоко под кожей)

Тактильная чувствительность + ощущения руки и мышц образуют осязание. Благодаря ему рука может отражать форму, расположение в пространстве.

В болевых ощущениях отражается интенсивность раздражителя, его качество (колющая, режущая, жгучая боль), место воздейтсвия. Болевая чувствительность дает сигнал о вреде, наносимом организму.

Распределение температурных рецепторов на коже неравномерно: наиболее чувствительна к холоду спина, менее – грудь.

Статические ощущения (гравитационные) – отражают положение нашего тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

Кинестезические ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях. Много двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке, губах, т.к. необходимо осуществлять точные рабочие и речевые движения.

Органические ощущения расположены во внутренних органах. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство – самочувствие человека, а также чувство голода, жажды, боли.

Адаптация – это изменение чувствительности анализатора под влияние действия раздражителя.

Выделяют 3 вида адаптации

1. Адаптация как полное исчезновение ощущений в процессе продолжительного действия раздражителя. В случае действия постоянного раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз на коже вскоре не ощущается, или исчезают обонятельные ощущения после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом.

2. Адаптация как притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при попадании из темной комнаты в освещенную, бываем сначала ослеплены и не различаем детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора падает, и мы видим нормально.

Эти 2 вида называются негативной адаптацией, т.к. в результате их понижается чувствительность анализатора.

Читайте также:  Как эмоциях проявляется внутренний мир человека

3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза в темноте. Этот вид называется позитивной адаптацией.

Синестезия– возникновение под влиянием раздражения одного анализаторного ощущения, характерного для другого анализатора. Часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, слуховые-вкусовые синестезии (при произнесении слова «лимон» во рту ощущаем кислоту); когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.

Восприятие (перцепция)

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятие. Но в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Восприятие (В) – психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, явлений и ситуаций при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Без ощущений В. невозможно.

Процесс В. протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (называем воспринимаемый предмет), чувствами (как-то относимся к воспринимаемому), волей (в определенной степени произвольно организуем процесс восприятия).

1) Предметность – играет большую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки, например, могут выглядеть и восприниматься как сходные, но они будут «вести» себя различно. Т.е. мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике.

2) Целостность – в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителей, восприятие отражает предмет в целом в совокупности его свойств.

3) Структурность – мы воспринимаем структуру (строение) вещи в целом.

4) Константность – мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.

5) Избирательность – мы воспринимаем то, что отвечает нашим интересам, взглядам, желаниям, потребностям, привычкам, накопленному опыту или профессиональным качествам. Например, слово «кисть» люди разных профессий могут воспринимать по-разному.

6) Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять – значит мысленно назвать предмет, отнести его к определенной группе предметов.

7) Активность – восприятие активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета (движение руки при осязании, движение глаз при просматривании, мускульные движения языка при восприятии вкуса).

8) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

При восприятии какого-либо предмета активизируются следы прошлых восприятий. Естественно, что один предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. В. зависит от прошлого опыта человека, чем богаче опыт, чем больше знаний, тем богаче восприятие человека, тем больше он видит в предмете.

Содержание В. определяет поставленной задачей и мотивами деятельности человека. Например, слушая оркестр, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, но если поставим цель выделить звучание какого-либо инструмента, то звук этого инструмента станет на первый план и составит фигуру В., а все остальное станет фоном восприятия.

Важным фактором, влияющим на процесс В., является установка субъекта. Установка – это состояние готовности. Существует много случаев, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, как комедии Гоголя «ревизор» при появлении Хлестакова в городе, где ожидали приезда высокопоставленного лица. Эмоции также могут изменять содержание восприятия.

Таким образом, В. – активный процесс, которым можно управлять.

Классифицируется В., как ощущения, в зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии: зрительное В., слуховое, осязательное В., обонятельное, вкусовое, кинестетическое (восприятие движения).

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно возникают сложные виды В. Например, В. учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое В.

Источник

Исчезнувшие органы чувств

Сегодня у человека традиционно выделяют пять органов чувств: вкус, обоняние, слух, зрение и осязание. Однако последний тип чувства нельзя считать таковым. Если первые четыре органа морфологически определены и локализованы в соответствующих местах головы, то тактильного органа чувств, как такового, нет. Оно присутствует во всём теле и тождественно таким ощущениям, как голод, жажда, боль, тяжесть и т.д., но это именно ощущения, имеющиеся у всех клеток организма; их нельзя отнести к дифференцированным органам чувств, которые могут быть только у целостного организма.

