Самочувствие активность настроение вывод

Самочувствие-активность-настроение, САН

Результат теста

низкий ⇒ средний ⇒ высокий уровень

Содержательная интерпретация

Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Самочувствие – это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т. п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).

Активность – 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества.. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма; 2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.

Настроение – сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) то есть являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение, будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.

Источник

Опросник САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения)

Тест САН — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация». САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций

Читайте также:  Как вернут чувства вкуса

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Тест с вопросами

1 0 1 2 3 Самочувствие плохое 2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым 3. Пассивный Активный 4. Малоподвижный Подвижный 5. Веселый Грустный 6. Хорошее настроение Плохое настроение 7. Работоспособный Разбитый 8. Полный сил Обессиленный 9. Медлительный Быстрый 10. Бездеятельный Деятельный 11. Счастливый Несчастный 12. Жизнерадостный Мрачный 13. Напряженный Расслабленный 14. Здоровый Больной 15. Безучастный Увлеченный 16. Равнодушный Взволнованный 17. Восторженный Унылый 18. Радостный Печальный 19. Отдохнувший Усталый 20. Свежий Изнуренный 21. Сонливый Возбужденный 22. Желание отдохнуть Желание работать 23. Спокойный Озабоченный 24. Оптимистичный Пессимистичный 25. Выносливый Утомляемый 26. Бодрый Вялый 27. Соображать трудно Соображать легко 28. Рассеянный Внимательный 29. Полный надежд Разочарованный 30. Довольный Недовольный

Вопросы на самочувствие находятся под номерами 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; на активность – под номерами 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Что касается вопросов на настроение, то они находятся под номерами 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30..
Интерпретация

Во время обработки, каждая оценка принимает определенное значение и соответствует тому или иному количеству баллов:

1. тройка соответствует плохому самочувствию и низкой активности, а также отвратительному настроению – этот индекс принимается за 1 балл;

Читайте также:  Эмоциональность как свойство нервной системы

2. двойка – за два балла;

3. единица – за 3 балла.

Так мы двигаемся тройки с противоположной стороны шкалы, она соответствует 7 баллов.

Положительное состояние – это более высокие баллы, а отрицательное — более низкие. По полученным баллам рассчитывается среднее арифметическое в целом. Кроме того, опросник сан рассчитывает самочувствие, активность, настроение по отдельности.

Анализируя функциональное состояние, очень важными являются значения не только отдельных показателей, но и результат их соотношения. Если человек не переутомленный, он отдохнул, то оценки активности, а также настроения и самочувствия в этом случае чаще всего совпадают. Нарастание усталости меняет соотношение между этими показателями из-за того, что при этом самочувствие и активность падают по сравнению с настроением.

В интернете каждый может пройти опросник сан онлайн. Все, что необходимо для этого – отвечать на поставленные вопросы.

Получив результаты по каждой категории, их делят на десять. Средний балл шкалы равняется четырем. Оценки, которые превышают данный показатель, говорят о том, что человек хорошо себя чувствует, находится в благоприятном состоянии. Если же показатели ниже четверки, то это свидетельствует о неблагоприятном состоянии человека, который прошел тест. Нормальные оценки состояния находятся в пределах пяти – пяти с половиной баллов.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 28274 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

Методика САН: как быстро и эффективно определить психологическое состояние ученика

Важнейшая задача школьного психолога — контроль за психологическим самочувствием подростков. Помочь в этом может методика САН («Самочувствие, активность, настроение») — наиболее эффективный способ выявления текущего состояния учащихся.

Методика «Самочувствие, активность, настроение»: авторы и назначение

Эта методика разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял физиолог и гигиенист Валерий Доскин.

Доскин Валерий Анатольевич (род. 23.09.1941, Сталинград) – физиолог, гигиенист, доктор медицинских наук (1986), профессор (1991), заслуженный деятель науки РФ (2001). РМА НПО МинЗдрава РФ.

