- «Меня как бы нет»: что такое деперсонализация
- Нарушение восприятия собственного «я», ощущение нереальности происходящего, приступы тревоги, панические атаки и потеря эмоций — так выглядят симптомы расстройства деперсонализации, которое часто путают с шизофренией. «Афиша Daily» публикует три истории людей с этим страшным диагнозом.
- 4 причины, почему вы чувствуете себя неуспешными
- 1. С вами обращались так, словно вы ничего не стоите
- 2. Вас оценивали по нереалистичным стандартам
- 3. Вас сравнивали с другими
- 4. Вас научили быть беспомощными
- Последствия жизни в такой среде
- Инфантилизм: есть ли шанс повзрослеть?
«Меня как бы нет»: что такое деперсонализация
Нарушение восприятия собственного «я», ощущение нереальности происходящего, приступы тревоги, панические атаки и потеря эмоций — так выглядят симптомы расстройства деперсонализации, которое часто путают с шизофренией. «Афиша Daily» публикует три истории людей с этим страшным диагнозом.
Татьяна, 28 лет: «Впервые с чувством нереальности происходящего я столкнулась, когда мне было 22 года. Однажды я просто перестала испытывать какие-либо эмоции; родные вдруг стали чужими, я не хотела ни с кем общаться, никуда выходить. Я не чувствовала себя — личность стерлась, а я стала другим человеком: ощущение, будто души больше нет, только одна оболочка. Это сопровождалось постоянной тревогой, самокопанием, головными болями, ощущением безысходности. Это страшное состояние, когда суицид кажется единственным способом все прекратить.
Я очень испугалась и срочно вызвала маму, так как сама даже к врачу не могла пойти. Невропатолог в больнице сказала, что у меня депрессия, и выписала коктейль из антидепрессантов и нейролептиков. Удивительно, но чуть ли не с первых дней приема таблеток я вернулась к жизни: симптомы прошли, улучшилось настроение, выросла трудоспособность, я стала общительной и открытой. Через месяц я перестала принимать эти препараты и к врачу больше не пошла (хотя меня предупреждали, что лекарства бросать нельзя). На четыре года я забыла о проблемах.
Симптомы вернулись, когда родственник предложил мне новую работу. Там были довольно высокие требования к сотрудникам — обязательное наличие водительских прав, профильное образование в сфере морских перевозок и свободный английский. Мне дали полгода на подготовку. Родственник оплатил все курсы, университет — и тут начались стрессы. Я чувствовала, что меня накрывает, поэтому самовольно вернулась к таблеткам. На время становилось немного легче. Я старалась из последних сил не ударить лицом в грязь, заполучить эту работу, не подвести человека, который верил в меня и к тому же потратил деньги. Но мне становилось хуже и хуже, и собеседование на работу я провалила. Это был очень сложный период.
После этого я стала сидеть на форумах, гуглить статьи о психических отклонениях с похожими симптомами. Были мысли, что у меня шизофрения и я окончательно слетаю с катушек. Я начала бегать по психиатрам, но все поголовно опровергали мои подозрения. Повторно диагностировали депрессию, назначили антидепрессанты — немного отошла тревожность, но эмоции и чувства так и не вернулись.
Однажды на каком-то сайте я увидела описание диагноза, который в точности совпадал с моими симптомами. Тогда и началось мое знакомство с расстройством деперсонализации-дереализации. Я обращалась к врачам, но они в принципе не знали, что это такое и как это лечить. Иногда меня просто не хотели слушать — сразу назначали лекарства и отправляли домой. Один профессор сказал, что это я «в интернете начиталась». Свое спасение я нашла в онлайн-консультациях с врачом, который имел дело с дереалом: по его схеме начала принимать антидепрессанты и противоэпилептические препараты.
Причина моей деперсонализации — невроз, который сопровождается тревогой: при стрессах организм защищается и мозг как будто отключается, происходит изоляция от внешнего мира. Такое случается с впечатлительными людьми, которые переживают по любому поводу, принимают все близко к сердцу. Я из таких.