Если попытаться разобраться в общем строении органов чувств, то первое, что бросается в глаза – их расположение. Орган вкуса – язык, находится ниже всех органов чувств на голове и считается самым древним органом. Его нервный центр представлен в нижнем отделе мозга. Нос, ответственный за обоняние, расположен выше вкуса, соответственно и нервный центр его располагается выше нервного центра вкуса. На следующем уровне расположен орган слуха, а ещё выше глаза – орган зрения. Такая же последовательность расположения иннервации органов чувств сохраняется в отделах мозга. Другими словами, чем эволюционно позже возник орган чувств, тем выше он располагается на лице, и, соответственно, выше находится его нервный центр в мозге. Новые органы чувств должны располагаться выше уровня глаз. Действительно, третий глаз, который существует у некоторых видов ящериц (например, галатерии), сегодня у всех позвоночных животных, по предположению ряда учёных, находится в глубине мозга у основания черепа и выполняет роль железы внутренней секреции. Это эпифиз, находящийся на уровне глаз. Йоги называют его органом ясновидения.

Читайте также:  Как распознать хронический стресс

Как уже указывалось выше, каждая оболочка человека (и животных) связана со своей формой энергии. Физическое тело формируется благодаря энергии пищи. Эфирное тело связано с впечатлениями, получаемыми от органов чувств. Астральное тело формируется под действием энергии эмоций, ментальное определяется энергией мыслей, казуальное – энергией воли, тело души — энергией исполнения моральных принципов, тело духа – энергией целей. Любопытно, что каждому вновь возникающему телу предшествовало возникновение нового органа чувств. Например, тело человека, как и любого животного, формируется под действием вкуса. Не случайно в русском языке слова: исКУСство, КУСать и КУШать имеют один корень и указывают, что через пищу (вкус) осуществлялось искусство созидания себя. Из общности корней этих слов мы можем сделать вывод, что древние люди под искусством понимали даже не кулинарию, а знания о том, какая пища способна вызвать нужные изменения в организме. Хотя КУЛинария и КУЛьтура, как уже указывалось, имеют общий корень.

Обоняние – второй по древности орган чувств, и именно его впечатления способствовали формированию эфирного телачеловека. Кстати, уже давно замечено, что телепатические способности проявляются у людей, интенсивно использующих свой орган обоняния в повседневной жизни; для них все мысли пахнут или имеют вкус. Уже упоминавшийся русско-советский писатель и корреспондент В.Б. Шкловский, имевший абсолютную память и помнивший каждый миг своей жизни, подчёркивал, что мысли пахнут и имеют свой вкус. Энергия вкусовых и нюхательных ощущений значительно превосходит энергию слуховых и зрительных ощущений, связываясь с последними, она легко способна передаваться на огромные расстояния, подобно тому, как в радиопередающем устройстве на несущую частоту, имеющую большую энергию, накладывается частота смысловой информации, имеющей небольшую энергию. Способность к телепатии, таким образом, определялась не наличием специального органа телепатии, а использованием вкуса и запаха для передачи слуховой и зрительной информации. Телепатия – это комбинация более древних органов чувств с недавно возникшими органами. В России потеря этого качества произошла, скорее всего, со времён императора Петра I, когда он завёз в Россию моду на курение, истинное назначение которого – отбить у человека обоняние и лишить его тем самым способности к телепатии. Женщины в большей степени, чем мужчины, сохранили телепатическую чувствительность, поскольку только в последнем столетии стали предаваться этому пороку. Дети, рождённые от курящих родителей, могут уже и не иметь врожденной телепатической способности.

С астральным теломсвязан слух и вообще вибрации, хотя запах и вкус тоже способствуют формированию этого тела. Эмоции легко управляются с помощью звуков. Действительно, каждый человек может вспомнить, как музыка меняла его настроение. Оболочка формируется под действием своего органа чувств, и в свою очередь, орган чувства формируется под действием своей оболочки. Отсутствие органа чувства говорит об отсутствии соответствующей оболочки.

Тело мыслиформируется с помощью зрительных образов. Слух и зрение присущ многим животным, поэтому можно утверждать, что у животных присутствуют мыслительные процессы. И разговоры о том, что животные не мыслят, тождественны утверждению, что они не видят.

С казуальным теломсвязан пятый орган чувств – ясновидение, который йоги называют ещё третьим глазом. Морфологически он совпадает с эпифизом, который тоже присутствует у животных (млекопитающих), и они соответственно тоже способны к прогнозам. Сформировался он по двум причинам: во-первых, в результате массового переселения человеческих душ в тела животных и, во-вторых, в результате происхождения этих животных от богов, от которых произошёл и человек.

