Роль описания природы настроение автора

Роль картин природы в художественном произведении.

Во многих произведениях художественной литературы картины природы играют большую роль. Писатели включают в повествование описание пейзажа с разными целями.

В повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» живописные картины природы не случайные эпизоды, не красивый фон для основного действия. В первую очередь описание пейзажа служит для выражения авторской позиции.

В начале повести Карамзин, создавая образ города, использует противопоставление: «ужасная громада домов и церквей», но «величественный амфитеатр», «великолепная картина». И сразу же идёт описание цветущих лугов, жёлтых песков, светлой реки, дубовой рощи. Автору ближе прекрасное и естественное в природе, ему неприятен город, несмотря на всё его великолепие. Таким образом, здесь описание природы служит для выражения позиции писателя.

Также описание пейзажа — это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героя.

Карамзин подчёркивает близость своей героини к природе, Лиза является воплощением всего естественного и прекрасного в ней. Она выросла среди лугов и полей, в ней живёт любовь к окружающему её миру. Её чувства и переживания находят отклик в природе, что помогает читателю глубже понять состояние героини повести.

После встречи с Эрастом ещё до восхода солнца пришла она на берег реки. «Восходящее светило дня пробудило всё творение»: запели птицы, ушли туманы, животворные лучи согрели землю. «Но Лиза всё ещё сидела подгорюнившись», потому что мысли её были заняты: думала она о том, что любимый её богат, а она из бедной семьи.

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных девушка чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. «Свет показался ей уныл и печален», «горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием». Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Пейзаж в повести «Бедная Лиза» не только помогает глубоко проникнуть в души героев и их переживания, но и способствует лучшему пониманию идейного замысла автора. Мир природы, к которому близка героиня повести, противопоставлен миру таких людей, как Эраст. Автор и вместе с ним читатели на стороне бедной девушки, умеющей глубоко чувствовать и любить.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рельефно, точно, красочно даётся описание пейзажа. Изображая его, Толстой убеждает читателя в неразрывном единстве человека и природы. Она для писателя – великий и могучий источник жизненной силы.

Пейзаж даёт автору возможность полнее передать переживания героев, их настроение. На фоне весенней лунной ночи раскрывается поэтичность Наташи, её любовь и близость к природе. Вспомним также страницы романа, посвящённые Андрею Болконскому. После тяжёлого ранения, смерти жены он переживает тяжёлый душевный кризис. Отказался от общественной деятельности, занимается только своим имением и больше ничего не ждёт от жизни. По дороге в Отрадное видит старый огромный дуб с корявыми сучьями. Всё вокруг оживает весной, и только этот дуб не поддаётся весеннему пробуждению. Князь Андрей сравнивает себя с этим деревом, думает о том, что и в его жизни всё уже прошло. После встречи с Наташей в Отрадном, возвращаясь домой, он увидел, что старый дуб преобразился, покрылся шатром тёмной зелени, ожил и по-прежнему радуется жизни. И в Болконском произошла перемена. На него нахлынуло чувство радости и обновления, он снова хочет жить, любить, найти применение своему уму и знаниям.

Таким образом, картины природы в художественном произведении помогают читателю глубоко проникнуть в души героев и их переживания, разобраться в авторской позиции, лучше понять идейный замысел писателя, воспитывают в читателе любовь к родной земле.

Читайте также:  Упражнения для развития эмоций у детей дошкольном возрасте

Источник

Функции пейзажных описаний в художественном произведении

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 20.01.2017 2017-01-20

Статья просмотрена: 8690 раз

Библиографическое описание:

Головина, Е. В. Функции пейзажных описаний в художественном произведении / Е. В. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 649-651. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38558/ (дата обращения: 11.10.2021).

Цель заявленной статьи состоит в определении функций пейзажных описаний и их роли в общей системе образов художественного произведения. Пейзажные описания в художественном произведении являются предметом изучения многих исследований. Термин «пейзаж» принадлежит к числу довольно часто употребляемых и неоднозначных понятий. Чаще всего исследователи исходят из понимания пейзажа как рисунка, изображающей природу, а также описания природы в художественном произведении.

В нашей статье мы придерживаемся определения пейзажа, представленного лингвистическом энциклопедическом словаре: «пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа» [3, с. 512].

Как один из составляющих художественного образа пейзаж прошел долгий путь развития. С течением времени менялись его содержание и функции в зависимости от литературных течений и индивидуальных стилей того или иного писателя. Вплоть до XVIII века не существовало понятия пейзажа как объективно-реального изображения действительности. Открытие пейзажа связано с пониманием новой роли человека, неразрывно связанного с природой. По замечанию Н. А. Баевой, «до той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль — информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так сказать, находимся — заботы об описании живой природы не слишком-то обременяли автора». [1, с. 595].

