Роль эмоций при спортивной деятельности и механизмы их проявления
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА ПРИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе систематической тренировки организм спортсмена испытывает ряд функциональных состояний, взаимосвязанных друг с другом и каждое предыдущее влияет на протекание последующего. До начала работы у спортсмена возникает предстартовое состояние, к которым присоединяется влияние разминки; от качества разминки и характера предстартового состояния зависит скорость и эффективность врабатывания в начале работы, и наличие или отсутствие мертвой точки. Эти процессы определяют степень выраженности и длительность устойчивого состояния, а от него зависит скорость наступления и глубина развития утомления, что далее обуславливает особенности процессов восстановления. В зависимости от успешности протекания восстановительных процессов у спортсмена перед началом следующего тренировочного занятия или соревнования проявятся различные формы предстартовых реакций, что и будет определять последующую двигательную деятельность.
Роль эмоций при спортивной деятельности и механизмы их проявления
Эмоции представляют собой личностные отношение человека к окружающей среде и себе, и определяются потребностями и мотивами человека. Они обеспечивают избирательное поведение человека в ситуации со многими выборами, подкрепляя определенные пути решения задач и способы действий.
В регуляции функциональных состояний, которые являются базой двигательной деятельности человека, принимают участие различные психологические, нервные и гуморальные механизмы: потребности, основные источники активности; мотивы, побуждающие к удовлетворению этих потребностей; эмоции, подкрепляющие деятельность; речевая регуляция (самоорганизация и самомобилизация); гормональные влияния — выделение гормонов гипофиза, надпочечников и др.
Спортивная деятельность вызывает в организме спортсмена:
1) физическое напряжение, связанное с осуществлением нагрузочной мышечной работы;
2) эмоционально-психическое напряжение, вызываемое экстремальными раздражителями (стрессорами).
К эмоционально-психическим напряжениям относятся три фактора:
1) большой объем информации, создающий информационную перегрузу (в игровых видах спорта, единоборствах, скоростном спуске на лыжах);
2) необходимость перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
3) высокий уровень мотивации — социальной значимости принимаемых спортсменом решений.
При осуществлении этих процессов огромна роль эмоций.
В спорте эмоции постоянно сопровождают спортсменов, которые испытывают «мышечную радость», «спортивную злость», «горечь поражения» и «радость победы». Эмоции ярко проявляются в предстартовом состоянии, во время спортивной борьбы, являются важным компонентом в процессе тактического мышления.
Эмоциональные реакции включают двигательные, вегетативные и эндокринные проявления: изменения дыхания, частоты сердечных сокращений, артериального давления, деятельности скелетных и мимических мышц, выделение гормонов — адренокортикотропного гормона гипофиза, адреналина, норадреналина и кортикоидов, выделяемых надпочечниками. Эмоции являются механизмом регуляции интенсивности движений, вызывая мобилизацию функциональных резервов организма в экстремальных ситуациях. Это особенно наглядно проявляется в соревновательных условиях, когда результативность выступлений спортсмена превышает его достижения на тренировочных занятиях. Способность к мобилизации функциональных резервов при повышенной мотивации в наибольшей мере присуща опытным квалифицированным спортсменам, в то же время нетренированные лица чаще всего исчерпывают резервы своего организма уже при обычной мотивации.
Значительные нервно-психические напряжения при спортивной деятельности приводят к резкому усилению эмоциональных реакций, обуславливая эмоциональный стресс у спортсменов, а при чрезмерном воздействии вызывают негативные проявления эмоций — дистресс (ухудшение функционального состояния и активности организма, снижение иммунитета).
У спортсменов в соревновательных условиях концентрация нейропептидов (биологических регуляторов) в 5-6 раз превышает их обычное содержание у нетренированных лиц.
