С какого возраста чувствует ребенок

С какого возраста чувствует ребенок

В период вынашивания ребенка между матерью и плодом устанавливается тесный контакт, который осуществляется в основном через пуповину. Уже во втором триместре ребенок выпивает по подсчетам от 15 до 40 мл амниотической жидкости, запах которой схож с запахом секрета, выделяемого ареолами молочной железы. Такое питание подготавливает ребенка к дальнейшему грудному вскармливанию. Таким образом, ребенок учиться буквально по запаху узнавать свою настоящую мать. Конечно, малыш чувствует биоритмы матери, ее эмоции и переживания, биение ее сердца. После того, как ребенок выходит из утробы и теряет последнюю связь с матерью в момент обрезания пуповины, наступает «кризис рождения». Малыш вступает в совершенно новый мир.

На смену водной среде приходит воздушная, не такая теплая и влажная. На маленький организм начинает действовать сила тяжести и обрушивается большое количество антигенов — бактерий, вирусов, грибков. Новорожденный испытывает воздействия сразу множества раздражителей: звуков, света, прикосновения и многих других, которые не тревожили его в утробе. Все это — огромный стресс для ребенка, и чтобы сгладить его, необходимо сделать переход из одной среды в другую наиболее плавным. Это достигается за счет материнского тепла, запаха, голоса, прикосновений и, конечно, грудного вскармливания.

Связь ребенка с матерью в первые часы после рождения

Первые часы после появления ребенка на свет — один из самых важных периодов в становлении связи между матерью и ребенком. Специалисты установили прямую параллель между тем, насколько часто плачет младенец и тем, сколько времени мать проводила с ним в первые часы после рождения. Слабый контакт между матерью и ребенком может обернуться в дальнейшем психологическими проблемами в развитии малыша и отсутствии привязанности к маме. Прикосновение к матери для ребенка необходимо не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Телесный контакт помогает новорожденному регулировать температуру собственного тела, количество выделяемых гормонов и ферментов и все обменные процессы в целом. Связь устанавливается уже в первые минуты после рождения. Когда ребенка кладут на живот матери, у него включается безусловный рефлекс, он находит сосок и дает начало периоду лактации.

Однако поддержание тесной связи с новорожденным важно не только ему, но и самой матери. Специалисты сделали вывод, что плач ребенка и количество контактов с ним также влияют на процесс образования молока. Кроме того, первые 30 минут контакта сразу после рождения включают материнский инстинкт, в той или иной степени заложенный в каждой женщине. Формированию прочной связи между матерью и ребенком способствует тот факт, что оба они находятся в состоянии сильного эмоционального всплеска. Ребенок — из-за перехода в другую среду и потери физиологической связи с матерью. Мать — из-за потери связи с ребенком и чувства эйфории, радости по причине того, что малыш появился на свет. Чувствуя в унисон, мама и ее малыш объединяются под воздействием сильных эмоций.

Связь мамы с ребенком во время грудного вскармливания

Грудное вскармливание является очень важным аспектом в процессе нормального психологического развития ребенка потому, что это — своеобразная форма общения. В этот момент грудничок чувствует знакомый запах родного человека, биение сердца мамы, ее дыхание, слышит голос, ощущает нежные прикосновения и чувствует себя полностью защищенным. Поэтому так важно в процессе кормления разговаривать с ребенком, поглаживать его, прижимать к себе.

Связь мамы с ребенком во время кормления сцеженным молоком

Бывают ситуации, когда ребенок самостоятельно отказывается от груди. Многие мамы испытывают из-за этого некое чувство вины, подвергая себя стрессу и психологическим переживаниям. Важно помнить, что в такой ситуации мать вовсе не виновата. В таком случае приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком. Конечно, вся польза вскармливания все равно имеет место, и при этом младенец получает необходимые ему вещества и защитные агенты, укрепляет свой иммунитет. Но связь с мамой, присутствующая в момент кормления грудью, пропадает, если бутылочку малышу дает папа, бабушка или няня, а это наблюдается довольно часто.

Стоит не забывать и о том, что со временем процесс кормления завершается уже быстрее, и если новорожденный ребенок кормится в течение 30-40 минут, то к трем месяцам ему достаточно уже 15-20 минут. А кормление из бутылочки может занять и того меньше — всего 10 минут. К тому же контакт получается не таким прочным, если ребенка кормят, не вынимая из кроватки. Чтобы не терять связи, маме необходимо как можно чаще самостоятельно кормить ребенка сцеженным молоком, при этом брать его на руки, как и при грудном кормлении, прикасаться и разговаривать. Всегда помните о том, что процесс кормления несет на себе функцию общения примерно в той же степени, что и питательную, поэтому не пренебрегайте им, чтобы иметь со своим ребенком прочный контакт.

