Самооценка это эмоциональное отношение

Самоотношение и самооценка личности

Самооценка — эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Под самоотношением понимается целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, т.е. она может меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоотношение остается относительно постоянным и синтезирует много прошлых и настоящих самооценочных моментов.

Постулат У. Джемса гласит о том, что наша самооценка зависит от того, кем бы мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отчета в оценке нами собственных успехов и неудач. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

С.Р. Пантелеев пытается проанализировать категорию самоотношения, как она описывается отечественными и зарубежными психологами. Анализ литературы привел его к такому определению: «самоотношение может пониматься как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе».

Тем не менее, анализируемое понимание самоотношения как некоторого универсального и устойчивого чувства самоуважения, которое зафиксировано в определениях глобальной самооценки, оказывается далеко не однозначным.

Л. Уэлс и Дж. Марвел, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, пришли к выводу, что «грубое обозначение самооценки как ценностного аспекта представления о себе, не дает нам адекватного знания о том, что же это такое».

По литературным данным они выделяют три основные понимания терминов самоотношения (self regard) или самочувствия (self-feeling), каждое из которых имеет свое коннотативное значение:

1) любовь к себе (self-love),

2) самоприятие (self-acceptance),

3) чувство компетентности (sense of competence).

Одним из различий между любовью к себе и самоприятием является глубинность. Самоприятие — это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или, по крайней мере, предсознательность выражающих самоотношение суждений. Любовь к себе рассмаривается как более глубинный и, возможно, даже более «мистический» процесс, включающий интенсивные драйвы и энергии (в психоаналитических теориях) или базисные (онтологические) небезопасности (в экзистенциально ориентированных теориях).

В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, то есть сравнении объекта или события с некоторыми эталонами, имущественной характеристикой. Основой такого оценивания является переживание успеха или неудачи. При этом основой переживания является чувство уверенности в себе или своих силах.

В подходах к самоотношению с точки зрения самоприятия последнее часто определяется как возникавшее чувство на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу.

К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самоприятие (приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств). Механизм формирования этих сторон отношения к себе совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самоприятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.

Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвела представлено различное понимание содержания глобальной самооценки, которая при этом рассматривается как единое и целостное образование, то . Роджерс рассматривает самоприятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которое оказывается обладающим более сложное строение, включающим по крайней мере две подсистемы: самооценочную и эмоциональную.

В русле концепции о личностном смысле «Я» В.В. Столин предложил оригинальную модель строения самоотношения. По его мнению «самоотношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. При этом специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме». Согласно его модели макроструктурой самоотношения являются эмоциональные компонентя или измерения, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия-установки: самоуважение, аутосимпатия, близость к себе (самоинтерес)..

Читайте также:  Гадание что он чувствует при встрече

Наконец, наиболее общим образованием структуры является недифференцированное общее чувство «за» или «против» своего «Я», являющееся суммой позитивных и негативных компонентов по трем эмоциональным осям.

«Симпатия-антипатия» связана с непосредственным переживанием приязни или неприязни, безоценочной положительной или отрицательной эмоции расположенности или нерасположенности. Измерение «уважение — неуважение» также относится к эмоциональной сфере отношения, но фиксирует более оценочный компонент отношения, предполагающий сравнение или внутреннее обоснование. Ось «близость-отдаленность» отражает переживание внутренней межличностной дистанции, субъективную близость к объекту отношения.

Пантелеев С.Р. анализирует далее категории самооценка и самоотношение в рамках концепции А.Н. Леонтьева и его ученика В.В. Столина. Его рассуждения строятся в следующей последовательности.

1) Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» (Л.С. Выготский) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности.

Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысливает собственное «Я», наделяют его личностным смыслом.

2) В этой связи воспользуемся различением мотивов, выведенных А.Н. Леонтьевым: мотивы, побуждающие деятельность, и вместе с тем придающие ей личностный смысл, будем называть смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, которые выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных, порой остро эмоциональных, аффективных) лишены смыслообразующей функции, мы будем их условно называть мотивами-стимулами.

3) Самооценки в первую очередь связаны с эмоциями, сигнализирующими о том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализации деятельностей, побуждаемых мотивами-стимулами.

Эмоционально-ценностное отношение к себе в своей основе определяется смыслообразующими мотивами. Таким образом, самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы: подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений. Подсистема самооценок, за которой стоят мотивы-стимулы, более подвержена защитным психическим процессам.

Так, например, на основе такого подхода можно объяснить, почему человек, обладающий устойчивой низкой самооценке, может хорошо к себе относиться, вопреки этой самооценке, и наоборот.

Источник

Что такое самооценка?

В психологии и педагогике существует такое понятие, как самооценка. Это качество присуще каждому человеку, влияет на поведение и решения индивида, отношение к себе и другим людям. Разделяют несколько видов оценки личности – адекватная, завышенная и заниженная, для коррекции применяют методы психотерапии.