Мой стаж — 2,5 года. Знаю, что может быть ухудшение, но выход есть. Сейчас я вышла на этап, когда новая работа в радость, я снова чувствую себя собой, умственные способности, эмоции и чувства как и до болезни. И, хоть я все еще на таблетках, лучше так, чем снова страдать. Надеюсь, когда-то получится их отменить. Странно звучит, но эта болезнь изменила меня в лучшую сторону. Благодаря ей я по-настоящему начала ценить жизнь и близких людей. Стала более терпеливой. Я радуюсь, что могу снова жить нормальной жизнью, чувствовать, любить, получать удовольствие от общения с людьми и от любимых занятий.
Наше общество очень презрительно относится к нуждающимся в психологической помощи. Если узнают, что человек был у психиатра, то сразу клеймят психом и сторонятся. Тем не менее не стоит бояться обращаться за квалифицированной помощью, главное в этом вопросе — найти действительно хорошего врача. А таких очень мало».
Николай, 27 лет: «Я с детства невротик: заикание, обсессивно-компульсивное расстройство (синдром навязчивых мыслей). В августе 2014 года я попал к психиатру с депрессией и нарушением восприятия реальности, мне тогда было 25 лет. Началось все с редких панических атак, которые сменялись приступами сильной дереализации. Мир переворачивался вверх ногами, и приходилось ложиться на пол и закрывать глаза, это помогало прийти в себя. После очередного такого приступа у меня появилась тревожность.
Ровно 6 месяцев я брыкался в поисках и придумывании физических болячек, чтобы оправдать свое состояние. Признаться самому себе, что ты немножко «ку-ку», трудно, так и появляется ипохондрия. Катализатором ипохондрии еще выступает такая неприятная данность, как неквалифицированная медицина. Инертность, идущая из СССР, еще сохраняется — врачи лепят диагноз «ВСД» (которого уже давно в мировой классификации болезней нет), говорят, что все в порядке, выписывают витаминки и отправляют домой. Поэтому и приходилось заниматься самодиагностикой и страшно бояться, что же там такое со мной на самом деле. К большому сожалению, диагноз «деперсонализационное расстройство» я поставил себе сам, в очередной раз бороздя интернет. Через знакомых мне удалось лечь в психоневрологический диспансер. Там меня качали теми же советскими препаратами, ставили капельницы, был даже массаж и циркулярный душ. При выписке значительных результатов не было: спать стало легче, но состояние оставалось таким же мучительным.
Наконец мне чудом удалось попасть к хорошему психиатру. Грамотно подобранные препараты построили надежный фундамент для моего восстановления. Сейчас фармакология достигла такого уровня, что лекарства работают надежно при минимуме побочных эффектов и последствий для организма. Безусловно, они не устраняют психологические проблемы, но предоставляют взлетную полосу для поднятия на ту высоту, где эти проблемы можно было бы устранить. Антидепрессант стал ощутимо действовать где-то через 3–4 недели после начала приема. Улучшилось настроение, появились силы, жизнь стала приносить удовольствие. Дальше потихоньку: начало восстанавливаться общение с друзьями, я стал выходить в свет, проснулось либидо и желание чем-то заниматься. Я восстановился на работе: когда дойти до туалета — огромное испытание, работа становится чем-то невыносимым.
Деперсонализация — это в привычном смысле потеря себя; когда не можешь понять, что ты за человек. Восстановление после этого приводит к переосмыслению жизненных установок. Например, в прошлом я ограничивал себя, старался соответствовать представлениям, диктуемым обществом. Жил по по принципу «как надо», а не «как хочу». В этот период и теряется понимание своей персоны: кто ты? зачем ты? кем ты должен быть? Ты деперсонализируешься. В переломный момент расстройства ты понимаешь, что жить нужно ради себя, а не для других, перестаешь постоянно искать изъяны и исправлять их, чтобы стать кем-то. Я принял себя».
