Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)
Автор: Guru · 17.09.2018
Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.
История создания
Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.
Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).
Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.
Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.
Жанр, направление
По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.
В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.
Образы и символы
- Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли
- Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.
Темы, проблемы и настроение
- Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».
- Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.
- Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.
- Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.
Основная идея
Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.
В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.
Средства художественной выразительности
Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).
Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак. »), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).
Источник
«Образы русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова».
Научно-исследовательская работа на тему: «Образы русских женщин в произведениях Николая Алексеевича Некрасова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шубанская основная общеобразовательная школа»
Научно-исследовательская работа на тему:
«Образы русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова»
Выполнил: ученик 7 класса Шигабуддинов Руслан
Научный руководитель: учитель русского языка
и литературы Гильмутдинова Л.Н .
- Введение. Значение женских образов в литературе……………………………………………2
- Основная часть. Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова.
2.1.«Во мне спасла живую душу ты…»…………………………………………………..…3
2.2.Катерина из поэмы «Коробейники»…………………………………………………….4
2.3. «Ключи от счастья женского затеряны у бога самого»……………………………..…6
2.4. Образ Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»………………………………………..…7
2.5.«Русские женщины» — поэма о женах декабристов………………………………..…. 9
Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.
Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.
Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но емком по содержанию стихотворении: «Вчерашний день в часу шестом».
В безымянной героине этой беглой «зарисовки с натуры», в терпении, с которым она переносит боль и унижения, живо чувствуется гордость и безмерное нравственное превосходство над теми, кто посмел поднять жестокий кнут над женщиной. В ней страдающей, но несломленной молодой крестьянке – прообраз многих будущих некрасовских героинь.
В напряженных поэтических размышлениях Некрасова о судьбах народа и родины, «убогой и обильной, могучей и бессильной» Руси, тема женской доли – одна из центральных сквозных тем. Поэт революционной демократии, великий поэт – гражданин и гуманист оставался неизменно верен этой горькой и прекрасной теме:
Но и всю жизнь за женщину страдаю.
К свободе ей заказаны пути,
Позорный плен, весь ужас женской доли
Ей для борьбы оставил мало сил…
Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений: «В дороге», «Тройка», «Когда из мрака заблужденные», «Буря», «Еду ли ночью по улице темной…» до стихотворений и поэм 50-х, 60-х,70-х годов. Поэт создал поистине эпические образы русской женщины: Дарья из поэмы «Мороз, красный нос», Катерина из «Коробейников», «Орина, мать солдатская», Матрена Тимофеевна Корчагина из «Кому на Руси жить хорошо», княгини Трубецкая и Волконская из поэмы «Русские женщины» и, наконец, образ музы, сливающийся с образом матери, в замечательном стихотворении 1877 года «Баюшки – баю».
В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание судьбе русской женщины. В этом он не походит на остальных русских поэтов и писателей. Не пишет он о женщинах- красавицах, о повелительницах богов, покорительницах мужских сердец. Героини его вышли из самой жизни. Не посыпана их дорога цветами, не так просто им все дается. Но стоит заглянуть в их душу. Какая это душа! Многострадальная, но никакими горестями не сломленная. Разные героини у Некрасова, но много у них и общего.
Проблема данной работы – изучение произведении Н.А.Некрасова
Задачи:1) изучение литературы по данной теме.
2) систематизация и анализ образов русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова.
Объект исследования – биография и творчество Н.А.Некрасова.
Предмет исследования – произведения Н.А.Некрасова.
Методы исследования – исследование творчества Н.А.Некрасова.
2.1.«Во мне спасла живую душу ты…»
Некрасов родился в местечке Немирова на Украине, а детство провел в селе Грешневе, на берегу Волги. Неподалеку от Ярославля. Позже, став поэтом, он так говорил о своих первых жизненных впечатлениях:
В неведомой глуши, в деревне полудикой
Я рос средь буйных дикарей,
И мне дала судьба, по милости великой,
В руководители псарей
Вокруг меня кипел разврат волною грязной,
Боролись страсти нищеты,
И на душу мою той жизни безобразной
Ложились грубые черты.
