Конспект занятия «Я — человек. Наши помощники — органы чувств»
Валентина Автушенко
Конспект занятия «Я — человек. Наши помощники — органы чувств»
Подготовила и провела
Автушенко Валентина Ивановна
воспитатель МБДОУ ДС КВ «Колокольчик»
с. Слободище Дятьковского района
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их
Материалы для занятия
Демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточки с
изображением органов чувств)
Баночки с продуктами, различными на вкус
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о человеке. Человек – часть природы. Это живая или неживая природа (Живая.)
Воспитатель: Почему вы так думаете? (Так как он передвигается, питается, дышит воздухом, чувствует.)
Воспитатель: Для того, чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела человека. (Голова, шея, туловище, руки, ноги.)
Воспитатель: Хорошо. Вы сказали, что человек, так же, как и растения и животные относится к живой природе. В чем же сходства между растениями, животными и человеком?
(Все они нуждаются в воздухе, воде и пище.)
Воспитатель: Правильно. А отличается человек тем, что он –существо разумное: он думает, говорит, действует осознанно.
Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей).
Вы правы, в институте изучают здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.
— Хотите узнать что-нибудь о них? (Да).
Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.
«Кто такой командир?» (Ответы детей)
— А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?
(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)
— Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)
— Это головной мозг — самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).
— Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть — это кора мозга.
— На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками — бороздками» коры головного мозга)
— Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.
— А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
— У нашего «командира» — мозга есть память. Он может запоминать на долгие — долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)
— Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.
Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.
На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
— Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?
— Мы с вами поиграем.
Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.
— Так зачем же человеку глаза?
— Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)
Нельзя тереть глаза грязными руками.
Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
Нельзя долго играть в компьютерные игры
Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз «Белка»
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо — влево)
Гостя вкусно угощала:
— Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх — вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: (ушки)
— Слух для человека — это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Воспитатель: А мы знаем правила по охране слуха.
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.
Проводится игра: «Узнай по голосу»
Все встают в круг, водящий ребенок — в центре. Дети, взявшись за руки,идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т. д. ,
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: «Ау!».
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
— А для чего человеку нос? (Ответы детей)
— Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
— Ребята, под этими салфетками кое — что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.
Игра «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук,лимон🙂
Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
Воспитатель: А определить продукты на вкус нам помогает,, ? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
«Улыбка» Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
«Бублик» Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
«Покусывание кончика языка»
«Часы» Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево — вправо.
«Лошадка» Поцокать языком.
«Подуть на кончик языка»
Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)
— Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.
— Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит?
— Какие помощники нам в этом помогут?
Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.
Воспитатель: Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора.
А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что «командир» нашего тела называется. (дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).
Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания
Подготовила и провела
Автушенко Валентина Ивановна
воспитатель МБДОУ ДС КВ «Колокольчик»
с. Слободище Дятьковского района
«Наши помощники — органы чувств». Конспект НОД в ДОУ Цель: дать представление детям о функциях органов чувств, помогающих человеку. Задачи: • Образовательные: учить ориентироваться в схеме.
Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Наши помощники — органы чувств» Тема: «Наши помощники – органы чувств» Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы «Наши помощники. Органы чувств» Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы «Наши помощники. Органы чувств». Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим.
Конспект НОД по валеологии «Наши органы чувств» для детей 5–7 лет Цель: Познакомить детей с органами чувств. Уточнить какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира.
Конспект организованной образовательной деятельности «Наши помощники-органы чувств» Тема: «Наши помощники-органы чувств» Цель: закрепить знания детей об органах чувств, их роли для здоровья человека. Активизировать словарь.
Видео и конспект ООД по познавательному развитию «Наши умные помощники — органы чувств» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Наши умные помощники.
Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств» Тема: «Наши помощники — органы чувств» Цель: Познакомить детей с органами чувств человека, рассказать об их роли при восприятии человеком.
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств» Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в.
Конспект НОД по познавательному развитию детей в подготовительной группе «Наши помощники — органы чувств» Занятие – путешествие Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное» «Речевое развитие».
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «Органы чувств — наши помощники» ФИО воспитателя Бородич Анастасия Михайловна Дата проведения: 27 марта 2019 г. Место проведения: МБДОУ д/с «Алёнка» возрастная группа вторая.
Источник
НОД «Наши помощники — органы чувств»
Анна Алексеенкова
НОД «Наши помощники — органы чувств»
Конспект НОД по познавательному развитию
«Наши помощники-органы чувств».
Цель: Расширить знания детей об органах чувств.
1. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание.
2. Воспитывать потребность быть здоровым.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
4. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов.
Оборудование: карточки с картинками продуктов, Баночки с ароматными продуктами, смайлики с различными выражениями лица, чудесный мешочек продуктами, музыкальные инструментами, картинки с изображением органов чувств.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Педагог: Дети, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие и посетить волшебную страну здоровья. Эта страна очень большая. Мы сегодня побываем на нескольких станциях, в которых обитают наши помощники – органы чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете?