Анастасия, 20 лет: «В школе надо мной часто издевались из-за лишнего веса, дома никто не воспринимал всерьез, были постоянные крики и скандалы из-за алкогольной зависимости отца. В 15 лет я решила попробовать наркотики и, не зная «правильных дозировок», приняла слишком много за один раз. После этого у меня резко ухудшилось самочувствие: начались кратковременные панические атаки, учащенное сердцебиение, появилась шаткость походки, головокружения. Сначала я думала, что у меня что-то с сердцем или сосудами; со временем это переросло в страх инфаркта, инсульта или внезапной смерти. Дальше было обследование всего организма, но ничего конкретного так и не выяснилось: врачи либо ничего не находили, либо ставили диагноз «вегетососудистая дистония». Один врач посоветовал мне провериться на рак.
Со временем ситуация прогрессировала. Появилось жуткое чувство внутри вроде тревоги: я не могла нормально спать, казалось, что я с минуты на минуту умру. В один день я поняла, что не ощущаю своего тела. Появилось одновременно чувство легкости и невесомости, а потом я стала ловить себя на мысли, что меня как бы нет. Ощущения в руках стали не мои, отражение в зеркале не то. Тогда я осознала, что мне грозит не инфаркт, а шизофрения. Я полностью отдалась этому страху: физические симптомы исчезли, остался неописуемый ужас, что сейчас я потеряю связь с реальностью и контроль над собой. Я стала прятать ручку от балкона, чтобы в порыве беспамятства вдруг не выброситься окно. Мир, каким я его знала, разлетелся вдребезги. Выходя на улицу, я понимала, что между мной и реальностью большой барьер. Мир за стеклом казался плоским, бесцветным, мертвым. Я не могла понять, сон это или реальность, а может, я вообще умерла. Время просто остановилось, его не было, не было для меня. А в душе пустота, тишина и никаких эмоций.
Источник
4 причины, почему вы чувствуете себя неуспешными
Как неправильное воспитание в детстве мешает ценить себя и свои достижения во взрослом возрасте? Почему сравнения с другими и прочие родительские ошибки формируют неуверенных в себе людей?
Многие дети растут в среде, в которой родные, учителя, друзья, одноклассники и прочие важные люди говорят, что они недостаточно хороши. Некоторые из этих сообщений выражаются явно, другие транслируются в завуалированной форме. Часто ребенок не осознает, что происходит нечто плохое. Вот четыре распространенные причины, которые берут начало из детства и заставляют чувствовать себя недостойными и неуспешными.
1. С вами обращались так, словно вы ничего не стоите
Некоторые родители и другие значимые фигуры рассматривают ребенка как своего подчиненного или часть имущества. Они жестоко обращаются с ребенком, подвергают его физическому, сексуальному, вербальному или эмоциональному насилию. Часто последствия остаются на всю жизнь.
Многих детей воспитывают так, словно их главная цель — удовлетворять потребности родителей. Если дети плохо исполняют эту роль, их наказывают, стыдят и заставляют повиноваться, манипулируя чувством вины. Неудивительно, что такие люди вырастают с нарушенным самоощущением и сломанной самооценкой, что вызывает психологические и поведенческие проблемы.
2. Вас оценивали по нереалистичным стандартам
Взрослые часто оценивают детей по очень высоким стандартам, которым сами не могут соответствовать. Один из примеров — школа. Родители ожидают, что ребенок будет отлично справляться со всеми предметами. В противном случае его называют «проблемным» и дальше травмируют наказанием и отвержением.
Подобные примеры встречаются и в семейной жизни. Родители ожидают, что ребенок будет выполнять определенную роль, которую они ему назначили. Детей заставляют следовать ненужным и даже противоречивым правилам. Часто дети вынуждены брать на себя ответственность за то, что они не могут изменить. В результате у них развивается состояние хронической вины и стыда, которые преследуют их во взрослом возрасте.
3. Вас сравнивали с другими
Родители и учителя часто сравнивают детей, чтобы заставить изменить поведение: «Почему ты не можешь быть как твой брат/твоя сестра?», «Тим такой хороший мальчик, вот бы мне такого сына», «София такая милая девочка, а ты просто избалованная и непослушная».
