С ростом скорости эмоциональное напряжение водителя
// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2 (60) 2010, с.32-36.
Среди многих проблем автомобилизации важную роль играют взаимоотношения людей, участвующих в дорожном движении: водителей, пешеходов, сотрудников ГИБДД. Это понятно, ибо от взаимоуважения во многом зависит безопасность на дорогах.
Опыт – основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков [2]. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Опытный водитель – это, прежде всего, культура на дороге; сознание и понимание того, что ты не один участвуешь в движении; умение своими действиями не только не создавать помех другим водителям, но и при необходимости помочь им выйти из затруднительного положения.
Большинство ученых считают, что водителей можно разбить на 3 группы:
- Предрасположенные или склонные к ДТП.
- Нейтральные или индифферентные водители.
- Безопасные или надежные водители.
Исследования В.В. Амбарцумяна, В.Н. Бабина, О.П. Гуджояна и А.В. Петридиса показали, что 69% всех водителей не совершают ДТП, 12% совершают ДТП, 12% совершают 33% ДТП, а 19% водителей совершают оставшиеся 67% ДТП. Часть ученых считают, что ДТП может случиться с каждым водителем как результат бессознательных или неконтролируемых действий в опасных ситуациях, в которые может попасть несколько раз в день любой водитель [1].
Непрерывность движения постоянно нарушается дорожными знаками, запрещающими сигналами и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению транспортным средством, но если водитель куда-то торопится, то часть из этих действий оказывается ошибочной. Да, дефицит времени часто является причиной ДТП.
Например, Коноплянко В.И. отмечает следующие ошибки водителей, связанные с дефицитом времени:
- ошибка в проведении ситуационного анализа (например, водитель при приближении к перекрестку считает, что включенный желтый сигнал светофора смениться на зеленый, но включается красный);
- неверное принятие решения (например, вместо маневра, единственно необходимого в данной дорожно-транспортной ситуации, водитель применяет экстренное торможение);
- ошибочность действия (например, принято правильное решение применить экстренное торможение, однако, водитель ошибочно нажимает педаль акселератора, увеличивая, тем самым, скорость) [4].
Перечисленные факторы могут являться следствием психического состояния водителя в данный момент. Поэтому водителю при управлении транспортным средством необходимо длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает процесс восприятия информации. Отклонения от нормального психического состояния затрудняют процесс восприятия и переработки информации и, тем самым, увеличивают вероятность ошибочных действий водителя.
Психические свойства людей неодинаковы. На психические свойства человека влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая влияние на нервную систему, изменяют глубину и скорость протекания психических процессов.
Для понимания индивидуально-психологических особенностей водителя недостаточно только изучения отдельных психических процессов, характеризующих человека как личность. Способности человека – это совокупность врожденных анатомофизиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности [2].
В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки. Способности различных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний. Способности человека к профессиональной деятельности водителя транспортных средств в основном определяются следующими качествами:
- Хорошим физическим развитием, выносливостью, ловкостью и хорошей координацией движений.
- Легкостью образования и изменения двигательных навыков.
- Высокой степенью развития функций органов чувств, в особенности органов зрения, слуха и мышечного чувства.
- Скоростью и точностью сенсомоторных реакций.
- Быстротой и точностью определения скорости движения и пространственных отношений.
- Широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания.
- Хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти.
- Настойчивостью, решительностью, смелостью.
- Склонностью к технике, техническому мышлению, интересом к профессиональной работе водителя.
- Эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью.
- Инициативностью и сообразительностью.
- Развитым воображением, умением предвидеть и рефлексировать действия других участников дорожного движения.
Психофизиологические характеристики показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению транспортным средством. Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов его организма. К этим свойствам относятся восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества [1].
Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вибрационные, двигательные и другие [2]. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей человека обстановке. Если снизить возможность видеть дорожную остановку, то это может повлечь за собой увеличение числа ДТП. Как показывает статистика, большое количество ДТП (до 60%) происходит в темное время суток, несмотря на снижение в это время суток интенсивности движения до 10–15% от её дневной величины [1].
