С точки зрения г с салливана каждый человек стремится избежать следующего чувства

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ I

Контрольные вопросы

1. Дайте определение полицейской психологии.

2. Сравните понятия: технология, техника, метод, прием.

3.Перечислите правила составления психологического портрета.

4. Какие особенности характера можно наблюдать по внешним особенностям поведения?

5. Каковы внешние особенности поведения наркоманов?

6. Каковы отличительные признаки правомерного и неправомерного психологического воздействия?

7. Приведите примеры стратегии и тактики ведения переговоров с преступниками.

8. Что включает юридическая психолингвистика?

9. Какие существуют нетрадиционные методы раскрытия преступлений?

10. Приведите примеры эффективных технологий развития профессионального потенциала сотрудников.

11. Что включает феномен эмоционального выгорания у сотрудников органов внутренних дел?

12. В чем проявляется профессиональная деформация сотрудников ОВД?

Аналитические задания

Задание 1. Просмотрите предлагаемые психологические технологии, которые применяются и могут еще в большей степени применяться в практической деятельности сотрудниками органов внутренних дел. Оцените, какие из них представляют для вас как для практикующего специалиста (юриста) особый интерес. Какие еще, конкретно, психологические технологии и техники и в какой форме вы бы хотели получить от специалистов по полицейской психологии, разрабатывающих ее прикладные проблемы?

Задание 2. Возьмите любой из законодательных актов, ориентированный на соблюдение законопослушного поведения, и попытайтесь проанализировать его психологически. Будь ваша власть, что бы вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиции полицейской психологии?

Задание 3. Представьте, что вам поручено изучить социально-психологические предпосылки тенденций насильственной (или корыстной) преступности среди населения вашего района (города). Для этого вам надо разработать опросный лист. В нем, в частности, следует предусмотреть вопросы для изучения правовых позиций опрашиваемых, изучить желание людей оказывать помощь правоохранительным органам в изобличении преступника (преступности).

Задание 4. В 1782 г. Екатерина II утвердила «Устав благочиния или полицейский». В этом уставе сформулированы правила — нравственные принципы, которыми должна была руководствоваться полиция. Вот некоторые из этих правил:

1. Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь.

2. Нетокмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро колико можешь.

3. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимущему, напой жаждущего.

4. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.

5. Блажен кто и скот милует.

6. С пути сошедшему указывай путь.

7. Дать покровительство невинному и скорбящему.

8.Воздержание от взяток: ибо они ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду.

Проанализируйте эти правила. Каково значение этих принципов поведения работников органов правопорядка в современности?

Задание 5. В психологии управления персоналом на основе многочисленных наблюдений выявлены следующие закономерности:

чем полнее в системе и процессе управления представлены позитивные формальные отношения, тем меньше остается простора для проявления негативных неформальных отношений;

чем полнее в системе и процессе управления представлены позитивные неформальные отношения, тем меньше возможностей для проявления негативных формальных отношений;

являются справедливыми и обратные суждения. Проанализируйте суть представленных закономерностей. Сформулируйте основные направления учета указанных закономерностей в процессе организации деятельности и взаимодействия структурных подразделений органов внутренних дел.

Задание 6. В местной и центральной газетах опубликованы отрывки из письма, подписанного множеством работниц ткацкой фабрики, находящейся на территории одного из УВД Н-ской области. В нем говорится о том, что работницы предприятия вследствие халатности и бездействия полиции часто становятся жертвами побоев, унижений и даже тяжких насильственных преступлений со стороны родственников, бывших мужей и соседей по месту жительства. Сообщается о многочисленных скандалах в квартирах и общежитиях, указываются факты насильственных преступлений, совершенных на почве конфликтов, призывается решительно, самыми жестокими мерами покончить с антиобщественными проявлениями в быту.

Какие действия сотрудников полиции могут давать основания для обвинений, содержащихся в письме? Систематизируйте психологические явления, которые в наибольшей мере способствуют обострению межличностных отношений и перерастанию их в противоправные насильственные деяния.

Задание 7. Оцените зависимость конформности людей от численности группы.

Задание 8. В апреле 2011 г. в Подмосковье была избита журналистка Наталья Сейбиль. На нее напал исполняющий обязанности начальника уголовного розыска подмосковного посёлка Московский Алексей Климов. На отказ женщины познакомиться с ним, по словам журналистки, мужчина выскочил из машины, схватил ее за волосы и ударил в лицо кулаком.

