Мир психологии
психология для всех и каждого
Речь и её развитие в онтогенезе
Речь и её развитие в онтогенезе
Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид Деятельности.
В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.
1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.
1 – 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.
3 – 7 лет. Словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова созда-ются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).
Младший школьный возраст. Контекстная и письменная речь.
Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг.
Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление – перенесение речи внутрь.
Свойства речи:
- Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).
- Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).
- Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).
- Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).
Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отра-жения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлечен-ное мышление (т.е. выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.
Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).
Некоторые теории речевого развития
Л.С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей. На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил «поверхностного» синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы.
Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни из них считают, что ребенок усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет. Другие сторонники бихевиористического подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей.
Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.
Источник
Мир психологии
психология для всех и каждого
Речь и её развитие в онтогенезе
Речь и её развитие в онтогенезе
Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид Деятельности.
В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.
1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.
1 – 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.
3 – 7 лет. Словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова созда-ются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).
Младший школьный возраст. Контекстная и письменная речь.
Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг.
Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление – перенесение речи внутрь.
Свойства речи:
- Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).
- Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).
- Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).
- Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).
Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отра-жения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлечен-ное мышление (т.е. выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.
Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).
Некоторые теории речевого развития
Л.С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей. На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил «поверхностного» синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы.
Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни из них считают, что ребенок усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет. Другие сторонники бихевиористического подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей.
Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.
Источник
Как сделать вашу речь красивой и привлекательной!
Наша речь — это не только инструмент общения и передачи информации, но и наша индивидуальная особенность…
Речь каждого человека неповторима и имеет целый ряд индивидуальных особенностей. Голос столь же уникален, как отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза. По голосу судят о характере человека. Известно, что общее впечатление о человеке на 55% зависит от мимики, на 38% — от голоса, и только на 7% — от того, что этот человек говорит.
Только грамотная чистая речь способна передавать правильную информацию, быть понятной для окружающих.
Секрет вашего успеха в искусстве говорить!
С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с речью. Грубое мышление — грубая речь, культурное мышление — культурная речь. Поскольку впереди слова всегда идёт мысль, без развития мышления мы не можем развивать и нашу речь. В древности существовала наука риторика, основателем которой был великий греческий философ Аристотель. Он указывал, что мастерство выступления определяется тремя составными. Первой из них была ясность мысли, а она появляется только со знаниями, которые человек получает вместе с опытом. Только с развитием ясности мышления постепенно будет развиваться и речь. Чтобы наша речь была понятна, в ней должны отражаться развитый ум, продуманность мысли, грамотность, а чтобы она была ещё и приятна, она должна быть выразительна и эмоциональна. Через слова человек может прикоснуться к древним мыслям предков, получить опыт и знания и отправить послание своим правнукам в будущее.
Свойства речи:
- Содержательность — характеризуется объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.
- Понятность — обусловлена в основном объёмом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям.
- Выразительность — связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.
- Действенность — определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учётом индивидуальных особенностей слушателей.
Человек, владеющий грамотной речью, производит выгодное впечатление, он чаще добивается поставленной цели, он более успешен в профессиональной деятельности, ему легче адаптироваться в любой жизненной ситуации.
Правильная речь имеет почти магическое действие. Её хочется слушать и слушать; а от иной — закрыть уши и бежать подальше.
Владение искусством красиво и грамотно говорить, к сожалению, встречается всё реже.
Люди, мыслящие шедеврально, порой не умеют столь же ярко выразить себя на словах. Многим бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать что-либо интересное из прочитанного, увиденного, пережитого.
А ведь за безыскусной речью таких людей порой скрывается великолепный интеллект, интересная личность. Но чтобы распознать это, требуется время. А время — это то, чего нам постоянно не хватает.
Отсюда только один путь — свою речь нужно и можно тренировать. Ведь умение красиво говорить — это не природный дар, а благоприобретённый навык, который можно довести до совершенства. Даже если вы не собираетесь стать профессиональным оратором, умение красиво говорить, правильно пользоваться речью, необычайно пригодится как в работе, так и в повседневной личной жизни.
Следование некоторым правилам может существенно повысить качество речи.
Во-первых, больше читайте. Газеты, журналы, качественная художественная литература. В этом смысле идеально подойдёт наша отечественная классика, которую мы все штудировали в школьные годы (или не штудировали, что печально). Читайте или перечитывайте классиков! Причём вслух, не торопясь. Такое чтение даст колоссальный эффект. Оно приучит вас к правильному построению слов в предложения, увеличит словарный запас.
Во-вторых, исключите из своей речи слова-паразиты: «ну», «в общем», «как бы», «ну это», «блин», и т.п. Старайтесь, по возможности, оставаться внешне спокойными, не размахивайте руками, не отражайте в речи сильных эмоций. Это только повысит уровень доверия к вам и придаст авторитетности. Говорите простыми фразами, не торопитесь.
