- Чувство ответственности
- Сколько, когда и зачем брать на себя личную ответственность?
- Как научиться ответственности
- Как управлять ответственностью?
- Последствия ответственной и нет позиции
- Формирование ответственности у подростков: советы психолога
- Елена Петрусенко
- Что такое ответственность
- Ответственность глазами подростка
- Советы по воспитанию ответственности
- 1. Не навязывайте ребёнку свои цели
- 2. Не путайте ответственность с послушанием
- 3. Не сравнивайте ни с кем подростка
- 4. Поощряйте самостоятельность
- 5. Подкрепляйте права обязанностями
- 6. Разграничивайте зоны ответственности
- 7. Готовьте подростка к трудностям
- 8. Демонстрируйте путь решения проблемы
- 9. Вводите санкции за безответственное поведение
- 10. Будьте примером
- Про ответственность, или как жить свою собственную жизнь
Чувство ответственности
Чувство ответственности — внутреннее ощущение обязанности отвечать и готовность отвечать за то или иное.
Чувство ответственности у конкретного человека может быть в одной области и отсутствовать (быть не выраженным) в другой. Человек может быть исключительно ответственным в своих обязательствах перед другими и мало ответственным в отношении собственного здоровья, своей судьбы и жизни. Смотри Ответственность за себя
Чувство ответственности — это ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней обязанностью ответить за последствия своих действий.
Для деятельного и позитивного человека это в первую очередь настрой на дело, понимание, что договоренности, обязанности и долг — все это должно быть сделано, выполнено. Для переживательного и негативно настроенного человека — тревоги за возможную неудачу и переживание вины в случае невыполнения.
При любом настрое чувство ответственности — это надежность, готовность человека честно и старательно выполнять договоренности и свои обязанности (готовность нести то, что положено), плюс готовность платить за проколы. Готовность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.
Когда говорят о чувстве ответственности, обычно имеют в виду социальную ответственность, чувство социальной ответственности. Чувство личной ответственности — рядом, но это другое: это внутреннее понимание того, что данное дело необходимо сделать, и сделать это должен именно я.
Человек с развитым чувством ответственности — ответственный человек.
Ответственная позиция — более активна, чем чувство ответственности. Это готовность и способность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.
Развитое чувство ответственности — признак взрослости. Не готовность нести что-либо серьезное и за что-либо отвечать — признак человека-ребенка. Избегающий что-либо нести и за что-либо отвечать (платить) — безответственный, человек с позицией Иждивенца. См.→
Чувство ответственности не надо путать с чувством вины. Чувство вины не заменяет чувства ответственности: когда-то мешает делу, а когда-то бывает полезным.
Существует старинное правило: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд. Это называется — «ответственность за результат». Готовность жизнью платить за результат — показатель высокой меры ответственности.
Ответственность — это мощный инструмент изменения качества жизни и действенное средство формирования в своей жизни желаемых событий. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.
При желании чувство ответственности можно себе привить. Смотри Воспитание и развитие ответственности
Обостренное чувство ответственности есть склонность к гиперответсвенности. Человека с неразвитым чувством ответсвенности именуют безответственным.
В трудных или неприятных ситуациях думают об ответственности и берут на себя ответственность люди высокого уровня психологической культуры, люди ответственные. Люди более низкого уровня культуры в этих ситуациях либо переживают, либо ищут виновного, (сбросить на него свою агрессию, снять ответственность с себя).
Можно ли отвечать за свою любовь? Смотри Ответственность в любви
Сколько, когда и зачем брать на себя личную ответственность?
Брать на себя личную ответственность — это значит видеть себя источником всех поступков в своей жизни и их последствий.
Взваливать на себя всю ответственность так же глупо, как убегать от ответственности или перекладывать всю ответственность на окружающих. Как к этому подходить разумно — смотри Отношение к ответственности и Расклад ответственности
Как научиться ответственности
Ответственность — это навык. Его можно развивать и воспитывать как в себе, так и в окружающих людях. Смотри — Воспитание и развитие ответственности.