Но когда они сравнивают своих детей с другими и создают атмосферу конкуренции, это только усугубляет неуверенность, беспокойство и подозрительность. Дети чувствуют себя ущербными и недостойными. Во взрослом возрасте такой человек продолжает компульсивно сравнивать себя с другими и развивает ощущение ущербности или, наоборот, превосходства над другими.
4. Вас научили быть беспомощными
Некоторых детей воспитывают так, чтобы они оставались зависимыми от родителей вопреки своему возрасту. Их чрезмерно опекают, контролируют и не позволяют принимать самостоятельные решения. Им не разрешают экспериментировать, изучать мир и совершать ошибки, поэтому такие дети вырастают с ощущением, что они ни на что не годятся. Во взрослом возрасте такой человек чувствует мало контроля над собственной жизнью, потому что в детстве взрослые тщательно контролировали каждый его шаг.
В психологии это состояние называют выученной беспомощностью. Суть в том, что родители воспитывают ребенка таким образом, чтобы он не стал полностью независимым. Благодаря этому он останется рядом с родителями и будет дальше удовлетворять их потребности. Родители ведут себя так потому, что в них живет старый неразрешенный страх оказаться брошенными.
Последствия жизни в такой среде
В ответ на подобные обстоятельства у людей развиваются механизмы защиты и выживания. Некоторые начинают угождать всем подряд и жертвовать своими интересами потому, что с детства их приучили заботиться о других и подавлять свои истинные потребности, эмоции, интересы и предпочтения. Другие превращаются в нарциссические личности, которые рассматривают окружающих людей как вещи, которые нужно использовать. Третьи не умеют жить настоящим, замедляться и расслабляться. Им все время кажется, что они должны достигать большего или обладать большим. Некоторые застревают в состоянии беспомощной жертвы и ведут пассивную жизнь.
Таким людям все время кажется: что-то не так. Они чувствуют себя недостойными, их жизнь недостаточно хороша, всегда есть поводы для волнений. Им кажется, что нужно стараться еще больше. Им трудно найти настоящее удовлетворение жизнью. Многие люди не признают свои детские несчастья и внутреннюю боль. Отпустить старые роли и защитные механизмы сложно, многим так и не удается это сделать. Те, кто старается стать лучшей версией себя и переступить через последствия болезненного воспитания, в конечном итоге пожинают плоды активной работы над собой и обретают счастье.
Источник
Инфантилизм: есть ли шанс повзрослеть?
Инфантилизм — это отсутствие достаточного для определенного возрастного периода уровня эмоционального и волевого компонента личности. «Инфант» в переводе с латинского – дитя, так называли детей королевской крови до двух лет.
Говоря о таком психологическом феномене, как инфантилизм, мы обычно представляем себе следующую картину: великовозрастный человек, опекаемый матерью и неспособный самостоятельно принимать решения. На самом деле, инфантилизм может проявляться таким образом, что окружающие могут и не заметить его. Незрелость может выглядеть как неспособность договариваться, агрессивная реакция на неудачу, страх сменить работу и построить близкие отношения, сваливание ответственности за свою жизнь и благополучие на других (родителей, врача, руководителя и др.), неумение ставить цели, и, как следствие, движение по течению жизни.
Инфантилизм — это застраивание на определенной детской стадии развития личности, продолжение детства во взрослом возрасте. Это не патология, в отличие от психического инфантилизма, а расстройство эмоционально-волевой сферы. Инфантильный человек остается в детском возрасте на уровне реакций в силу тех или иных причин.
Как это происходит? Ребенок в определенной ситуации ведет себя таким образом, который позволяет ему добиваться желаемого. Например, когда ему хочется новую игрушку, он устраивает истерику в магазине, рыдая и топая ногами. Маме стыдно, она, желая прекратить «концерт», потакает капризам отпрыска и совершает покупку. Это срабатывает раз, другой. Ребенок начинает применять подобные стратегии поведения постоянно. Поведенческий репертуар доводится до автоматизма, становясь сначала навыком, а затем стереотипом поведения, установкой. Все автоматические действия переходят на бессознательный уровень, человек перестает контролировать свое поведение и применяет эти установки даже тогда, когда они не работают, усложняя жизнь окружающим и себе. Например, взрослый мужчина, пытаясь добиться своего, может топать ногами, крушить мебель, стрелять, разбивать машины, драться лишь потому, что у него осталась реакция 5-летнего ребенка, кричащего и топающего ногами в стрессовой ситуации. Другой взрослый выбирает тактику избегания. Обидевшись на всех и вся, он решает: «Все проблемы я решать не могу, для меня это слишком тяжело, поэтому я уйду от мира в монастырь, на необитаемый остров, в болезнь или в запой».
Чем отличается поведение взрослого и ребенка? Действия ребенка до определенного возраста аффективны (эмоциональны), но с течением времени человек начинает использовать более сложные модели поведения — действия становятся волевыми, то есть осознанными.
Человеку свойственно не замечать в себе инфантильные черты. За помощью к психологу часто обращаются «взрослые родители» с жалобами на сорокалетних детей с требованием: «Научите меня, как сделать так, чтобы мой сын наконец повзрослел». К сожалению, это фактически невозможно — инфантилизм передается «по наследству». Прежде всего, родителю необходимо самому избавиться от детских реакций и установок.
Понять и увидеть, какие формы поведения можно назвать инфантильным, под силу не только специалисту-психологу. Сложнее дело обстоит с пониманием причин.
Как всегда, истоки психологических проблем нужно искать в детстве. Инфантильность, как черта характера — это результат неправильного воспитания или неблагоприятных условий в период с 8 до 12 лет. В этом возрасте родителям необходимо научиться делегировать ребенку ответственность за себя и за свои поступки. Потребность в самостоятельности и признании является одной из базовых, она может начать проявляться гораздо раньше, в глубоком детстве. Например, ребенок может в возрасте одного года пробовать есть самостоятельно. Родители часто не замечают этого первого «Я — сам!» Или им удобно не замечать? Легче самой покормить ребенка, чем потом отмывать всю кухню.
Итак, причина первая: родителям так удобно. В этом же прослеживается один из характерных признаков инфантилизма — желание сиюминутного удовольствия, неумения видеть последствия и отдаленные результаты своих поступков.
Причина вторая: жестокое воспитание и сверхтребовательные родители, желающие, чтобы дети поступали так, как они хотят. «Ты должен стать таким, каким я не стал!» В этом случае, вырастают правильные, законопослушные, но не самостоятельные, не реализующие себя люди. Без родителей они не способны сделать ни шагу. Сломалась машина — звоню папе, к гинекологу — с мамой.
Причина третья: безрадостное, тяжелое детство — работа по дому, уход за младшими детьми и пожилыми родственниками. В этом случае, человек, вырастая, желает отдохнуть от непосильных обязанностей и во взрослой жизни добирает то, чего он не дополучил ребенком.
Причина четвертая: родители не доверяют миру в целом и своему ребенку в частности, и, как следствие, чрезмерно его опекают. Мама сама боится жить, ее пугает окружающий мир, поэтому она перестраховывается: «Не ходи гулять, это небезопасно».
Сами же родители реагируют по-детски на тяжелые ситуации (развод, проблемы на работе и пр.) обидами, скандалами, конфликтами и желанием, чтобы кто-то другой о них позаботился.
Причина пятая: недостаток собственной значимости неадекватная самооценка родителей. Таким взрослым свойственно использовать детей как инструмент для удовлетворения своих невротических потребностей в любви, признании и власти. «Ты без меня никто, ничего не сможешь, ни на что не годишься». Такие фразы отбирают у детей веру в себя и желание действовать.
Причина шестая: вседозволенность и попустительство. Ребенок получает все «по щучьему велению, по моему хотению», без всяких усилий с его стороны. В семье нет дисциплины и правил.
Причина седьмая: в семьях алкоголиков и наркоманов могут вырасти безответственные, импульсивные дети, не умеющие элементарных вещей, например заплатить за квартиру. Происходит это потому, что родители не стали примером самостоятельности. Но может и возникнуть и обратная реакция – дети алкоголиков часто рано взрослеют.
Есть еще одна глобальная причина инфантильности индивида — ювенилизация общества. Это ориентация человека на молодежное мировоззрение и поведение. Увлечение социальными сетями, погоня за вечной молодостью, потребительские кредиты, поздние браки, бездетность. Эта тенденция началась еще в прошлом веке. В 1980 году советские исследователи провели нейрофизиологическое обследование взрослого населения Москвы: многие взрослые люди имели детскую или подростковую энцефалограмму. «Страна стала напоминать разросшийся детский сад», — резюмировал по этому поводу сотрудник Российского института культурологии Олег Румянцев.
Прогресс, облегчая человечеству жизнь, ввергает его в пучину инфантилизма. У мужчины нет острой необходимости жениться с целью выжить — есть микроволновка, стиральная машина, фастфуд; женщине необязательно учиться готовить, стирать и шить. Нет потребности выходить замуж — есть центральное отопление (не нужен кто-то, кто будет колоть дрова), есть гипермаркет (не нужен мужчина-охотник).
Какие характеристики присущи инфантильным людям?
Иждивенчество, отсутствие трудовой мотивации. В современном мире есть возможность выживать, не работая. В Финляндии предложили всем жителям выплачивать по 600 евро просто так, но дальновидные люди отказались от подобного эксперимента, предвидя всю его пагубность для цивилизованного общества.
Главенствующая потребность в удовольствии и развлечениях. Работа любого рода вызывает у него скуку, а развлечения рано или поздно надоедают, жизнь теряет смысл.
Утрата цели или ее отсутствие. Инфантильный человек не способен работать на перспективу, ему надо «здесь и сейчас», отдаленные и глобальные цели — не для него.
Безответственность на всех уровнях. Инфантильный индивид не в состоянии отвечать ни за себя, ни за кого-то другого. В его проблемах всегда виноват кто-то другой. Его мироощущение предполагает, что ему все должны, и кто-то более могучий о нем позаботится — родители, правительство, врачи, чиновники, школа, Бог.
Гиперответственность – «Я всемогущий, я сделаю всех счастливыми». Но проблема в том, что поинтересоваться потребностями других, узнать, что для них счастье, инфантилу в голову не приходит, поэтому он с завидной упорностью идет к своей цели, делая несчастными своих самых близких.
Инфантильность – «болезнь» бесполая, она поражает и мужчин, и женщин. Однако в проявлении инфантилизма есть гендерные различия.
Многие мужчины, подсознательно не желая взрослеть, совершают инфантильные поступки: женятся на молодой девушке, оставляя старую жену за бортом, погружаясь в пучину молодости и драйва. Такой мужчина полагает, что чем моложе жена, тем моложе он сам.
Есть и другая категория представителей сильного пола — те, кто вообще не хотят жениться. Им немного за тридцать, у них прекрасная карьера, бурная личная жизнь. В современном обществе таким людей называют кидалтами. Они увлекаются компьютерными играми, дорогими гаджетами, фэнтази, мультфильмами, путешествиями и т.д. Погружение в детские развлечения служит им психологической разрядкой. То есть инфантилизм — это не то, что охватывает всю личность целиком. Часто бывает так, что человек в чем-то инфантилен, а в чем-то — зрел. Например, у успешного мужчины есть жена, дети, бизнес и… куча любовниц. Чаще всего инфантильными бывают отношения с людьми, в профессии человек может быть вполне взрослым, у него может быть прекрасная карьера, высокий пост, но нет навыка построения близких отношений вообще или длительных отношений с одним человеком в частности.
Женский инфантилизм тоже проявляется в нежелании заводить семью или, наоборот, в желании поскорее выйти замуж, желая переложить любую ответственность на плечи мужа. Такие женщины имеют неадекватно высокий уровень притязаний во всем, они — капризные принцессы, все их желания должны исполняться. В муже они видят отца, который должен решать все ее проблемы. «Ты должен меня защищать, а я буду делать то, что хочу». То есть у нее — только права, а у мужа — одни обязанности. Такую модель существования можно назвать паразитической.