К казуальному телу относится и мозжечок, отвечающий за тактильные ощущения и положение тела в пространстве.

Читайте также:  Как происходит чувство голода

Тело душисвязано с шестым органом чувств, который морфологически совпадает с гипофизом. Работа этого органа позволяет видеть свои прошлые воплощения, но сегодня этот орган у человека бездействует. Условно его можно назвать четвёртым глазом.

Тело духасвязано с седьмым органом чувств, который морфологически представлен черным телом и позволяет человеку видеть чужие воплощения. Условно его можно назвать пятым глазом.

Надо полагать, что две другие оболочки, отсутствующие у человека, но имеющиеся у богов, должны иметь свои органы чувств. Как пишет наблюдавший богов на том свете Киросон (в книге «Очевидцы бессмертия»), боги имели на голове гребень в виде короны, в центре которого был глаз. По всей видимости, он наблюдал визирей или Дэвов.

За период существования рабства на Земле и низведения человека до уровня животных произошла значительная редукция органов чувств, уменьшилась острота и исчезли диапазоны их восприятия. Исключение составляет лишь орган слуха, диапазон восприятия которого был сохранён и через который «сс» воздействуют на человека (например, с помощью оболванивающей музыки). Действительно, каждый конкретный орган чувства имеет диапазон восприятия из семи частот (как уже указывалось выше, число «7» – это некий физиологический предел). Например, как пишет Жорж Азава в своей книге «Макробиотика дзен», пища имеет семь основных вкусов: горький, сладкий, солёный, кислый, острый, вяжущий, терпкий, из которых составляется любая другая вкусовая гамма. Точно так же и обоняние имеет семь основных запахов: эфирный, мускусный, гниющий, ванильный, смолистый, миндальный и спиртовый. Слух тоже имеет семь основных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля и си. И имеет расширение до семи октав, т.е. до семи диапазонов восприятия. Это лишний раз подчёркивает божественное происхождение человека, поскольку слух связан с астральным телом (телом метаморфоз), с его формированием и развитием. Астральное тело не даётся от рождения, а даётся лишь астральная оболочка, тело же необходимо сформировать. Диапазон зрения тоже очерчен семью цветами: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым.

Редукция всех органов чувств связана с редукцией диапазона восприятия органа вкуса и, соответственно, с разрушением вкусового мышления, которое могло прогнозировать и задавать любое эволюционное развитие человека. Для развития его древние широко использовали сюиты и даже симфонии из блюд. Обычно в сюите содержится около 100 нот, столько же имела и сюита из блюд, но, вероятнее всего, блюд было 108. Действительно, в России во многих местах сохранилась традиция к праздникам делать очень большое количество блюд. У греков и римлян во время вакханалий существовала традиция приготовления огромного количества яств, и человек, после знакомства с одной сюитой из блюд очищал свой желудок, чтобы познакомиться с другой пищевой сюитой. Эти традиции были остатками более древних традиций, когда существовали классические пищевые сюиты и симфонии, посвященные конкретным богам. К праздникам создавались новые пищевые произведения. Их важность диктовалась тем, что у человека формировалось вкусовое мышление, благодаря которому становились возможны не только телепатия (химические реакции дают более мощные электромагнитные излучения, чем физические процессы), но и способность воздействовать на окружающие предметы, животных, растения и людей. Вспомните многочисленные русские и европейские сказки о превращении волшебниками растений, животных, людей – в других животных, или других людей, или в растения.

Слова «культура» и «кулинария» не случайно имеют один корень. Волшебство было возможным потому, что с помощью кулинарии у человека вырабатывалось вкусовое мышление, имеющее сильное организованное электромагнитное воздействие, способное вызвать изменения и метаморфозы не только в одушевлённых предметах, но и в неодушевлённых окружающих предметах, в которые волшебники могли превратить любой одушевлённый предмет.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что человек имеет всего четыре органа чувств направленные на внешний мир: вкус, нюх, слух и зрение, которые значительно редуцировали свои диапазоны. И имел три зрительных органа: ясновидения будущих событий – третий глаз, ясновидения прошлого – четвёртый глаз и орган вездесущности – пятый глаз и на этом эволюция человека не останавливалась. Последние три органа в результате действия «сс» полностью у человека редуцировались и утратили свои прежние функции. И он имел один орган чувств, направленный как на внешний, так и на внутренний мир – тактильное чувство из которого сегодня не сделаны различия всех видов тактильных ощущений.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Оцените статью