Наибольшее количество ДТП происходит в вечерние часы «пик» – с 16.00 до 21.00 ч. На это время приходится около 38% ДТП, 41% погибших и 39% раненых от общего числа пострадавших за сутки. В период времени с 1.00 до 7.00 ч. из-за низкой интенсивности движения аварийность сравнительно невелика, но она характеризуется особой тяжестью последствий [3].
Можно предположить, что низкая интенсивность движения ночью вызывает у водителя чувство ложной безопасности и самоуверенности. В условиях плохой видимости проявляется постоянный недостаток информации о дорожно-транспортной обстановке. Ночью деятельность водителя затрудняет недостаток зрительной информации. Этот фактор и возникающие при этом отрицательные эмоции утомляют водителя. Можно сделать вывод, что некоторые особенности физиологии зрения должны учитываться водителем при выборе режима движения в условиях искусственного освещения дороги.
Время реакции является важным показателем профессиональной подготовленности и надежности. Каждый водитель должен знать время своих реакций и стараться снизить его. Важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя, является внимание.
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном [2]. Внимание водителя может быть отвлечено его действиями, которые не связаны с управлением транспортного средства. Мышление водителя в процессе профессиональной деятельности совершенствуется и оказывает организующее влияние на его действия в различных дорожных условиях и опасных ситуациях. Чем глубже знания человека, тем продуктивнее процесс мышления. Однако сами по себе знания еще не могут обеспечить правильного мышления, если человек не умеет ими распоряжаться. Правильное мышление водителя определяется его специальными знаниями и опытом.
Усвоение правил дорожного движения и запоминания последовательности действий в различных ситуациях будет тем успешнее, чем больше водитель будет связывать правила и действия с конкретными дорожными ситуациями. Хорошо запоминается эмоционально насыщенный и с интересом воспринимаемый учебный материал. Всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Человек не только воспринимает окружающие предметы и явления, но и воздействует на них.
Большое нервное напряжение часто возникает у водителей в неожиданных опасных и сложных дорожных ситуациях. Многое зависит от опыта водителя. Молодой водитель, для которого каждая такая ситуация возникает впервые, естественно, испытывает большое нервное напряжение, что при недостатке опыта нередко приводит к ошибкам. Есть категория людей, которых называют неуравновешенными или эмоционально неустойчивыми. У них положительные или отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение возникает даже по незначительному поводу. Нередко таких людей можно встретить за рулем автомобиля. Это создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.
Большое значение для безопасности дорожного движения имеет способность водителя преодолевать эмоциональное напряжение, чувство страха. Каждый человек отличается целым рядом особенностей, совокупность которых составляет его индивидуальность. Для безопасности дорожного движения очень важно, какой человек сидит за рулем, что он представляет собой как личность. Отрицательные черты личности затрудняют деятельность водителя, ведут к ошибкам и ДТП. Водители, допускающие наименьшее количество нарушений, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами. Воспитание этих качеств у водителей должно быть первостепенной задачей руководителей всех учебных и автотранспортных предприятий.
Конфликтные ситуации в отношениях между водителями и пешеходами возникают как на обозначенных пешеходных переходах, где чаще могут быть виновниками водители, так и на проезжей части. В последнем случае вина почти полностью ложится на пешеходов. Анализ дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов, говорит о том, что в большинстве случаев, с технической точки зрения, их можно было предотвратить. Водителю достаточно было снизить скорость перед тем участком дороги, где пешеход может появиться неожиданно.
Рассматривая вопросы взаимоотношения между участниками движения, нельзя не коснуться взаимоотношений между водителями и сотрудниками ГИБДД. От этих взаимоотношений в значительной степени зависит моральный климат на дороге. Водители не всегда знакомы с правами и обязанностями сотрудников ГИБДД. Это незнание часто является причиной разногласий между водителем и инспектором. По роду своей службы сотрудники ГИБДД обязаны принимать все меры для обеспечения безопасности всех, кто находится на дороге. В зависимости от того, как они относятся к своим служебным обязанностям, какими методами добиваются обеспечения безопасности дорожного движения, в значительной мере зависит отношение к ним водителей. Кроме различных мер воспитательного и предупредительного характера, инспектор имеет право налагать на водителей взыскания.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что серьезные причины недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения связаны и с главными участниками его — водителями, и с пешеходами, и с сотрудниками ГИБДД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безопасность дорожного движения : учебное пособие для подготовки и повышения квалификации кадров автомобильного транспорта / В.В. Амбарцумян, В.Н. Бабанин, О.П. Гуджоян, А.В. Петридис ; под ред. чл. корр. Рос. акад. наук, проф. В.Н. Луканина. – М. : Машиностроение, 2008. – 304 с.
