Самоотношение и самооценка личности
Самооценка — эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Под самоотношением понимается целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, т.е. она может меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоотношение остается относительно постоянным и синтезирует много прошлых и настоящих самооценочных моментов.
Постулат У. Джемса гласит о том, что наша самооценка зависит от того, кем бы мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отчета в оценке нами собственных успехов и неудач. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
С.Р. Пантелеев пытается проанализировать категорию самоотношения, как она описывается отечественными и зарубежными психологами. Анализ литературы привел его к такому определению: «самоотношение может пониматься как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе».
Тем не менее, анализируемое понимание самоотношения как некоторого универсального и устойчивого чувства самоуважения, которое зафиксировано в определениях глобальной самооценки, оказывается далеко не однозначным.
Л. Уэлс и Дж. Марвел, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, пришли к выводу, что «грубое обозначение самооценки как ценностного аспекта представления о себе, не дает нам адекватного знания о том, что же это такое».
По литературным данным они выделяют три основные понимания терминов самоотношения (self regard) или самочувствия (self-feeling), каждое из которых имеет свое коннотативное значение:
1) любовь к себе (self-love),
2) самоприятие (self-acceptance),
3) чувство компетентности (sense of competence).
Одним из различий между любовью к себе и самоприятием является глубинность. Самоприятие — это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или, по крайней мере, предсознательность выражающих самоотношение суждений. Любовь к себе рассмаривается как более глубинный и, возможно, даже более «мистический» процесс, включающий интенсивные драйвы и энергии (в психоаналитических теориях) или базисные (онтологические) небезопасности (в экзистенциально ориентированных теориях).
В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, то есть сравнении объекта или события с некоторыми эталонами, имущественной характеристикой. Основой такого оценивания является переживание успеха или неудачи. При этом основой переживания является чувство уверенности в себе или своих силах.
В подходах к самоотношению с точки зрения самоприятия последнее часто определяется как возникавшее чувство на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу.
К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самоприятие (приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств). Механизм формирования этих сторон отношения к себе совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самоприятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.
Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвела представлено различное понимание содержания глобальной самооценки, которая при этом рассматривается как единое и целостное образование, то . Роджерс рассматривает самоприятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которое оказывается обладающим более сложное строение, включающим по крайней мере две подсистемы: самооценочную и эмоциональную.
В русле концепции о личностном смысле «Я» В.В. Столин предложил оригинальную модель строения самоотношения. По его мнению «самоотношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. При этом специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме». Согласно его модели макроструктурой самоотношения являются эмоциональные компонентя или измерения, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия-установки: самоуважение, аутосимпатия, близость к себе (самоинтерес)..
Наконец, наиболее общим образованием структуры является недифференцированное общее чувство «за» или «против» своего «Я», являющееся суммой позитивных и негативных компонентов по трем эмоциональным осям.
«Симпатия-антипатия» связана с непосредственным переживанием приязни или неприязни, безоценочной положительной или отрицательной эмоции расположенности или нерасположенности. Измерение «уважение — неуважение» также относится к эмоциональной сфере отношения, но фиксирует более оценочный компонент отношения, предполагающий сравнение или внутреннее обоснование. Ось «близость-отдаленность» отражает переживание внутренней межличностной дистанции, субъективную близость к объекту отношения.
Пантелеев С.Р. анализирует далее категории самооценка и самоотношение в рамках концепции А.Н. Леонтьева и его ученика В.В. Столина. Его рассуждения строятся в следующей последовательности.
1) Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» (Л.С. Выготский) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности.
Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысливает собственное «Я», наделяют его личностным смыслом.
2) В этой связи воспользуемся различением мотивов, выведенных А.Н. Леонтьевым: мотивы, побуждающие деятельность, и вместе с тем придающие ей личностный смысл, будем называть смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, которые выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных, порой остро эмоциональных, аффективных) лишены смыслообразующей функции, мы будем их условно называть мотивами-стимулами.
3) Самооценки в первую очередь связаны с эмоциями, сигнализирующими о том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализации деятельностей, побуждаемых мотивами-стимулами.
Эмоционально-ценностное отношение к себе в своей основе определяется смыслообразующими мотивами. Таким образом, самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы: подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений. Подсистема самооценок, за которой стоят мотивы-стимулы, более подвержена защитным психическим процессам.
Так, например, на основе такого подхода можно объяснить, почему человек, обладающий устойчивой низкой самооценке, может хорошо к себе относиться, вопреки этой самооценке, и наоборот.
Источник
Что такое самооценка?
В психологии и педагогике существует такое понятие, как самооценка. Это качество присуще каждому человеку, влияет на поведение и решения индивида, отношение к себе и другим людям. Разделяют несколько видов оценки личности – адекватная, завышенная и заниженная, для коррекции применяют методы психотерапии.