Отец поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убежденным крепостником. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера.
Мать Некрасова, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостных. Но именно она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.
Первые стихи Некрасов написал в семь лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его творчество. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в поэме «Мать»(1877).
Некрасов, еще совсем юным сумел преодолеть предрассудки помещичьей среды и почувствовать свое кровное родство с угнетенными и обездоленными.
Свое детство Некрасов видит по-своему:
Воспоминания дней юности – известных
Под громким именем роскошных и чудесных,-
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,-
Во всей красе проходят предо мной…
Эти горько иронические слова предшествуют воспоминаниям о самом дорогом человеке – о страдалице матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда». В словах поэта, обращенных к ней, рядом с любовью, жалостью, восхищением слышится и упрек:
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,
Она была горда, упорна и прекрасна…
Сложны, противоречивы, мучительны чувства поэта. Но в горьких обвинениях и самообвинениях можно заметить единую прочную основу: суровую требовательность человека к себе и близким, способность чувствовать себя ответственным за все зло, всю несправедливость окружающей жизни.
Кажется, не было другого поэта, который так часто. С такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки – баю», «Затворница», «Несчастные» и других. Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам.
Некрасов утверждал, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины.
2.2.Катерина из поэмы «Коробейники»
Героиня стихотворения Катерина не подавлена общими советами, не пословицами, не гневом мужа, ни его побоями. Задорным вызовом отвечает она сердитому мужу:
— Где я была, там нету!
Так-то, мил дружок!
Она не раба мужа и поэтому побои его принимает не с «бессмысленным, вечным испугом», а с насмешливым вызовом:
А и поколотит – не велик наклад:
Милого побои недолго болят!
Это один из тех образов русской крестьянки в творчестве Некрасова, которые показывают ее сильной, мужественной, гордой несмотря на всю тяжесть ее доли. Эти образы появляются в творчестве Некрасова в 60-е годы, с усилением народной струи в его поэзии.
Среди стихотворений 60-х годов, целиком или частично посвященных доле русской крестьянки («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»), есть одно, изображающее нравственные мучения женщины под гнетом жестокого патриархально-религиозного мировоззрения. Это – «Что думает старуха, когда ей не спится»(1862). Столетняя старуха «мечется на печи», «охает, мается» в ужасе от сознания своей греховности. «Грехи» ее иллюзорны или ничтожны, но ей представляются безмерными. Среди них есть такой:
С Федей – солдатиком чуть не слюбилась.
Сознательная или бессознательная реминисценция этого в «Катерине».
Есть солдатик Федя, дальняя родня,
Он один жалеет, любит он меня.
Катерина слюбилась с «солдатиком» Федей, но эта любовь не отравляет ее совести сознанием греховности, а радует Катерину, как просвет в ее печальной жизни. Любовь ее и Феди – это любовь равных людей, а не господина и раба. В этой любви нет побоев, а есть сердечная искренность и подлинное сочувствие. Эта любовь дает Катерине силу внутренний разрыв с постылым мужем.
Если Некрасов и обращается к крестьянской женщине со словами:
Ты вся воплощенный испуг,
Ты вся вековая истома,-
В то же время он ищет в народной жизни такие женские типы, которые предвещают исход из состояния «воплощенного испуга», типы, в которых сказывается стремление к свободе и протест против гнета и насилия.
Обрисованная немногими скупыми штрихами героиня лаконичного стихотворения Некрасова – это тип «нового человека» в народе. Она смело идет против общего мнения, против общества, исповедующего религию терпения, у нее есть убежденность в своей правоте, дающая ей силу на семейный разлад, на свободную любовь, на насмешку над попреками и побоями. В глазах революционных просветителей поведение Катерины — то борьба с несправедливыми, неестественными, насильственными семейными отношениями, являющаяся частью революционной борьбы против насилия над человеком вообще. За презрением Катерины к побоям мужа стоит презрение ко всему тому строю жизни, который держится на побоях, основа которого – грубое насилие. Борьба Катерины входит в широкую сферу борьбу угнетенного народа против насилия угнетателей.