Виды самооценки

В обществознании самооценка – представление человека о степени себя и своей деятельности, умение правильно оценивать собственные положительные и отрицательные качества, чувства.

Формулу самооценки ввёл психолог Уильям Джеймс: C=D/P, где C – самооценка, D – достижения, P – уровень притязаний, то, чего человек хочет добиться.

Вид Характеристика
Адекватная Обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, мотивирует, вселяет веру в возможность достижения целей.
Заниженная Приводит к стеснительности, замкнутости, зажатости.
Завышенная Излишняя самоуверенность способствует высокомерному отношению к людям, некритичному восприятию себя.

Человек с правильной самооценкой личности постоянно соизмеряет свои возможности с предъявляемыми жизнью требованиями, ставит перед собой реалистичные задачи, умеет отказываться от неправильных версий.

Важно! Неадекватная самооценка вызывает внутренние конфликты, которые часто становятся причиной развития депрессивных состояний и невротических патологий.

Признаки нарушения самооценки

Неправильное представление о себе формируется под воздействием наследственности, внешних данных, наличия проблем с психическим здоровьем, социального и экономического статуса, давления со стороны окружающих.

Читайте также:  Как человек чувствует свою скорую смерть

Завышенная Заниженная
Убеждённость в собственной правоте, несмотря на доводы окружающих. Человек считает, что только его точка зрения правильная, всегда оставляет последнее слово за собой.

Не умеет извиняться и просить прощения. Убеждён в том, что в его бедах виноваты исключительно другие люди и обстоятельства.

Постоянное стремление быть идеальным, высказывать собственное мнение, даже когда его не спрашивают. Склонность к перебиванию и поучению других.

Часто употребляет местоимение «я», чрезмерный эгоизм. Высокомерный тон, все просьбы излагает только в приказном характере.

Любые неудачи вызывают раздражение, выбивают из колеи, могут стать причиной депрессии.

Пренебрежительно относится к критике. Не умеет просчитывать риски, всегда берётся за трудные дела.

Отсутствие самоуважения, любви к себе. Намеренно окружают себя людьми, которые его критикуют и унижают.

Постоянные жалобы на жизнь и обстоятельства, желание вызвать жалость у окружающих. Обвинение других в собственных неудачах, избегание ответственности, неспособность принимать решения и выполнять новые действия.

Зависимое поведение от отношения окружающих, такого человека легко ранить, обидеть, испортить настроение.

Завышенная оценка личности чаще наблюдается у мужчин, нежели у женщин.

Формирование собственного представления

Умение оценивать себя начинает становление у дошкольников, основное действие на процесс оказывает семья и окружение.

Факторы, влияющие на формирование представления о себе:

  • оценка родителей, их личный пример;
  • телевидение, социальные сети;
  • образовательные учреждения;
  • воспитание;
  • личностные особенности, темперамент, степень интеллектуальных способностей;
  • общая направленность ребенка.

У младших школьников на самооценку большое влияние оказывает школа – одобрение или неприятие педагога, одноклассников способствует образование умения оценивать себя.

У подростков на первый план выходит стремление самоутверждения, интимно-личностные отношения, желание занять в коллективе значимую позицию, завоевать авторитет и уважение среди сверстников.

Неправильные действия родителей – основная причина неадекватной оценки личности у детей. Основные ошибки – частые наказания, необоснованная похвала, постоянное сопоставление с другими детьми, заострение внимания на фиаско и поражениях, отождествление с нехорошими примерами. Но выговоры приносят больший вред, поскольку неприятные эмоции переживаются сильнее, дольше хранятся в памяти.

На самооценку влияют и индивидуальные способности, особенности – темперамент, экстравертность, интровертность, но основной вектор задаёт социальная среда.

Важная роль в процессе становления личностной самооценки отводится сопоставлению Я-физического и реального с Я-идеальным.

Структура самооценки

Когнитивный компонент оказывает весомое влияние на показатели самооценки. Формируется в процессе самосознания, включает в себя знания индивида о собственных возможностях, умениях, негативных и положительных качествах.

Эмоциональная составляющая – отношение к себе и личностным проявлениям.

Различия между компонентами в структуре носят чисто теоретическое значение, в реальности они неразрывно связаны между собой.

Функции самооценки

Умение оценивать себя – комплексное и многогранное понятие, влияет на разные сферы жизни человека.

  • регуляторная – способность принимать и выбирать решения;
  • защитная – предотвращает развитие нестабильности личности;
  • развивающая – стимулирует к самосовершенствованию;
  • сигнальная – позволяет адекватно оценивать собственные поступки;
  • эмоциональная – даёт чувство удовлетворения собой;
  • адаптационная – помогает индивиду приспособиться к социуму;
  • прогностическая – умение составлять прогнозы и планы в начале действий;
  • корригирующая – способность контролировать и корректировать процесс выполнения задач;
  • ретроспективная – возможность самокритично оценивать конечный результат деятельности;
  • мотивирующая – побуждает к действиям, которые помогают получить позитивную самооценочную реакцию;
  • терминальная – навык вовремя остановиться, если поведение или дела вызывает чувство недовольства

Самооценка неразрывно связана с самосознанием, уровнем когнитивных, интеллектуальных процессов, потребностью в самореализации.