«Дальше все, как в сериалах: руки на капот, заламывал мне руки, телефон бросал на землю. Я кое-как вызвала полицию. Он угрожал, сдабривая все ненормативной лексикой. Вышел сосед, сказал: «Что же вы делаете, это же женщина». Тогда он достал удостоверение, и оказалось, что он из полиции — майор Алексей Климов, который исполняет обязанности начальника уголовного розыска ОВД посёлка Московский», — рассказала потерпевшая.

Соседи журналистки, дворник, работавшая все это время рядом с местом происшествия, и прохожие не оказали помощи женщине, подвергавшейся избиению.

Какие выводы для правоохранительной практики можно сделать?

Задание 9. Оперуполномоченному отдела по борьбе с преступлениями в сфере экономики и противодействия экстремизму позвонили неизвестные лица и, угрожая убийством, потребовали передать материалы, которые он добыл оперативным путем (достаточные данные, указывающие на признаки преступления, но еще не зарегистрированные в книге учета преступлений), предупредив, что при обращении к своему руководству или в случае регистрации этих материалов в книге учета преступлений, пострадает он сам или его близкие.

Какие психологические условия целесообразно использовать (или искусственно создать) для достижения со стороны С. цели и рефлексивного управления ситуацией в данном случае? Какой стиль противоборства следует избрать оперуполномоченному С. в данной ситуации?

Задание 10. Сотрудники отдела ДПС Д. и С. выехали в 8.30, имея цель быстрого реагирования на дорожные пробки в районе Садового кольца. На улице Добролюбова их остановили возмущенные граждане, которые сообщили сотрудникам полиции, что, угрожая пистолетами, «бандиты» забрали у них двенадцать миллионов рублей, сели в белую «восьмерку» и уехали в сторону улицы Руставели.

Читайте также:  Что чувствует человек при рождении ребенка

Сотрудники полиции Д. и С., обнаружив белую «восьмерку», решили разыграть обычную проверку документов.

«К обочине!» — скомандовал Д. в громкоговоритель водителю белой «восьмерки» Это сработало. Неизвестный водитель остановился. Далее последовала команда: «Выйти из машины и предъявить документы». Никаких документов неизвестный водитель так и не предъявил, наручники захлопнулись у него на запястьях. С. держал на прицеле двоих неизвестных, оставшихся в «восьмерке» на заднем сиденье до прибытия сотрудников полиции из местного отдела внутренних дел.

Какими психологическими условиями должны руководствоваться сотрудники полиции Д. и С. при задержании неизвестных лиц? Какие психологические условия и приемы использовали Д. и С. для достижения законной цели?

Задание 11. Рассмотрите следующие ситуации:

а. Ревнивый муж, застав жену в постели с любовником, хватает пистолет и убивает обоих.

б. На вечеринке одна молодая особа выпускает в другую целую «обойму» язвительных реплик и настолько выводит ее из себя, что та в конце концов выбегает из комнаты в слезах.

в. Женщина-водитель, «перебравшая» в придорожном ресторане, вылетает на встречную полосу и врезается в первый же автомобиль, в результате чего водитель и пассажир погибают. Впоследствии она испытывает сильные угрызения совести по поводу этой трагедии.

г. Во время боя солдат стреляет из орудия по приближающемуся противнику. Однако у него сбит прицел, и снаряды пролетают поверх голов, не причиняя людям вреда.

д. Несмотря на то, что пациент кричит от боли, стоматолог крепко захватывает больной зуб щипцами и быстро его вырывает.

е. Эксперт говорит новому сотруднику, что надо действовать более быстро, более профессионально, и указывает конкретные направления желательных изменений.

В каком же из вышеперечисленных случаев представлена агрессия?

Задание 12. Выберите правильный вариант ответа.