Создавая образ Катерины, как и другие свои крестьянские образы, Некрасов отталкивался от реакционного фольклора и опирался на то, что было ему близко в народном творчестве.
Рядом с песнями «о вечном терпении» раздавались задорные песни, полные удали и кипучей, уверенной силы. Ведь в народной песне женщина далеко не всегда была подавлена волей грозного мужа, о котором пелось.
2.3. «Ключи от счастья женского затеряны у бога самого»
Корчагина Матрена Тимофеевна – крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
«Матрена Тимофеевна осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива: волос с проседью, глаза большие строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький, да серп через плечо».
Слава счастливицы приводит к ней странников. Матрена соглашается «душу выложить», когда мужики обещают ей помочь в жатве: страда в самом разгаре.
В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая заловка, на которую невестка должна работать как раба. С мужем, правда, повезло ей: лишь один раз дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за Матрену некому заступиться, кроме дедушки Савелия , отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господствующего управляющего, прекратившийся лишь с его смертью.
Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат несправедливый суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка.
Долгое время Корчагина не может простить Савелию его неповторимой оплошности. Со временем у крестьянки появляются дети, «некогда ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты.
Бог сибирской язвой трижды посетил.
В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:
Ключи от счастья женского
От вольной волюшки
Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивает типичность судьбы Матрены Тимофеевны: это обычная судьба русской женщины.
2.4. Образ Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»
Дарья – главная героиня поэмы «Мороз, Красный нос». Некрасов рисует «тип величавой славянки».
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц, с красивою силой в движениях,
С походкой, со взглядом цариц…
Наряду с Матреной Корчагиной Дарья принадлежит к этому многократно воспетому Некрасовым типу неутомимой труженицы, рачительной хозяйки, на которой держится весь дом; нежной матери, покорной, любящей жены, в тяжкую минуту становящейся настоящей героиней:
В беде – не сробеет, — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Жизнь Дарьи проходит в бедности:
Все отдали, что по копейке,
По грошику медному
Мы сколотили трудом!
Но как не тяжела доля русской крестьянки («с рабом повенчаться, быть матерью сына раба, до гроба рабу покоряться»), потеря кормильца ложится на ее плечи несравненно более тяжелым бременем. Дарья, раздавленная горем, обращается к покойному Проклу, сетуя на свою горькую будущность. Отныне даже урожай станет для нее бедствием, ведь со всей работой придется справляться в одиночку. Некому будет вместе с ней порадоваться за подрастающих детей, да и недолгой будет эта радость:
Всех у нас деток Гришуха да дочка.
Да голова у нас вор-
Скажет: мирской приговор.
И Грише не избежать рекрутского набора. Некому заступиться за сына, некому пожалеть мать.
Но не так просто сломить русскую женщину. Есть в ней врожденная гордость. И тут не имеет значенья, крестьянка она или княгиня. Не хочет она показывать своего горя, никогда не стала бы унижаться ради себя. Только ради близких, любимых людей готова она понести оскорбления. Нельзя так просто покорить русскую женщину. Может она претерпеть и потерю родителей, и мужа, и сына. Она будет сопротивляться невзгодам. И не всегда же быть горю. А вы посмотрите на русскую крестьянку, когда она радуется или просто работает. Поэт восхищается ею. Да и как иначе? Сочетается в ней спокойная красота с огромной силой, как телесной, так и духовной:
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Нельзя над этой женщиной подшутить «Она улыбается редко». Но сердце радуется смотреть на нее во время веселья:
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь.
Не любит она бездельничать, всегда у нее есть работа. На нее спокойно можно положиться, дом у нее всегда в достатке, в семье она главная.
Дарья пыталась спасти умирающего мужа, ночью через лес бесстрашно «прошла в монастырь отдаленный («В верстах тридцати от села») за чудотворной иконой, но все было напрасно. Похоронив Прокла, Дарья отправляется в лес за дровами и, наплакавшись, незаметно для себя справляется с привычной работой:
Едва ее ноги держали,
Душа истомилась тоской…
Стоит под сосной чуть живая,
Без думы, без стона, без слез».
