Ромашка чувств и эмоций
В презентации объясняется ребенку о наших эмоциях и настроении. Методика проведения психологических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ромашка эмоций | 1.39 МБ |
metodika_provedeniya_psihologicheskih_zanyatiy.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ромашка чувств и эмоций Мащенко Елена Викторовна педагог-психолог ГБДОУ «Д/с № 76 Красносельского района СПб .
Наше поведение зависит от настроения, а настроение меняется в зависимости от радостных или грустных событий. Это и есть эмоции человека.
Когда мы испытываем радость, нам бывает приятно, мы улыбаемся, хохочем, у нас радостный голос. Радость полезна не только для человека, который ее испытывает, но и для тех, кто его окружает.
Грусть — это когда человека ничего не радует. Ему не хочется ни с кем играть. Лицо у него несчастное, глаза грустные, на лице нет улыбки. Если тебе грустно, то о своей грусти надо рассказать маме или папе и они обязательно тебе помогут.
Удивление – это эмоция, которая возникает при неожиданных ситуациях. Удивление – очень быстрая эмоция. Она очень быстро возникает и очень быстро пропадает.
Злость проявляется, когда мы на кого-то злимся. Например, когда нас обидели, толкнули, обозвали.
Испуг – это проявление внезапного страха в опасной или неожиданной ситуации
удивлённое Угадай настроение ромашки
злое Угадай настроение ромашки
грустное Угадай настроение ромашки
Испуганное Угадай настроение ромашки
Радостное Угадай настроение ромашки
А какое настроение у тебя сейчас?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мащенко Елена Викторовна педагог-психолог ГБДОУ «Д/с № 76 Красносельского района СПб . Методика проведения психологических занятий в детском саду
Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичностью психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Суть деятельности психолога в ДОУ Суть деятельности психолога в ДОУ Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога. Несколько слов о терминологии Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся память; мышление; речь; воображение; восприятие.
Цели и задачи занятий по психологии в детском саду Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям: развивать психологические функции малышей; способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе); оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение); диагностировать уровень интеллектуального развития детей; заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях
Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста Возрастная группа Задачи Младшие (первая и вторая) Создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказак , музыки, просмотра мультфильмов; Формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду. Средняя Развивать сферу познания; Развивать навыки коммуникации и как следствие, умение работать в группе; Повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему; Тренировать психологические качества; Формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику; Учиться преодолевать застенчивость, нерешительность; Отрабатывать координацию движений Старшая Развивать сферу познания; Учиться передавать чувства в эмоциях; Осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала); Практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях. Подготовительная Развивать сферу познания; Воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы); Практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций); Учиться описывать свои переживания словами; Сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм)
Формы психологических занятий в ДОУ Таблица: классификация форм занятий по психологии Принцип классификации Вид занятия (его суть) Примеры По количеству участников Групповое (направлено на воспитание чувства коллектива, а также обогащение опыта общения) Задания в основном носят групповую форму. Так, в начале рассмотрения темы «Давайте жить дружно» дети подготовительной группы вместе поют песенку «Настоящий друг». Индивидуальное (направлено на коррекцию поведенческой линии) Тема «Почему я дерусь» для воспитанников средней (реже второй младшей) возрастной группы организуется в форме беседы психолога и малыша в присутствии воспитателя. Беседу можно выстраивать от лица сказочного персонажа, который рассказывает от первого лица ситуацию, сложившуюся в отношениях малыша со сверстниками. Совместное для детей и родителей В старшей группе урок на тему «Как мы преодолеваем конфликты дома» уместно организовать с обеими сторонами потенциальных инициаторов конфликта. Занятие построено на решении проблемных ситуаций (к примеру, малыш разбил дорогую для мамы вазу или ребёнок страдает оттого, что в разговоре взрослые его всегда перебивают, не дают договорить до конца) в форме сюжетно-ролевой игры «Семья».
Таблица: классификация форм занятий по психологии По направлению образователь- ного процесса Познавательное (направлено на расширение представлений о том или ином объекте или явлении) В старшей группе занятие «Геометрические фигуры» построено на упражнениях, развивающих психологические функции. Например, задание «Геометрический квартал», цель которого развивать логическое мышление. Дети рассматривают дома страны Геометрии и отвечают на вопросы («Какая геометрическая фигура в каком домике живёт?», «У кого самый высокий/низкий дом?» и пр.). Развивающее (может быть направлено на развитие эмоциональной сферы или коррекцию того или иного потенциального отклонения) На занятии «Радуга эмоций» во второй младшей группе дети выполняют блок упражнений психогимнастики . Например, игра- упражнение «Повернись, повернись и улыбнись»: дети показывают мимикой и жестами хорошее настроение и плохое, а затем комментируют, когда у них может быть то одно, то другое. По методике проведения По О.В. Хухлаевой , автору программы «Тропинка к своему я». Методика направлена на создание условий для повышения уровня психологической сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. Тема «Мои чувства. Радость» в старшей группе. Педагог рассказывает о том, что такое радость, малыши, закрыв глаза под музыку, представляют себе образ радости и рисуют её цветными карандашами.
