С неудовлетворением потребностей связаны эмоции

Содержание
  1. Мурманской области
  2. Эмоции в жизни человека
  3. 16.1. Неудовлетворенные потребности и влечения и невротические расстройства личности
  4. Читайте также
  5. Невротические потребности отрицательно сказываются на браке
  6. 1.1.1. Невротические, соматоформные и поведенческие расстройства с соматическими проявлениями
  7. Невротические расстройства: вегетососудистая дистония
  8. Расстройства личности Когда что-то идет не так
  9. ПРИМЕР № 60 (продолжение). НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ
  10. 4.3. Нарциссические расстройства личности
  11. ОСНОВНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ
  12. 2.7. Вторичные потребности личности
  13. Особенности параноидного расстройства личности
  14. Особенности шизоидного расстройства личности
  15. Лечение антисоциального расстройства личности с сопутствующими расстройствами Оси I
  16. Особенности пограничного расстройства личности
  17. Расстройства личности
  18. Неудовлетворенные потребности

Мурманской области

Эмоции в жизни человека

22.04.2019 Обычная важность

Ф.И.Тютчев писал: «Живя, умей всё пережить: и печаль, и радость, и тревогу. »

Так ли это? А нельзя ли обойтись без эмоций?
И вообще, что такое эмоции, и какими они бывают? Полезны они или вредны?

Понятие эмоций.

От эмоций во многом зависит наше отношение к людям, событиям, оценка собственных действий и поступков. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние друг друга приводит к психологической несовместимости людей. Люди сумели разгадать загадку грома и молнии, проникли в микромир, вычислили расстояние до звезд, совершили множество открытий, но до сих пор не могут утверждать, что полностью постигли самих себя.
Вам, наверное, приходилось видеть ритуальный танец какого-нибудь племени древних воинов перед предстоящей схваткой с врагом или перед охотой. Боевая песня и танец, во время которого воспроизводились движения и жесты, призванные напугать и поразить противника, взбадривали воинов. Они вдохновляли их, прибавляли сил и отваги. Опыт подсказывал воинам, что песня и танец нужны также, как барабанный бой, боевой клич, устрашающая татуировка. Они создают нужное для победы эмоциональное состояние.
Но, если одни эмоции способствуют достижению цели, то другие могут мешать осуществлению желаний, делая человека пассивным, беспомощным, растерянным. Например, во время морских трагедий главной причиной гибели людей является чувство обреченности, ужас перед стихией, т.е. люди погибали от страха!

Что же представляют из себя эмоции? Слово “эмоция” происходит от латинского “emovere” , что означает “волновать”, “возбуждать”. Со временем значение этого слова изменилось и сейчас можно сказать, что эмоции — это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеру сигналы из внешней среды и внутренних органов. По другому определению эмоции — это реакции человека на внешние и внутренние раздражители, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей организма.
Оба определения имеют равное право на существование, потому что эмоции характеризуются чрезвычайно широким диапазоном разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, наслаждение и отвращение, гнев и страх, тоска и удовлетворенность, тревога и отчаяние — все это различные эмоциональные состояния.
Эмоции тесно связаны с мотивацией (влечением, побуждением). Мотивации рассматриваются как состояния организма, которые стимулируют человека активно искать или избегать те или иные раздражители, конкретные ситуации. Каждой мотивации способствуют определенные эмоции. Они условно делятся на простые и сложные.

Простые, элементарные эмоции возникают как результат обобщения испытываемых ощущений. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия на него, руководствуясь древним и универсальным критерием всего живого — стремлением выжить. Если надетые утром туфли оказались тесны и растерли вам ногу, вы испытываете боль и стремитесь снять их, как только представится возможность. Если у вас разболелся зуб, вы принимаете обезболивающее лекарство или спешите к врачу. Пример элементарных и крайне неприятных эмоций – те, которые сопровождают боль. К ним также могут быть отнесены эмоциональные состояния, возникающие под влиянием голода, жажды, опасности, сексуальных желаний и т.п.
Человеку элементарные эмоции свойственны с раннего детства. По сути дела, первый плач ребенка можно рассматривать как начало его эмоциональной жизни. Кроме плача и крика, с пятой недели у малыша появляется улыбка — мимическая реакция, указывающая, что ему приятно. Если в течении первого года жизни ребенку свойственны лишь простые эмоции, то в дальнейшем его эмоциональные реакции приобретают взаимосвязь с нормами социального поведения. Повышается устойчивость и сила эмоций, характер их усложняется.