Зачарованная Морозом героиня замерзает в лесу. Но перед смертью ей даровано утешение: она видит во сне конец жатвы, счастливый труд крестьянской семьи, заботливого мужа, румяные лица детей.
Дарья просто уходит, она видит прекрасный сон, ей хорошо:
Улыбка довольства и счастья
У Дарьи не сходит с лица.
Зачем пытаться вернуть ее к жизни? Там у нее есть все, а здесь ничего, кроме извечных бед.
2.5. «Русские женщины» — поэма о женах декабристов.
Подвиг русской женщины, самоотверженной и несгибаемой, для Некрасова – источник глубочайшего лиризма, в котором сплавились и восхищение, и боль сострадания, и вера в грядущее освобождение, признание красоты и богатства душевных сил, присущих русскому национальному женскому характеру:
В груди кипят рыдающие звуки,
Пора, пора им вверить мысль мою!
Твою любовь, твои святые муки,
Твою борьбу – подвижница, пою.
Подвижничество, подвиг – эти высокие слова применимы в равной мере и к судьбам воспетых Некрасовым в «Русских женщинах» жен декабристов, чьи имена хранит наша историческая память, и к судьбам безвестных крестьянок, обретших бессмертие, в некрасовском поэтическом слове.
«Русские женщины» — поэма о женах декабристов – вводит нас в иную, по сравнению с народными поэмами, социальную среду и в иную эпоху, отстоящую от некрасовской на полстолетия. Обращаясь к прошлому, поэт думал и о своей современности. Он словно протягивал связывающую нить между поколениями революционеров 1820-х и 1860 -1870-х годов.
В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и проницательно находил черты, роднящие их с участниками революционного движения нового этапа, без страха перед каторгой и ссылкой вступавших на путь борьбы с самодержавной властью. И замысел поэта был точно угадан и принят передовыми современниками. В.Н.Фигнер, видная деятельница революционного народничества, вспоминала именно об этом: «обаятельный образ женщины второй четверти прошлого века сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней. Их лишения, утраты и нравственные страдания роднят их с нами, женщинами позднейших революционных поколений».
Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов художнически открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения «Декабристки» было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла «Русские женщины». К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где в том же ключе о декабристках говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближает в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины».
Доминирующее свойство характера некрасовских декабристок – высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глубокую Сибирскую ссылку – подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости. Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Потому столь достоверен психологически кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторожные цепи.
В эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали
Их имена забыться не должны.
Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений писателей.
А разве не вызывают восхищения жены декабристов? Если крестьянку можно сравнить с могучей сосной, хозяйкой леса, выживающей в любых условиях, то они, скорее напоминают цветок, взлелеянный, ухоженный, который вдруг выбросили в дикий лес из привычного тепла. Но сколько силы в этих маленьких женщинах, сколько гордости. Казалось бы, откуда? Что они могли знать, кроме балов да светских бесед? Но велика сила русской души.
Нельзя равнодушно воспринимать этих женщин. Их появление в глуши подобно чуду:
И тихого ангела бог ниспослал
В подземные копи
И они не дрогнули даже в этих копях, жизнь воспитала их. Так почему же всегда только горе падает на долю русской женщины?
Почему за минуту счастья она должна расплачиваться годами страдания? Найдутся ли когда-нибудь ключи от счастья женского? Но даже если ей будет невыносимо тяжело, она, русская женщина, вынесет все. Такова ее судьба.
Образованные, любящие искусство, знатные, богатые молодые женщины бросили все и последовали за мужьями в Сибирь, чтобы поддержать их дух, разделить с ними тяжелую участь, помочь им в беспросветной трудной жизни на сибирской каторге. Они подписали страшную бумагу, составленную по приказанию царя, где они отрекались от своих прав, от богатства, от прав своих будущих детей, которые «поступят в казенные заводские крестьяне», как было написано в этой бумаге.
Смелых женщин не могли отговорить и родные, а они применили все средства, чтобы удержать их. Особенно трудно было М.Н.Волконской, которая очень любила своего отца. У молодой женщины достало силы и настойчивости, чтобы убедить, упросить этого человека твердой воли и уехать, оставив дома ребенка-сына. Отъезду Трубецкой родители не так препятствовали, но ей пришлось выдержать многодневную пытку в Иркутске, где губернатор принял все меры, от уговоров до угроз, чтобы задержать ее, заставить вернуться назад. Все преодолела воля женщины-героини, и губернатор вынужден был отправить ее дальше.
Разрыв Трубецкой и Волконской с «высшим светским обществом» был полным. Они правильно приняли своекорыстие, подлость и трусость этого общества:
Там люди заживо гниют,
Мужчины – сборище Иуд,
А женщины – рабы.
Только среди самых передовых русских людей своего круга они встретили полное сочувствие.
Большое сочувствие жены декабристов встретили и у простого народа.
Вот княгиня Трубецкая приходит в тюрьму:
С ключом старый и седой
«Иди, печальница, за мной!-
Ей тихо говорит: —
Я проведу тебя к нему,
Он жив и невредим…»
А ведь это вымуштурованный двадцатипятилетней службой солдат, ставший тюремщиком!
В сибирской зимовке лесник принял, обогрел и проводил на дорогу заплутавшуюся в снежной метели Волконскую:
Но деньги принять отказался.
Дороги – то дальше опасны. »
Когда на одной почтовой станции Волконская решилась спросить офицера, конвоировавшего образ с серебром, о «жертвах декабристкого дела», о своем муже, то нагло и грубо ответил:
«…я их не знаю – и знать не хочу,
Я мало ли каторжных видел!»
А простой солдат после ухода офицера:
… доброе слово – не варварский смех –
Нашел в своем сердце солдатском:
«Здоровы! – сказал он: — я видел их всех,
Живут в руднике Благадатском. »
На что Волконская сердечно отозвалась:
Спасибо, солдатик. Спасибо, родной!
Недаром я вынесла пытку!
Она сроднилась с народом: лесник говорит ей «родная», она, благодаря солдата, тоже называет его «родной».
Она поняла горе народа, и народ понял и разделил ее скорбь.
Когда же они приехали на место каторжных работ, то не деньги, а сердечность, сочувствие солдата – часового помогли Волконской увидеть мужа и его товарищей:
Рыданьям моим часовой уступил,
Как бога, его я просила!
Светильник он засветил,
В какой-то подвал я вступила…
Там она увидела на тяжелой работе своего мужа и его товарищей. Замечательно, что, прежде чем обнять мужа, Волконская опустилась на колени и поцеловала его кандалы в знак уважения к делу, за которое он пострадал.
И здесь смотритель работ, простой человек, «нарочно скрылся», чтобы не мешать свиданию Волконской с декабристами.
Все это глубоко тронуло Волконскую и она, благодаря народ восклицает:
Спасибо вам, русские люди!
В дороге, в изгнанье, где я ни была,
Все трудное каторги время,
Народ! Я бодрее с тобою несла
Мое непосильное бремя.
Пусть много скорбей тебе пало на часть,
Ты делишь чужие печали,
И где мои слезы готовы упасть,
Твои уж давно там упали.
Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили…
Примите мой низкий поклон, бедняки!
Спасибо вам всем посылаю.
Эти слова – гимн прекрасным моральным качествам простого русского народа, любовь и сочувствие которого приобрели жены декабристов, порвавшие со своим «высшим кругом».
Воспевая славный подвиг жен декабристов, Некрасов тем самым прославляет и самих декабристов, не пожалевших ни свободы, ни жизни ради блага народа. Прямо их изобразить, написать о них было невозможно – не позволяла цензура. Поэт все же сумел в кратких, но полных глубокого содержания сценах дать образы Трубецкого, Волконского. В арестантской одежде, в кандалах, в тюрьме и рудниках, они не были сломлены, подавлены, не считали ошибкой то, что сделали, не раскаивались, не пали духом.