Другая категория инфантильных женщин – это те, у кого есть острая потребность все контролировать. Они ведут себя как маленькие девочки, которые боятся, не доверяют миру. Это очень по-детски — представлять себя причиной всего (мама с папой ругаются из-за меня) или видеть себя всемогущей (я могу им помочь, все в этом мире зависит от меня). Она не признает, что у нее проблема и приходит на консультацию с вопросом, что ей делать, чтобы ее близкие стали послушными и удобными для нее. Доминирующая и чрезмерно опекающая жена и мать никогда не получит зрелого, ответственного мужа и сына, а ее дочь, вероятнее всего, вырастет похожей на нее. Часто женщины выходят замуж за очень мягкого мужчину, чтобы было кем помыкать и повышать свою самооценку, унижая и обесценивая своего партнера.
Еще одна форма инфанилизма у женщин – погоня за молодостью. Пластические операции, инъекции, аппаратные процедуры. Прекрасно, когда женщина следит за собой. Но некоторые представительницы слабого пола переходят все грани разумного. Новые губы, носы, грудь, ресницы и брови. В 2015 году в Москве на бьюти-процедуры было потрачено 67 млрд. рублей.
Есть и другой тип инфантильных женщин. Они не ходят к косметологу, носят платок и регулярно посещают церковь, подают нищим, кормят бездомных кошек и собак. Но при всей внешней благодетельности они не дают жить окружающим их близким: ни мужу (часто его уже нет в живых – инфаркт или инсульт), ни детям, ни внукам. Они не хотят ни слушать, ни слышать, манипулируют своими близкими. Если что-то идет не так, как они задумали, хватаются за сердце или жалуются на давление. Это типично детское поведение — уходить в болезнь и использовать ее для того, чтобы безраздельно властвовать. Когда ты болеешь — можно все, а тем более, если в твоей болезни они же (близкие) и виноваты!
Иногда жизнь дает шанс человеку самому избавиться от инфантильных установок и поведения. Путь это лежит через потери: финансов, помощи родителей, отношений, нынешнего места жительства. Одни используют эту возможность повзрослеть, в случае с другими жизненные невзгоды усугубляют инфантильные реакции, заставляя их бежать от реальности (алкоголь, наркотики, суицид).
Часто люди специально ведут себя по-детски, рационально и с выгодой используют свой инфантилизм. «Я не умею, мне никогда не научиться, у меня ничего не получится», на самом деле, это послание звучит так: «Отстаньте от меня поскорее, я даже пробовать не собираюсь. Сделайте все за меня!»
Что же теряет человек, который не желает сознательно или бессознательно расставаться с детством? Детский образ жизни всегда ограничен и такому человеку никогда не будет интересно в этом мире. Ребенком быть проще, всегда есть кто-то, кто все за тебя решит. То есть инфантил всегда ждет помощи, заботы, денег. Режим ожидания позволяет примерить на себя образ жертвы. Может ли жертва быть счастлива?
Ожидание длиною в жизнь – это инфантилизм чистой воды. Пока вы ждете, ваши желания — это фантазии, а жизнь проходит мимо в бесплодных мечтаниях и обидах на несправедливое устройство мира.
Как быть? Чтобы стать взрослым, надо уметь отделиться от своих родителей. Это главное условие взросления. Зрелые отношения с родителями — это уважение, почитание и дистанция.
Инфантилизм связан с «неправильным» воспитанием, значит можно свалить всю вину на родителей. Это и есть инфантильная позиция. Ребенок не отвечает за свое личное развитие, но когда вырастает, ответственность за свою жизнь ложится на его плечи. Зрелый взрослый скажет: «У родителей я научился быть только ребенком, а взрослым — нет, мне пришлось это делать самому, и у меня получилось».
Автор: Савилова Елена Петровна
Редакторы: Елисеева Маргарита Игоревна, Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: инфантилизм, родители, дети, ответственность, самостоятельность, безответственность, зрелость, личность, эмоция, воля
Источник фото: pixabay
Источник