Совместная деятельность семьи и школы по формированию воспитанности учащихся
Автор: Фурцева Ирина Сергеевна
Место работы: ГБОУ «Белгородская коррекционная школа-интернат №23»
Должность: учитель русского языка и литературы
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства.
Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” — отрицание возможности приобретения нового опыта.
Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается — одно из важнейших направлений в деятельности классного руководителя. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.
Прежде чем начать преподавать, учитель несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. Однако искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя — профессионала гораздо сложнее, чем учителя-предметника. Не существует и института, который обучал бы тому, как быть хорошими родителями. Родители хотят видеть перед собой классного руководителя, знающего ответ на любой вопрос, любящего их детей такими, какие они есть, готового сделать все, чтобы школа стала для них вторым домом.
Каждый классный руководитель должен четко сформулировать для себя задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.
Каждый год мы задаем родителям один и тот же вопрос: «Чего вы ждете от школы?». Ответы, как правило, повторяются:
1. высокого уровня образования;
2. сохранения психологического и физического здоровья детей;
3. повышения культуры.
Цель любого классного руководителя — объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья — школа».
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся:
1. классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
2. общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
3. изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
4. изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:
1. общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
2. жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
3. образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
4. уровень педагогической культуры родителей;
5. авторитетность семьи в глазах ребенка;
6. степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
7. семейные традиции, обычаи и ритуалы;
8. положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
9. воспитательные возможности семьи.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого — педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей.
К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом, классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким вы представляете себе класс, в котором учится вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями — предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
Школа для меня -это.
Класс, в котором я учусь -это.
Учителя для меня — это люди, которые.
Мои одноклассники — это.
Уроки для меня -это.
Предметы, которые мне нравятся, это.
Предметы, которые мне не нравятся, это.
Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
Школа, в которой учится мой ребенок, это.
Класс, в котором учится мой ребенок, это.
Одноклассники моего ребенка — это.
Выполнение домашних заданий для моего ребенка — это.
Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку — это.
Предметы, которые не нравятся моему ребенку — это.
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Изучая традиции и обычаи семей учащихся, нравственные ценности семьи, можно использовать следующие вопросы проективной методики:
Вопросы для учащихся:
Я радуюсь, когда.
Я огорчаюсь, когда.
Я плачу, когда.
Я злюсь, когда.
Мне нравится, когда.
Мне не нравится, когда.
Я верю, когда.
Если у меня хорошие новости, то я.
Если у меня, плохие новости, то я.
Если у меня что-то не получается, то я.
Я радуюсь, когда мой ребенок.
Я огорчаюсь, когда мой ребенок.
Я плачу, когда мой ребенок.
Я злюсь, когда ребенок.
Мне нравится, когда мой ребенок.
Мне не нравится, когда мой ребенок.
Яне верю, когда мой ребенок.
Я верю, когда говорят, что мой ребенок.
Если у моего ребенка хорошие новости, то.
Если у моего ребенка плохие новости, то.
Если у моего ребенка, что-то не получается, то.
На основании данного исследования можно проводить индивидуальные и тематические консультации.
Большое внимание классный руководитель должен уделить изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся можно предложить дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.
В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты. Очень интересными и достаточно информативными являются тесты, которые в своих ответах многовариантны. (Приложение 1)
Оценив тест, вы поймете, что наглядно он очень информативен. Задайте себе вопрос, чего получилось больше «+» или «-«. Мартьянова О.Ю. 219 — 006 — 761 На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Он заставит многих родителей по- иному посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.
В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.
Для диагностики самостоятельности ребенка можно предложить родителям выполнить следующее задание — определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка. (Приложение 2) Изучение родителями вопросов таблицы и работа с ней помогает взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности им быть, предупреждая его желания, действия и поступки, сдерживая проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Еще одна таблица, которую уместно заполнить родителям — это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребенку. Это исследование полезно при подготовке к тематической консультации или к психолого — педагогическому консилиуму. Оно позволяет определить причину высокой тревожности учащихся, особенно 5-х классов. Принято считать, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано еще и с изменением положения ребенка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» — такие высказывания демонстрируют изменение эмоционального восприятия ребенка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.
Слова и фразы, с помощью которых я поддерживаю ребенка: Слова и фразы, с помощью которых я ругаю его:
Если в классе есть трудные дети и есть проблемы с их воспитанием, то необходимо предложить и детям заполнить такую таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблицы родителей и детей. Трудности многих учащихся порою состоят в сложности эмоционально воспринимать друг друга.
Слова и фразы, которыми мои родители меня:
Поощряют Как часто Ругают Как часто
Классному руководителю следует помнить — родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Практика — это диагностические методики, которые позволяют остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается хорошо или до сих пор получалось плохо и требует немедленно исправления.
Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест. (Приложение 3)
Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу. Главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье — это обучение их умению обходиться без родителей».
Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. Достигаю этого путем включения учащихся своего класса в систему внеклассной работы. Стараюсь увидеть и указать самому ученику на то, за что его можно похвалить. У В. Васильева (зав. кафедрой педагогики и психологии Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования) есть стихотворение “Похвалите меня, похвалите!”
Похвалите меня!
Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”
Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремлюсь стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Так как наши ребята проводят здесь большую часть своего времени, хочется, чтобы школа для них была тоже домом, ведь, как говорил Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
По материалам Педсовет.org
Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.
Источник