С? енеч радость познания шаехова
Сабирзянова А.А.,
старший воспитатель,
Сайфутдинова Д.Н.,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 112 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения»
Информационно-коммуникационные технологии широко используются в различных областях человеческой деятельности. С целью занять ребенка, родители с малых лет приучают детей к телефонам, планшетам, ноутбуку. Дети смотрят мультфильмы, играют в игры и овладевают первоначальными навыками работы с интерактивным оборудованием. А для того, чтобы обучать новому воспитатель должен идти в ногу со временем, постоянно повышая профессиональную компетентность.
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», – писал в свое время Максим Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»
Статья 16 федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» предполагает применение ИКТ в образовательной деятельности. Важным условием внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс является кадровая подготовка, оснащение материально-технической базы.
В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» прошла курсы повышения квалификации по программе «Профессиональная компетентность тьютора в сфере цифровых образовательных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Являясь тьютором в сфере цифровых технологий, совместно с коллегами, тьюторами, на основе каскадной модели, проводим обучение старших воспитателей Советского района г. Казани. В нашем дошкольном образовательном учреждении обучаю педагогов создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе.
Для осуществления цифрового образовательного пространства в ДОУ старшие и подготовительные группы оборудованы интерактивной доской и проектором, имеется переносной экран и проектор, планшет, документ-камера, датчик захвата движения – кинект.
Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112 комбинированного вида» является городской инновационной площадкой по формированию ИКТ компетентности педагогов с помощью интерактивного редактора «Сова». «Сова» — это программа, предназначенная для создания интерактивных игр, занятий для детей. Она разработана программистами ООО «Интерактивные системы» г. Екатеринбурга. Мы активно сотрудничаем с данной организацией, на сайте компании размещены разработанные нашими педагогами интерактивные игры.
Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий подход к решению проблем.
В организованно-образовательных и свободных деятельностях детей воспитатели активно применяют интерактивные игры программы «Волшебная поляна», которая включает в себя игры для общего развития детей, для психологической разгрузки, для развития инженерного мышления, мелкой моторики, навыков программирования.
При обучении детей правилам дорожного движения применяется интерактивный тренажер «Безопасность: ПДД». Данная игра включает группу игр: Светофор, Знаки дорожного движения, Проезжая часть, Транспорт, Игра ПЕШЕХОД. Выгодное отличие программы в том, что игры здесь имеют возможность управления не только прикосновением к экрану, но и через движения тела с использованием кинекта. А это значит, что выполняя задания, дети чередуют формы усвоения материала: сначала они занимаются на интерактивном устройстве, осваивая теорию, далее — переходят к практике, погружаясь в реальные условия дорожной среды. Они прыгают, приседают, маршируют на месте и в режиме реального времени видят себя переходящими через дорогу, водителями автомобиля и даже инспекторами ГИБДД. Ребенок полностью вовлечен в процесс, но при этом находится в безопасной среде, тем самым он максимально эффективно усваивает столь важные для себя модели безопасного поведения.
Датчик захвата движения кинект так же применяется в организации свободной и индивидуальной деятельности детей по образовательной области «Физическое развитие» инструктором по физической культуре Хузяхметовой Кариной Альбертовной. С помощью программы «Спорт» Карина Альбертовна знакомит детей с видами спорта, ребенок визуально видит себя на большой спортивной арене, где много болельщиков и они будут поддерживать ребенка во время выполнения упражнения, соревнования. Ребенок видит на экране как пробегает дистанцию, преграды, преодолевает их и прибегает на финиш, где указывается результат, болельщики аплодируют ребенку. Все это создает ситуацию успеха. Ребенок с увлечением занимается, развивается.
Для активизации «трудных» звуков и развития словарного запаса учитель-логопед Гилязова Миляуша Наилевна применяет интерактивную игру ЛогоСтарт компании Мерсибо. Данная интерактивная игра включает в себя 12 игр на автоматизацию «трудных» звуков и 12 игр на развитие словарного запаса. Миляуша Наилевна активно использует интерактивные методы обучения: дети в интерактивных рабочих тетрадях выполняют задания, совместно с родителями снимают сюжеты логопедических игр.