Со временем происходит формирование свойственных только человеку сложных, высших эмоций или чувств.
Чувства условно делятся на этические, интеллектуальные и эстетические.
Этические чувства формируются у человека в процессе воспитания. К ним относятся чувство долга, товарищества, дружбы, раскаяния и т.д.
Интеллектуальные чувства можно рассматривать как двигатель прогресса общества. Тяга к знаниям, желание познать как можно больше, раскрыть еще не разгаданные тайны жизни и неорганического мира свойственны людям. “Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня”, — говорил Валерий Брюсов.
Эстетические чувства занимают особое место. В их основе лежит способность к восприятию гармонии и красоты.
Все многоцветье эмоций психологи, кроме того, делят на настроения, страсти и аффекты.
Настроение — эмоциональное состояние, которое обычно не бывает чрезмерно ярким, но зато характеризуется относительной устойчивостью.
Страсть — сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека.
Аффекты — обычно кратковременные, но предельно яркие, бурные эмоциональные вспышки (восторг, гнев, ярость, ужас), состояния эмоционального возбуждения высшей степени.
И. Кант сравнивал аффект с водой, прорвавшей плотину, тогда как страсть, по его мнению, действует как поток, который все глубже и глубже прокапывает свое ложе.

Читайте также:  Как начать правильно худеть без стресса для организма

Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Недаром немецкий писатель Г. Лихтенберг заметил, что “самая занимательная для нас поверхность на Земле — это человеческое лицо”. Именно на лице другого человека прочитываем мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Из каких же элементов складывается “язык эмоций”, как он усваивается человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследования. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот.

На точность определения эмоций по внешним проявлениям влияет состояние того, кто оценивает. Обнаружилось, что люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены. Важно отметить, что люди различаются по тонкости опознания эмоций. Был проведен эксперимент, в процессе которого испытуемых просили назвать чувство, которое переживает человек на фотографии. Те, кто умели особенно тонко “читать” лица, рассматривая фотографию, уподобляли свою собственную мимику выражению лица изображенного. Они старались как бы стать на место другого, почувствовать то же, что и он. Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название ЭМПАТИЯ. По словам американского психолога Карла Роджерса, “быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения “как будто”. Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким”.

Примечательно, что великий Леонардо да Винчи в своем “Трактате о живописи” рекомендовал художникам всегда иметь при себе альбом для графических набросков встречающихся интересных лиц людей; при этом он советовал обращать внимание на их эмоциональные переживания – радость, печаль и т.д. и накапливать таким путем наглядный материал о человеческом лице, о человеческой мимике, который в дальнейшем может быть полезен при написании больших полотен. Сам Леонардо да Винчи очень внимательно изучал мимику, жесты и другие выразительные движения человека. Вероятно, все это каким-то образом повлияло на создание такого великого шедевра искусства — портрета Монны Лизы (Джоконды), улыбка которой и поныне восхищает и заставляет спорить и задуматься.

Попробуйте сами передать мимикой и движениями тела любую эмоцию (страх, ревность, удивление . ) и вы увидите, что это совсем нелегко сделать. Но, учась передавать эмоциональное состояние, мы легче сможем понять другого человека!

Источник

16.1. Неудовлетворенные потребности и влечения и невротические расстройства личности

16.1. Неудовлетворенные потребности и влечения и невротические расстройства личности

Часто неудовлетворение потребностей, влечений и желаний вызывает у человека сильное психическое напряжение. В этом случае для уменьшения его и снятия излишнего потребностного возбуждения человек использует ряд физиологических и психологических защитных механизмов саморегуляции. Одним из первых обозначил некоторые из этих механизмов З. Фрейд. Он говорил о вытеснении, проекции, регрессии поведения и о сублимации.

Вытеснение представляет собой процесс «изгнания» из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, переживаний, которые все равно продолжают оказывать влияние на его поведение, переживаясь в форме тревоги, страха и т. п.