2. Гуревич, П.С. Психологический словарь / П.С. Гуревич. – М. : ОЛМАПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.
3. Дорожно-транспортные происшествия : нормативные акты, материалы судебной практики, образцы документов / под ред. М.Ю. Тихомирова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М. : Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. – 284 с.
4. Коноплянко, В.И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения : учеб. пособие / В.И. Коноплянко, В.В. Зырянов, Ю.В. Воробьев. – М. : Высш. шк. 2005. – 271 с.
Источник
С ростом скорости эмоциональное напряжение водителя
// Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 309-312.
Важной особенностью развития современного автомобильного транспорта является постоянное совершенствование его технических характеристик, способствующих повышению активной и пассивной безопасности, надежности в эксплуатации. Постепенно улучшается качество автомобильных дорог. Однако это не приводит к существенным положительным изменениям в безопасности дорожного движения. Как свидетельствует статистика, определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. Более 75 % всех происшествий на дороге возникает из-за ошибок водителей в принятии решений на дороге.
В научной литературе существует несколько определений понятия «Безопасность дорожного движения». Наиболее точным, по моему мнению, является определение Д. Клебельсберга. Этот исследователь определяет ее как отсутствие «закономерных опасных условий и поступков, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям» [1; c. 122]. При этом не исключается случайное появление каких-то неожиданно возникающих опасностей, даже дорожных происшествий. Однако типичные опасные условия и поступки, возникающие и по случайным законам, здесь включаются в категорию закономерных, и они также принимаются во внимание при определении безопасности дорожного движения. Весьма важно, что безопасность не следует рассматривать как самоцель; она должна быть лишь условием успешного достижения цели, для которой используется транспортное средство, причем достижения цели не в идеальных условиях, а при оптимальной интенсивности движения, оптимальном использовании этого средства и оптимальной нагрузке водителя. Статистика показывает, что роль человеческого фактора в аварийности с годами возрастает, в то время как технического — понижается. Имеют место следующие факторы, влияющие на аварийность: профессиональная непригодность водителя по психофизиологическим качествам, низкая профессиональная подготовка, приводящая к неправильным действиям в критической ситуации, неготовность водителя к работе, физиологическое утомление.
Безопасность движения на дорогах зависит от безотказной работы всех звеньев комплекса «водитель — автомобиль — дорога — среда». Надежность работы этого комплекса должна быть обеспечена, с одной стороны, технической надежностью автомобиля, техническим совершенством дороги, а с другой — надежностью действий водителя в различных дорожно-транспортных ситуациях. Главным звеном в этой системе является водитель, под надежностью которого понимается его способность правильно и своевременно оценивать ситуацию и выбирать оптимальный режим движения.
Наивысшая надежность работы водителя как оператора системы «водитель — автомобиль — дорога — среда» соответствует оптимальному уровню информационной нагрузки. В противном случае малую информационную нагрузку на автомагистралях с малой интенсивностью движения водитель компенсирует высокой скоростью. При этом уровни, эмоционального напряжения (скорость 100–110 км/ч) соответствует уровню, наблюдаемому у водителей при движении по двухполосной дороге со скоростью 60–70 км/ч. Опасность заключается в том, что водитель воспринимает высокую скорость как обычную и у него автоматически устанавливается ритм работы, соответствующей обычной скорости. Исследования показали, что наибольшая надежность водителя обеспечивается не при движении одиночного автомобиля, и не на перегруженной дороге, а при уровнях загрузки для двух полосных дорог 0,15–0,60, для четырехполосных — 0,05- 0,40.
Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий также дает основание считать, что наибольшее количество происшествий наблюдается на участках дорог, где водитель испытывает большое нервно-психическое напряжение. Это подтверждает то, что надежность работы водителя согласуется с одной из основных закономерностей психофизиологии — успешностью выполнения работы в зависимости от психического напряжения. Согласно этой закономерности, имеется некоторый интеграл эмоциональной напряженности человека, при котором он выполняет работу с наибольшей эффективностью. Превышение этого оптимального уровня, как и снижение его, сопровождается ухудшением показателей работы. В психофизиологических исследованиях критериями оценки влияния различных дорожных условий на водителя являются значения психофизиологических показателей, соответствующие оптимальному уровню эмоционального напряжения. Исходя из этого, определяется степень надежности действий водителя.
Для поддержания эмоциональной напряженности водителя в оптимальных пределах необходимо постоянное поступление к нему некоторого объема новой информации об условиях движения и окружающем пространстве. Существенную роль в обеспечении надежности действий водителя играет его способность к приему и переработке информации. Качество усвоения информации зависит, главным образом, от ее количества.
Весь поступающий к водителю объем информации можно разбить на следующие группы, каждая из которых характеризует один из элементов комплекса «водитель — автомобиль — дорога — среда»: трасса дороги, дорожно-транспортные ситуации, средства регулирования движения, источники повышенной опасности (пешеходы, боковые препятствия, стесняющие габарит проезда, животные), интенсивность встречного и попутного движения, информация о погодных условиях и окружающем пространстве. Ценность информации каждой из таких групп определяется влиянием на режим и безопасность движения, которое может оказать элемент данной группы. В зависимости от этого и определяется эмоциональная напряженность водителя.
Из всех элементов придорожного пространства только информация о движении автомобилей несет для водителя постоянную новизну. Вся же остальная информация привязана к дороге и незнакома водителям, впервые проезжающим по дороге.
Водитель воспринимает информацию избирательно, выделяя из общего потока только значимую. Свое внимание он распределяет не равномерно по полю зрения, а концентрирует его в области, поставляющей наиболее ценную информацию. Однако в случаях, когда нагрузка выше допустимой, водитель может не заметить сигнала светофора или запрещающий дорожный знак, если его внимание сосредоточено на сложных перестроениях автомобилей в рядах. Это объясняется тем, что надежность расшифровки информации водителем снижается по мере удаления объекта от центральной части сетчатки глаза.
Психофизиологические характеристики показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно реагировать на изменения в дорожной ситуации. Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов его организма. К этим свойствам относятся восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества. Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вибрационные, двигательные и другие. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей человека обстановке. Если снизить возможность видеть дорожную остановку, то это может повлечь за собой увеличение числа ДТП [2; c. 88].
Отдельные периоды работы водителя, особенно при высокой скорости движения, протекают в условиях дефицита времени. Качество действий водителя в этих случаях зависит от быстроты и точности его ответных реакций на различные раздражители. В ответ на эти раздражители водитель выполняет различные действия: нажимает на педаль тормоза или дросселя, поворачивает рулевое колесо или оперирует рычагами переключения передач и тормоза и т. п. Такие ответные действия на раздражители называются психомоторными реакциями. В каждой психомоторной реакции различают: скрытый (латентный) период реакции, т. е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала ответного движений, и период реализации двигательного действия — отрезок времени от начала движения до его завершения.
Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция — это возможно быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель (сигнал). Например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, подготовился к торможению. Среднее время скрытого периода простой реакции на световой сигнал — около 0,2 с, на звуковой — 0,14 с. Время общей двигательной реакции (продолжительность скрытого периода реакции и ответного действия) значительно варьируется в зависимости от времени, необходимого на выполнение ответного действия. Среднее время общей реакции на включенный стоп-сигнал, и время, затрачиваемое на перенос правой ноги — с педали дросселя на педаль тормоза, составляет 0,4–0,6 с.