Диагностика

Для исследования личности используют тест Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан. Диагностику проводят у школьников, лиц с проявлениями неадекватной самооценки.

  1. На листе нанесено 7 вертикальных отрезков длиной 100 мм, для оценки уровня основных качеств – здоровье, ум, характер, авторитет, умение что-то делать своими руками, внешность, уверенность в себе.
  2. Нулевая точка определяет самый низкий показатель развития, верхняя – максимально высокий.
  3. Задача испытуемого – на каждой шкале поставить 2 значка. Чёрточку (-) используют для обозначения оценки наличия у себя указанного под линией параметра в данный момент. Крестик (х) – при каком уровне развития данных качеств человек чувствовал бы удовлетворение собой.
  4. Количество баллов равно числу мм на шкале.
  5. Для оценки используют значения 6 отрезков, шкала здоровья предназначена для тренировки.
  6. По каждому качеству определяют несколько показателей:
  • уровень притязаний – значения от 0 до «х»;
  • высота самооценки – от 0 до «–»;
  • величина расхождений – от «х» до –«», при низкой оценки личности этот показатель будет отрицательным.
  1. Вычисляют среднюю цифру отдельно для каждого параметра.
  2. Для определения степени дифференцированности самооценки соединяют на бланке все «х». Полученные результаты показывают различия оценок индивида собственных характеристик личности.

Таблица: Оценка средних данных

Показатель Нормальные значения (баллы) Оптимальная величина (баллы) Высокие показатели (баллы) Низкие показатели (баллы)
Уровень притязаний 60-80 75-89, проявление оптимизма по отношению к себе. 90-100, признак некритичного отношения к собственным возможностям, неумения ставить перед собой реалистичные задачи. Менее 60. Критерий неблагополучного развития личности.
Высота самооценки 45-74 60-74 75-100.Самооценка завышена. Ниже 45. Низкая самооценка.
Расхождения между 2 предыдущими показателями От 8 до 22 От 12 до 22 До 7 баллов. Притязания не являются стимулом для личностного роста. Конкретная оценка зависит от шкалы, где расположены эти значения. Более 23. Внутренний конфликт между стремлениями и возможностями.

Способы коррекции самооценки

Основные методы психокоррекции собственного представления о себе – групповые занятия и тренинги личностного роста.

Как повысить самооценку и уверенность в себе

Цель Путь выполнения
Научиться позитивно относиться к жизни Для внутреннего диалога используйте только позитивные утверждения. Старайтесь сразу переключаться на что-нибудь приятное, если в голову закрадываются негативные мысли. Чаще улыбайтесь – это лучший способ завоевать высокую оценку окружающих, настроить состояние на позитив.
Относиться к людям так, как они того заслуживают Ищите в окружающих достоинства, не зацикливайтесь на недостатках.

Будьте боле открытыми, не стесняйтесь просить поддержки и помощи у других людей.

Развить самоуважение Напишите список всех своих положительных качеств. Убедите себя, что они действительно у вас есть, перечитывайте список каждый раз, когда подступает страх и неуверенность.

Перестаньте сравнивать себя с другими.

Избавиться от недостатков, полюбить себя Критично оцените свою внешность, поведение, принципы. Если есть желание что-то изменить, действуйте.
Научиться самостоятельно принимать решения Любое собственное решение можно обосновать. Однозначно верных или неверных решений не существует. Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, не думайте о поражении.
Найти вещи, занятия, которые радуют Не отказывайте себе в удовольствиях, покупайте книги, вещи, которые вам нравятся, посещайте интересные места. Свои слабости нужно любить.
Развитие чувства ответственности и уверенности в себе Не бойтесь брать на себя ответственность, но начните с дел, у которых минимальная доля риска.
Обретение веры Вера во что-то, кроме себя, поможет вам решать сложные вопросы. Не на все события вы можете повлиять, иногда нужно отойти в сторону и подождать.

Чтобы поднять самооценку, очень важно получать похвалу и одобрение от окружающих. Найдите себе занятие, в котором сможете добиться высоких результатов, и не стесняйтесь демонстрировать свои достижения.

Повысить самооценку проще, нежели снизить неадекватно высокую. Есть ряд методик, которые понижают личностную оценку, но почти все они неприятные и травмируют психику.

Умение адекватно оценивать себя закладывается родителями ещё в раннем возрасте, от воспитания и атмосферы в семье зависит очень многое. Но самооценка – не врождённая черта, и не постоянная величина, она меняется под воздействием жизненных обстоятельств, способствующих факторов окружающей действительности.

Источник

Читайте также:  Приятные радости от сына
Оцените статью