В-третьих, следите за темпом речи. Она не должна быть монотонной. Паузой выделяйте главные моменты разговора. Она должна быть уместна и не затянута.
В-четвёртых, используйте в разговорной речи, беседе сравнения, метафоры, образные выражения, поговорки, наконец. Это оживит речь, сделает её более интересной. И, конечно, беспроигрышный вариант — юмор. Уместная самоирония, шутки придадут блеск вашей речи. Ведь слова — это только средства для передачи информации, а то, как вы их составите, произнесёте — либо западёт в душу, либо нет.
В-пятых, говорите, тренируйте речь как можно больше. Это легко сделать, если у вас широкий круг общения. Если же его нет, то поможет телевизор или радио. Выберите телеведущего, который вам больше всех нравится, и старайтесь подражать ему. Повторяйте вслух (!) за ним фразы, копируя также его голосовые интонации. Это не просто, но спустя некоторое время вы непременно увидите прогресс. Кроме выработки мелодичной речи вы пополните свой лексикон.
Есть ещё одно забавное, и только поначалу сложное упражнение. Выберите какой-нибудь простой предмет из домашнего обихода, например, торшер или домашние тапочки. Определите себе лимит времени, в котором будете рассказывать об этом предмете красивым литературным языком. Сначала будет сложно целых 5 минут говорить о каком-то банальном торшере. Но с каждой тренировкой будет проще. Увеличивая лимит времени и усложняя тему, вы вскоре преодолеете неуверенность, робость перед словами, неумение их подобрать. В итоге же вы целый час сможете увлечённо рассказывать о своих домашних тапочках, ни разу не повторившись. Этим лучше заниматься в группе или с домашними, превратив тренировку в своеобразную игру. Поочерёдно каждый становится и исполнителем, и слушателем.
Ещё одно упражнение от мэтров по речи на развитие мелодичности.
Надеюсь, эти рекомендации помогут вам научиться говорить красиво, выразительно и понятно! И вас обязательно заметят и не оставят без внимания!
Источник
ЛЕКЦИЯ 10. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь — могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все познавательные психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Итак, речь — это познавательный психический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Язык — система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
В речи выражается психология отдельного человека. Речь является индивидуально своеобразной, в которой выражается психология отдельно взятого человека, а язык один для всех.
Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.
Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация — общение состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.
Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков — элементов разной сложности (звуков, слогов, слов и предложений) — безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека.
Существует большое число систем знаков (дорожные, знаки математики, химии и т.д.). Наиболее важной и универсальной по возможности использования, является система естественного языка (национального по форме — русский, английский и т.д.) языка. Его основными функциями являются:
- хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда);
- общение (коммуникативная функция).
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.
Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется, одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.
Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы.
- Содержательность — характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.
- Понятность — обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям.
- Выразительность — связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.
- Действенность — определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей.
В восприятии речи можно выделить 2 уровня, или две стороны, этого двуединого процесса:
- анализ и синтез звуков;
- понимание речи или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.
Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, аффективной, диалогической и монологической. Она является одной из важнейших форм взаимодействия и общения.
Общение — это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.
Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
Структура общения (по Андреевой):
- Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).
- Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).
- Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).
Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):
- Кто (передает сообщение) — коммуникатор.
- Что (передается) — сообщение.
- Как (осуществляется передача) — канал.
- Кому (направлено сообщение) — аудитория.
- С каким результатом передается сообщение — эффективность.
Функции общения (по Ланову):
- Информационно-коммуникативная.
- Регуляторно-коммуникативная.
- Аффективно-коммуникативная.
Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.
Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения — любовь и дружба.
Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)
- Социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).
- Групповые предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.
- Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:
- вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, используется речь);
- невербальную (используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомика).
Особый вид общения — это педагогическое общение — профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат. Вопросы:
- В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, и для себя?
- В чем различие между двумя понятиями речь и язык?
- Определите сущность каждого вида речи.
- Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.
- Чем отличается письменная речь от устной?
- Раскройте взаимосвязь и различие общественных и личных отношений.
- Определить роль и функции общения.
- Покажите значение и роль вербальных и невербальных средств общения.
Внутренняя речь — особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления.
Диалогическая речь — вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.
Знак — материальный, известно воспринимаемый предмет, явление и действие, выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации.
Коммуникация (в психологии) — передача информации посредством языка и других знаковых средств.
Монологическая речь — высказывание, объединенное одной сложной мыслью.
Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящие в обмене информацией между ними познавательного или аффективнооценочного характера.
Речь — процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.
Язык — (в психологии) — система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.
Источник