С точки зрения Г. С. Салливана, каждый человек стремится избежать следующего чувства:

Источник

Г. С. Салливан о тревожности

Гарри Стэк Салливан (1892-1994) — американский психиатр и психотерапевт ставил межличностное общение на первое место: «Личность не может быть изолирована от комплекса межличностных отношений, в которых человек существует». А.Н.Романин в свой книге «Практическая психология и психотерапия пишет: «Салливан первым начал исследовать состояние беспокойства. Он считал, что беспокойство является силой, уничтожающий «эйфорию», вносящей в жизнь людей тревогу и нервозность. Это противоречивая сила, которая разрушает и искажает способность индивида вступать в адекватные связи с окружающим миром. На биологическом уровне организм стремится к достижению динамического постоянства, при котором происходит удовлетворение всех потребностей, а на психологическом уровне индивид стремится к безболезненному приспособлению к окружающей среде. Если эти два уровня — биологический и психологический — сочетаются, то у человека продуцируется чувство высокого самоуважения. В том случае, когда происходит рассогласование потребностей и способов их удовлетворения, возникает личностное напряжение и беспокойство. Салливан считал, что беспокойство происходит из низкой самооценки и является корнем всех душевных заболеваний. Салливан постоянно акцентировал внимание на роли тревоги в патологии, дезорганизации жизни. Он отмечал различие между страхом и тревожностью. Страх, как правило, конкретизирован — я вижу объект, который мне угрожает. Я или убегаю от него, или начинаю с ним бороться. Это даже мобилизует меня, а тревога дезорганизует. Она в место того чтобы сконцентрировать мои действия на четком спасении от опасности, мешает. Я просто тревожусь, а действия у меня размываются. И я вижу. что всё получается ещё хуже. Сигнал опасности поступает, а мобилизация не происходит, вместо этого я сконцентрирован на каких-то общих эмоциях: «всё плохо» — и ничего конкретно не делаю. Салливан сравнивал высокий уровень тревоги с ударом по голове. Высокая тревога не дает учиться, сужает восприятие, ухудшает память, заставляя нас следовать детскому желанию безопасности, тревога порождает поведение, мешающее учиться на своих ошибках. Салливан описывает тревогу как «напряжение, которое препятствует действиям, направляемым на удовлетворение потребностей». Важнейший период формирование опыта снижения тревоги — это детство. Причина, по которой именно в детстве происходит формирование наибольшего числа искаженных форм поведения, — неполноценный опыт.
Основная идея, которую выносил Салливан, — это то, что в общении заложена спасительная сила, которая позволяет преодолевать главного врага беспокойство. Если человеку не удается решить проблемы общения реально,он может начать уходить от реальности. Поэтому важно, чтобы с раннего детства у ребёнка была возможность неформального общения не только с родителями, но и со сверстниками. Такое общение будет снижать уровень беспокойства и удерживать сознание в границах реальности.
Салливан исходит из предположения, что человек в межличностном общении стремится к удовлетворению двух ведущих потребностей: биологической и социальной. Биологическая в получении ласки,удовлетворения влечения, социальная в получении безопасности. Ласку хочется почувствовать физически, не только взглядом или словом.
Социальная потребность направлена на снижении тревожности и неуверенности. Удовлетворение этой потребности ложными способами приводит к невротическим реакциям и даже к психическим заболеваниям, человек начинает для снятия тревожности употреблять алкоголь, наркотики, скандалить и уходить от реальности. Если человек очень невротизирован, потребность в безопасности у него выражена сильнее. В таком случает человек будет стремиться получить ласку не из-за потребности в нежности, а для удовлетворения потребности в безопасности, чтобы избавиться от чувства одиночества — прижимается к человеку, которого даже не любит, только чтобы было не так страшно одному. через ласку, нежность начинают сглаживаться неудовлетворенные физиологические потребности, даже такие как голод, жажда, влечение. «Ты потерпи»,- как бы говорим мы человеку через ласку.
Способы ослабления тревоги закрепляются в опыте, человек начинает применять или повторять то, что уже снижало у него тревогу. Большинство таких привычек формируются в раннем детстве, однако могут добавляться и в последующем. некоторые из них могут быть и разрушительными, например временное снижение тревоги алкоголем или наркотиками.
Салливан выделял два вида переживаний: переживания связанные с напряжением, и переживания, связанные с трансформацией энергии. Напряжения характеризуют потенциальные возможности и могут исходить от потребностей или быть вызваны тревогой. Трансформация энергии происходит для предотвращения энергетического потенциала в конкретные действия, направленные на удовлетворение потребностей или ослабление тревоги.
Энергия должна нормально функционировать в организме и расходоваться на нужды. У невротика эта энергия выхолащивается. Она расходуется на его нереалистичные или бессмысленные планы, мелкие обиды и т.п. и уходит в основном на разрушение себя, других, на самокопание. Здесь очень важно указать человеку цели, на которые эта энергия может рационально расходоваться. И объяснить, что
если её не направить в конструктивное русло, она уйдёт на разрушение.
Образцы поведения, характеризующие человека в течении жизни называл динамизмами (энергетические трансформации), которые выступают как особенности или черты характера. Динамизмы могут быть рассогласовывающиеся, изолирующие и согласовывающие. Рассогласовывающие характеризуются деструктивным поведением, связанным с озлобленностью. Изолирующие динамизмы включают образцы поведения, не относящиеся к межличностным отношениям, например влечение. Согласовывающие динамизмы — это полезные образцы поведения, такие как близость.
Рассогласовывающий динамизм — озлобленность — характеризуется чувством, что человек живет среди врагов. Озлобленность может принимать разные формы — проявляться не только во вредности и жестокости, но и затаится в застенчивости как отказе от взаимодействия. По Салливану, озлобленность возникает в возрасте 2-3 лет, когда дети начинают игнорировать и отвергать действия, которые фактически были проявлением материнской ласки. Часто дети выражаю свою потребность в ласке именно через плач, нытьё или капризы, некоторые родители не понимают истинное значение такого поведения и наказывают детей. В результате дети начинают воздерживаться от любых проявлений потребности в ласке, защищая себя с помощью недоброжелательного отношения к окружающим. Родителям становятся всё труднее воздействовать на такого ребёнка по средством ласки, что в свою очередь, закрепляет его негативное отношение к окружающему миру.
Эротическое влечение Салливан считал изолирующим динамизмом, который проявляет себя в форме аутоэротичного поведения, даже если объект влечения — другой человек. Эротичное влечение является мощным динамизмом в период юности и нередко ведёт к снижению самооценки,так как часто отвергается другими, что увеличивает уровень тревоги и подавляет чувство собственной ценности. Нередко Эротичное влечение мешает установлению дружеских отношений, особенно в ранней юности.
К согласовывающимся динамизмам Салливан относил близость, поскольку считал основной межличностной потребностью потребность в ласке, а эта потребность как раз и проявляется в близости.