Проекция — осознанное или бессознательное перенесение субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; она осуществляется под влиянием доминирующих потребностей и ценностей индивида. Защитная проекция по 3. Фрейду — это неосознаваемый механизм, с помощью которого чувства и побуждения, неприемлемые для человека, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие мира.

Регрессия поведения характеризуется возвращением к ранним, связанным с детством типам поведения, переходом на предшествующие, более примитивные уровни психического развития и использованием успешных в прошлом способов реагирования, чтобы пережить удовлетворение, чувство удовольствия.

Сублимация — снятие напряжения в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества, например переключение энергии полового влечения на процесс творчества и другие действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной общественной моралью.

Эти механизмы (кроме, пожалуй, второго) могут использоваться и при возникновении мотивационного напряжения, связанного с неудовлетворением потребностей и влечений.

В последующие годы состав способов саморегуляции потребностного возбуждения, его «разрядки» был значительно расширен (Г. Фримен [G. Freeman, 1948]; А. А. Крауклис, 1963; Д. В. Колесов, 1991 и др.). При этом используются различные каналы разрядки: двигательный, речемыслительный, вегетативный.

С использованием двигательного канала связаны такие способы разрядки, как длительная ходьба, бытовые двигательные действия, физические упражнения, т. е. переключение на деятельность по реализации другой мотивационной установки, другой потребности. При этом замещающая деятельность может выполняться субъектом с удвоенной энергией.

Менее эффективны такие способы двигательной разрядки потребностного возбуждения, отражающего досаду, злость из-за постигшей неудачи, как топание ногой, удары кулаком по столу, хлопанье дверью и т. п.

Читайте также:  Когда у рыб нет настроения

Речемыслительный канал разрядки задействован в таких способах, как фантазирование, проигрывание в уме желаемой ситуации с мнимым достижением цели, приносящим человеку удовлетворение и переживание положительных эмоций. Сюда же можно отнести и сознательное изменение значимости недостигнутой цели; субъект начинает убеждать себя в том, что «не так уж мне этого хотелось», «есть вещи и поважнее», «не так уж это было мне нужно» и т. п. Кроме того, может использоваться дискуссия «про себя» с сопровождающими эмоциональными переживаниями, как компенсация того, чего не удалось достигнуть в реальном споре с оппонентом. Наконец, как неадекватный и малоэффективный способ разрядки через речемыслительный канал может использоваться ругань.

Однако такое «выпускание пара» не может продолжаться долго и не решает главную проблему— удовлетворение потребности и реализацию намерения (мотива). Следствием этого является невроз.

Нервно-психические расстройства, объединяемые под названием неврозы, вызываются различными психотравмирующими факторами, в том числе и препятствиями в удовлетворении потребностей, влечений, желаний человека. Клинически выделяют три основные формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психо-травмирующих факторах. Для человека с неврастенией характерны легкая возбудимость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоций, неустойчивое, часто пониженное, настроение. Изменяется и вегетативная сфера вследствие разнообразных нарушений нервной системы. Нарушается сон, в некоторых случаях появляются тревога или страх.

Истерия разнообразна по формам своего проявления. Наиболее часты двигательные расстройства (нарушения координации движений, параличи), расстройства болевой чувствительности, сенсорики (истерическая слепота, глухота), речи.

Невроз навязчивых состояний проявляется в раздражительности, повышенной утомляемости, нарушении сна, вегетативных расстройствах, но характерным является наличие у человека навязчивых идей, часто в виде фобий.

Все эти формы невроза являются результатом внутренних конфликтов, возникающих у людей по разным поводам.

Неврастенический конфликт представляет собой противоречие между стремлением личности, при завышенных к себе требованиях, и ее возможностями. К неврастении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянии их достаточно адекватно удовлетворять. Они отличаются большой ответственностью, различные правила воспринимаются ими догматично, без учета ситуации, пересматриваются с большим трудом при столкновении с реальной действительностью; мучительно переносят неясность ситуации, неизвестность.

Истерический конфликт возникает из-за чрезмерно завышенных претензий личности, требования к другим при этом превышают требования к себе. Желание выделяться, удовлетворять свои прихоти сочетается с недооценкой или полным игнорированием реальных условий и требований окружающих.