Связь мамы и ребенка при искусственном вскармливании

Если вскармливание собственным молоком по каким-либо причинам стало невозможным, задача мамы опять же сводится к тому, чтобы не потерять связь с ребенком, появившуюся еще в период беременности. Несомненно, важную роль играет подбор подходящей по составу питательной смеси, в этом вам поможет педиатр, и мы частично касались этого вопроса в предыдущих статьях, рассматривая, чем нужно кормить детей, имеющих проблемы с пищеварением.

Однако если грудного вскармливания не было вовсе, это может послужить причиной тотально дефицита материнского внимания. Во избежание этого мать должна кормить ребенка из бутылочки самостоятельно, поглаживая его, и глядя малышу в глаза. Важно, чтобы ручки ребенка оставались свободными, и он мог самостоятельно прикасаться к матери. Не забывайте о том, что кормление из бутылочки занимает куда меньше времени, чем грудью, поэтому после того, как ребенок поел, его нужно некоторое время подержать на руках. Это важно для соблюдения неких временных норм при поддержании связи.

Таким образом, кормление — акт общения между мамой и малышом, который влияет на дальнейшее развитие родительско-детских отношений, гармоничного развития личности ребенка.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Любит ли вас младенец?

Новорожденный ребенок – это настоящая terra incognita, целый материк чувств и смыслов. который пока скрыт от вас. Вы полюбили его задолго до той минуты, когда он появился на свет. Его рождение захлестывает вас такой волной счастливого восторга, что вопрос «а любит ли меня ребенок» в первый момент остается за бортом.

Читайте также:  Как избавится от напряжения стресс

Кажется, что он просто обязан испытывать те же чувства… или не обязан?

Вы родили скандалиста!

Первые эмоции, которые демонстрирует новорожденный – сплошь негативные. Он голоден – он плачет. Ему холодно – он кричит. Ему неудобно – не сомневайтесь, он найдет способ выразить свое недовольство. По сути, такая скандальность – естественный механизм выживания малыша. Однако даже неопытная мама быстро учится различать в плаче целый спектр чувств: протест, недовольство, жалобу, просьбу. Очень скоро она уже отличает сигнал о мокрых пеленках от просьбы уложить поскорее спать.

” Между мамой и ребенком устанавливается настоящий эмоциональный контакт, когда чувства одного тут же улавливаются и воспринимаются другим.

Для ребенка это не просто удовлетворение насущных потребностей, но настоящая школа эмоций; он учится оперировать ими, ощущая, что от его усилий есть отдача. Уже очень скоро он не только сообщает о своем нынешнем состоянии «в пространство», но обращается к конкретному человеку – маме, пытаясь привлечь ее внимание. Однако маме, безусловно, хочется большего – взаимной любви и привязанности. Подождите несколько недель!

«От улыбки станет всем светлей…»

Нравится нам это или нет, но позитивные эмоции младенца имеют социальную природу. То есть он может быть сыт, сух, находиться в тепле, но не станет вас за это благодарить и сообщать, что он счастлив и всем доволен. Только общение может побудить его выражать свои теплые чувства. Обычно счастливые мамы и папы дожидаются первых позитивных эмоций младенца около месяца. И вот она, долгожданная награда – первая улыбка!

Сперва малыш улыбается, «отражая» выражение лица взрослого, но очень скоро он начинает узнавать маму и улыбается ей гораздо эмоциональней, чем остальным.

Ребенок спешит проявить радость от контакта, даже если мама устала или чем-то озабочена, словом – сама совсем не улыбается.

В 3-4 месяца проявляется «комплекс оживления». Ребенок испытывает положительные эмоции от контакта с группой близких людей, причем не только от самого контакта (когда его кормят, гладят, целуют, играют), но уже от его ожидания. Только заслышав голос мамы, папы или бабушки, малыш оживляется, начинает гулить, двигать ручками и ножками, улыбаться. С одной стороны, он учится привлекать к себе внимание при помощи положительных, а не только отрицательных эмоций. С другой стороны – это его первая ответная реакция на ваши действия, а не только на внешние неудобства. Приятно, не правда ли?

