Роль темперамента спортивной деятельности

Роль темперамента спортивной деятельности

Психическими способностями к соревновательной деятельности является совокупность психических качеств людей, которые удовлетворяют требованиям спортивной деятельности, способствуя достижению успехов в спорте. В каждом типе высшей нервной деятельности есть некоторые качества, которые существенным образом действуют на спортивную деятельность. Занимаясь спортом, нужно учитывать, в какой мере и каким образом темперамент благоприятствует и насколько он препятствует достижению успеха на разных стадиях спортивной деятельности.

Молодой спортсмен, в процессе учебно-тренировочных занятий может выработать свой собственный стиль преодоления препятствий и при данном процессе важную роль играют особенности его темперамента. Но данный процесс протекает не стихийно, а под воздействием тренера или воспитателя.

При выборе вида спорта человек должен учитывать множество качеств, одним из самых главных является темперамент. Выражается ли темперамент человека в его отношении к спорту? Безусловно. Спорт – это тот фон, на котором темперамент человека способен особенно ярко проявляться.

Спортсмен сангвиник — это субъект, как правило, с достаточно сильным устойчивым, подвижным типом высшей нервной деятельности (ВНД). Сангвиник отличается от других, прежде всего, излишней реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на всё его эмоциональная натура. Темп реакции довольно высокий, из-за этого сангвиник предпочитает быстрые движения.

Сангвиник предпочитает такие виды спорта, где нужно проявить достаточно большую подвижность, активность, смелость. При изучении нового двигательного действия быстро схватывает его основу, может с легкостью выполнить его с первого раза, но в большинстве случаев это у него получается не правильно. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных деталей техники или развитию физических качеств. Он любит работать над собой и улучшать свои навыки, он уверен в себе и работоспособен. В результате тяжёлых тренировок его спортивные результаты стабильны и в соревнованиях, как правило, бывают выше, чем на тренировках.

У спортсмена сангвинического типа темперамента наблюдается одно из самых важных качеств в спорте — реакция, он быстро думает и способен на проявление очень быстрой реакции. Из сангвиников получаются отличные спортсмены, очень часто этот темперамент можно наблюдать у знаменитых чемпионов. Спортсмен сангвиник хорошо играет в команде и быстро находит общий язык с остальными игроками. Ребенка-сангвиника лучше всего отдать в футбольную или волейбольную секцию: его энергия найдет необходимый выплеск. Перед стартом такие спортсмены чаще всего находятся в состоянии » боевой готовности «.

Спортсмен холерик — обладает сильным, неустойчивым (с преобладанием возбуждения) типом высшей нервной деятельности. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у холерика преобладает над активностью, из-за этого он в трудной ситуации легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя.

Холерик, как и сангвиник, предпочитает эмоциональные виды спорта (баскетбол, футбол, борьба, самбо и др.), интенсивные темповые движения. Он с радостью и с увлечением начинает заниматься любимым видом спорта, но это ненадолго. Спортсмен с холерическим типом темперамента не любит длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но с увлечением выполняет тренировки на технику. Его спортивно-технические результаты довольно нестабильны, так как он склонен к излишнему волнению перед стартом и, как правило «перегарает», что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности и показать свои навыки на соревнованиях.

Спортсмен с флегматическим типом темперамента – это спортсмен, который обладает уравновешенным и сильным типом высшей нервной деятельности. В сравнении с сангвиниками и холериками он малореактивен, вследствие чего его трудно вывести из себя, более того, в силу малой эмоциональной возбудимости ему удается сохранять спокойствие даже перед началом каких-либо соревнований, что является немаловажным.

Читайте также:  Когда у меня настроение отстой

Необходимо отметить, что хотя спортсмен-флегматик малореактивен, у него высокая активность, что в сочетании дает высокий показатель терпеливости, выдержки и самообладания.