С развитием литературы писатели стали уделять больше внимания картинам природы, постепенно пейзаж становится неотъемлемой частью художественных произведений. Как отмечает Г. Н. Толова: «пейзажная единица практически всегда занимает в творчестве отдельного писателя сильную текстовую позицию» [5, с. 12].

В то время как в живописи пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе пейзаж обычно включен в общую систему образов произведения [5].

Отражая различные ступени и стороны духовного освоения человеком окружающего мира, искусство пейзажа несет в себе большой мировоззренческий смысл. Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном.

Писатели научились лучше видеть, слышать и понимать природу, выражать через пейзажные описания свои чувства, мысли и настроение. В сравнении с природой писатель мог подчеркнуть характеры героев, отразить их помыслы и поступки. Пейзаж стал рассматриваться не только как средство выражения определенного содержания, связанного с описанием природы, но и как способ построения текста, формирования его темы и идеи, как текстовая единица, реализующая структурно-содержательную целостность художественного текста [6].

В зависимости от выполняемых в произведении функций, пейзаж может иметь разнообразные формы проявления: пейзажные описания, пейзажные образы, пейзажи-предварения, пейзажные штрихи, пейзажные детали, психологические и эпические пейзажные параллели. В связи с этим вопросом, возникает необходимость отграничивать собственно пейзаж от черт, элементов, мотивов пейзажности. Н. Мурадалиева предлагает различать два элемента в художественном произведении: пейзажная деталь и пейзажная картина [4].

Пейзажной деталью является образная деталь, заключающая в себе информацию, эмоциональное содержание, эстетическую оценку и позицию автора. Пейзажная деталь в художественном произведении выступает, как правило, в форме различных тропов. Это не предмет изображения, а средство изображения предмета. Пейзажная деталь играет служебную роль в контексте: на пейзажной детали основана метафорическая образность, воссоздающая облик героя художественного произведения. Пейзажная картина (собственно пейзаж) сама является предметом описания, воссоздания окружающей природы [4].

Единая классификация пейзажей, как лингвистами, так и литературоведами, до сих пор не выработана, поскольку лингвистическое исследование пейзажных описаний предполагает возможность разнообразных подходов к изучаемому явлению.

Читайте также:  Орган чувств отвечающий за зрение называется

Г. Н. Толова в своем исследовании предлагает разделять пейзажные описания, основываясь на их местоположении в композиции художественного произведения. Они могут быть: инициальные; интертекстуальные; финальные [5].

Учитывая объем и локальное расположения пейзажа в тексте, исследователи выделяют следующие его типы:

а) контурный или штриховой (основан на кратком изображении, к которому автор обращается один раз);

б) дисперсивно-штриховой (состоит из нескольких кратких деталей-штрихов, называющих определённый признак);

в) компактно-дескриптивный (представлен одной объемной диктемой);

г) дисперсивно-дескриптивный (ряд развернутых пейзажных описаний, рассеянных по повествованию).

Данные виды словесного пейзажа могут рассматриваться как единицы контекстно-вариативного членения текста [2].

Существует классификация пейзажей в соответствии с географическими и временными признаками. Исходя из этих признаков, выделяют следующие типы пейзажных описаний:

‒ пейзажи годового и суточного природного цикла (описания природы в какое-либо время суток или время года);

‒ географические пейзажи (горы, леса, моря, реки, пустыни);

‒ пейзажи вертикального и горизонтального пространства (небо, солнце, луна, овраг, равнина, луг);

‒ спокойные и бурные пейзажи (штиль на море, шторм, буря, ураган);

‒ естественные и искусственные пейзажи (привычный глазу, земной пейзаж; пейзаж, созданный фантазией человека) [6].

Отметим также, что пейзаж является одним из средств сюжетно-композиционного построения произведения. Исходя из данного положения, исследователи выделяют статическое или динамическое пейзажное описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия, динамическое описание, напротив, включено в событие (чаще всего пейзаж дается через призму восприятия героя при его передвижении) [1].

Пейзаж постоянно встречается в произведениях разных стилей, которые, причем особенности пейзажа, определяясь спецификой стиля, приобретает свое функциональное своеобразие в каждом данном случае.

Неоспоримым признается тот факт, что пейзажное описание играет важную роль в художественном произведении. Практически любой пейзаж несет в себе эмоционально-оценочное содержание и служат для яркой характеристики обстановки, в которой развивается действие. Также пейзажное описание является одним из главных средств раскрытия характера героев произведения, оно незаменимо для тонкого анализа психологического состояния их души. Кроме того, картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора, его чувств и переживаний, для передачи его отношения к происходящему. От авторской позиции зависит смысл, вкладываемый в описания природы, их взаимосвязь с другими компонентами художественного произведения, что обуславливает выбор языковых средств, используемых для изображения природы и включения пейзажа в систему текста [5].

