Виды ощущений. 1.Древние греки выделяли 5 органов чувств и соответствующие им ощущения:
1.Древние греки выделяли 5 органов чувств и соответствующие им ощущения:
зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
2. Классификация по наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют:
— дистантную — контактную рецепции
Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку во внешней среде.
Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.
- По расположению рецепторов на поверхности тела, в сухожилиях и в организме различают:
— экстероцепцию (зрительные, слуховые, тактильные)
— проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий)
— интероцепцию (ощущения голода, жажды)
5. По времени возникновения в ходе эволюции выделяют: древнюю и новую чувствительность. Дистантная считается новой по сравнению с контактной.
Зрительные ощущения. Орган чувств – глаза, колбочки – рецепторы, приспособленные к отражению цвета, а палочки – света. Выделяют 2 группы ощущений: ахроматические, отражающие переход от белого к черному, хроматические – отражают цветовую гамму с оттенками.
В цветовых ощущениях выражен эмоциональный тон: теплые и холодные цвета. Цвет имеет биологический и психол. Смысл: черный – опасность, зеленый – жизнь, успокаивает, голубой – цвет открытого пространства, красный – возбуждение, тревога…
Слуховые ощущения. Внешнее ухо собирает звуки, среднее передает их улитке.
Различают 3 вида ощущений: речевые, музыкальные и шумы. А также 4 качества звука: силу (громкость-слабость), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса), длительность (время звучания).
Слух к различению звука называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Способность к обучению ин. Языков определяется развившимся фонематическим слухом, который влияет на письменную речь.
Музыкальный слух тоже социален, можно формировать.
Шумы – мало социальны для человека. Они могут вызывать определенный эмоц. Настрой (шум дождя, ветра), служить сигналом опасности (шаги, шипение змеи). В школе шум влияет отрицательно, т.к. утомляет.
Вибрационные ощущения примыкают к слуховым. Они отражают колебания упругой среды. Вибрационная чувствительность – самая древняя. Вибрации отражают все ткани организма. В профессиональном плане играет большую роль (например, являются сигналом неисправности машины), в жизни глухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха.
Непродолжительные вибрации оказывают положительное влияние, длительные и интенсивные – утомляют и могут вызывать боль.
Обонятельные. Частицы веществ, попадая в нос с воздухом, воздействуют на рецепторы. Они связаны с ориентировкой в пространстве у животных больше, чем у человека.
Вкусовые. Возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Орган вкуса – язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. И комбинации этих ощущений, к которым присоединяются мускульные движения языка – возникает гамма ощущений. Вкусовые ощущения меняются в зависимости от потребности человека в пище. При голодании чувствительность повышается, при насыщении – понижается.
Кожные. В коже имеется несколько анализаторных систем:
—тактильная (прикосновения): ладонь, кончики пальцев, губы
— температурная (ощущения холода, тепла)
— болевая (расположена глубоко под кожей)
Тактильная чувствительность + ощущения руки и мышц образуют осязание. Благодаря ему рука может отражать форму, расположение в пространстве.
В болевых ощущениях отражается интенсивность раздражителя, его качество (колющая, режущая, жгучая боль), место воздейтсвия. Болевая чувствительность дает сигнал о вреде, наносимом организму.
Распределение температурных рецепторов на коже неравномерно: наиболее чувствительна к холоду спина, менее – грудь.
Статические ощущения (гравитационные) – отражают положение нашего тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха.
Кинестезические ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях. Много двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке, губах, т.к. необходимо осуществлять точные рабочие и речевые движения.
Органические ощущения расположены во внутренних органах. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство – самочувствие человека, а также чувство голода, жажды, боли.
Адаптация – это изменение чувствительности анализатора под влияние действия раздражителя.
Выделяют 3 вида адаптации
1. Адаптация как полное исчезновение ощущений в процессе продолжительного действия раздражителя. В случае действия постоянного раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз на коже вскоре не ощущается, или исчезают обонятельные ощущения после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом.
2. Адаптация как притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при попадании из темной комнаты в освещенную, бываем сначала ослеплены и не различаем детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора падает, и мы видим нормально.