Предназначение — быстрая оценка текущего психологического состояния индивида. Она используется в работе со школьниками и студентами. При этом важно помнить, что этот способ оценки рассчитан на учащихся не моложе 14 лет.

Описание процедуры диагностики

Для проведения диагностики по методике САН попросите учащегося (либо группу учащихся) заполнить специальный бланк. На бланке указаны 30 альтернативных состояний, например, «я счастлив — я несчастен», «мне весело — мне грустно». Между этими определениями находится шкала: 3–2-1–0-1–2-3. Если учащийся чувствует себя счастливым, он подчёркивает цифру «3», размещённую рядом с утверждением «я счастлив». Если несчастен, выбирает противоположную «тройку». Если учащийся не чувствует себя ни счастливым, ни несчастным, отмечает «0». Если чувствует, что «почти счастлив», выделяет «двойку», если «скорее счастлив, чем несчастлив» — «единицу».

Образец бланка для диагностики по методике САН

Очень важно, чтобы подросток чётко понимал: ответ должен отражать текущее состояние, а не то, как он в целом оценивает удовлетворённость жизнью. Критически важно, чтобы ученик давал честные ответы. Об этом нужно предупредить до начала процедуры диагностики.

Проведение исследования занимает 10–15 минут.

Обработка данных, подсчёт результатов и их интерпретация

Для подведения итогов используйте модернизированную шкалу, в которой самый негативный ответ («я несчастлив») оценивается в 1 балл, а самый позитивный («я счастлив») в 7 баллов. Ответ «+2», соответственно, будет стоить 6 баллов, ответ «+1» — 5, «0» — 4 и т. д. При этом помните, что в некоторых вопросах самый негативный вариант расположен не справа, а слева, поэтому готовьте ключ внимательно.

Читайте также:  Постоянное чувство голода даже после еды при гастрите

Для того чтобы оценить самочувствие учащегося, просуммируйте его баллы, полученные за ответы на вопросы 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Оценка активности производится по вопросам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Оставшиеся десять вопросов помогают оценить текущее настроение подростка.

Сумму, полученную в каждой категории, разделите на 10. Таким образом, максимальный показатель в каждой категории составляет 7, минимальный — 1. Валерий Доскин писал, что балл выше четырёх свидетельствует о благоприятном самочувствии испытуемого. Если балл ниже четырёх, то на это следует обратить внимание. Если балл ниже 2,5, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу. Возможно, ребёнок нуждается в срочной психологической помощи. Однако важно помнить, что категории нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории «самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» у подростка выше четырёх. Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне приемлемом уровне.

Эта методика — надёжный и проверенный способ быстро и эффективно оценить психологическое состояние учащихся.

Источник

ОТЧЕТ по результатам опросника «Самочувствие. Активность. Настроение»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА

И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА»

ГАПОУ НСО «НКАиДХ»

Заместитель директора по ВР

______________О. А. Рыкова

по результатам опросника

«Самочувствие. Активность. Настроение»

Дата проведения: 25.11 – 1.12.2020г.

Респонденты: обучающиеся третьего курса (311,312, 313, 361, 362.гр)

Цель: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Анкеты обработал: педагог-психолог Маргус Марина Александровна

В опроснике приняли участие 74 обучающихся, это 62 % от общего числа обучающихся на 3м курсе.

По результатам опросника можно сделать следующие выводы:

1) Самочувствие — это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т. п.

У 59 обучающихся ответы соответствуют благоприятному самочувствию; у остальных 15 человек самочувствие нормальное.

2) Активность — одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой.

У 53 обучающихся на момент проведения опросника активность была на высоком уровне; у 21 обучающегося активность имеет средний показатель.

3) Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) т. е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

У 61 опрошенного чаще всего доминирует хорошее настроение; у 13 человек настроение изменчивое или же они не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое.

Низких результатов по трем шкалам зафиксировано не было.

Педагог-психолог ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________ М.А. Маргус

Источник

Оцените статью