Психастенический конфликт обусловлен противоречивыми потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом резкое усиление нервно-психического напряжения наблюдается при доминировании одной потребности (влечения), но продолжающемся противодействии другой.

К неврозу иной раз приводит и жизнь без определенных целей.

Среди теорий, объясняющих возникновение невроза, следует остановиться на учении З. Фрейда. С его точки зрения, движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения: сексуальное и агрессивное. Поскольку удовлетворение этих влечений (желаний) наталкивается на препятствия со стороны окружающих, они вытесняются, образуя область бессознательного.

Эти первоначальные представления были затем развиты З. Фрейдом в учении о структуре личности, которая, согласно ему, состоит из «Оно» («Ид»), «Я» («Эго») и «Сверх-Я» («Супер-эго»). «Оно» является источником энергии побуждений и составляет биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, которое блокируется «Сверх-Я» — «цензорным» компонентом личности, совестью. «Сверх-Я» складывается из интериоризованных в ходе социализации индивида социальных нормативов и ценностей. «Цензура» сознания подавляет энергию бессознательных влечений, которая прорывается обходными путями в виде невротических симптомов, сновидений и т. п.

«Эго» выступает у З. Фрейда в роли посредника между «Оно» и «Сверх-Я». «Эго» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения. Но поскольку требования к «Эго» со стороны «Оно» и «Сверх-Я» несовместимы, возникает внутренний конфликт, психоэмоциональное напряжение, от которого индивид спасается с помощью защитных механизмов: вытеснения, проекции, регрессии, сублимации.

При недостаточной выработке мер защиты, пишет 3. Фрейд, возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителям противоположного пола (комплекс Эдипа или Электры).

Положения З. Фрейда о решающей роли полового влечения и ранних детских переживаний в мотивации поведения и в возникновении неврозов вызвали критику большинства психологов, в том числе и среди учеников 3. Фрейда. В связи с этим возникло новое направление в психоанализе — неофрейдизм, представители которого пытались «исправить» Фрейда.

Так, Карен Хорни (1997) считает, что за невротическое развитие личности отвечает вся совокупность детских переживаний, а не только ограниченное их число, в основном — сексуальные переживания, как это имеет место у З. Фрейда. Невротические личности появляются оттого, пишет К. Хорни, что в детстве человек чувствовал отчуждение в семье и среди сверстников, т. е. не удовлетворялись его потребности в общении, любви, дружбе, внимании окружающих. Это порождает тревогу и создает благоприятные условия для развития особой структуры характера, из-за которого и проистекают в дальнейшем трудности.

К. Хорни выступает против представлений З. Фрейда о неизменяемости человека после пяти лет и о рассмотрении всех дальнейших реакций и переживаний человека только как воспроизведения вытесненных в детстве желаний и страхов. Они не подвергаются, по Фрейду, влиянию со стороны приобретаемого человеком опыта и рассматриваются им как застывшие в бессознательном привязанности и образцы поведения человека. К. Хорни считает, что глубинное переживание ранних детских впечатлений не исключает их последующего развития. Прошлое, пишет она, всегда содержится в настоящем, но не в виде его воспроизведения, а в виде его развития. В процессе развития никогда не возникает простых повторений или регрессии к предыдущим стадиям. Согласно К. Хорни, ранние переживания глубоко влияют на нас не потому, что создают фиксации, заставляющие человека воспроизводить примитивные, недоразвитые формы реакций и поведения, а потому, что обусловливают наше отношение к окружающему миру. Последующие переживания тоже влияют на наше отношение к миру, и оно выливается в способы защиты и черты характера взрослого человека. Характер человека — продукт всех предыдущих взаимодействий его психики и окружающей среды.