Как управлять ответственностью?
Как технически увеличить или уменьшить ответственность, как делегировать часть ответственности окружающим — смотри Как управлять ответственностью.
Последствия ответственной и нет позиции
Либо ты берешь ответственность, либо страдаешь и завидуешь.
Источник
Формирование ответственности у подростков: советы психолога
Представляем вашему вниманию текстовый вариант одного из вебинаров для родителей, проведённых психологом «Домашней школы Фоксфорда». Обсуждались обязанности тинейджеров, связь между ответственностью и самостоятельностью, а также санкции, допустимые за проступки.
Елена Петрусенко
Психолог, специалист по работе с подростками.
Что такое ответственность
Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.
Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.
Ответственность глазами подростка
В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.
Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.
Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.
Советы по воспитанию ответственности
С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.
1. Не навязывайте ребёнку свои цели
«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.
Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?
Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.
Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?
Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.
2. Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.
3. Не сравнивайте ни с кем подростка
Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.
У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.
Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.
4. Поощряйте самостоятельность
Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.
Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.
Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.
И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.
Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.
5. Подкрепляйте права обязанностями
С подростками отлично работает конструкция «Если…, то. ». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.
6. Разграничивайте зоны ответственности
Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.
Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.
Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.
Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.
7. Готовьте подростка к трудностям
Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.
Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.
8. Демонстрируйте путь решения проблемы
Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.
Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».
9. Вводите санкции за безответственное поведение
В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.
Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.
Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то. », сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.
10. Будьте примером
Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник
Про ответственность, или как жить свою собственную жизнь
В этой статье, состоящей из двух частей, я хочу обсудить тему ответственности вообще и в рабочем окружении в частности. Это довольно наболевший вопрос, где в спорах ломается множество копий, расходуется неимоверное количество энергии и возникает значительное число конфликтов, которые при здравом рассмотрении и под определенным углом зрения оказываются совершенно бессмысленными.
А еще тема ответственности напрямую связана с чувством контроля своей жизни, без которого часто оказываешься на месте пассажира, наблюдающего происходящее из окна поезда и не имеющего возможности как-то на него повлиять. Такое состояние вызывает переживания тревоги, неудовлетворенности, несчастья; возникает ощущение, что жизнь проходит мимо.
Вернуть контроль над собственной жизнью сложно, но вполне реально. Вопрос желания и некоторой работы над собой
Вернуть контроль над собственной жизнью сложно, но вполне реально. Вопрос желания и некоторой работы над собой. Я хочу поделиться своими находками в этой сфере, которые, возможно, найдут понимание и применение у читателей данного ресурса.
Как я уже отмечал, эта статья состоит из двух частей. Первая из них – об ответственности в жизни в целом. В ней разбирается терминология и дается несколько примеров того, как ответственность и ее недостаток проявляются в жизни, и к чему это приводит.
Вторая – об ответственности в рабочем окружении. По сути, она представляет собой подробный разбор практического примера с рекомендациями, что нужно делать, чтобы поддерживать необходимый уровень жизненного контроля и экологичности в коммуникациях и работе.
Для начала хотелось бы разобраться с терминологией. Существует множество контекстных определений ответственности как качества человека и как явления окружающего мира. Прежде всего, хочу уделить внимание ответственности, как черте того или иного человека. И здесь, пожалуй, больше всего мне нравится обобщенная вариация, где говорится о том, что ответственность – это способность принять и признать последствия собственного выбора.
Ответственность – это способность принять и признать последствия собственного выбора
Что это означает на практике? Забавно, что лучшие примеры связаны с негативными или потенциально негативными результатами действий. Зачастую именно они вызывают бурю эмоций и страстей. Потому такой пример прежде всего я и приведу.
Итак, предположим, что вы решаете подготовить шпаргалку и списать на экзамене, тесте или контрольной. Так уж получается, что вас ловят за руку, и в результате экзамен оказывается завален, тест не пройден, контрольная написана на два балла.