Источник
Эмоции в спорте
Автор статьи: Екатерина Гордеева, специалист по учебно-методической работе Центра по работе со спортивно одаренными детьми Красноярского краевого института повышения квалификации работников физической культуры и спорта
Наша жизнь так или иначе связана со спортом. В детстве мы ходим на уроки физкультуры, а повзрослев, отправляемся в спортивные залы. Занимаясь спортом, мы испытываем разные эмоции, как положительные, так и отрицательные: грусть, радость, удивление, страдание, гнев и другие чувства. Давайте разберемся, что такое эмоции и какова их роль в спорте? Термин «эмоции» используется для обозначения любых душевных переживаний и отражают отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции играют в спорте важнейшую роль. «Спортивная злость», «горечь поражения» и «радость победы» постоянно сопровождают спортсменов. Эмоции ярко проявляются в предстартовом состоянии, а также во время спортивной борьбы.
Спортсмену очень важно управлять своими эмоциями, ведь от этого зачастую зависят его успехи в тренировочной и соревновательной деятельности. Безусловно, забота об эмоциональном состоянии спортсмена в первую очередь ложится на тренера. Для достижения желаемых результатов он должен находить подход к каждому из своих подопечных, работать с ними индивидуально, а не действовать по шаблону. Например, нельзя забывать об индивидуальных особенностях эмоциональных переживаний спортсменов. Так, опросы показали, что уверенность в победе над будущим соперником является прекрасным стимулом приблизительно для 50% спортсменов, но в то же время было выяснено, что около 20% спортсменов лучше выступят под угрозой поражения. Если большинство спортсменов предпочитает состязаться на своих стадионах, то некоторые все же успешнее выступают «на выезде»: оказывается, дома, на глазах у своих родных, близких и друзей, они особенно боятся проигрыша. Избыточный «груз ответственности» обусловливает напряженность, скованность спортсмена во время выступления, и в результате обостренное желание показать себя с лучшей стороны приводит к обратному результату.
Кроме того, настроить спортсмена на победу в состязаниях можно разными путями. Одного перед стартом надо успокоить, второго – разозлить, третьего – отвлечь от мыслей о предстоящем выступлении, четвертому, наоборот, целесообразней помочь сосредоточиться на будущей игре и последние часы и минуты перед соревнованием посвятить продумыванию тактики выступления. Есть спортсмены, которым перед соревнованием полезно активно потренироваться, некоторым целесообразнее посвятить сну несколько часов, оставшихся до игры. Тренеру нужно считаться с тем, что один и тот же метод психологического воздействия подстегивает, активизирует одного спортсмена и обезоруживает другого.
Однако нужно иметь в виду, что постоянные напутствия тренера такие, как «держи себя в руках», «тебе не следует поддаваться слабости» являются неправильными. Подавляя эмоции «в приказном порядке», тренер чаще всего достигает противоположного эффекта – у спортсмена усиливается нервное возбуждение, а слабость становится непереносимой. Не справляясь с переживаниями, спортсмен пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся страсти обрушиваются на организм, нанося ему удары, от которых он долго не может оправиться. И если спортсмен привыкает сохранять спокойствие на соревнованиях и держать эмоции в себе, он рискует заболеть всерьез. Таким образом, подавление эмоций на соревнованиях наносят ущерб здоровью и психологическому состоянию спортсмена.
Но самое главное, о чем должны позаботиться тренер и родители спортсмена – чтобы занятия спортом приносили человеку радость, доставляли удовольствие. Такому спортсмену всегда будет сопутствовать успех и в профессиональной карьере, и в личной жизни.
Источник
С чем связаны эстетические эмоции спортсмена
Владение собой, своими действиями, переживаниями, чувствами, поступками, обладание способностью и умением сознательно регулировать свое поведение в экстремальных условиях характеризуют одно из ценных моральных и волевых качеств — самообладание. Это качество, как и другие волевые черты личности, развивается в процессе жизни и деятельности человека. Воспитание и самовоспитание этого качества требует понимания ряда психологических особенностей и закономерностей самоконтроля и саморегуляции. Сознательное управление собой, своим поведением, своими действиями характеризуется многими психологическими особенностями.