Океан любви

К тому времени, как малышу исполнится полгода, он начинает испытывать и осознанно проявлять свои чувства по отношению к окружающим. Он перестает радоваться всем подряд и выделяет круг знакомых лиц. К людям, которые ежедневно занимаются с ним, начинает формироваться привязанность, а к незнакомцам (гостям, или, например, врачу) кроха начинает относиться с подозрением и недоверием.

Конечно, это еще не осознанная любовь, в том смысле, в котором мы обычно употребляем это слово, но это уже ее основа. И хотя кажется, что в этом нежном возрасте малыш еще мало что понимает и все быстро забудет, важно проявлять свою любовь, принятие и уважение как можно более полно и открыто: вы не просто выражаете свои чувства к малышу, но учите его любить себя и окружающих.

О том, насколько успешно проходит это воспитание чувств, можно судить по интенсивности проявления сопереживания.

Для малыша до года – это наиболее сложное чувство, ведь его вызывают обстоятельства, не имеющие к нему непосредственного отношения. Если ваш ребенок расстроился, увидев огорченную маму – поздравляем, вы воспитали чуткого и восприимчивого малыша!

Удивительный мир

Эмоции полугодовалого малыша, в отличие от младенца, уже не просто имеют знак «+» или «-». Они носят дифференцированный характер – ребенок учится выражать гнев, печаль, удивление, восторг… Научиться этому он может только от родителей, чье эмоциональное поведение старательно копирует. В незнакомой или непривычной ситуации он первым делом смотрит на маму – только она служит его эмоциональным ориентиром. Если он не видит на ее лице отрицательных эмоций, то и сам не воспринимает произошедшее как нечто опасное, неприятное или тревожное.

Пугливые дети, «маленькие бояки» — это, чаще всего, дети тревожных мам, на лице которых появляется испуг от падения ребенка, его контакта с землей, цветами, насекомыми, кошками, собаками…

Не менее важная эмоция – удивление. Ее появление свидетельствует о начале этапа познания. Цепочка удивление – любопытство – радость сопровождает расширение границ мира ребенка. Завершается первый этап эмоционального взросления, активное взаимодействие с предметным миром начинает новый этап – интенсивного интеллектуального развития.

Источник

Как видит и чувствует мир ребенок до года

Как развивается у новорожденного зрение, вкусовые и тактильные ощущения? Что важно для его комфорта и развития в первые недели и месяцы жизни?

Малыш родился на свет. Как он видит, слышит и чувствует? Как развивается с возрастом его зрение, вкусовые и тактильные ощущения? А главное — что важно для его комфорта и развития в первые недели и месяцы жизни? Расскажем в нашей статье.

Что чувствует новорожденный

Едва родившись, ребенок испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Резкое изменение температуры с привычных 37 градусов до 22–25. Гравитационный удар — ведь раньше он жил в амниотических водах и не чувствовал своего веса. Его нежная кожа впервые ощущает шероховатые и твердые поверхности — до сих пор он касался только мягких слизистых оболочек. Он слышит резкие громкие звуки — прежде все они были приглушены и доходили к малышу через ткани материнского организма. Зато он впервые не слышит успокаивающего биения сердца своей мамы и побулькиваний ее кишечника. Он впервые видит яркий свет, который кажется ему ослепляющим, — до рождения кроха сидел в полумраке утробы. А еще теперь малыш может делать размашистые движения — прежде он был нежно спеленут стенками матки. Также ребенок дышит сам, ему приходится самостоятельно есть и трудиться для этого, его кишечник начинает работать… В общем, родившегося человека ожидает масса сюрпризов.

Как смягчить ему переход в новый мир? Прежде всего, помните: природа дала ребенку огромный запас прочности, чтобы он спокойно приспосабливался к жизни «снаружи». Но можно сделать, чтобы детка чувствовал себя в безопасности и лучше развивался. , медики давно признали, что выкладывание родившегося малыша на живот маме очень полезно и для ребенка, и для мамы, которая получает сигнал «роды прошли успешно». А , после родов чаще носите малыша на руках, укладывайте его спать на своей груди или животе, чтобы он чувствовал привычное тепло, запах и звуки вашего сердца. Разговаривайте с ним негромко, пойте песенки, которые пели еще до рождения. Многим новорожденным приятно быть легко спеленутыми — не свитыми «полешком», а мягко завернутыми в теплую ткань, как в кокон. Для этого подойдет тонкий вязаный платок или слинг. До рождения малыши упираются головкой в тазовые кости, поэтому после рождения многим детям тоже нравится ощущение, когда головка во упирается, так они лучше засыпают.