Виды самооценки
В обществознании самооценка – представление человека о степени себя и своей деятельности, умение правильно оценивать собственные положительные и отрицательные качества, чувства.
Формулу самооценки ввёл психолог Уильям Джеймс: C=D/P, где C – самооценка, D – достижения, P – уровень притязаний, то, чего человек хочет добиться.
Вид | Характеристика |
Адекватная | Обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, мотивирует, вселяет веру в возможность достижения целей. |
Заниженная | Приводит к стеснительности, замкнутости, зажатости. |
Завышенная | Излишняя самоуверенность способствует высокомерному отношению к людям, некритичному восприятию себя. |
Человек с правильной самооценкой личности постоянно соизмеряет свои возможности с предъявляемыми жизнью требованиями, ставит перед собой реалистичные задачи, умеет отказываться от неправильных версий.
Важно! Неадекватная самооценка вызывает внутренние конфликты, которые часто становятся причиной развития депрессивных состояний и невротических патологий.
Признаки нарушения самооценки
Неправильное представление о себе формируется под воздействием наследственности, внешних данных, наличия проблем с психическим здоровьем, социального и экономического статуса, давления со стороны окружающих.
Завышенная | Заниженная |
Убеждённость в собственной правоте, несмотря на доводы окружающих. Человек считает, что только его точка зрения правильная, всегда оставляет последнее слово за собой. Не умеет извиняться и просить прощения. Убеждён в том, что в его бедах виноваты исключительно другие люди и обстоятельства. Постоянное стремление быть идеальным, высказывать собственное мнение, даже когда его не спрашивают. Склонность к перебиванию и поучению других. Часто употребляет местоимение «я», чрезмерный эгоизм. Высокомерный тон, все просьбы излагает только в приказном характере. Любые неудачи вызывают раздражение, выбивают из колеи, могут стать причиной депрессии. Пренебрежительно относится к критике. Не умеет просчитывать риски, всегда берётся за трудные дела. | Отсутствие самоуважения, любви к себе. Намеренно окружают себя людьми, которые его критикуют и унижают. Постоянные жалобы на жизнь и обстоятельства, желание вызвать жалость у окружающих. Обвинение других в собственных неудачах, избегание ответственности, неспособность принимать решения и выполнять новые действия. Зависимое поведение от отношения окружающих, такого человека легко ранить, обидеть, испортить настроение. |
Завышенная оценка личности чаще наблюдается у мужчин, нежели у женщин.
Формирование собственного представления
Умение оценивать себя начинает становление у дошкольников, основное действие на процесс оказывает семья и окружение.
Факторы, влияющие на формирование представления о себе:
- оценка родителей, их личный пример;
- телевидение, социальные сети;
- образовательные учреждения;
- воспитание;
- личностные особенности, темперамент, степень интеллектуальных способностей;
- общая направленность ребенка.
У младших школьников на самооценку большое влияние оказывает школа – одобрение или неприятие педагога, одноклассников способствует образование умения оценивать себя.
У подростков на первый план выходит стремление самоутверждения, интимно-личностные отношения, желание занять в коллективе значимую позицию, завоевать авторитет и уважение среди сверстников.
Неправильные действия родителей – основная причина неадекватной оценки личности у детей. Основные ошибки – частые наказания, необоснованная похвала, постоянное сопоставление с другими детьми, заострение внимания на фиаско и поражениях, отождествление с нехорошими примерами. Но выговоры приносят больший вред, поскольку неприятные эмоции переживаются сильнее, дольше хранятся в памяти.
На самооценку влияют и индивидуальные способности, особенности – темперамент, экстравертность, интровертность, но основной вектор задаёт социальная среда.
Важная роль в процессе становления личностной самооценки отводится сопоставлению Я-физического и реального с Я-идеальным.
Структура самооценки
Когнитивный компонент оказывает весомое влияние на показатели самооценки. Формируется в процессе самосознания, включает в себя знания индивида о собственных возможностях, умениях, негативных и положительных качествах.
Эмоциональная составляющая – отношение к себе и личностным проявлениям.
Различия между компонентами в структуре носят чисто теоретическое значение, в реальности они неразрывно связаны между собой.
Функции самооценки
Умение оценивать себя – комплексное и многогранное понятие, влияет на разные сферы жизни человека.
- регуляторная – способность принимать и выбирать решения;
- защитная – предотвращает развитие нестабильности личности;
- развивающая – стимулирует к самосовершенствованию;
- сигнальная – позволяет адекватно оценивать собственные поступки;
- эмоциональная – даёт чувство удовлетворения собой;
- адаптационная – помогает индивиду приспособиться к социуму;
- прогностическая – умение составлять прогнозы и планы в начале действий;
- корригирующая – способность контролировать и корректировать процесс выполнения задач;
- ретроспективная – возможность самокритично оценивать конечный результат деятельности;
- мотивирующая – побуждает к действиям, которые помогают получить позитивную самооценочную реакцию;
- терминальная – навык вовремя остановиться, если поведение или дела вызывает чувство недовольства
Самооценка неразрывно связана с самосознанием, уровнем когнитивных, интеллектуальных процессов, потребностью в самореализации.
Диагностика
Для исследования личности используют тест Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан. Диагностику проводят у школьников, лиц с проявлениями неадекватной самооценки.
- На листе нанесено 7 вертикальных отрезков длиной 100 мм, для оценки уровня основных качеств – здоровье, ум, характер, авторитет, умение что-то делать своими руками, внешность, уверенность в себе.
- Нулевая точка определяет самый низкий показатель развития, верхняя – максимально высокий.
- Задача испытуемого – на каждой шкале поставить 2 значка. Чёрточку (-) используют для обозначения оценки наличия у себя указанного под линией параметра в данный момент. Крестик (х) – при каком уровне развития данных качеств человек чувствовал бы удовлетворение собой.
- Количество баллов равно числу мм на шкале.
- Для оценки используют значения 6 отрезков, шкала здоровья предназначена для тренировки.
- По каждому качеству определяют несколько показателей:
- уровень притязаний – значения от 0 до «х»;
- высота самооценки – от 0 до «–»;
- величина расхождений – от «х» до –«», при низкой оценки личности этот показатель будет отрицательным.
- Вычисляют среднюю цифру отдельно для каждого параметра.
- Для определения степени дифференцированности самооценки соединяют на бланке все «х». Полученные результаты показывают различия оценок индивида собственных характеристик личности.
Таблица: Оценка средних данных
Показатель | Нормальные значения (баллы) | Оптимальная величина (баллы) | Высокие показатели (баллы) | Низкие показатели (баллы) |
Уровень притязаний | 60-80 | 75-89, проявление оптимизма по отношению к себе. | 90-100, признак некритичного отношения к собственным возможностям, неумения ставить перед собой реалистичные задачи. | Менее 60. Критерий неблагополучного развития личности. |
Высота самооценки | 45-74 | 60-74 | 75-100.Самооценка завышена. | Ниже 45. Низкая самооценка. |
Расхождения между 2 предыдущими показателями | От 8 до 22 | От 12 до 22 | До 7 баллов. Притязания не являются стимулом для личностного роста. Конкретная оценка зависит от шкалы, где расположены эти значения. | Более 23. Внутренний конфликт между стремлениями и возможностями. |
Способы коррекции самооценки
Основные методы психокоррекции собственного представления о себе – групповые занятия и тренинги личностного роста.
Как повысить самооценку и уверенность в себе
Цель | Путь выполнения |
Научиться позитивно относиться к жизни | Для внутреннего диалога используйте только позитивные утверждения. Старайтесь сразу переключаться на что-нибудь приятное, если в голову закрадываются негативные мысли. Чаще улыбайтесь – это лучший способ завоевать высокую оценку окружающих, настроить состояние на позитив. |
Относиться к людям так, как они того заслуживают | Ищите в окружающих достоинства, не зацикливайтесь на недостатках. Будьте боле открытыми, не стесняйтесь просить поддержки и помощи у других людей. |
Развить самоуважение | Напишите список всех своих положительных качеств. Убедите себя, что они действительно у вас есть, перечитывайте список каждый раз, когда подступает страх и неуверенность. Перестаньте сравнивать себя с другими. |
Избавиться от недостатков, полюбить себя | Критично оцените свою внешность, поведение, принципы. Если есть желание что-то изменить, действуйте. |
Научиться самостоятельно принимать решения | Любое собственное решение можно обосновать. Однозначно верных или неверных решений не существует. Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, не думайте о поражении. |
Найти вещи, занятия, которые радуют | Не отказывайте себе в удовольствиях, покупайте книги, вещи, которые вам нравятся, посещайте интересные места. Свои слабости нужно любить. |
Развитие чувства ответственности и уверенности в себе | Не бойтесь брать на себя ответственность, но начните с дел, у которых минимальная доля риска. |
Обретение веры | Вера во что-то, кроме себя, поможет вам решать сложные вопросы. Не на все события вы можете повлиять, иногда нужно отойти в сторону и подождать. |
Чтобы поднять самооценку, очень важно получать похвалу и одобрение от окружающих. Найдите себе занятие, в котором сможете добиться высоких результатов, и не стесняйтесь демонстрировать свои достижения.
Повысить самооценку проще, нежели снизить неадекватно высокую. Есть ряд методик, которые понижают личностную оценку, но почти все они неприятные и травмируют психику.
Умение адекватно оценивать себя закладывается родителями ещё в раннем возрасте, от воспитания и атмосферы в семье зависит очень многое. Но самооценка – не врождённая черта, и не постоянная величина, она меняется под воздействием жизненных обстоятельств, способствующих факторов окружающей действительности.
Источник