Пейзаж в художественном произведении может выполнять разнообразные функции:

1) моделирующая или координирующая функция;

2) создание местного колорита, изображение характерных черт местности, в которой происходят события;

3) сигнализирующая функция свидетельствует о переходе от одной композиционно-речевой формы к другой;

4) функция возврата к природному началу, нравственной опоре, при которой пейзаж выступает как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. В этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое;

5) символическая функция превращает пейзажное описание в символ объекта описания;

6) эстетически настраивающая функция привлекает внимание читателя к сообщаемой информации; природа в произведениях часто поэтична и прекрасна [1].

В зависимости от эстетической функции пейзаж может быть:

В соответствии с этими функциями можно говорить о пейзаже-фоне, об эмоциональном пейзаже и пейзаже психологическом.

Создавая картины природы, писатели соотносят их с человеческими интересами и стремлениями. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи.

Пейзажное описание является одним из важнейших компонентов художественного произведения, используемых для реализации его структурно-содержательной ценности и создания в нем неповторимой системы образов. В зависимости от функционального предназначения, пейзаж может быть представлен в художественном тексте в виде штрихов и деталей, в виде пейзажных образов и психологических параллелей.

Читайте также:  Странное настроение дварф фортресс

Таким образом, мы можем говорить о том, что существует ряд классификаций пейзажных описаний, исходя из различных подходов к изучению пейзажа в художественном произведении. Классификация пейзажей в соответствии с географическими и временными признаками является наиболее распространенной. В художественном произведении пейзаж выполняет множество функций, прежде всего, эстетическую, привлекая внимание читателя к сообщаемой информации. Кроме того, очень важны такие функции пейзажных описаний, как моделирующая, символическая, сигнализирующая и функция раскрытия характера героя через описание природы.

Дальнейший научный интерес представляет для нас рассмотрение семантических характеристик и функций пейзажных описаний в англоязычных и франкоязычных произведениях.

1 Баева, Н. А. Интертекстуальная сущность ландшафтных описаний в художественном тексте: [на материале английской прозы]. Кемерово: Интеллект, 2006. — С. 594–600.

2 Гостева, Т. Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX—XXI вв.: дис. канд. филол. наук. Барнаул, 2007. — 237 с.

3 Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.

4 Мурадалиева, Н. Романтический пейзаж в литературе. Баку: Язычы, 1991.- 204 с.

5 Толова, Г. Н. Пейзаж в литературе и искусстве. Пермь: Издательство ПГПИ, 1993. — 52с.

6 Эпштейн, М. Н. Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.

Источник

Нужны ли описания природы в книгах?

Думаю, все школьники (а, может, даже и взрослые) согласятся с тем, что описание природы в книге — ненужная вода, которая только остужает интерес читателя к произведению. Все эти бесконечные картины можно запросто вырезать из текста, и он от этого ничего не потеряет, а только выиграет. Так ли это на самом деле?

Спойлер: нет. Сегодня я расскажу, почему же это описание в книге так важно. Почему, чтобы понять замысел книги, нужно читать вставки, описывающие состояние природы?

Когда речь идет об описании природы в книге я первым делом всегда вспоминаю Бунина и Тургенева. На их примере и расскажу.

Именно Бунин изменил мое мнение о том, важна ли природа в книгах. А именно его рассказ из сборника «Темные аллеи» — «Кавказ», прочитанный мной еще в школе. История запала в мою голову, потрясла до глубины души. Казалось бы, такой обычный сюжет (особенно для русской литературы), но как Бунин его преподносит? Как же так получается, что история волнует читателя?

Природа в рассказе составляет часть повествования. Она как увертюра. (А увертюру ведь не выкинешь?) Здесь все эти «холодные дожди», душные коридоры, «нагие равнины с курганами и могильниками» задают настроение. Читатель знает: что-то не так. Ему тревожно, неуютно, холодно и неудобно. Ведь всем знаком унылый шум дождя и душащий запах пыли? И читая рассказ, вы представляете это себе, можно сказать, даже испытываете физически. Следовательно, происходит погружение в книгу: в ее атмосферу, настроение, симпатия к персонажам. И все это только от картин природы!

Человек — часть природы, как бы он этому не противился. Природа сильно влияет на наше душевное состояние и настроение. Это и используется авторами.

Например, в своем произведении «Дворянское гнездо» Туренев размышляет о судьбе России, о судьбе ее жителей. И природа помогает нам понять отношение автора к происходящему, состояние героев. Очень искусно нарисована жизнь дворян: душистый сад, теплый, летний закат. Характеры и настроения героев сплетены с местом, с его описанием.

Я взглянула на природу и ее роль в нашей жизни по-другому после прочтения этих книг. Каждый опишет одно событие разными словами. Но если перед самим действием вставить описание места и природы, где оно происходит, читатель куда лучше поймет, улови суть настроения. А поняв настроение автора, он поймет и смысл, задумку произведения.

Ещё больше пищи для размышлений на нашем канале! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить)

Источник

Оцените статью