Для обучения русскоязычных детей татарскому и татароязычных – родному языку я разработала интерактивные дидактические игры «В гостях у Гульчачак» в интерактивном редакторе Сова. Данные игры позволяют закрепить активную словарную лексику по УМК «Говорим по-татарски».
Интерактивная дидактическая игра «В гостях у Гульчачак» включает в себя 5 интерактивных игр: «Собираем урожай», «Вершки и корешки», «Тень», «Посчитайка», «Пиктограмма». Называя животных, учебные принадлежности, членов семьи, птиц, продуктов питания ребенок повторяет, закрепляет активную лексику, произносит глаголы и составляет с этими глаголами предложения. Играя, изучает язык!
Для реализации этнокультурной региональной составляющей в ДОУ мы совместно с музыкальным руководителем Сайфутдиновой Дилярой Наильевной разработали серию интерактивных игр «Музыкальные игры тетушки Совы». Методическая разработка состоит из 7 интерактивных дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста: «Кто на каком инструменте играет?», «Граммофон», «Музыка народов Поволжья», «Угадайка», «Лабиринт», «Четвертый лишний», «Подарок Деда Мороза». Среди игр имеются авторские игры С. Вохринцевой, и игры придуманные нами.
Основная цель деятельности: сделать игру интерактивной, чтобы ребенок нажимал, перетаскивал, выполнял задание и получал результат! Дети повторяют, запоминают названия, звучания, виды музыкальных инструментов, соотносят композитора и произведение, прослушивают и распределяют музыкальный репертуар к национальностям. Интерактивные игры педагоги применяют в организованно-образовательной, в свободной деятельности детей. Родители с удовольствием играют в эти игры с детьми дома. Игры опубликованы на сайте организации ООО «Интерактивные системы» https://systemekb.ru
Интерактивные игры активизируют детей, нацеливают на себя внимание, дети, играя, учатся. Наблюдается преемственность со школой. Ребенок учится работать с интерактивной доской, стилусом, выступает перед аудиторией, учится выражать свою мысль. При создании игр обращено огромное внимание на развитие логического мышления, воображения. Игры способствуют активизации мыслительных процессов, развивают культуру речи, учат дошкольников грамотно выстраивать предложения. Интерактивные игры задействуют все основные способы восприятия информации детьми: визуальный, аудиальный, тактильный. Благодаря совмещению этих трех видов восприятия информации пройденный материал воспринимается проще и запоминается надолго!
Интерактивные игры в ДОУ становятся первым контролируемым шагом в знакомстве детей с интерактивным оборудованием, без которого сложно представить современную жизнь. Осознанное использование и демонстрация педагогами всех возможностей программ позволяет научится детям грамотно применять свои знания на практике. А также помогает педагогу правильно позиционировать компьютер для ребенка. Малыши, выполняя различные задачи, начинают относиться к компьютеру ни просто, как к игрушке, но и всё больше понимают, что это серьёзный инструмент, который в будущем станет для них помощником в учебе и работе.
Обучение детей татарским песенно-хороводным играм ведется на основе разработанных мной и Д.Н. Сайфутдиновой интерактивных схем в программе Smart. Схема состоит из условных обозначений, которые определяют движение в игре. Педагог с детьми анализирует схемы, а затем воспроизводит движение. Данная разработка опубликована в сборнике материалов с научно-практического семинара для слушателей республиканских курсов повышения квалификации воспитателей по обучению татарскому языку Советского района г. Казани «Новые педагогические технологии в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».
Кодирование информации с помощью QR-кодов, можно применить в организации просветительской работы с родителями.
В рамках проекта, организованного к 120-летию со дня рождения татарского композитора Салиха Сайдашева, под руководством музыкального руководителя Диляры Наильевны, воспитатель Лотфуллина Танзиля Ильгамовна оформила румбоксы: мини-сцены с музыкальными инструментами. На заднем плане изображение спектакля, где прозвучала музыка Салиха Сайдашева. На переднем плане, на маленьких стульчиках, находятся мини-инструменты. На сцене антракт. На каждом инструменте бирка с QR-кодом. Отсканировав код, можно узнать название инструмента, ознакомиться с кратким описанием, даже прослушать его звучание. Мини-музей музыкальных инструментов нашла актуальность среди родителей. Они совместно с детьми с помощью мобильного устройства сканировали код и знакомились с музыкальными инструментами оркестра: слушали звучание инструмента, знакомились с музыкальными произведениями, прозвучавшими в спектаклях.
Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку: сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к обновлению дошкольного образования воспитанников; происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников; изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем познавательной подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. ООО «Интерактивные системы» https://systemekb.ru
3. Образование и личность: от инноваций к педагогическим технологиям. Сборник материалов научно-практической конференции, под редакцией Лукишиной Т.А. и др. – Казань: издательство НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2020 – 102 с.
4. Калинина Т., Кротова Т., Дмитриев Ю. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. МПГУ. – Москва, 2016 г.
5. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – Мозаика – Синтез, 2011г.
6. Сборник материалов с научно-практического семинара для слушателей республиканских курсов повышения квалификации воспитателей ДОО совместно с РМО воспитателей по обучению татарскому языку Советского района г. Казани «Новые педагогические технологии в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» — Казань, «Печать – Сервис XXI век», 2017 г.
7. Шаехова Р.К. «С?енеч – Радость познания» региональная образовательная программа дошкольного образования. Казань: Магариф – Вакыт, 2016.
Источник
Методические материалы
презентация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_kompetentnosti_pedagogov_dou.ppt | 440.5 КБ |
realizatsiya_fgos.pptx | 107.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района Республики Татарстан Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» Работу выполнил: методист по дошкольному образованию Исмагилова Розалия Равхатовна
Продолжительность проекта: 2 года Цель: Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования, используя разные формы работы и технологии самообразования. Задачи проекта: Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования. Совершенствовать аналитические умения педагогов. Развивать рефлексивные способности и потребности в самопознании. Развивать способность выбирать педагогические технологии соответствующие образовательным задачам. Способствовать формированию умений решать образовательные задачи через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей. Содействовать развитию самооценки профессиональных качеств.
Основные формы реализации проекта Консультации, семинары – практикумы, проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы, работа в творческих группах и т.д.
Ресурсное обеспечение Наличие нормативных документов: — Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г.
Проблемы — Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения ФГОС ДО; — Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий; — Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса. — Недостаточное умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.
Гипотеза: Повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями. Обеспечение постоянного профессионального роста и компетентности педагога. Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования.
Стратегия и механизмы реализации проекта Подготовительный этап: — изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при реализации ФГОС ДО; — изучение нормативно-правовой базы; — анкетирование педагогов владения знаниями о современных педагогических технологиях, -разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях. Основной этап: — Планирование образовательной деятельности с детьми по образовательным областям; — Освоение способов организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов; — разработка методических рекомендации по работе с детьми в условиях реализации ФГОС. Заключительный: — обобщение и трансляция опыта работы педагогов, профессиональных качеств, выявление уровня компетентности педагогов.
Условия реализации: Материально – техническое обеспечение Приведение предметно-пространственной среды учреждения в соответствие с требованиями ФГОС ДО. Кадровые Повышение педагогической компетенции педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО Методические Создание системы мероприятий обеспечивающих внедрение ФГОС ДО
Ожидаемые результаты: — Определение необходимых изменений в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий. — Обеспечение информационной, методической, технологической готовностью педагогов для работы с детьми по ФГОС. — Повышение уровня сформированности мотивационно — профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками. — Подведение стандартов к условиям, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования согласно ФГОС. — Ознакомление педагогов с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей: — Расширение возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации. — Повышение качества образования.
План мероприятий (Дорожная карта) по повышению эффективности методического сопровождения деятельности дошкольных образовательных учреждений Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017 годы. № Мероприятия сроки ответственные ожидаемый результат 1 Заседания Совета ОО «О состоянии дошкольного образования Апастовского муниципального района на начало 2016-2017 учебного года» Сентябрь Сагдиева Л.А. Совершенствование дальнейшей работы, обобщение опыта работы передовых ДОУ. 2 Круглый стол, семинар–тренинг для руководителей ДОУ «Аналитическая деятельность руководителя современной дошкольной образовательной организации» Октябрь Сагдиева Л.А. Шавалиева Р.Р. Методисты ОО рабочая группа Повышение уровня профессиональных компетенций руководителей ДОУ. 3 Курсы повышения квалификации ИРО РТ на базе дошкольных образовательных организаций г. Казани района для методистов, заведующих базовых площадок по внедрению ФГОС дошкольного образования Июнь- октябрь ИРО РТ, Исмагилова Р.Р. Шамсутдинова Д.К. Повышение уровня профессиональных компетенций методистов и заведующих базовых площадок по внедрению ФГОС дошкольного образования. 4 Совещания по вопросам повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса Октябрь — май Сагдиева Л.А. Шавалиева Р.Р. методисты ОО Повышение уровня профессиональных компетенций руководителей ДОУ.