Эти 2 вида называются негативной адаптацией, т.к. в результате их понижается чувствительность анализатора.
3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза в темноте. Этот вид называется позитивной адаптацией.
Синестезия– возникновение под влиянием раздражения одного анализаторного ощущения, характерного для другого анализатора. Часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, слуховые-вкусовые синестезии (при произнесении слова «лимон» во рту ощущаем кислоту); когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.
Восприятие (перцепция)
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятие. Но в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Восприятие (В) – психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, явлений и ситуаций при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Без ощущений В. невозможно.
Процесс В. протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (называем воспринимаемый предмет), чувствами (как-то относимся к воспринимаемому), волей (в определенной степени произвольно организуем процесс восприятия).
1) Предметность – играет большую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки, например, могут выглядеть и восприниматься как сходные, но они будут «вести» себя различно. Т.е. мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике.
2) Целостность – в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителей, восприятие отражает предмет в целом в совокупности его свойств.
3) Структурность – мы воспринимаем структуру (строение) вещи в целом.
4) Константность – мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.
5) Избирательность – мы воспринимаем то, что отвечает нашим интересам, взглядам, желаниям, потребностям, привычкам, накопленному опыту или профессиональным качествам. Например, слово «кисть» люди разных профессий могут воспринимать по-разному.
6) Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять – значит мысленно назвать предмет, отнести его к определенной группе предметов.
7) Активность – восприятие активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета (движение руки при осязании, движение глаз при просматривании, мускульные движения языка при восприятии вкуса).
8) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
При восприятии какого-либо предмета активизируются следы прошлых восприятий. Естественно, что один предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. В. зависит от прошлого опыта человека, чем богаче опыт, чем больше знаний, тем богаче восприятие человека, тем больше он видит в предмете.
Содержание В. определяет поставленной задачей и мотивами деятельности человека. Например, слушая оркестр, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, но если поставим цель выделить звучание какого-либо инструмента, то звук этого инструмента станет на первый план и составит фигуру В., а все остальное станет фоном восприятия.
Важным фактором, влияющим на процесс В., является установка субъекта. Установка – это состояние готовности. Существует много случаев, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, как комедии Гоголя «ревизор» при появлении Хлестакова в городе, где ожидали приезда высокопоставленного лица. Эмоции также могут изменять содержание восприятия.
Таким образом, В. – активный процесс, которым можно управлять.
Классифицируется В., как ощущения, в зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии: зрительное В., слуховое, осязательное В., обонятельное, вкусовое, кинестетическое (восприятие движения).
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно возникают сложные виды В. Например, В. учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое В.
Источник
Исчезнувшие органы чувств
Сегодня у человека традиционно выделяют пять органов чувств: вкус, обоняние, слух, зрение и осязание. Однако последний тип чувства нельзя считать таковым. Если первые четыре органа морфологически определены и локализованы в соответствующих местах головы, то тактильного органа чувств, как такового, нет. Оно присутствует во всём теле и тождественно таким ощущениям, как голод, жажда, боль, тяжесть и т.д., но это именно ощущения, имеющиеся у всех клеток организма; их нельзя отнести к дифференцированным органам чувств, которые могут быть только у целостного организма.
Если попытаться разобраться в общем строении органов чувств, то первое, что бросается в глаза – их расположение. Орган вкуса – язык, находится ниже всех органов чувств на голове и считается самым древним органом. Его нервный центр представлен в нижнем отделе мозга. Нос, ответственный за обоняние, расположен выше вкуса, соответственно и нервный центр его располагается выше нервного центра вкуса. На следующем уровне расположен орган слуха, а ещё выше глаза – орган зрения. Такая же последовательность расположения иннервации органов чувств сохраняется в отделах мозга. Другими словами, чем эволюционно позже возник орган чувств, тем выше он располагается на лице, и, соответственно, выше находится его нервный центр в мозге. Новые органы чувств должны располагаться выше уровня глаз. Действительно, третий глаз, который существует у некоторых видов ящериц (например, галатерии), сегодня у всех позвоночных животных, по предположению ряда учёных, находится в глубине мозга у основания черепа и выполняет роль железы внутренней секреции. Это эпифиз, находящийся на уровне глаз. Йоги называют его органом ясновидения.