Читайте также:  Чувство ответственности за свое поведение 7 букв ответ

Диспансерное наблюдение ребенка до года

Какие специалисты должны осматривать малыша, какие исследования необходимо пройти и в каком возрасте, а главное — с какой целью.

Первый месяц жизни

Зрение

На кроху буквально обрушиваются зрительные стимулы, и зрение начинает быстро развиваться. Но в первые недели малыш видит только крупные предметы поблизости от себя. Природа будто оберегает его от избытка впечатлений и помогает выделить из огромного многообразия мира самое главное: лицо мамы или того человека, который постоянно заботится о нем. Так что окружающее пространство в глазах ребенка словно покрыто сероватым туманом, из которого иногда проступает мамино лицо, похожее на смайлик: овал, глаза и рот. Малыш еще не различает цвета. Также считается, что он видит все вокруг перевернутым — но пока это совершенно неважно для него. Уже со второй недели жизни кроха может ненадолго фиксировать взгляд на лице взрослого или яркой игрушке. Не перегружайте его зрительными стимулами в это время, просто чаще берите его на ручки.

Орган слуха настраивается весь первый месяц. Сначала малыш может не реагировать на шум, но уже к концу первого месяца он замирает в ответ на громкие звуки, прислушивается к голосу папы или мамы, своему имени или просто приятной музыке. Разговаривайте с деткой, ясно и медленно произносите слова, растягивайте звуки.

Вкус и запах

В животике мамы ребенок уже различал вкус, и если мама ела пряную пищу, чеснок, тропические фрукты, малыш это чувствовал. Когда мама ест те же самые продукты после его рождения, они дают привкус молоку, и кроха может с удовольствием пить его. Хотя многие малыши отказываются от молока с резким привкусом, и маме на всякий случай стоит аккуратно вводить в свой рацион продукты со специфическим вкусом. Запах мамы очень важен для деток в этом возрасте. Они успокаиваются на руках у мамы или рядом с нею в кровати.

Тактильные ощущения

Малыши чувствуют тепло, холод и боль, а еще — интенсивный телесный контакт: поглаживание, ношение на руках. Такой контакт успокаивает детей, способствует образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие. Так что ношение на руках жизненно необходимо ребенку. В первые недели жизни малыш «ощупывает» мир с помощью рта: тактильные ощущения сильнее всего проявляются на губах и языке. Пальчики присоединятся позже.

Эмоции

Сразу после рождения кроха улыбается неосознанно в ответ на приятные ощущения. Ему тепло, сухо, он сыт — и губки растягиваются в улыбку, которая не обращена ни к кому конкретно.

Звуки, речь

В первый месяц жизни малыш только плачет и кряхтит. Других звуков от новорожденного вы не услышите.

От месяца до трех

Зрение

На месяце жизни ребенок видит лицо мамы гораздо четче. К тому же теперь он различает лица даже на фотографиях и интересуется ими. Еще он начинает различать мамин силуэт. В два месяца видит размыто предметы вдалеке — на расстоянии 2–3 метров от него. Теперь он может подолгу фиксировать взгляд на игрушках, своих пальчиках, мамином лице. У малыша появляется бинокулярная фиксация взора: он видит предмет сразу двумя глазами. Движения глаз к третьему месяцу становятся координированными, исчезает эпизодическое «косоглазие» (если нет — обратитесь к врачу). Размещайте игрушки и крупные яркие картинки на расстоянии 40–50 см от глаз малыша.

Ребенок слышит больше звуков, придает им значение. По мимике месячного малыша можно понять, услышал ли он шум. На третьем месяце ребенок обязательно повернет глазки в сторону источника звука. Говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте ему об окружающих предметах с разными интонациями.

Вкус и запах

Дети на грудном вскармливании знакомятся с разными вкусами по материнскому молоку: когда мама съедает необычный продукт, крохе «перепадает» немного новых вкусовых ощущений. У малышей на искусственном вскармливании такой возможности нет, ведь смесь всегда одинакова. Но с началом прикорма они наверстают свои знания о мире вкусов. Для детей важен мамин запах. Маленький секрет: оставьте рядом со спящим малышом свою футболку, которую вы носили до этого, и он будет спокоен.

Тактильные ощущения

Ребенок продолжает ощупывать мир ртом: главным образом тактильная информация поступает через губы и язык. Но он уже начинает использовать кончики пальцев, которыми затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания. Правда, координация движений еще не позволяет малышу как следует ощупать предмет пальцами или донести его до рта, которым можно изучить каждый пупырышек и ворсинку, но скоро и это случится. А пока вы можете вкладывать в ручку крохи разные предметы, гладить его ладошкой разные поверхности.

Эмоции

Ребенок активнее прислушивается к речи мамы или папы. Он ведет себя активнее, если речь ускоряется, а монотонный, медленный разговор его успокаивает. Интонация тоже важна: ласковое обращение радует кроху, а резкие и грубые слова вызывают плач. Малыш учится узнавать маму и папу. Он запоминает, что их появление всегда вызывает приятные чувства: тебя накормят, переоденут и возьмут на ручки. Поэтому появление мамы или папы начинает вызывать улыбку, и эта улыбка уже точно обращена ко взрослым. Обычно это случается в 6–8 недель, но «неврологическая норма» размыта — от 5 до 12 недель. Улыбка — это первое средство общения крохи. Так он показывает, что ему хорошо и интересно жить с вами. В возрасте от полутора до четырех месяцев к улыбке добавляется «комплекс оживления»: малыш не только улыбается близкому человеку, но и начинает махать ручками и ножками, произносить разные звуки.

Звуки и речь

В начале второго месяца младенец начинает пробовать свой голос и произносит гласные звуки, это называют «агуканьем». Малыш может долго следить за звуками, а потом пытаться их повторить. Постепенно он начинает использовать звуки для общения — в ответ на появление взрослого или при рассматривании игрушек. Ближе к двум месяцам в звуках появляются согласные, малыш начинает «гулить», произнося забавные «гы», «кхы», «гу». Повторяйте за малышом эти звуки «для поддержания беседы», разговаривайте с ним, рассказывайте ему стихи, ясно и медленно проговаривая слова: детишки любят следить за ртом и мимикой взрослого и слушать обращенную к ним речь, это важно для развития их собственных эмоций и речи.

От трех до шести

Зрение

В три месяца малыш видит лица достаточно четко, а свои ручки и пальчики различает отлично и с удовольствием подносит их к глазкам и ротику. В четыре месяца отдаленные предметы становятся все более четкими. К этому времени ребенок начинает различать цвета. Можно развесить картинки с цветными рисунками и простыми геометрическими узорами возле его кроватки или над столиком, где вы переодеваете малыша.

К концу третьего месяца малыш уже точно узнает мамин голос, начинает поворачивать голову в сторону шума. Он разделяет звуки на любимые и нет: некоторые звуки могут вызывать смех, другие — плач. Но увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Разговаривайте с малышом, ставьте ему спокойные музыкальные композиции.

Вкус и запах

До введения педприкорма в этой сфере мало что меняется. Но после трех месяцев детка учится тянуть в рот руки, игрушки и с удовольствием жует все подряд, так что представления о вкусе у него расширяются. Мойте игрушки чаще, ведь вкус и запах пыли или грязи — это не то, с чем стоит знакомить ребенка.

Тактильные ощущения

В трехмесячном возрасте дети «находят» свои ручки, и с этого момента начинается развитие мелкой моторики. Появляется игра: донести ручки до рта, схватить игрушку и тоже донести ее до рта, ведь ртом интереснее ощупывать предметы. И, конечно, нужно донести до рта ноги, пеленку, мамины бусы и многое другое. Давайте ребенку игрушки и предметы из разных материалов, все это поможет развитию мелкой моторики, а еще — речи и интеллекта.

Эмоции

Малыш все ярче реагирует на окружающий мир: он не просто улыбается, а начинает смеяться! Его может развеселить всё, что угодно: от смешного звука до пролетевшей рядом пушинки. От смеха ребенок может начать икать — не пугайтесь, это нормально. Чтобы помочь детке развить понимание разных эмоций, показывайте ему разные выражения лица, при этом беседуйте с ним разными голосами — грустным, веселым, сердитым, можно строить рожицы. Малыш попытается копировать и перенимать вашу мимику, так он учится управлять мышцами лица и понимает, какое выражение лица и какой голос подходит к каждому из настроений.

Звуки и речь

Дети соединяют глухие согласные с гласными, гулят и произносят смешные звуки «кха», «гы», поют настоящие протяжные «песенки». Этот этап длится до месяцев. Затем малыш пытается произносить слоги. В его арсенале появляются губные звуки: «б», «м», «п», и к полугоду он может «выстреливать» слогами: «ба», «ма—ма», «пы». Это еще не слова, и не стоит думать о гениальности младенца, который произнес «мама» в полгода. Кроха учится выражать свои желания и эмоции слогами. Из них постепенно сформируется то, что логопеды называют «детским лепетом», а чуть позже — настоящие слова.