Читайте также:  Отреагирование негативных эмоций это

Мотивационный (потребностный) подход к возникновению неврозов развивает и А. Маслоу (1998), но у него ведущими причинами являются: неудовлетворение потребности в сохранении жизни и в безопасности, в самоуважении и в сопричастности, в любви, уважении и признании. А. Маслоу пишет, что невроз по самой своей сути и с самого начала является «болезнью обездоленных», его порождает неудовлетворенность, связанная с потребностями, с недостаточностью. Удовлетворение этих основных потребностей дает возможность перейти к удовлетворению потребности в самоактуализации, связанной с творчеством, реализацией своих возможностей. Неудовлетворение этой потребности тоже приводит к неврозу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Невротические потребности отрицательно сказываются на браке

Невротические потребности отрицательно сказываются на браке Не нужно быть невротиком, чтобы иметь невротические оттенки в личности. Можно не страдать сильным неврозом и тем не менее своим вынужденным поведением причи­нять ущерб любви.У всех нас возникают привычки,

1.1.1. Невротические, соматоформные и поведенческие расстройства с соматическими проявлениями

1.1.1. Невротические, соматоформные и поведенческие расстройства с соматическими проявлениями Определения и классификацияI. Невротическое расстройство является психогенным (то есть возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений пациента),

Невротические расстройства: вегетососудистая дистония

Невротические расстройства: вегетососудистая дистония Разобщенность врачей психиатрических и непсихиатрических специальностей, равно как и общая недооценка значимости психосоматической проблематики, – факт печальный, приводящий ко множеству самых разнообразных

Расстройства личности Когда что-то идет не так

Расстройства личности Когда что-то идет не так Личностные расстройства (или психопатии) – это устойчивые паттерны поведения, не согласующиеся с общественными и культурными нормами. Эти негибкие и безусловные модели проявляются в подростковый период либо на этапе

ПРИМЕР № 60 (продолжение). НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ

ПРИМЕР № 60 (продолжение). НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НАПРЯЖЕННОСТИ Если посмотреть на невротическую симптоматику как на проявление напряженности, вызывающее ту же напряженность, как на страдание по поводу собственного страдания,

4.3. Нарциссические расстройства личности

4.3. Нарциссические расстройства личности В теории нарциссизма (Kohut, 1971) и в психологии самости (Kohut, 1977) нарциссическим расстройствам личности отводится место между психозами и пограничными расстройствами. Структурные и динамические особенности этой группы пациентов

ОСНОВНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

ОСНОВНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ Пациенты с самым настоящим маниакально-депрессивным расстройством могут иметь пограничную личностную организацию как стабильный характерологический фон, на котором возникают циклические эпизоды аффективного

2.7. Вторичные потребности личности

2.7. Вторичные потребности личности Данное мною определение позволяет говорить не только о базовых, фундаментальных (первичных) потребностях человека, но и о вторичных — о потребностях в знаниях, определенных средствах, умениях (П. В. Симонов), называемых А. Пьероном и К.

Особенности параноидного расстройства личности

Особенности параноидного расстройства личности Рассматривая диагностические критерии, представленные в табл. 6.1, можно заметить, что люди с ПРЛ характеризуются постоянной нереалистичной тенденцией интерпретировать намерения и действия других как унижающие или

Особенности шизоидного расстройства личности

Особенности шизоидного расстройства личности Неудивительно, что люди с шизоидным расстройством личности считают себя скорее наблюдателями, чем участниками жизни. Они рассматривают себя как самодостаточных одиночек. Окружающие часто рассматривают их как унылых,

Лечение антисоциального расстройства личности с сопутствующими расстройствами Оси I

Лечение антисоциального расстройства личности с сопутствующими расстройствами Оси I Общие соображения Некоторые расстройства Оси I по DSM-III-R могут проявляться наряду с АРЛ, усложняя точность диагностики и лечебные вмешательства. Наиболее частые из них — алкоголизм и

Особенности пограничного расстройства личности

Особенности пограничного расстройства личности В DSM-III-R (АРА, 1987, р. 346–347) ПРЛ определено как устойчивый паттерн восприятия, отношения и мышления (объектом которых могут выступать окружающая среда и сам человек), в котором имеются проблемы в различных областях, включая

Расстройства личности

Расстройства личности Определенный спектр человеческих страданий выходит за рамки просто невротических – это так называемые «личностные нарушения». Невротическая личность отдает себе отчет в своих страданиях, нередко винит себя в неспособности освободиться от

Неудовлетворенные потребности

Неудовлетворенные потребности Те, кто вырос в дисфункциональной семье, часто говорят о постоянной неуверенности в семейных отношениях и странном чувстве душевной пустоты. Они не ощущают близости и поддержки в созданной ими семье, к которым стремится каждая душа (более

Источник

Оцените статью