Как уже указывалось выше, каждая оболочка человека (и животных) связана со своей формой энергии. Физическое тело формируется благодаря энергии пищи. Эфирное тело связано с впечатлениями, получаемыми от органов чувств. Астральное тело формируется под действием энергии эмоций, ментальное определяется энергией мыслей, казуальное – энергией воли, тело души — энергией исполнения моральных принципов, тело духа – энергией целей. Любопытно, что каждому вновь возникающему телу предшествовало возникновение нового органа чувств. Например, тело человека, как и любого животного, формируется под действием вкуса. Не случайно в русском языке слова: исКУСство, КУСать и КУШать имеют один корень и указывают, что через пищу (вкус) осуществлялось искусство созидания себя. Из общности корней этих слов мы можем сделать вывод, что древние люди под искусством понимали даже не кулинарию, а знания о том, какая пища способна вызвать нужные изменения в организме. Хотя КУЛинария и КУЛьтура, как уже указывалось, имеют общий корень.
Обоняние – второй по древности орган чувств, и именно его впечатления способствовали формированию эфирного телачеловека. Кстати, уже давно замечено, что телепатические способности проявляются у людей, интенсивно использующих свой орган обоняния в повседневной жизни; для них все мысли пахнут или имеют вкус. Уже упоминавшийся русско-советский писатель и корреспондент В.Б. Шкловский, имевший абсолютную память и помнивший каждый миг своей жизни, подчёркивал, что мысли пахнут и имеют свой вкус. Энергия вкусовых и нюхательных ощущений значительно превосходит энергию слуховых и зрительных ощущений, связываясь с последними, она легко способна передаваться на огромные расстояния, подобно тому, как в радиопередающем устройстве на несущую частоту, имеющую большую энергию, накладывается частота смысловой информации, имеющей небольшую энергию. Способность к телепатии, таким образом, определялась не наличием специального органа телепатии, а использованием вкуса и запаха для передачи слуховой и зрительной информации. Телепатия – это комбинация более древних органов чувств с недавно возникшими органами. В России потеря этого качества произошла, скорее всего, со времён императора Петра I, когда он завёз в Россию моду на курение, истинное назначение которого – отбить у человека обоняние и лишить его тем самым способности к телепатии. Женщины в большей степени, чем мужчины, сохранили телепатическую чувствительность, поскольку только в последнем столетии стали предаваться этому пороку. Дети, рождённые от курящих родителей, могут уже и не иметь врожденной телепатической способности.
С астральным теломсвязан слух и вообще вибрации, хотя запах и вкус тоже способствуют формированию этого тела. Эмоции легко управляются с помощью звуков. Действительно, каждый человек может вспомнить, как музыка меняла его настроение. Оболочка формируется под действием своего органа чувств, и в свою очередь, орган чувства формируется под действием своей оболочки. Отсутствие органа чувства говорит об отсутствии соответствующей оболочки.
Тело мыслиформируется с помощью зрительных образов. Слух и зрение присущ многим животным, поэтому можно утверждать, что у животных присутствуют мыслительные процессы. И разговоры о том, что животные не мыслят, тождественны утверждению, что они не видят.
С казуальным теломсвязан пятый орган чувств – ясновидение, который йоги называют ещё третьим глазом. Морфологически он совпадает с эпифизом, который тоже присутствует у животных (млекопитающих), и они соответственно тоже способны к прогнозам. Сформировался он по двум причинам: во-первых, в результате массового переселения человеческих душ в тела животных и, во-вторых, в результате происхождения этих животных от богов, от которых произошёл и человек.
К казуальному телу относится и мозжечок, отвечающий за тактильные ощущения и положение тела в пространстве.
Тело душисвязано с шестым органом чувств, который морфологически совпадает с гипофизом. Работа этого органа позволяет видеть свои прошлые воплощения, но сегодня этот орган у человека бездействует. Условно его можно назвать четвёртым глазом.