Варианты реакций в этой ситуации? Например, можно начать изливать свою досаду на бессердечного преподавателя, отвернувшуюся госпожу удачу, систему образования с глупыми и бессмысленными предметами и правилами, давящую пасмурную погоду и даже на своего однокашника, который отвлекал и не дал подготовиться как следует.
В придачу можно злиться на недостаточно умного, пронырливого, удачливого, усидчивого, добавьте еще по собственному вкусу, себя.
Вы сделали выбор, и вы приняли условия игры. Все, что далее произошло, вписывается в условия, и обвинять других или заниматься самобичеванием не имеет никакого смысла
Наконец, можно принять тот факт, что, решив использовать шпаргалку, вы сделали выбор в пользу движения против устоявшихся норм и правил. Этот выбор сопряжен с дополнительным риском, и ситуация имеет все шансы пойти по неблагоприятному сценарию. Причем также сделан моральный выбор в пользу нечестной игры, который вполне способен омрачить даже вкус победы, поставив под сомнение уровень полученных знаний и значимость достижений.
Есть ли кто-то еще ответственный за этот выбор, тот, кому можно предъявить претензии? Однозначно нет. Вы сделали выбор, и вы приняли условия игры. Все, что далее произошло, вписывается в условия, и обвинять других или заниматься самобичеванием не имеет никакого смысла. Важными будут лишь понимание своей главной роли в происходящем и приобретенный опыт, который может привести к иному выбору в будущем.
Хочу обратить внимание также на момент, связанный с самобичеванием. Часто ответственность безосновательно приравнивается к вине: я ответственен, значит, виноват. При этом, на самом деле, это разные понятия, которые иногда могут идти рука об руку. Вина приходит тогда, когда возникает внутреннее несогласие со сделанным выбором и его последствиями. Вина напрямую связана с угрызениями совести. Это исключительно внутреннее чувство, которое в определенной мере задает индивидуальные морально-нравственные ориентиры человека.
Часто ответственность безосновательно приравнивается к вине: я ответственен, значит, виноват
Опять же, лучше всего это можно пояснить на примерах.
Допустим, некто выпил в теплой компании, сел за руль и попал в ДТП с участием другого автомобиля, повредив его. То есть был сделан выбор пить и вести машину в таком состоянии, с пониманием, что сочетание того и другого может плохо кончиться. Ответственность здесь определяется принятием факта того, что эту ситуацию герой истории устроил сам. Члены теплой компании не обязаны были запрещать ему садиться за руль. Другой водитель не должен был в этот день оставаться дома, предполагая, что кто-то будет ехать в состоянии опьянения. Хоть освещение дорог и является задачей муниципалитета, но его работники не ответственны за то, что имело место пренебрежение правилами выбора безопасного скоростного режима.
При этом адекватный человек будет чувствовать вину из-за того, что принес столько неудобств другим людям. Вероятнее всего, и стыд будет ощущаться. Но давайте в этот раз не будем рассматривать это чувство.
Таким образом, виновник ДТП понимает, что произошедшее – дело его рук, и это про ответственность. С другой стороны, его совесть справедливо точит об него зубы, ведь, как следствие выбора, он совершил действие, которое ему не нравится – это про вину.
Другой пример. Заботливый отец семейства приобрел на арбузном развале полосатую ягоду и принес ее домой. Семья не преминула отведать добытое, и после этого у ее членов заболели животы. Слава Богу, все обошлось. Тем не менее сама ситуация неприятна.
В целом человек знал, что вероятность нитратного арбуза реальна. При этом она достаточно мала. Большинство таких приобретений относительно безопасно. Лучший вариант перестраховаться – не брать арбуз вообще, ведь даже нитратомеры не всегда помогают в этом вопросе. В противовес, семья мужчины любит бахчевые, и он пошел на риск, как и его домочадцы. В этом его выбор, который принимается, как и прилагающиеся последствия, демонстрируя проявление ответственности.
