Вырин работает смотрителем на почтовой станции: его обязанности встречать и провожать проезжающих, обслуживая их экипаж, записывать данные постояльцев. “В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца”. Он относится к низшему сословию, поэтому привык к пренебрежительному отношению, неблагодарности уставших от дороги господ.
В произведении упоминается, что когда-то Самсон воевал, у него есть награды. Вырин – честный человек, он не требователен и не тщеславен, как все люди его профессии: “смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”.
Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса. Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.
Горе потрясло старика, но не сломило — он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.
В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека». Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день:
* «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».
Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые…». Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери — красавице Дуне. Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним. За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое — как в таких случаях обычно бывает:
* «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».
То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.
Самсон Вырин дополняет галерею образов «маленьких людей» в русской литературе. Его жизнь тяжела и безрадостна, за что невозможно не проникнуться сочувствием к герою. Он терпит унижения и оскорбления от проезжих, но у него есть его единственная радость — любимая дочь и помощница Дуня. Не смотря на тяготы службы, Самсон весел и радостен, так как с ним его надежда — дочь. Поистине жалко мне становится Самсона, когда он лишается Дуни: он пьянствует, тоскует, живет в неубранном жилище. Он лишен силы жить.
Автор не даёт описания внешности героя слишком детально, показывает его как “человека лет пятидесяти, свежего и бодрого… длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.” Вырин – образ маленького человека, его черты типичны, поэтому описание внешности несколько размыто. Больше внимания уделяется впечатлению, которое производит герой: его любят дети, он добродушен, прост, не требователен, терпелив.
Композиция повести делится на две части, во второй, после побега дочери Самсон выглядит совсем по-иному: “но как он постарел! …я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…”
Минский является молодым гусаром. В его характере можно выделить энергичность, прыткость, весёлость. Он обладает достаточно красивой и привлекательной внешностью. Минский ещё достаточно молод, однако уже находится в звании ротмистра, всем раздаёт чаевые и разъезжает на богатых дрожках. Также в его поведении выделяется самонадеянность и некоторая доля нахальства. Это всё можно объяснить тем, что у Минского есть дворянские корни.
Его должность и происхождение дают Минскому возможность считать, что он находиться выше остальных людей. Сюда входит и станционный смотритель, которого зовут Самсон Вырин. Минский его относит к низшему рангу, что и есть на самом деле. Уже сразу после того, как гусар начинает себя проявлять в повести, он относится к Вырину с пренебрежением. Минский уже хочет всыпать нагайкой смотрителю за то, что он задержал лошадей, но заметив его прекрасную дочь, сдерживается. Дочь смотрителя звали Дуней. Гусар хитрит и сообщает Самсону, что немного приболел. На самом же деле он хочет подольше побыть рядом с Дуней. В итоге он задерживается на несколько дней.
Когда Минский якобы «выздоравливает», он отправляется в Петербург, сделав приглашение Дуне, чтобы та поехала с ним до следующей станции. Вырин отпускает дочь с миром и не думает о том, чем всё это может закончиться. Спустя некоторое время Самсон тревожиться и выезжает на ту станцию, куда как бы отправился гусар с его дочерью. Но на той станции смотритель узнаёт, что Дуня хоть и плакала, но по собственному желанию уезжает вместе с гусаром.
Старый смотритель уезжает в Петербург, чтобы в последний раз взглянуть на свою дочь. Но столкнувшись с Минским, Самсон получает от него отказ и конверт с деньгами, после чего гусар выталкивает старика из кабинета. Однако смотритель решает во второй раз попытать счастья. На сей раз он застаёт гусара в богатой квартире. Минский, заметив Самсона, бесцеремонно хватает его за шиворот и выгоняет вон, сказав, чтобы тот больше не возвращался.
Минский не бросил Дуню, а напротив, женился на ней. Спустя время у них появляются дети. Он оказался не подлым человеком, а способным на любовь. Дело в том, что гусар рос в таком обществе, где являлось нормой презрение к низшим чинам. Исходя из этого, Минского сложно осуждать, так как у него своя правда.
Самсон простодушен и доверчив, в нём нет ни капли хитрости и лукавства. Именно поэтому старик не замечает обмана, когда гусар прикидывается больным. Отец Дуни уступает свою постель постояльцу, не представляя, что его ожидают обман и предательство.
Старый смотритель честный работник, терпеливый труженик, привыкший отвечать добром на любое отношение. Он видит в людях только хорошее. По этой причине его так сильно “подкосил” поступок дочери: он выглядит как предательство. Отец не может поверить в такую чудовищную неблагодарность Дуни. Он ищет встречи с ней, заранее простив дочь за её поступок.
Характеристика станционного смотрителя с цитатами, представленная в статье, поможет понять идею произведения и разобраться в его проблематике.
Самсон Вырин — любящий отец: он любуется своей дочерью, гордится ею и говорит о ней «с видом довольного самолюбия».
Смотритель — мирный, услужливый, скромный человек, чуждый корысти. Он легко вступает в контакт с людьми. Его доброта и доверчивость отчасти стали причиной потери бдительности, когда он поверил в мнимую болезнь, не замечая обмана, и тем самым нечаянно способствовал побегу дочери с Минским. Поступок Дуни стал ударом для бедного старика, который он так и не смог перенести. Жизнь без неё стала для него пустой и бессмысленной.
Вырин любил детей, умел общаться с ними, угощал орехами, учил вырезать дудочки. Они тоже относились к нему с любовью и помнили о нём.
Иногда смотритель любил выпить, но знал меру. После побега дочери он с горя уже потерял контроль над собой, спился и умер.
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Самсон Вырин – один из главных героев повести. По должности он станционный смотритель, а значит, “сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда”. Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня: “ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала”. Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли ее своим вниманием: “Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто не осудит”. Мы знаем, что недолгой была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем мы и другое – что Дуня действительно стала счастливой “барыней”, обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен – и никто не вступится за него, не поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни человек остается наедине со своими переживаниями. Повесть А. С. Пушкина “Станционный смотритель” учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые. Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте … В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер … “. В 1830 году А. С. Пушкин создал пять прозаических произведений, объединенных общим названием “Повести Белкина”. Они написаны точным, ясным и лаконичным языком. Из “Повестей Белкина” исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел “Станционный смотритель”. Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею “бедных людей”, униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности. Именно эта окружающая действительность и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина. У него была единственная любимая дочь – разумная и проворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу “седину, глубокие морщины давно не бритого лица” и “сгорбленную спину”, буквально три или четыре года превратили “бодрого мужчину в хилого старика”. В конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: ” … от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать”. Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя Трагедия Самсона Вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. “Прекрасная барыня … ехала … в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей”. Узнав, “что старый смотритель умер … она заплакала” и пошла на кладбище. В трагической судьбе отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по-человечески. Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя – ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый.
«Станционный смотритель» — одна из повестей, вошедших в серию произведений, объединенных одним общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В этом рассказе ведется речь о тяжелой судьбе самых обычных, простых людей – станционных смотрителей. Автор подчеркивает тот момент, что, несмотря на кажущуюся легкость, обязанности этих людей представляют собой нелегкий, а порой и крайне неблагодарный труд. Нередко их обвиняют даже в том, что на улице плохая погода, или что лошади отказываются ехать и т.п. Во всем всегда виноват смотритель. Многие их и вовсе за людей не считают, а ведь они по характеру и нраву своему народ мирный, услужливый, скромный. А судьбы у них, в основном, непростые, исполненные страдания, слез и сожаления.
Жизнь Самсона Вырина была в точности такой же, как и у других смотрителей. Так же как и остальным, ему приходилось молча сносить нескончаемые оскорбления и претензии в свою сторону, дабы не потерять единственную возможность содержать свою семью. У Самсона Вырина семья была совсем небольшая: он и красавица дочь. В свои 14 лет Дуня была очень самостоятельная и для отца была во всем незаменимой помощницей.
В обществе своей дочери главный герой счастлив, и даже самые большие трудности не имеют над ним власти. Он бодр, здоров, общителен. Но уже спустя год, после того, как Дуня тайком уехала вместе с гусаром, вся его жизнь буквально перевернулась.
Горе изменило его до неузнаваемости. Отныне перед читателем предстает образ постаревшего, опустившегося и пристрастившегося к пьянству человека. Будучи человеком, для которого честь и достоинство превыше всего, он никак не мог принять бесчестный поступок дочери и смириться с произошедшим. Все это просто не укладывалось у него в голове. Он не мог допустить даже в мыслях, чтобы родная дочь, которую он так любил и оберегал, поступила с ним, а главное, с собой – таким вот образом, став не женой, а любовницей. Автор разделяет чувства Самсона Вырина, уважает его честную, искреннюю позицию.
Для Вырина нет ничего важнее чести, и никакие богатства ее не заменят. Множество раз претерпевая на себе удары судьбы, он ни разу не был ею сломлен. Но в этот раз произошло нечто страшное и непоправимое, то, что заставило Вырина разлюбить жизнь, опустившись на самое дно. Поступок любимой дочери оказался для него непереносимым ударом. Даже постоянная нужда и бедность были для него ничто в сравнении с этим. Все это время смотритель ждал возвращения дочери и был готов простить ее. Больше всего его пугало то, чем обычно заканчивались подобные истории: когда молодые и глупые девушки остаются брошенными в одиночестве, нищие и никому не нужные. А вдруг та же история произошла и с его любимой Дуней? От отчаяния отец не находил себе места. В итоге несчастный отец запил от безутешного горя и вскоре умер.
Самсон Вырин олицетворяет собой образ безрадостной, наполненной горем и унижением жизни простых людей, станционных смотрителей, которых так и норовит обидеть каждый проезжий. В то время как именно такие люди и являли собой образец чести, достоинства и высоких моральных качеств.
Характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» будет неполной без разбора его личности. Пушкин описывал героя нетребовательным и нетщеславным. Писатель даже уточнил, что смотрители, в целом, люди скромные и не сребролюбивые. Им неинтересны почести.
Любопытно то, что Вырин даже не выставляет свои медали как особое достижение. Он носит их, но ни слова хвастовства не срывается с его губ.
Пушкин наделил героя следующими качествами:
Вырин — кристальный человек, поэтому гусар легко обманывает его. Самсон уступил ему кровать, а тот в ответ забрал его дочь. Дуня была единственным спасением для Вырина, поэтому ее потеря добила его.
В тексте можно найти и упоминание о привычках. Так, Пушкин написал, что смотритель любил выпить и ром смягчил угрюмость. Интересен еще один момент: Вырин любил соседских детей. Писатель описал следующую сцену: смотритель шел из кабака, а ребята бежали за ним и просили орешков. Кому-то Вырин показал, как вырезать дудочки, с другим поиграл или угостил. Детишки хорошо относились к смотрителю и радовались его появлению. А он с радостью с ними возился.
Единственной отрадой старика была его дочка Дуня. Он гордится ей и восхищается девочкой. Пушкин описывал Дуню красивой, проворной и разумной. Сам же Вырин считал, что она вся в покойницу-мать.Смотритель обожал четырнадцатилетнюю дочку.
Но Дуня сбежала с гусаром, и это фактически убило Вырина. Узнав о поступке дочери, Самсон сразу же слег. Пушкин описал, что стало с ним через несколько лет. Он стал глубоким стариком, седым и с глубокими морщинами. Самое страшное — Вырин потерял бодрость и жизнелюбие.
Дуня уехала в Петербург и ни разу не написала письма отцу. Именно это больше всего ранило старика. Писатель так описал его переживания: вот уже три года отец ждет вестей от дочери, но безуспешно. Он даже не знал жива она или мертва.
Старик спивается и умирает. Дуня приехала только после его смерти. Девушка посетила могилу отца, но о своем поведении она не переживала.
Смотритель — воплощение простого человека. Он бесхитростный и неспособный на злые поступки. Все что его интересует — это благополучие дочери, но и та предает его. Он ищет встречи с ней, чтобы простить и узнать, как у нее дела. Самсон Вырин — несчастный человек, который не смог справиться с обстоятельствами. Он старался хорошо служить и работать, но и это не принесло ему спасения.
Лавным героем повести Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку. Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви» . Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер. Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон «уходит» от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о «возвращении» отца к дочери после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками. Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека» , не способного верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей
Источник