Тело духасвязано с седьмым органом чувств, который морфологически представлен черным телом и позволяет человеку видеть чужие воплощения. Условно его можно назвать пятым глазом.
Надо полагать, что две другие оболочки, отсутствующие у человека, но имеющиеся у богов, должны иметь свои органы чувств. Как пишет наблюдавший богов на том свете Киросон (в книге «Очевидцы бессмертия»), боги имели на голове гребень в виде короны, в центре которого был глаз. По всей видимости, он наблюдал визирей или Дэвов.
За период существования рабства на Земле и низведения человека до уровня животных произошла значительная редукция органов чувств, уменьшилась острота и исчезли диапазоны их восприятия. Исключение составляет лишь орган слуха, диапазон восприятия которого был сохранён и через который «сс» воздействуют на человека (например, с помощью оболванивающей музыки). Действительно, каждый конкретный орган чувства имеет диапазон восприятия из семи частот (как уже указывалось выше, число «7» – это некий физиологический предел). Например, как пишет Жорж Азава в своей книге «Макробиотика дзен», пища имеет семь основных вкусов: горький, сладкий, солёный, кислый, острый, вяжущий, терпкий, из которых составляется любая другая вкусовая гамма. Точно так же и обоняние имеет семь основных запахов: эфирный, мускусный, гниющий, ванильный, смолистый, миндальный и спиртовый. Слух тоже имеет семь основных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля и си. И имеет расширение до семи октав, т.е. до семи диапазонов восприятия. Это лишний раз подчёркивает божественное происхождение человека, поскольку слух связан с астральным телом (телом метаморфоз), с его формированием и развитием. Астральное тело не даётся от рождения, а даётся лишь астральная оболочка, тело же необходимо сформировать. Диапазон зрения тоже очерчен семью цветами: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым.
Редукция всех органов чувств связана с редукцией диапазона восприятия органа вкуса и, соответственно, с разрушением вкусового мышления, которое могло прогнозировать и задавать любое эволюционное развитие человека. Для развития его древние широко использовали сюиты и даже симфонии из блюд. Обычно в сюите содержится около 100 нот, столько же имела и сюита из блюд, но, вероятнее всего, блюд было 108. Действительно, в России во многих местах сохранилась традиция к праздникам делать очень большое количество блюд. У греков и римлян во время вакханалий существовала традиция приготовления огромного количества яств, и человек, после знакомства с одной сюитой из блюд очищал свой желудок, чтобы познакомиться с другой пищевой сюитой. Эти традиции были остатками более древних традиций, когда существовали классические пищевые сюиты и симфонии, посвященные конкретным богам. К праздникам создавались новые пищевые произведения. Их важность диктовалась тем, что у человека формировалось вкусовое мышление, благодаря которому становились возможны не только телепатия (химические реакции дают более мощные электромагнитные излучения, чем физические процессы), но и способность воздействовать на окружающие предметы, животных, растения и людей. Вспомните многочисленные русские и европейские сказки о превращении волшебниками растений, животных, людей – в других животных, или других людей, или в растения.
Слова «культура» и «кулинария» не случайно имеют один корень. Волшебство было возможным потому, что с помощью кулинарии у человека вырабатывалось вкусовое мышление, имеющее сильное организованное электромагнитное воздействие, способное вызвать изменения и метаморфозы не только в одушевлённых предметах, но и в неодушевлённых окружающих предметах, в которые волшебники могли превратить любой одушевлённый предмет.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что человек имеет всего четыре органа чувств направленные на внешний мир: вкус, нюх, слух и зрение, которые значительно редуцировали свои диапазоны. И имел три зрительных органа: ясновидения будущих событий – третий глаз, ясновидения прошлого – четвёртый глаз и орган вездесущности – пятый глаз и на этом эволюция человека не останавливалась. Последние три органа в результате действия «сс» полностью у человека редуцировались и утратили свои прежние функции. И он имел один орган чувств, направленный как на внешний, так и на внутренний мир – тактильное чувство из которого сегодня не сделаны различия всех видов тактильных ощущений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник