С какими чувствами прочитаны актером последние 16 строк стихотворения

С какими чувствами прочитаны актером последние 16 строк стихотворения

1.Познакомьтесь с таблицей «Основные мотивы лирики Лермонтова» Основные мотивы лирики Лермонтова

Жажда свободы, вольности, борьбы

«Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»

Осмысление судьбы своего поколения

Разочарование, одиночество, поиск гармо­нии в отношениях с окружающим миром

«В минуту жизни трудную», «И скучно, и грустно», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу»

Призвание поэта и высокое предназначе­ние поэзии

Критика самодержавия и светского обще­ства

«Прощай, немытая Россия», «Смерть по­эта», «1 января»

«Я не унижусь пред тобой. »

2. Выполните анализ стихотворений:

«Смерть поэта» — 1 группа

«Дума» — 2-3 группы

«Как часто пестрою толпою окружен. » — 4 группа;

«Родина» — 5 группа;

«Прощай немытая Россия» — 6 группа

К некоторым стихотворениям даны вопросы, которые помогут вам выделить самое главное при анализе поэтического текста.

Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта».

«Начало поэтической славы»: стихотворен ие «Смерть поэта»

1.Расскажите об истории создания стихотворения.

2.Как в стихотворении выражены любовь Лермонтова к Пушкину и горечь ут­раты? Определите оттенки авторского чувства.

3. Какие черты Пушкина — человека и поэта — воссоздал Лермонтов в стихо­творении?

4.Почему Лермонтов назвал своё стихотворение не «Смерть Пушкина», а «Смерть поэта»?

5. Некоторые строки стихотворения навеяны поэзией Пушкина. Какие имен­но? Какие пушкинские образы использовал Лермонтов? В чём заключается их новое содержание в данном произведении?

6. «Погиб поэт!» — этими словами начинается стихотворение Лермонтова. За­тем он ещё несколько раз повторяет горькую весть, но каждый раз говорит об этом иначе:

  • «. Пал, оклеветанный молвой. »; • «. и убит! Убит!»;
  • «. Угас, как светоч, дивный гений. »; • «. И он убит — и взят могилой. »;
  • «. И умер он. »; • «. Приют певца угрюм и тесен. ».

Какие чувства поэта отражаются в часто повторяемых словах о гибели Пуш­кина?

7.Чем отличается интонация последних 16 строк от интонации предыдущих строк стихотворения «Смерть поэта»?

8. Имел ли основание современник Лермонтова назвать его стихи «воззванием к революции»? О каком суде идёт речь в заключительной части стихотворе­ния?

9. Многие современники оценили стихотворение «Смерть поэта» как граждан­ский подвиг М. Ю. Лермонтова. Подтвердите это фактами из биографии поэта.

Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»

1.Почему стихотворение названо «Дума»?
2. Как характеризует Лермонтов в «Думе» жизненный путь и «идеалы своего поколения? За что осуждает, в чем упрекает их поэт? Что же говорит он об исторических судьбах людей своего поколения? Какова их родословная?
3. Но что это – исторически обусловленная беда не вовремя родившегося поколения или его вина? Снимает ли Лермонтов ответственность со своих современников? Вспомните эпоху «безвременья».
4. Как рисует Лермонтов духовный мир этих людей, их нравственный облик?
5.Но прав ли Лермонтов в такой оценке своих современников?
6. Найдите эпитеты, которыми характеризует Лермонтов своих современников.

Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён. »

1) Сообщение об истории создания стихотворения

2.Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?

3. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?

4. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения. С помощью каких художественных средств автор создаёт его образ?

5. Какими предстают мир реальный и мир мечты в произведении?

Читайте также:  Очень часто чувство тошноты

6. Обратите внимание на соотношение частей, в которых описаны эти два мира. Как в композиции стихотворения отражается авторское отношение к каждому из них?

7. Какие настроения чередуются в этом стихотворении?

8. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чём конфликт?

9.Каким пафосом проникнуты финальные строки стихотворения?

Источник

Тема: . «Смерть Поэта» (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

• Каковы особенности пятой части стихотворения?

(Эта часть стихотворения, как и его начальная часть, пронизана чувствами гнева и скорби. Резкое обличение света находит выражение в стихах: «Отравлены его последние мгновенья / Ковар­ным шёпотом /насмешливых невежд», в ко­торых внимание привлекает и мета­фора, и несущие обличительный заряд опре­деления. Скорбно-элегическое начало находит воплощение в горестной констатации «И умер он. », заставляющей вспомнить начало третьей части «И он убит. », и в традиционных поэтических формулах: «чудные песни», «при­ют певца», «на устах его печать».

Здесь трудно пройти мимо противопоставления местоимений они – он. В лирике местоимения часто вытесняют в стихотворении имена собственные. Герои ли­рического сюжета, как правило, упоминаются именно в местоимениях. В стихотворении «Смерть поэта» ни разу не названо имя Пушкина. И даже в заглавии стихотворения его имя не упоминается (в отличие, например, от пушкинской элегии «Андрей Шенье»), но мы, зная обстоятельства жизни поэта, по­нимаем, что стихотворение посвящено именно Пушкину. То же самое относится к местоимению они, которое указывает на гонителей поэта, «клеветников ничтожных», «насмешливых невежд». Их имена не упоминаются. Усиливая обобщающий смысл стихотворения и подчиняясь законам лирического творчества, Лермонтов сознательно уходит от бытового контекста. Зато черновой автограф «Смерти поэта» сопровождается рисунком, выполнен­ным с помощью таких графических средств, как линия, контур, штрих, и дающим конкрет­ное изображение. На этом рисунке, который сопутствует словесной ткани стихотворения, поэт запечатлел начальника штаба корпуса жандармов . Зарисовка на полях рукописи позволяет судить, кого мог иметь в виду Лермонтов, изображая «свет завистли­вый и душный».)

• Можно ли утверждать, что у стихотворения «Смерть поэта» несколько адресатов? Аргументируйте свою точку зрения. Каковы ключевые образы каждой смысловой части?

(В 1-12‑м стихах автор обращается к самому себе, размышляет о случившейся трагедии. Ключевые слова этой части – погиб, убит. В 13-20‑м стихах появляется образ толпы, который в 21-33‑м стихах конкретизируется в образе убийцы поэта. В 34-38‑м стихах рождаются ассоциации с пушкинским творчеством, дуэлью Ленского. В 39-44‑м стихах адресатом становится как бы сам Пушкин. Цепочка риторических вопросов, начинающихся словом зачем, содержит упрёк поэту в его простодушии, его опрометчивых контактах с лживым светским обществом. Автор укоряет поэта в том, что он, «постигнувший людей», всё же не уберегся от рокового влияния завистливого и душного света. В 45-56‑м стихах ключевыми образами снова становятся поэт и толпа, но судьба поэта ассоциируется с мученической смертью Христа в терновом венце. Трагизм гибели поэта в том, что с его смертью «замолкли звуки чудных песен», что «на устах его печать». Это равносильно гибели красоты, это лишает Россию значительной части национальной культуры.)

• Уже до появления последних 16 строк стихотворения оно получило высокую оценку тех, кто познакомился с ним в рукописных списках. Один из современников Лермонтова, ёв, переписавший стихотворение 30 января у , свидетельствовал в своих воспоминаниях: «Нам говорили, что Василий Андреевич Жуковский относился об этих стихах с особенным удовольствием и признал в них не только зачатки, но и всё проявление могучего таланта, а прелесть и музыкальность версификации признаны были знатоками явлением замечательным, из ряду вон» [, с. 221].

Читайте также:  Доброго дня моя радость мужчине

Последняя часть стихотворения, знаме­нитое «прибавление», была написана 7 февра­ля 1837 года в ответ на суждения тех, кто оправдывал убийцу Пушкина. Так, родственник Лермонтова молодой камер-юнкер настаивал на том, что Дантес и Геккерн, будучи знатными иностранцами, не подлежат суду русскому. По воспоминаниям, Лермонтов прервал его словами, «которые после почти поместил в стихах: „Если над ними нет закона и суда земного, если они палачи гения, так есть Божий суд”» [, с. 222].

• Каковы черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?

(- Начальные четыре стиха заключительной части «Смерти поэта», представляющие собой усложнённое обращение, заставляют вспом­нить слова из стихотворения Пушкина «Моя родословная» – «Родов дряхлеющий обломок / (И, по несчастью, не один), / Бояр старинных я потомок». Лермонтов не только заимствует пушкинскую метафору «обломки. родов», но и сохраняет рифму «обломки – потомки», ис­пользуя рифмующиеся существительные во множественном числе, а не в единственном, как у Пушкина.

Многократно повторяется в заключитель­ной части местоимение «вы» в разных вариа­циях; оно сопровождается уничтожающими, разящими определениями «надменные по­томки», «Свободы, Гения и Славы палачи», «наперсники разврата».

Резкость обличитель­ной позиции поэта подчёркнута в заключи­тельных стихах сложной сменой ритма, взвол­нованным, «прерывающимся» синтаксисом преобладающих в этой части восклицательных предложений, пронзительной лексикой и ём­кими словосочетаниями («пятою рабскою», «жадною толпой», «таитесь», «злословье»), контрастным сопоставлением («чёрная кровь» — «праведная кровь»).

— В заключительной части стихотворения Лермонтов прямо от­кликнулся на «злословье» тех, кто оправдывал убийцу поэта. Из шести предложений, составивших «прибавле­ние», пять предложений являются восклица­тельными. Насыщенность заключительных строк восклицательными предложениями не только усиливает обличительное начало, свой­ственное стихотворению: в этой его части «об­винение. вырастает в проклятие» [, с. 512].

Художественный критик , то­гда ещё воспитанник училища правоведения, вспоминал: стихотворение «глубоко взволно­вало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали, да и узнать-то не от кого было, про кого это речь шла в строфе: „А вы, толпою жадною стоящие у трона, и т. д.”». Но в одном из сохранившихся списков стихотворения чьей-то рукой зафиксированы имена графов Орло­вых, Бобринских, Воронцовых, Завадовских, князей Барятинских, Васильчиковых, баронов Энгельгардтов и Фредериксов.

Своеобразным авторским комментарием к стихотворению, в том числе к его заключительной части, является «Объяснение корнета лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова», написанное между 19 и 23 февраля, в котором поэт, имея в виду гонителей Пушкина, подчёркивал: «Невольное, но сильное негодование вспыхнуло во мне против этих людей, которые нападали на человека, уже сражённого рукой Божией, не сделавшего им никакого зла и некогда ими восхваляемого. » [, с. 228].

В последних строках ключевыми образами становятся образы палачей Свободы, Гения и Славы и образ грозного Судии, который «не доступен звону злата», «и мысли и дела. знает наперёд» и ждёт часа возмездия. Последние строки созвучны эпиграфу. Ведь наказание убийц в том, что им никогда не смыть с рук праведную кровь поэта.)

Читайте также:  Быстрая помощь при депрессии

• Перечитайте эпиграф к стихотворению «Смерть Поэта». Помогает ли он, по-вашему мнению, понять идею стихотворения? А может быть правы те, кто считает эпиграф ненужным?

• Проследите за ритмом текста и длиной стиха. Какой смысл в том, что на протяжении текста длина строки колеблется между четырехстопным и шестистопным ямбом?

(Перебои в длине стиха, разностопность стиха передают волнение лирического героя, гамму чувств, переполняющих его.)

• Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?

(Название стихотворения поднимает частный жизненный факт смерти человека до философского обобщения. Понятия «поэт» и «Пушкин» для Лермонтова нераздельны. «Поэт» – это органическая черта Пушкина.)

5) Обучение выразительному чтению. (Углубляет анализ).

• Попытайтесь прочитать так, чтобы передать чувства, которые вы переживаете.

— Какие чувства переполняют душу поэта?

— Как вы думаете, какие чувства и мысли испытывали современники, читая это стихотворение в дни гибели ?

— Какие же чувства испытывает поэт и читатели к тем, против кого направлено стихотворение?

— Почему стихотворение мгновенно распространилось по России? (Т. к. было созвучно переживаниям тех, кто любил русскую поэзию).

— А что позволило противникам воспринять это стихотворение как призыв к революции? (Общий пафос – гневное обличение убийц).

Обобщающее слово учителя. (Стихотворение строится на резких контрастах. Одинокому поэту («Один, как прежде. ) противопо­ставлена толпа убийц; благородству и простодушию противостоят коварство и лицемерие; гению – ничтоже­ства (характерна замена эпитета: «клеветникам ни­чтожным» — вместо «безбожным» в первоначальном варианте). Подобные контрасты весьма характерны для романтических произведений. В заключительных стихах контрастные мотивы непосредственно соотне­сены:

И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

Поэта праведную кровь!

Кольцо замкнулось. Стихотворение завершено.

Поднимаясь в стихотворении до осмысления судьбы поэта в России, Лермонтов осознает смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелейшую утрату для России и её национальной культуры.)

6) Работа с иллюстрациями. (Рассматривание иллюстраций, выяснение того, чем они созвучны стихотворению .)

(• Контрастные противопоставления, характерные для стиля «Смерти поэта», находят отклик в контрастной графике иллюстрации [, с. 313]. Фоном рисунка яв­ляется затемнённое плотным штрихом изоб­ражение герба – коронованного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. В левой лапе орла на тёмном фоне фрагмента иллюстрации отчётливо выделяется держава как символ государственной власти. А на гру­ди орла вместо серебряного всадника, пора­жающего дракона, художник, следуя тексту стихотворения, даёт изображение тех, кто «жадною толпой» стоит у трона. Всматриваясь в иллюстрацию, вспоминаешь и стихи, в которых свет характеризуется как «завистли­вый и душный», и в которых говорится о мгно­вениях жизни поэта, отравленных «коварным шёпотом насмешливых невежд». На первом плане иллюстрации художник дал двойное изображение Пушкина – стоящего с пистоле­том в руках и «сражённого. безжалостной рукой». Изображение фигур поэта дано в свет­лых тонах. Композицией рисунка иллюстратор ярко подчеркнул соответствующее пафосу «Смерти поэта» противопоставление «невольника чести», «оклеветанного молвой», и коварного света, который получил графическое воплощение в изображении «толпы» на заднем плане рисунка. Слитность иллюстрации с текс­том художник подчёркивает включением в верхнюю и нижнюю её части строк из лермон­товского стихотворения, которые сообщают изображению цельность и композиционную завершённость.

Источник

Оцените статью