Важнейшие из них заключаются в том, что человек может:
- преднамеренно, по собственной воле, пользуясь словесным, т. е. второсигнальным, раздражителем, вызывать то или иное действие, произвольно выполнять движение, начинать действовать. Мы можем преднамеренно вызвать у себя определенное представление или начать думать об известном объекте, можем произвольно направить, сосредоточить или переключить свое внимание; произвольно запомнить или воспроизвести в сознании то, что воспринималось раньше;
- произвольно или по собственному желанию задерживать или прекращать начатое движение или действие, психические процессы представления, памяти, воображения, мышления;
- сознательно поддерживать, сохранять нужную для решения той или иной задачи активность деятельности (например, удерживать напряженность внимания, когда это необходимо; наблюдать какое-либо явление нужный период времени; выполнять двигательные действия даже при усталости).
Большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными состояниями. Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоцинальные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, мы все же не можем подчинить их нашей воле.
Следя за своим поведением, человек способен заметить, что у него возникло то или иное чувство или эмоциональное состояние. Но он не может по одному лишь желанию вызвать его, подобно тому, как он может управлять своими представлениями, вниманием, мыслями, а также движениями. От воли человека не зависит появление или сохранение того или иного чувства. Очень трудно подавить или прекратить возникшую эмоцию и лишь в известной мере можно задержать внешнее проявление эмоций (например, сдержать радость, скрыть тревогу). Для того чтобы подавить возникшую эмоцию, требуются более длительные усилия или изменения объективных условий, вызвавших эмоцию, изменение личного отношения к определенному пилению.
Как отмечает в специальном исследовании П. М. Якобсон, человек не владеет и интенсивностью своих чувств. Если чувство ослабевает или исчезает, невозможно укрепить его путем произвольно вызванного повторения, подобно тому как поступает человек, чтобы избежать забывания знаний. Даже твердое желание освободиться от определенного чувства, понимание его ненужности или тяготение им не ведет к его исчезновению. Бывает, что человек хотел бы избавиться от чувства, например, страха, смущения, любви, но не в силах сделать этого сразу. Вместе с тем чувства или эмоциональные состояния могут возникнуть у человека неожиданно, непредвиденно. И, кроме того, не всегда мы можем полностью осознать наши эмоциональные состояния или сложные чувства.
Следует сказать также, что эмоции отличаются от познавательных процессов (представления, воображения, мышления) непосредственным характером своего возникновения. Они возникают под воздействием внешних или внутренних раздражений непреднамеренно, как акт первичного переживания. В этом отношении эмоции сходны с ощущениями и восприятиями. Однако это качественно различные процессы. С другой стороны, если ощущения и восприятия прекращаются вместе с прекращением непосредственного воздействия внешнего объекта, то эмоции, напротив, характеризуются большой инерцией процесса последействия. Да и возникают они (особенно сложные чувства) не всегда сразу в ответ на определенные воздействия.
Так, спортсмен, добившийся хорошего результата на соревновании, может испытывать ликующую радость победы не сразу после финиша, а спустя некоторое время, и затем переживать длительное время, даже если уже готовится к новым соревнованиям. Нередко бывает, что пережитое чувство прочно связывается с определенными внешними условиями и приобретает стойкий и даже навязчивый характер, неизменно возникая при аналогичных условиях (эмоциональные реакции страха после пережитой спортсменом неудачи или травмы).
Непреднамеренность возникновения эмоций, непосредственный характер переживаний, инертность и стойкость, часто навязчивость и автоматичность ряда эмоциональных реакций (страха, смущения, неуверенности), а также сложности их осознавания значительно затрудняют разработку приемов сознательного овладения своими эмоциями, развитие самообладания.
Означает ли это, что эмоции вообще недоступны для сознательного регулирования? Изучение и обобщение опыта лучших спортсменов показывает, что это не так.
Для того чтобы правильно управлять своими эмоциями, развить качество самообладания, т. е. умения владеть собой, своими эмоциональными проявлениями, необходимо учитывать важнейшие особенности сложной структуры человеческих эмоций. Анализ разнообразных эмоциональных проявлений позволяет установить, что в общую структуру психических состояний спортсменов включаются: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Все эти компоненты эмоций взаимосвязаны, возникают и протекают в комплексе сложных психических состояний и отношений, касающихся лично данного человека.