Да, глаза, нос, уши, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. В страну здоровья мы поедем на поезде. Занимайте свои места (Игра «Паровоз).
2. Основная часть.
Педагог: Отправляемся в путь. А вот и станция. Как она называется, вы узнаете,отгадав загадку:
«Два брата на одной голове живут, всё слышат, а друг друга не видят».
Педагог: Правильно. Выходите из поезда. Встаньте, пожалуйста, в кружок. (А почему вы встали в кружок?
Игровое задание «Какой музыкальный инструмент звучит?»
На столе перед детьми лежат несколько музыкальных инструментов: бубен, колокольчик, металлофон, погремушка. Воспитатель предлагает на слух определить, какой музыкальный инструмент прозвучал.
Педагог: Чем вы это услышали?
Какие правила надо помнить, чтобы уши хорошо слышали и не болели?
Педагог: Молодцы. Ваши уши хорошо слышат. Ну, а нам пора ехать дальше по стране здоровья. Дорога будет проходить через туннель. А в туннеле, как вы знаете, темно. Поэтому мы закроем глазки и будем медленно продвигаться, спокойно. Дети с закрытыми глазами продвигаются к противоположной стене.
Приехали, а на какую станцию, вы узнаете,когда отгадаете загадку:
«На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются».
Педагог: Правильно. А легко вам было двигаться? А как легче с закрытыми глазами или открытыми? Почему легче с открытыми?
Так для чего человеку глаза? Значит, глазами мы видим мир. Как же нужно беречь глаза? Если глаза заболят, нужно идти к врачу-офтальмологу.
А мы с вами сделаем специальную гимнастику, чтобы глаза хорошо видели.
Мы посмотрим далеко,
Мы посмотрим близко,
Мы посмотрим высоко,
Мы посмотрим низко,
А теперь по сторонам —
Тут и там, тут и там.
Вдаль на палец посмотри.
Близко к носу поднеси.
Педагог: Говорят, глаза – зеркало души. А как вы это понимаете?
Игра «Узнай настроение по глазам» — нижняя часть смайлика закрывается куском плотной бумаги, так чтобы видно было только глаза, изображающие различные эмоциональные состояния.
Педагог: Глаза надо беречь. Не тереть грязными руками, не тыкать острыми предметами. Глаза очень не любят, когда долго смотрят телевизор или играют в телефоне.
Педагог: Пора ехать дальше.
Какая станция следующая?
Надо отгадать загадку: Между двух светил в середине я один.
Правильно. Мы приехали на станцию обоняния.
Педагог: Дети, зачем нужен нос?
Сейчас мы это проверим, как работает наш нос.
Игра «Узнай по запаху».
Вам нужно помочь поварам приклеить этикетки на баночки с продуктами. По запаху определить, какой продукт лежит в баночке.
Воспитатель: А если бы мы заболели и нос плохо дышал бы, смогли бы мы так хорошо определить запахи?
Так что нужно делать, чтобы носик хорошо дышал?
Педагог: Поехали на следующую станцию.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Педагог: для чего нужен язык?
Давайте поиграем с язычком.
«Качели». Приоткрыть рот, прижать кончик языка к нёбу и медленно двигать языком вверх-вниз. Повторить 8-10 раз.
«Часы». Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево-вправо. Повторить 8-10 раз.
«Лошадка». Поцокать языком.
Педагог: Скажите, что бывает сладким, горьким, солёным?
Игра «Определи на вкус».
Детям предлагают определить на вкус разные продукты: яблоко, банан, конфету.
Педагог: У нас осталась ещё одна станция. Поехали.
Любят труд, не терпят скуки.
Все умеют наши ….
Давайте потрогаем свои щёчки. Какие они?
А сейчас потрогаем колени. Какие они?
При помощи чего мы об этом узнали?
Да, руки наши помощники. Они помогают определять твёрдое и мягкое, а ещё что они помогают нам определять?
Давайте сделаем зарядку для наших ручек.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали и открыли.
Педагог: Ребята, а вы знаете, что наши руки волшебные. Они на ощупь могут определять предметы.
Игра «Чудесный мешочек»
3. Заключительная часть.
Педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие в страну здоровья. Пора нам домой.
Сегодня мы поговорили об органах чувств – это (повторяет вместе с детьми) ушки, глазки, нос, рот, руки, которые мы называем нашими помощниками. Я надеюсь, что вам очень понравилось, и мы с вами продолжим его в следующий раз, посетим другие станции в стране здоровья.
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся,
И какие же слова
Говорим мы, уходя?
«Органы чувств на службе у тебя. Зрение». Конспект занятия для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.
Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.
Конспект НОД по валеологии «Глаза-наши помощники» Цель: продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека. Задачи: — дать представление о том, что глаза.
Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники — органы чувств» Конспект непрерывно — образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники – органы чувств».
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: «Органы чувств» Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.
Конспект занятия по валеологии «Наши помощники» Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад №32» г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна. Задачи: 1. Дать знания детей об органах чувств (слух,.
Источник