Читайте также:  Депрессия после ковида что попить

[А.Н Романин. Практическая психология и психотерапия.М.: Кнорус, 2011.-c.497-503].

Салливан Гарри Стэк (1892-1949) и разрешение напряженности в беседе и интеракции.
Американский психолог и психоаналитик Салливан проводил исследования юношей. По его представлениям, именно в межчеловеческом отношении к основным потребностям в нежности и избегании тревоги лежит активность любого человека, иначе у него возникает личностное напряжение и негативная самооценка. Социальная изоляция, конфликты в круге общения, ведут к нарушению поведения формирующейся личности ребенка и развитию реального и воображаемого страха и напряжению в межличностных отношениях. Взгляды Салливана на роль психолога как активного, эмоционально вовлеченного участника взаимодействия личности с другими людьми проходит 6 этапов: младенчество, детство, ювенальная эра, пред-юность, ранняя юность, юность. Он выделил 3 типа переживаний: переживания не связанные друг с другом, без личного смысла у младенцев;переживания связанные с суевериями; переживания как высшую форму коммуникации посредством языка. Гарри Сток Салливан заявлял о необходимости личностного участия психолога в построении отношений с ребенком используя его опыт и вовремя корректировать его способность к точной оценке своего поведения.
Салливан, Гарри Стек
Материал из Википедии
Гарри Стек Салливан (21 февраля 1892, Норидж, штат Нью-Йорк, США — 14 января 1949, Париж, Франция) — американский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма, основатель интерперсонального психоанализа
Биография
Защитив докторскую диссертацию в 1917 году, начал свою карьеру как военный медик в первой мировой войне. Специализация в области практической психиатрии стимулировала его интерес к теоретической психологии. С 1923 года он становится профессором в Мэрилендском университете, в 30—40-х годах читает лекции по психиатрии и психологии в различных психоаналитических институтах. В 1948 году он начинает издание двух журналов: «Журнала биологии и патологии» и «Журнала для изучения интерперсональных процессов».
Взгляды
Свою теорию Салливан назвал «интерперсональной теорией психиатрии». В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливан модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления: психоанализ и бихевиоризм.
Личность человека, по Салливану, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, то есть «личность — это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов — от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве — на основе общения с представителями другого пола и т. д. Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.
Салливан считал, что потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления — динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливан считал потребность в нежности и потребность в избегании тревоги. Однако возможности их удовлетворения разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать ее от близких. Источники же тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни человека. Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы», лежащей в ее основе.
Говоря о «Я-системе», Салливан выделяет три ее структуры: хорошее Я, плохое Я и не-Я. Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я являются наиболее важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливан назвал избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное внимание регулирует не только собственную персонификацию, но и образы других людей.
Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности, Салливан, естественно, уделял большое внимание изучению характера общения, формированию образов окружающих. Ему принадлежит основополагающее для социальной психологии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения.
Хотя Салливан разделял мнение психоаналитиков о бессознательном характере основных потребностей (в частности, потребностей в нежности и избегании тревоги), однако он оспаривал мнение об их врожденном характере, как и о врожденности агрессивного инстинкта. Он считал, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания. Неудовлетворение важных для ребенка потребностей приводит к развитию агрессии, причем в зависимости от того, какая структура Я-системы более развита — хорошее Я или плохое Я, — доминирует тот или иной способ решения ситуации. Так, при доминировании плохого Я вина чаще всего перекладывается на других. Эти идеи Салливана легли в основу некоторых тестов.
Теория Салливана явилась одной из первых попыток соединить различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы Салливана оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей.