Эмоциональные состояния представляют собой комплексные, интегральные психофизиологические явления, при которых кроме реакций секреторного и двигательного характера возникают многообразные изменения в протекании процессов, управляемых корой мозга (ощущения, восприятия, представления, мышление, воображение, внимание, память). Например, состояние страха характеризуется изменениями не только в деятельности вегетативных функций (дыхание, сердечно-сосудистая, эндокринная системы), но и в функциях высшей нервной деятельности, что проявляется в торможении речи, расстройстве сознательного самоконтроля и т. п.
Хорошо известна меткая народная поговорка «у страха глаза велики». И действительно, у человека в состоянии страха восприятия и представления приобретают тенденциозную эмоциональную окраску, наблюдается склонность к преувеличению мнимой опасности, сужается объем внимания, появляется растерянность. Весь этот сложный комплекс субъективных явлений переживается как определенное состояние, в котором проявляется взаимодействие различных функций и психических процессов, возникающих в различных объективных ситуациях, при определенных особенностях суммарной деятельности всей нервной системы данной личности.
По определению Н. Д. Левитова, эмоциональные состояния представляют собой целостную психическую деятельность за определенный период времени, характеризующийся своеобразием психических процессов и поведения в зависимости от отражаемых предметов, явлений действительности, предшествующего психического состояния и психических свойств личности.
По результатам многих исследований, эмоциональные состояния оказывают прямое влияние на работоспособность спортсмена. Поэтому тренеру важно знать, в каком эмоциональном состоянии спортсмен приходит на соревнование. Если он переживает состояние неуверенности, страха перед сильными соперниками, излишнее волнение, эмоциональное напряжение, то его результаты ухудшаются, снижаются показатели скорости реакций, точности и качества выполнения действий, снижается требуемый ритм двигательной деятельности (О. В. Дашкевич, В. Л. Марищук, Ю. Ю. Палайма, В. М. Писаренко, О. В. Черникова, Г. X. Шингаров и др.).
Эмоциональные состояния, как было уже сказано, возникает непреднамеренно. Мы не можем по одному своему желанию вызывать у себя и переживать эмоциональный подъем или уверенность, не можем произвольно изменить себе плохое настроение или другое эмоциональное состояние. Управлять им можно только после осознания этого состояния, у нас возникает оценочное отношение к самому себе, своему поведению, к проявлению своих эмоций. Только после этого может быть найден путь к изменению и формированию желательного состояния определенными приемами или способами.
Основной особенностью эмоциональных отношений является осознаваемая мотивированная направленность на определенное явление, с которым связано эмоциональное переживание. Эмоциональные отношения выражаются в эмоциональной мотивации поступков и действий. У спортсмена возникает, например, такое эмоциональное отношение, как чувство гордости за свой коллектив, когда он осознает общественное значение достигнутой победы, завоеванного высокого результата или совершенного поступка. Механизм возникновения подобных эмоциональных отношений, связанных с оценкой, значительно сложнее непроизвольно возникающих эмоциональных реакций и состояний. Основой эмоциональных отношений являются сложные социальные взаимоотношения человека в данном обществе или коллективе. Эмоциональные отношения играют роль мотивов поведения наряду с мотивацией идейной, моральной, интеллектуальной, с мотивами привычек, интересов, склонностей.
Особенно большое активизирующее значение эмоциональная мотивация деятельности и поступков имеет в случае, если имеет место преодоление трудностей и препятствий во время спортивных состязаний.
Максимальные усилия, направленные на достижение поставленной цели, спортсмен может проявить только при определенном эмоциональном отношении к стоящим перед ним целям и задачам.
В зависимости от характера эмоционального отношения человека к определенному явлению у него возникают соответствующие эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Они, как относительно более простые компоненты сложных человеческих чувств, подчинены эмоциональным отношениям человека. Таким образом, ведущими компонентами воздействия эмоций на выполняемую человеком деятельность являются не эмоциональные реакции и состояния, а эмоциональные отношения к явлениям действительности.
Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М.: ФиС, 1980. — С. 55-62.
Источник