Среди борцов за свободу было много женщин, и, назвав свою поэму «Русские женщины», поэт как бы прославляет в ней всех русских женщин, участниц борьбы за свободу.
В постоянных борениях некрасовских крестьянок с грозной судьбой – глубокий драматизм их земного пути. И этот – то из самой жизни почеркнутый, реальный драматизм определяет напряженность сюжетов, казалось бы, самых обыденных, погруженных в неспешный крестьянский быт, определяет и тот захватывающий интерес, с которым читаются поэмы Некрасова.
Жизнь крестьянская у Некрасова не беспросветна, в ней есть своя поэзия. И Дарье и Матрене Тимофеевне известны счастье взаимной любви и материнства, радость спорой работы, ощущение красоты окружающего мира природы. Непрочно это счастье, недолги эти радости. Что ж, тем выше их цена. Некрасов поэтизирует лучшие свойства крестьянского характера национального – величие души, беспримерное трудолюбие, высокое терпение в преодолении жизненных невзгод, — поэтизирует без сентиментального любования, в ключе народно-поэтических традиции. Это и вносит оптимистическую ноту надежды и веры в звучание даже такого трагического произведения, как «Мороз, Красный нос». Трагические и светлые интонации неповторимо сплетаются в завораживающих строках повествования о последних мгновениях замерзающей Дарьи. В воссоздании с проникновенным психологизмом предсмертных видениях героини поэт силою своего слова животворит неизбывную вековую мечту народа о прекрасной, счастливой жизни, о торжестве вольного и радостного труда. Эта мечта воодушевляет и некрасовских героев, и самого автора, который сумел увидеть мир и судьбы своих персонажей глазами самого народа.
Никто из русских поэтов до Некрасова не изображал жизнь простого народа так, как сумел сделать он. Герои гражданской лирики и эпических поэм Некрасова воплотили сущность русского характера: любовь к свободе и труду, богатство духовного мира, нравственную стойкость. Великий поэт был выразителем, вдохновителем революционного духа, всего прогрессивно-демократического движения своего времени.
Никто из русских поэтов до Некрасова так широко и с такой глубиной не охватил в своем творчестве жизнь городской и деревенской бедноты, Некрасов ярко показал тяжесть народных страданий, тяжесть подневольного труда. Поэзия его будила и будит умы, поднимает на борьбу против социального гнета, за равенство и счастливую долю. Его правдивая, мужественная поэзия, его задушевные песни слились с гневным голосом трудового люда. Некрасов глубоко понимая великую историческую миссию народа, который способен не только сетовать на горькую долю и петь заунывные песни, но и восстать против мира гнета и несправедливости. Воспевая неиссякаемую духовную силу, нравственную красоту народа, поэт будил в нем могучие, богатырские силы, внушал ему веру в светское будущее.
1.Б.Бухштаб. Некрасов. Проблемы творчества. Советский писатель, 1989.
2.Н.А.Некрасов. Избранные произведения. II том . М.: Художественная литература, 1966.
3. Н.А.Некрасов. Сочинение. М.: Правда, 1954.
4. Н.А.Некрасов. Живые страницы. М.: Детская литература, 1974.
5. Н.А.Некрасов. Лирика. М.: Светская Россия,1978.
6. Н.А.Некрасов. Стихотворения и поэмы. М.: АСТ Олимп,1996.
7. Н.А.Некрасов. Избранная лирика. М.: Детская литература, 1986.
8. Н.А.Некрасов. Русские женщины. М.: Детская литература, 1956.
9. Н.А.Некрасов. Русские женщины. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984.
10. В.Г.Прокшин. где же ты, тайна довольства народного. М.: Наука,1990.
11. Русская литература. Учебник для 9 класса под редакцией М.Г.Качурина. М.: Просвещение, 1982.
12. Энциклопедия литературных героев. М.: АСТ Олимп, 2001.
Источник