Таблица: наполнение уголка психологии в группе Направление работы Наполнение уголка Диагностика методическая литература; документация, по которой работает педагог-психолог в ДОУ; папка с результатами тестов малышей. Групповые и индивидуальные занятия полка или стеллаж с играми; игрушки (герои занятий); песок с мелкими игрушками для релаксации. Работа с родителями лэпбуки по вопросам воспитания; стенгазеты, рисунки малышей по темам занятий.
Важные нюансы оформления кабинета психолога Помещение, в котором предполагается работа с тонкой психикой малышей, требует соблюдения определённых правил оформления: для оформления стен лучше выбирать один или два варианта из трёх возможных цветовых решений (жёлтый, настраивающий на контакт с психологом, освежающий зелёный или светло-зелёный — успокаивающий); в комнате должен быть стол и стулья, а также мягкие 2–3 кресла для детей; в помещение стоит сделать одну акцентную деталь, например, фальш -окно с изображением волшебного леса с несколькими расходящимися в разные стороны дорогами — дети смогут придумывать свои маршруты по этим тропинкам, развивая фантазию и воображение, проникаясь занятиями; в кабинете (а лучше на двери снаружи) можно разместить почтовый ящик, куда свои вопросы и пожелания могли бы отправлять родители и педагоги.
Практические приёмы Задания такого вида являются очень продуктивными способами достижения целей и решения задач по психологии. К практическим приёмам относятся: рисунки (в двух вариантах — как средство выполнения задания, например, при проведении индивидуального рисуночного тестирования, и как способ отобразить суть занятия, например, нарисовать героя занятия, к примеру, Волка, Медведя, мальчика Петю, девочку Машу и др.); аппликации, поделки (применяются тогда, когда тема занятия довольно обширна, а выполнение рисунка как раз таки также способствует развитию воображения, выделение ключевой для конкретного занятия темы и пр.); проекты (в виде стенгазет, буклетов и пр.), посвящённые конкретизации проблемы какой-либо темы, например, «Герои сказок, которые в начале были злые, а потом подобрели» при рассмотрении вопроса о добре и зле.
Арт-терапия Таблица: техники арт-терапии Техника Суть Марания Дети создают изображения (вход в пещеру, басен для дракона и пр.) красками, используя подручные материалы, в том числе ладони, пальцы, то есть в образной форме забывает о запретах и табу. Штриховка Нанесение хаотичных линий карандашами или мелками и чтение случайно созданных образов. Важность техники заключается в том, что каждый малыш действует в своём темпе, а такой природный психофизиологический ритм тонизирует и настраивает малыша на деятельность. Кляксография Среди нескольких видов этой техники малышам особенно нравится получать оттиск при помощи нитки. Нитку окунаем в краску, кладём между двух половинок сложенного листа, оставив свободный кончик, прижимаем и вытягиваем нитку. Создание таких образов развивает фантазию ребят, к тому же полученный результат — это своего рода сюрпризный момент. Рисование на мокрой бумаге Лист смачивается водой, а затем хаотично наносятся мазки краски. Наблюдение за растекающимися красками дарит детям положительные эмоции. Рисование пластилином Выкладывание изображений по контуру пластилином. Эта техника довольно сложная, но особенно эффективной она оказывается в работе с гиперактивными детьми. Рисование пальцами Помогает пережить необычные тактильные ощущения (обмакивание пальца в густую краску, нанесение её на лист), развивает фантазию и расширяют образ своего я.
Таблица : критерии для проведения психологической диагностики Сфера развития Элементы сферы Критерии Как исследуются Познаватель-наяная сфера Сенсорика предметность; осмысленность; обобщённость; избирательность; точность; полнота; быстрота; эмоциональная окрашенность; объём. С помощью наблюдения за ребёнком в группе в процессе игр со сверстниками. Мышление гибкость; темп; быстрота; самостоятель-ность ; глубина; последователь- ность ; критичность. Тесты: «Разрезные картинки» (дети собирают целую картинку из элементов, которым предварительно нужно придать нужное положение); «Почтовый ящик» (малыши подбирают предмет, который размерами вписывается в прорезь ящика, причём в первой младшей дети повторяют манипуляции за взрослым, а в старшей оценивают совместимость отверстия и объекта на основании зрительного сопоставления); «Сходства и различия» (взрослый называет пары объектов, дети выделяют в них сходства и различия) и пр. Речь умение элементарно анализировать литературное произведение по программе; навык подбирать синонимы и антонимы к словам; понимание значения слов. В старшей группе в качестве материала для анализа дети разбирают поступки героев в «Сказке о Золотой рыбке». Моторика моторные функции; графические движения; автоматизирован- ные движения; одновременные движения; динамическая координация; двигательная память. Наблюдение за малышом во время подвижных игр, а также в процессе выполнения письменных заданий (в старших группах).