Читайте также:  Чувства существуют или нет

Снятие беспокойства, семь шагов.
Материал
Беспокойство свойственно каждому из нас, мы беспокоимся по мелочам и по серьёзным причинам, однако, самые стойкие из нас не позволяют беспокойству отнимать всё наше внимание. Особенно важно не позволять себе беспокоиться по поводу беспокойства. Вот уже на протяжении более двадцати лет доктор Роберт Лихи помогает людям справиться со своим беспокойством. Лихи в своей практике использует метод когнитивной терапии, позволяющей сместить ваше мышление в сторону от мыслей, которые вызывают беспокойство и депрессию.
Тревожное расстройство в действительности зарождается в процессе вашего мышления, вы мыслите в негативном ключе, что не позволяет вам успокоиться, однако, проходя когнитивную терапию, вы можете избавиться от большинства негативных предубеждений, что способствует уменьшению вашей тревоги. Люди, хронически страдающие от беспокойства и тревоги, на протяжении многих лет не могут возродить надежду на улучшение. Некоторые из них употребляют снимающие стресс и беспокойство препараты, или же антидепрессанты. Вот только такие способы снятия тревоги в редких случаях приводят к улучшению. Кто-то прибегает к менее щадящим методам – таким как алкоголизм и наркомания, чем ещё сильнее усугубляют ситуацию.
Известно, что традиционные формы психотерапии могут быть полезны лишь в 20 процентах случаев, в остальных случаях это оказывается бесполезным. Однако есть и хорошая новость. В последние годы были разработаны новые подходы, основанные на когнитивной терапии. К примеру, теперь мы знаем:
• Люди фактически менее тревожны, когда они испытывают беспокойство.

• Нетерпимость к неопределённости является наиболее важным элементом беспокойства.

• Страх эмоций и неспособность обработать смысл событий связана с тем, что голова беспокойного человека излишне занята беспокойными мыслями.

Беспокойство не просто пессимизм, это «бесконечный» перебор негативных мыслей, вращающихся вокруг той или иной проблемы. Однажды поняв, почему вы волнуетесь, и почему ваше беспокойство имеет для вас смысл, вы можете начать обнаруживать такие мысли, которые вы можете использовать, или не использовать для помощи самому себе:
• В настоящее время существует более глубокое понимание принципов работы беспокойства.

• Мы можем использовать это новое понимание с целью сокращения беспокойных мыслей.

• Три четверти людей испытывающих беспокойство могут в значительной степени помочь себе в решении этой проблемы, применяя новые формы терапии.

Следующая программа, состоящая из семи этапов, поможет вам понять своё беспокойство, узнать о том, как работает ваше мозг, как ваша личность влияет на ваше беспокойство и из чего состоит это наиболее эффективный метод борьбы с беспокойством:
• 1. Определение продуктивного и непродуктивного беспокойства.

• 2. Принятие реальности и стремление к изменениям.

• 3. Вступление в противостояние с вашим беспокойным мышлением.

• 4. Сосредоточение на более глубоких угрозах.

• 5. Превращение неудачи в возможности.

• 6. Использование ваших эмоций, вместо беспокойства о них.

Источник

Оцените статью