Принято считать, что время сложной реакции водителя равно 0,8–1 с. Нужно учесть, что это время может колебаться в значительных пределах — от 0,4 до 1,5 с и даже более. В практике управления автомобилем необходимо считаться с внезапным появлением опасности, что может резко увеличить относительное время реакции. От времени реакции во многом зависит остановочный путь автомобиля при экстренном торможении. Общее время, необходимое для остановки автомобиля, включает в себя время реакции водителя (с момента восприятия препятствия на дороге до начала торможения), время срабатывания привода тормозов (с момента нажатия на педаль тормоза до момента начала действия тормозов) и время действия полностью включенных тормозом (от начала торможения до остановки автомобиля [3; c. 55].
Время реакции водителя при управлении автомобилем непостоянно. Оно может изменяться под влиянием различных, причин: болезненного состояния или утомления, возраста, сосредоточенности, состояния опьянения и др. Установлено также, что в пределах одного часа после принятия даже незначительной дозы спиртного время реакции возрастает на 30–40 %. При увеличении времени реакции водителя скорость движения автомобиля должна быть снижена.
Несмотря на то, что между возникновением ДТП и психологическими особенностями водителя взаимозависимость, на первый взгляд, не очевидна, тем не менее она существует. Обращает на себя внимание и повторяемость ДТП и нарушений ПДД у одних и тех же водителей, при относительной благополучности условий движения. Естественно, что профессиональное обучение и тренировка еще не могут гарантировать 100 % отсутствие ДТП. Есть такие психологические особенности, которые «предрасполагают к аварийности», хотя и не являются фатальными. Значительная часть ДТП с самыми тяжелыми последствиями и смертельным исходом может происходить в хороших дорожных условиях, при достаточной видимости, свободной дороге и надежном автомобиле, на прямых участках дорог. Таким образом, факты повторности ДТП у определенной части водителей при относительной благополучности условий позволяют дать первый приблизительный ответ на поставленный вопрос: водитель совершает столько самых разнообразных отклонений от правильной езды, нередко ведущих к ДТП, потому, что его участие в процессе движения обуславливается совокупностью личностных характеристик и психологических закономерностей.
Поэтому каждая из причин ДТП, указываемых в настоящее время органами ГИБДД, на самом деле имеет «скрытую» область, не лежащую на поверхности явлений, требующую для выявления специального психологического исследования водительской деятельности.
Суть водительской деятельности заключается в сложном психологическом взаимодействии водителя и условий движения. Под условиями движения имеется в виду вся совокупность характеристик и параметров проезжей части дороги, придорожного пространства, дорожных знаков, указателей, сигналов светофора, видимости, обзорности, плотность и состав транспортного потока, дорожно-транспортные ситуации и пр., т. е. имеется в виду среда, в которой осуществляется управление транспортным средством [2; с. 123].
В связи с тем, что появляется все больше фактов, подтверждающих взаимосвязь между психофизиологическими характеристиками водителя и аварийностью на дорогах, становится актуальным вопрос о проведении исследования профессионально важных качеств всех кандидатов в водители. Очевидно, что здесь следует начать с подготовки водителей, т. е. проводить подобные исследования в автошколах на начальном этапе обучения. Диагностика психологических особенностей водителей с любой целью предполагает выявление характеристик низкого, среднего, хорошего и отличного уровня функционирования с учетом вида перевозок и надежности водителя.
Исследование можно проводить в форме тестирования, в котором возможно было бы зафиксировать основные показатели, такие как: скорость реакции, память, внимание, устойчивость к различным помехам и т. д. Почему это просто необходимо? Во-первых, тестирование позволит определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата. Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности профессионально-важных качеств. Это даст возможность проводить коррекционные мероприятия, с целью повышения уровня выраженности качеств, не соответствующих заявленным требованиям, а также менять программу обучения таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния. В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. На основании результатов исследования психофизиологических качеств кандидатов, принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, либо по отработке практических навыков вождения.
Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Повышение надежности водителя может достигаться посредством улучшения его профессионального обучения и тренировки навыков, что является одной из задач организации профессионального отбора и обучения.
Клебельсберг Д. Транспортная психология/ под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 1989.- 366с.
Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2005. — 271 с.
Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2002.- 224 с.
Источник