С радостью словообразовательный разбор

Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры

Содержание:

Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?

Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.

Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:

  • различать производные и непроизводные слова;
  • видеть производящую и производную основы;
  • уметь выделять морфемы;
  • знать способы словообразования.

Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.

Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.

К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.

Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.

Способы словообразования:

  1. морфологические:
    • приставочный,
    • суффиксальный,
    • приставочно-суффиксальный,
    • постфиксальный,
    • приставочно-постфиксальный,
    • суффиксально-постфиксальный,
    • бессуффиксальный,
    • сложение основ,
    • аббревиатура;

  2. неморфологические:
    • лексико-синтаксический,
    • лексико-семантический,
    • морфолого-синтаксический.

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Бессуффксальный

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Сложение основ

Аббревиатура

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

Приставочный

  • Лить – в-лить
  • глубокий – не-глубокий
  • Горячий – горяч-о
  • Переписать – перепис-к
  • Вокзал – при-вокзаль-н-ый
  • Гора – вз-горь-j
  • Поднять – поднять-ся
  • Считать – считать-ся
  • Рассказать – рассказ
  • Зеленый – зелень
  • Гулять – на-гулять-ся
  • Спать – вы-спать-ся
  • Женатый – жен-и-ть-ся
  • Резвый – резв-и-ть-ся
  • Стих, сложение – стихосложение
  • Много, этаж — многоэтажный
  • Центральный универсальным магазин – ЦУМ
  • Театр юного зрителя — ТЮЗ
  • Высоко, качественный – высококачественный
  • С ума сшедший — сумасшедший
  • Лук (овощ) – лук (оружие со стрелами) — омонимы
  • По’лки – полки’ (омографы)
  • Стекло (оконное) – стекло (на пол) – омоформы
  • Кот – код (омофоны)
Морфолого-синтаксический
(переход из одной части речи в другую)
  • Передняя (дверца) – в передней (никого не было)

План словообразовательного разбора (анализа)

Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.

Начальная форма слова:

  • существительное – ед.ч., Им.п.;
  • прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • глагол – неопределенная форма;
  • причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • местоимение – в зависимости от разряда
  • наречие, деепричастие – не изменяются.

Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.

Затем выполнить следующие действия:

  1. Указать часть речи
  2. Установить слово с производящей основой.
  3. Выделить основу в производящем слове.
  4. Выделить производную основу в разбираемом слове.
  5. Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
  6. Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
  7. Определить способ образования.
  • выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
  • при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.

Примеры словообразовательного анализа

Образец устного разбора

Подоконник существительное, в начальной форме.

  1. Производящей основой для слова подоконник является основа в слове окно (окн-)
  2. Основой производного слова является подоконник.
  3. Слово подоконникобразовано от слова окно с помощью присоединения приставки под- и суффикса -ник-.
  4. Способ образования: приставочно-суффиксальный.

Источник

Читайте также:  Странные чувства дотронься до меня
Оцените статью