5 Закрепление педагогов-наставников из числа наиболее опытных педагогов за молодыми воспитателями, проведение обучающих семинаров-практикумов Сентябрь-декабрь Шавалиева Р.Р. Исмагилова Р.Р. руководители РМО Оказание методической помощи молодым воспитателям, повышение профессиональных компетенций воспитателей. 6 Организация работы по преемственности дошкольного и начального общего образования в течение года Шавалиева Р.Р. Исмагилова Р.Р. 7 Организация методических десантов, с целью оказания помощи по изучению двух государственных языков Сентябрь, апрель, май Сагдиева Л.А. Шавалиева Р.Р. методисты ОО Повышение профессиональных компетенций учителей – предметников, выработка методических рекомендаций по корректировке работы. 8 Организация прохождения педагогическими и руководящими работниками курсов повышения квалификации, участия в семинарах ИРО РТ, К(П)ФУ в течение года Исмагилова Р.Р. Харитонова Т.С. методисты ОО, руководители РМО Повышение уровня профессиональных компетенций работников образования. 9 Определение базового детского сада с татарским языком воспитания и обучения, организация работы по совершенствованию создания языковой и пространственно-предметной среды Апрель 2016 Сагдиева Л.А. Исмагилова Р.Р. Гиниятуллина А.Ф. Гараева Г.Р. Создание языковой и пространственно- предметной среды, обеспечивающей ведение образовательно- воспитательного процесса в МБДОУ «Апастовский детский сад общеразвивающего вида «Радуга»
10 Проведение мониторинга стартовой готовности выпускников к школе и организация работы по решению выявленных проблем Апрель- май Шавалиева Р.Р. Исмагилова Р.Р. Определение готовности выпускников к школе и выработка комплекса мер по решению выявленных проблем. 11 Практические семинары на базе МБДОУ «Апастовский детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»- базовой площадке по внедрению ФГОС дошкольного образования Апрель, сентябрь Исмагилова Р.Р. Шамсутдинова Р.Р. 12 Организация работы воспитателей-тьюторов по внедрению ФГОС ДОО на базовой площадке по внедрению ФГОС дошкольного образования В течение года Исмагилова Р.Р. Шамсутдинова Д.К. Повышение профессиональных компетенций педагогов. Трансляция эффективного педагогического опыта. 13 Муниципальные конкурсы профессионального мастерства педагогов: « Говорю и работаю по-татарски», «Воспитатель года», «Педагог- мастер». Ноябрь Ноябрь Сагдиева Л.А. Исмагилова Р.Р. 14 Обучение воспитателей ДОУ по программе профессиональной переподготовки «Дошкольное образование» Март-декабрь Исмагилова Р.Р. Повышение уровня профессиональных компетенций воспитателей ДОУ.
15 Участие в республиканских конкурсах: -Говорю и работаю по-татарски, -Воспитатель года, -Зеленый огонек. В течение года Исмагилова Р.Р. Повышение уровня профессиональных компетенций воспитателей ДОУ. 16 Республиканский семинар на тему: “Управление процессом организации и реализации региональной образовательной программы дошкольного образования “С өенеч” – “Радость познания” октябрь Шавалиева Р.Р. Исмагилова Р.Р. Повышение уровня профессиональных компетенций руководителей ДОУ. 17 Зональный семинар на тему: «Эстетическое воспитание дошкольников» Ноябрь Шавалиева Р.Р. Исмагилова Р.Р. Повышение уровня профессиональных компетенций воспитателей ДОУ. 18 Организация и проведение заседаний РМО заведующих, воспитателей. В течение года по плану Исмагилова Р.Р. Шамсутдинова Д.К. Сунгатуллина А.Ф. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов ДОУ, обобщение и распространение опыта работы педагогов.
Источник