Флегматику свойственны ригидность и интроверсия, что сказывается на его малой общительности, проявлении медлительности и запаздывающих реакциях, в медленности выработке каких-либо навыков. Но зато выработанные навыки являются прочными. Флегматику трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Спортсмен с таким типом темперамента больше всего предпочитает уделять внимание спокойным, однообразным, небыстрым упражнениям. Так же флегматик склонен к длительной и тщательной отработке техники, кропотливой работе по оттачиванию физических качеств. Внешне спортсмен-флегматик всегда спокоен и даже невозмутим, но порой это спокойствие весьма обманчиво. Как правило, такой спортсмен очень упорен и настойчив, соревновательные результаты стабильны, перед стартом состояние «боевой готовности».

Следует отметить, что спортсмены-флегматики довольно выносливы, поэтому им подходят виды спорта, связанные именно с этим качеством: бег на длинные дистанции, поднятие штанги, велосипедный марафон. Флегматика можно увидеть среди борцов и дзюдоистов, где преобладает философия над спортом.

Флегматики хорошие тренеры, им не составляет особого труда объяснить, показать одно и то же упражнение много раз. В то же время, спортсмен с таким типом темперамента может проявлять упрямство и надорваться там, где надо остановиться. Важно отметить, что потом флегматику может все надоесть, и он может внезапно бросить спорт.

Меланхолик – самый вялый и медлительный из всех темпераментов. Он довольно редко занимается спортом, особенно таким, где требуется большая активность. Предпочитает посмотреть спорт по телевизору, но и то для того, чтобы в сравнении почувствовать собственное ощущение комфорта и покоя. С интересом меланхолики смотрят особо зрелищные и масштабные виды спорта – крупные Олимпиады, чемпионаты по спортивным танцам, фигурное катание. В меланхолике есть уравновешенность и трезвый расчет, поэтому он способен заниматься такими видами спорта, как: спортивная стрельба, шахматы и т.д.

Меланхолики хорошо ладят с животными, поэтому успешно занимаются верховой ездой, конным спортом.

Из отрицательных качеств меланхолика в спорте – он начинает заниматься то одним видом спорта, то другим, и быстро теряет интерес. В спорте, как и в других видах деятельности, меланхолик отличается ответственностью, высокоразвитой мышечно-двигательной чувствительностью, тонким тактическим чутьём. Он довольно неработоспособен и малоустойчив к внешним раздражителям. Немалая тревожность часто вызывает неуверенность в своих силах и низкую самооценку. Меланхолик не любит спорт, связанный с командной борьбой или единоборствами (гимнастика спортивная, художественная, плавание, фигурное катание на коньках).

Выводы. Подводя итог, необходимо отметить, что в каждом рассмотренном темпераменте есть как положительные, так и отрицательные качества, но при наличии любого типа темперамента выходят отличные спортсмены. Знание особенностей темперамента является обязательной составляющей индивидуального подхода и выбора вида спорта. Без оценки типа высшей нервной деятельности невозможно достичь взаимопонимания между спортсменом и тренером и правильно определить методы работы.

Источник

Роль темперамента в спортивной деятельности

Общая характеристика темперамента. Свойства темперамента как способности к спортивной деятельности. Выбор спортивной специальности. Уровень достижений спортсменов в соревнованиях при различном уровне стресса. Свойства нервной системы и темперамента.

Рубрика Спорт и туризм
Вид книга
Язык русский
Дата добавления 25.11.2013
Размер файла 381,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Налицо изменение свойств темперамента под влиянием соревновательной ситуации: в факторах исчезли показатели свойств импульсивности и эмоциональной неустойчивости, но значительно «потяжелели» показатели тревожности и эмоциональной возбудимости. Таким образом, проявилась зависимость первого рода — ослабление одних и усиление других свойств темперамента под влиянием психологических условий деятельности. Тревожность и эмоциональная возбудимость в данных условиях оказывают в отличие от предыдущих условий уже отрицательное влияние на результат спортсменок в соревнованиях. На основании этих данных можно говорить и о наличии зависимости второго рода — влиянии темперамента на успешность деятельности в соответствии с ее условиями.