Развитие речи у ребенка до года

Что влияет на формирование речи у ребенка и как ее правильно развивать.

От шести до двенадцати

Зрение

В полгода малыш хорошо видит близкие и отдаленные предметы. В восемь месяцев он различает своих и чужих людей и может пугаться незнакомцев, хмуриться в ответ на их улыбку. К 10–11 месяцам ребенок начинает отслеживать предметы в динамике: с удовольствием смотреть на движущиеся игрушки, животных или мультики на экране телевизора. К году дети лучше видят вдаль, хорошо различают мелкие предметы. Они начинают видеть вещи «объемно» и оценивать расстояние до них. Для полноценного развития зрения детям нужна смена впечатлений. Гуляйте в разных местах, читайте ребенку книжки с картинками, катайте друг другу машинки и мячик.

Ребенок начинает различать разные голоса: узнает близких по голосу и настораживается, если слышит незнакомую речь. Он хорошо знает свое имя и отзывается на него, улыбается, тянется к маме или папе. Подражает звукам и даже может подпевать знакомым мелодиям, попадая в ноту. Понимает обращенную к нему речь.

Вкус и запах

Во втором полугодии мамы активно вводят прикорм, и вкус ребенка развивается стремительно. У него появляются предпочтения: например, он выплевывает пюре из цветной капусты или кабачка, а вот сладенькую рисовую кашку ест с удовольствием. Мамы ухитряются смешивать продукты так, чтобы угостить детку даже нелюбимой брокколи. Но многие малыши все равно очень настойчивы в своих пристрастиях, и в этом проявляется их характер. Ясно одно: дети любят сладенькое — это остаточный рефлекс, который побуждает новорожденного пить сладковатое материнское молоко и выплевывать любую другую пищу, и этот рефлекс остается с нами на всю жизнь.

Тактильные ощущения

Ребенок осваивает ручки, они становятся главным инструментом тактильных впечатлений, забирая эту функцию у губ и языка. Игры с предметами становятся сложнее. Ребенок пытается строить башенки, разделять игрушки на части, бросать и сжимать вещи. К году он может брать пальчиками крупные и довольно мелкие предметы. Чтобы помочь развитию мелкой моторики, интеллекта и речи, позаботьтесь, чтобы у малыша были игрушки разной фактуры и формы. Играйте с ним в игры, в которых нужно перемещать небольшие предметы, гонять бусинки по струнам, ощупывать разные поверхности. Называйте цвета и фактуры: гладкий, колючий, пушистый.

Эмоции

После полугода эмоции ребенка становятся более сложными. Малыш может сердиться, грустить, радоваться, беспокоиться. К 7–8 месяцам у него появляется «социальная ссылка»: в незнакомой ситуации малыш внимательно наблюдает за эмоциональной реакцией мамы или других значимых взрослых — и копирует ее. Поэтому особенно важно следить за своим отношением к событиям в это время. Ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так малыш постепенно формирует образ самого себя: например, я хороший, нужный, любимый. После 7 месяцев появляется «страх расставания» — грусть или испуг, если мама вдруг исчезает из поля зрения. Малыши начинают преследовать мам и не дают им даже принять ванну или сходить в туалет. Что поможет? — разговаривайте с малышом через дверь или из другой комнаты, чтобы он не беспокоился.

Звуки и речь

В восемь месяцев дети уверенно говорят слогами: «ма—» или . К 10–11 месяцам появляются устойчивые пара слогов и первые слова: «мама», «ляля». К году малыш может говорить 3–5 или больше двусложных слов. Он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы — например, отнести на место пирамидку или мячик, понимает слово «нельзя». Словарный запас будет зависеть от особенностей нервной системы малыша, а еще, конечно, от того, как с ним общались весь первый год его жизни. Но чаще всего к году сынок или доченька порадуют вас долгожданным словом «мама». Малыши подражают речи взрослых, копируют интонацию, активно помогают себе жестами. Еще — и с ними будет можно поговорить.

За год ребенок проделывает огромный путь. После рождения для него главными были тактильные ощущения, запахи и вкус, а к году на первое место выходят зрение, слух, мелкая и крупная моторика, эмоции и речь. И на каждом этапе развития важно поддерживать малыша на понятном ему «языке»: новорожденного носить на ручках у сердца, а с годовалым ребенком больше разговаривать и играть в интересные и доступные игры.

Источник

Читайте также:  Ревность чувство естественное сочинение егэ проблема
Оцените статью