Эмоционально-волевая сфера Для первой младшей группы: настроение и активность. Для определения характера течения адаптации малыши расставляют несколько паровозиков в ряд от самого красивого, по их мнению, до самого некрасивого. Для второй младшей группы: настроение, половая идентификация, уровень притязаний. Например, для определения эмоционального состояния, то есть настроения, необходимо определить уровень тревожности. Для этого используется тест «Выбери нужное лицо»: дети смотрят на изображённые на картинках ситуации и подбирают подходящее выражение лица для человечка, в ней участвующего. Для средней группы: настроение, самосознание. Цветовой тест Люшера для определения внутриличностных конфликтов: дети выбирают из набора карточек наиболее привлекательные. Для старшей группы: самооценка, статус в группе, настроение. Тест «Лесенка» для изучения самооценки малыша: ребёнок рисует человечка (себя) на одной из ступеней, отталкиваясь от условия теста — на нижней располагаются самые плохие дети, на верхней — самые лучшие. Для подготовительной группы: мотивация, произвольность (то есть намерения относительно операций памяти, внимания), самооценка. Например, тест «Несуществующее животное» для определения уровня самооценки: малыш изображает воображаемого зверя, придумывает ему название.
Роль психолога в работе с детьми переоценить сложно. Работа этого специалиста направлена на определение и коррекцию развития психологических функций малышей, а также оказание помощи воспитателю относительно выработки общей стратегии образовательной деятельности с ребятами разных возрастных групп. В итоге от сотрудничества педколлектива и родителей с педагогом-психологом во многом зависит развитие личности ребёнка в дальнейшем.
Источник
Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»
Светлана Лисицына
Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»
Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Основной задачей детского сада, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе и их эмоционального благополучия.
Как же помочь детям нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и подавленное настроение? Психологи разработали много замечательных приемов, игр и упражнений, которые реально помогают педагогам научить ребенка управлять своим настроением, а дети учатся отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать.
«Уголок настроения» один из самых простых и эффективных методов для самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка. Он помогает в преодоления стресса или гнева, расширяет знания детей о разных эмоциональных состояниях. Воспитателям легче отслеживать эмоциональное состояние в течении дня. Бывает ребенок старается не показывать, что ему грустно, а в уголке поменялась эмоция-сигнал к действию.
Придумано много разных вариантов «Уголка настроения», а у нас это большая ромашка. Ромашка сделана из толстого фетра, ствол — электрический провод загипсованный у основания в виде полянки.
Ромашкаимеет три цветка-эмоции: радость, грусть и спокойствие.
Для каждого ребенка подготовлена фотография на бельевой прищепке, что позволяет легко перемещать свою фотографию на любую эмоцию, часто эмоциональный настрой детей меняться несколько раз в течение дня.
Когда ромашка только появилась дети старались поместить свои фотографии на спокойную и радостную ромашки, но постепенно начали доверять свои чувства этому «волшебному цветку» и появились фотографии детей грустном цветочке.
Ромашка настроений позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад и следить за изменением настроения в течении дня.
Наше пособие полезно для детей дошкольного возраста и педагогов. Использование «Ромашки настроения» способствует диагностированию и развитию эмоциональной сферы. Знакомит детей с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций, снижает тревожность и агрессивность, формирует навыки общения, позволяет ребенку научиться моделировать свое поведение
Главное требование для любого уголка настроения-доступность (расположена на уровне детей) и эстетичность, что мы и постарались соблюсти.
Уголок психологической разгрузки В нашем детском саду каждая группа организовала уголки психологической разгрузки. Мы организовали для детей «Настроения смайликов», дети.
Фотоотчёт «Уголок психологической разгрузки» Детский сад-первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе,со своими мыслями,настроением,переживанием. Одна.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Уголок психологической разгрузки для подготовительной группы Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.
Рекомендации для родителей по психологической подготовке детей к школе Поход в школу – значимое событие в жизни каждого ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель.
Семинар-практикум «Способы психологической разгрузки для педагогов» Техники управления стрессомКак ослабить «предстартовую лихорадку», когда излишнее волнение появляется накануне важных событий (выступление.
Сундучок психологической разгрузки Каждый из нас находится в постоянном поиске инновационных форм методов и приёмов работы, которые с одной стороны бы были интересны детям.
Презентация «Уголок психологической разгрузки» Уголок психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует.
Презентация «Уголок психологической разгрузки» В наше современное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Эмоциональный.
Уголок релаксации и психологической разгрузки для детей Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо.
Источник