Читайте также:  Как наладить психоэмоциональное состояние при сильном стрессе

Изучалась также динамика сосредоточенности внимания перед непосредственным выполнением упражнения на снарядах у гимнастов с различными свойствами темперамента в аналогичных условиях (А. Н. Капустин, 1970, 1973). Обнаружено, что такие свойства, как тревожность, импульсивность, эмоциональная возбудимость и эмоциональная устойчивость, влияют на время сосредоточения внимания у гимнастов в условиях соревнований иначе, чем в условиях тренировок, увеличивая его у одних спортсменов и сокращая у других. При этом динамика времени сосредоточения внимания у гимнастов в различных условиях деятельности обусловлена не только разными свойствами темперамента, но и разницей в степени выраженности некоторых из них. Так, у гимнастов с полярным проявлением импульсивности и эмоциональной возбудимости длительность внимания в тренировочных условиях различается на высоком уровне значимости; у гимнастов с полярным проявлением тревожности и ригидности — она почти одна и та же. В условиях соревнований у всех гимнастов с полярными проявлениями исследуемых свойств (за исключением ригидности) длительность сосредоточения внимания статистически значимым образом различается. Различным образом изменяется она у всех испытуемых и в условиях соревнований по сравнению с тренировкой (кроме ригидных — неригидных). Оказалось, что спортсмены, уменьшающие время сосредоточения внимания в соревнованиях по сравнению с тем, которое присуще им в условиях тренировки (тревожные, эмоционально возбудимые, импульсивные), часто допускают срывы в соревнованиях. Иногда отличные выступления на отдельных снарядах чередуются у них с неудачами на других. Гимнасты с противоположными свойствами темперамента, которые длительность сосредоточения внимания в соревнованиях почти не изменяли (по сравнению с тренировками), выступали на соревнованиях, как правило, стабильно.

Следует отметить, что лица с противоположными свойствами нервной системы и темперамента могут достигнуть одинаковых успехов в спорте за счет преимуществ тех или других качественных особенностей деятельности. Об этом говорят данные, полученные многими исследователями в разных видах спорта (Б. В. Суслов, 1970, 1972; А. Л. Вайнштейн и В. П. Жур, 1970; В. М. Шадрин, 1967).

Таким образом, самые различные свойства типа нервной системы, равно как и свойства темперамента, при одинаковой степени совершенства в деятельности определяют индивидуальное своеобразие ее динамической стороны. Это, безусловно, позволяет спортсменам с различными свойствами (независимо от степени выраженности этих свойств и требований деятельности) использовать для достижения успеха какие-то отдельные качества своего темперамента.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ДИНАМИКА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Темперамент и продуктивность деятельности. Среди субъективных факторов, определяющих работоспособность (продуктивность деятельности) человека, ведущая роль принадлежит силе нервной системы относительно возбуждения — она выше у лиц с сильной и ниже у лиц со слабой нервной системой и соответствующих типов темперамента. От темперамента зависит не только общая работоспособность спортсмена, но и ее динамика.

Так, Л. Ф. Егупов (1967) исследовал работоспособность и особенности волевой регуляции движений у спортсменов с сильной и слабой нервной системой. В опытах с физической работой на пальцевом эргометре в самом быстром для каждого человека темпе и до полного утомления им обнаружено, что спортсмены слабого типа нервной системы способны выдерживать интенсивную физическую нагрузку на уровне, иногда превосходящем работоспособность спортсменов сильного типа. Особенностью такой работы «слабых» является то, что они работают с очень высокой интенсивностью с самого начала (превосходя на этом этапе лиц с сильной нервной системой), что позволяет им выполнять в конечном счете такой же объем работы, как й «сильным». Однако «слабые» быстрее выдыхаются, чем «сильные». Следовательно, тип нервной системы, определяя динамику работоспособности, позволяет лицам со слабой нервной системой в определенных условиях достигнуть таких же результатов, что и «сильным», за счет большой реактивности.