Виноват ли отец семейства в произошедшем? На самом деле вопрос не такой простой. Реакция очень сильно зависит от человека, его внутренних установок. Многие признают свою вину и будут переживать. Хотя если разбирать ситуацию абстрактно с точки зрения логики и некой условной нормы, риск получить осложнения был невелик, наверняка просчитать его было практически нереально. При этом ранее все работало хорошо, и выгоды значительно перекрывали небольшую вероятность негативного развития ситуации. Следовательно, оснований для появления чувства вины здесь нет. Это досадная случайность, которая является результатом действий конкретного человека – не забываем про ответственность!
Следующий вопрос, о котором хочется поговорить, – это границы ответственности. В жизни приходится принимать огромное количество решений. Некоторые из них напрямую касаются нас, некоторые легко осознаваемой или даже неосознаваемой тенью проходят мимо.
Как мне видится, ответственность как выбор безгранична. Иными словами, мы несем ответственность за каждый и любой осознанный свой выбор, будь то выбор блюда на завтрак, друга или веры.
И тут возникают интересные вопросы. Допустим, насколько я ответственен за то, что голодают дети Африки? Или, говоря по-другому, не делая выбор немедленно бросить все и ринуться помогать им, правильно ли я поступаю? Здесь даже можно скатиться в крайность, кинувшись исправлять все, что в мире происходит «неправильно», «несправедливо», «неэкологично» и т.п. Причем таких примеров немало.
Ответственность как выбор безгранична. Иными словами, мы несем ответственность за каждый и любой осознанный свой выбор, будь то выбор блюда на завтрак, друга или веры
Подобное поведение зачастую связано с синдромом бога или нарциссизмом. То есть большинство таких людей решает свои невротические задачи путем заботы обо всем мире сразу, демонстрируя выдающиеся самоотверженность и альтруизм. Акцент именно на значимости и масштабности. Сами явления здоровых самоотверженности и альтруизма существуют и заслуживают искреннего уважения.
Состояния «я могу все», «мне все подвластно», «все зависит от меня» также могут быть индикаторами некоторых сложностей с реалистичным восприятием действительности.
В сбалансированной ситуации есть понимание границ собственных возможностей, целесообразности тех или иных действий, оптимальности реакций и поступков
В сбалансированной ситуации есть понимание границ собственных возможностей, целесообразности тех или иных действий, оптимальности реакций и поступков, а потому чувствительность с точки зрения ответственности принудительно ограничивается психикой или существующими правилами. Так, нас мало трогает то, что находится далеко. Тема таких ограничений прослеживается даже в пословицах, например «где родился, там и пригодился».
Пожалуй, остался лишь один момент в части общего понимания ответственности, которому хочу уделить внимание, – это события, не зависящие от нас вообще. Для примера к таковым можно отнести природные катаклизмы или действия других людей. Для кого-то в этот список можно добавить еще божественное провидение.
Человек всегда выбирает наилучший возможный для него вариант действий
Эти события безусловно существуют – в зависимости от веры можно вычеркнуть из списка длань Бога – и с ними необходимо считаться. Здесь остается лишь признать, что человек всегда выбирает наилучший возможный для него вариант действий, исходя из собственного понимания ситуации и устройства внутренних психических структур.
Он по-прежнему ответственен за принимаемые решения и их последствия даже в случае, когда побежал на запад, и там упал метеорит, уничтожив все живое, вместо того, чтобы бежать на безопасный восток.
Предусмотреть все просто невозможно, а потому здесь есть место ответственности и нет места вине и обвинению других
Или же он нанял строителей, которые обещали сделать работу качественно и в срок. А в результате выяснилось, что они не в состоянии выполнить обещанное, и он с ними расстался на полпути к благоустроительной цели. Предусмотреть все просто невозможно, а потому здесь есть место ответственности и нет места вине и обвинению других – все решения принимались свободно и самостоятельно.
На этом я хочу подвести черту под кратким обсуждением темы личной ответственности в целом. В следующей части статьи я поделюсь своим видением того, как вышесказанное может быть применено в организации.
Источник