Читайте также:  Как человек чувствует энергию другого человека

Темперамент и динамика деятельности в циклических видах спорта. Свойства нервной системы и темперамента существенно влияют на динамику деятельности в спорте. Они определяют и такую важную для циклических видов спорта (стайерский бег, лыжный и конькобежный спорт, плавание, гребля и т. п.) сторону деятельности, как распределение сил на дистанции. Изучение особенностей прохождения дистанции в лыжных гонках в связи с различиями спортсменов по уравновешенности и подвижности нервных процессов показало, что гонщики неуравновешенного типа (с преобладанием процесса возбуждения), как правило, чрезмерно быстро начинают гонку, особенно в состоянии высокого нервно-психического напряжения. То же самое происходит с ними и на подъемах. Мгновенно взрываясь, они расходуют большую часть сил на начало подъема.

Для уравновешенных и инертных лыжников характерно ровное прохождение всей дистанции и неумение в нужный момент увеличить скорость. Обнаружено также, что инертные лыжники в ходе гонки, несмотря на то, что изменяется профиль дистанции и необходимо переключиться на другой, более эффективный способ передвижения, не могут быстро перестроиться и продолжают еще некоторое время идти прежним, уже менее эффективным ходом (Б. А. Вяткин, А. Е. Кондаков, Б. С. Валуев, 1966).

ТЕМПЕРАМЕНТ И ОБУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМ

Темперамент и динамика формирования двигательных навыков в различных условиях. Исследованиями установлено, что свойства темперамента не предопределяют в целом успешность процесса обучения, однако оказывают существенное влияние на его динамику. Об этом говорят следующие факты.

А. В. Родионов (1965) исследовал индивидуальные особенности образования и перестройки динамического стереотипа у фехтовальщиков — мастеров спорта и перворазрядников. Им обнаружено, что при одинаковом конечном результате выработки и перестройки стереотипа спортсмены в зависимости от своих типологических особенностей нервной системы идут к нему разными путями — чем инертнее нервная система, тем позже начинается перестройка стереотипа в ходе спортивной борьбы, но тем больше величина ее ускорения в конечной стадии. Аналогичные данные получили и другие исследователи (И. В, Кузнецов, 1970; В. П. Мерлинкин, 1967).

В начале этой главы (см. стр. 29—33) говорилось, что особенности темперамента по-разному влияют на деятельность в спорте в условиях тренировок и соревнований. Справедливо ли это положение и для обучения движениям? Обратимся к фактам.

Исследовались особенности динамики формирования навыка метания в цель в условиях тренировки и соревнований в связи с различиями по силе нервной системы относительно возбуждения у учащихся ДЮСШ (отделение легкой атлетики) в возрасте 15— 16 лет (Б. А. Вяткин и И. В. Егоров, 1968). Изучалась динамика формирования двигательных навыков в метании теннисного мяча в цель и в набрасывании колец на стержень. Разные по структуре движения были избраны в целях избежания возможного переноса навыков. Как в первом, так и во втором случаях испытуемые совершали 50 бросков (5 серий по 10 бросков подряд) на одном занятии (всего их было 8). Обучение метанию мяча проводилось в условиях обычной тренировки, а обучение набрасыванию колец на стержень — только в условиях соревнований между группами занимающихся. После пяти дней занятий подряд был сделан перерыв на 5 дней для исследования влияния перерыва в ходе упражнения на эффективность дальнейшего процесса обучения. В качестве показателя, характеризующего ход образования навыка, брались результаты в конкретном упражнении на каждом занятии (количество попаданий в среднем из 10 каждого испытуемого уровню (исходный уровень у каждого из них взят за 100%).

Как показали результаты исследования, в тренировочных условиях формирование навыка идет неодинаково у лиц с сильной и слабой нервной системой. В условиях тренировки обучение «слабых» осуществляется более успешно, чем «сильных», вплоть до питого дня занятий, на котором различия в скорости обучения между ними становятся незначимыми. Перерыв в ходе обучения (между 5 и 6 днями занятий) вызывает у «слабых» ускорение обучения (р

Источник

Оцените статью