Роль эмоционального общения ребенка

Роль эмоционального общения в психическом развитии ребенка
статья по коррекционной педагогике по теме

В статье раскрыта роль эмоционального общения в развитии ребенка раннего возраста. Описаны четыре типа родительских позиций : 1) принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требоваельность; 4) чрезмерная опека. Расрыто влияние родительского повединия на развитие ребенка и его речь.

Скачать:

Вложение Размер
rol_emotsionalnogo_obshcheniya_v_psihicheskom_razvitii_rebenka_rannego_vozrasta.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фирсанова Е.Ю. , Павлова Н.В.

Роль эмоционального общения в психическом развитии

детей раннего возраста

В педагогической и психологической литературе подчеркивается большая роль общения для гармонического развития ребенка. Так, Л. И. Божович[1] указывает на то, что важным фактором формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является взаимоотношения с взрослым. Общение с взрослым важно для установления правильных связей ребенка с окружающим миром и для его эмоционального благополучия.

Взаимосвязь общения, личности и психического развития ребенка показана в работах М.И. Лисиной[3]. Так, в раннем возрасте появляется ситуативно-деловое общение. Оно вплетается в ведущую деятельность ребенка раннего возраста – предметно-манипулятивную. Главным мотивом контактов выступает практическое сотрудничество. Ребенку интересно как правильно действовать с конкретными предметами. Однако, несмотря на то, что данное общение носит деловой характер, роль эмоций в нем нельзя недооценивать. В трудах М.И. Лисиной описаны эксперименты, которые показали, что ребенку недостаточно только того, чтобы взрослый просто имел отношение к его деятельности. Ему важно доброжелательное внимание взрослого, его эмоциональные реакции. Ситуативно-деловое общение важно для развития предметной деятельности и речи.

Филиппова Г.Г, подчеркивает, что эмоциональное развитие детей раннего возраста является залогом эмоционального комфорта и условием успешного развития их [7]. В условиях эмоциональной депривации формируются устойчивые эмоционально-личностные нарушения, которые приводят к нарушению психического развития ребенка.

О. Коннер [4]выделил родительские позиции: 1)принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требовательность; 4) чрезмерная опека. Рассмотрим влияние типов родительских отношений на развитие ребенка:

1 . Принятие и любовь . Ребенка принимают такого, какой он есть. Главная задача родителей сделать его счастливым. В общении взрослый опирается на чувства, настроение, увлечения ребенка. Такое общение доверительно, эмоционально окрашено, что позволяется сформироваться базовому доверию к миру. Ребенок вовлечен в общение и все действия он эмоционально переживает, что способствует полноценному формированию личности и развитию ребенка.

2. Явное отвержение . Родители не принимают ребенка, они холодны к его переживаниям. Наблюдается жестокое и безразличное отношение к детям. Впоследствии отмечается агрессивное поведение у детей, проблемы в освоении социального и культурного опыта. При наличии каких-либо нарушений развития отмечается усугубление, имеющихся проблем.

3. Излишняя требовательность. Родители недовольны любыми достижениями детей. Отмечается их постоянная критика. Такие дети вырастают неуверенными в себе, с недоверием к миру. При излишней критике они отказываются проявлять свои способности. Так, если родители постоянно критикуют речь ребенка, он может отказаться от общения, заучивания стихотворений и пр.

4. Чрезмерная опека . Данный тип отношения проявляется в чрезмерной опеке и ограничениях. Ребенок настолько опекаем, что не проявляет активности и инициативы, что сказывается на его личностном и психическом развитии.

Так, при явном отвержении дети страдают от материнской депривации, что приводит к задержке формирования речи или усугублению имеющихся проблем.

При излишней требовательности дети чувствуют неуверенность в себе, боятся показать свои достижения, любыми способами уходят от тех заданий, которые критикуются родителями. В результате ребенок тяжело идет на контакт даже со специалистом и отказывается от сложной для него деятельности.

Чрезмерная опека приводит к тому, что ребенку родитель дает все, что надо, стоит только попросить. В результате ребенок манипулирует взрослым. Ему не нужно осваивать сложные виды деятельности. То есть, у детей при данном типе родительских отношений нет мотива к преодолению трудностей, что сказывается на формировании личности и приводит к трудностям организации коррекционной работы.

Ранний возраст является гиперсинзетивным периодом для развития речи ребенка [5]. По достижении трех лет дети должны пользоваться развернутой фразовой речью, все компоненты ее должны быть сформированы и развиваться дальше только качественно.

Проведенные наблюдения и исследования показали, что речевые нарушения проявляются или усугубляются у детей в семьях, которых наблюдаются последние три типа родительских позиций.

Л.Ф. Спировой было проведено исследование в ходе, которого автор выявил, что тяжелые речевые нарушения, отмечаются у детей с более поздним появлением речи[6]. Людмила Федоровна подчеркивает, что время появления речи влияет на уровень ее развития. Также автор отмечает, что эта связь не является однозначной и нужно учитывать структуру дефекта и этиологию.

В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах. В современном технотезированном обществе часть родительских обязанностей перекладывается на образовательные учреждения, педагогов, медицинских работников. Общение часто ребенку заменяют современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и сказывается на развитии ребенка, особенно речевом. В компьютерных играх важнее визуальное восприятие, нежели речевое, что приводит к замедленному или нарушенному развитию последнего. В речевом онтогенезе первыми появляются существительные и глаголы. У детей, которые больше времени проводят в интерактивных играх, есть существительные, меньше глаголов и почти отсутствуют прилагательные и наречия. Следовательно, задерживается формирование фразовой речи. Таким образом, недостаточность речевого контакта ребенка и взрослого приводит к существенной задержке речевого развития или усугублению имеющихся проблем. Данный пример характерен для родительской позиции, называемой явное отвержение .

Стараясь, соответствовать определенным стандартам общества, некоторые родители постоянно сравнивают достижения детей с некими эталонами, не учитывая их индивидуальные возможности. В такой ситуации ребенок чувствуют, что родители переживают не за него, а за его успехи, и «любовь» к нему проявляется в зависимости от полученных достижений. При чрезмерных родительских требованиях у ребенка не формируется чувство доверия к миру и защищенности, появляется неуверенность в себе, скованность, отказывается от сложных заданий, в том числе речевых. Ребенок отказывается повторять слова, называть картинки и предметы, учить стихи.

Также, отрицательно на развитие речи оказывает влияние излишняя речевая активность родителей. Такой родитель не оставляет места для инициативы самого ребенка[2]. Необходимость в овладении активной речью у ребенка отпадает. Это свойственно для позиции чрезмерная опека .

Таким образом, эмоциональное общение является важным условием для психического развития детей. Этот факт нужно учитывать в педагогической и коррекционно-развивающей работе. То есть, необходимо консультировать родителей и оказывать им помощь в воспитании и развитии детей. Эти данные необходимо учитывать и педагогам при организации педагогического процесса.

  1. Божович л.И. Проблемы формирования личности. Москва- Воронеж, 2001.
  2. Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только … — М., 2002.
  3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.
  4. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
  5. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./Под ред. Ю.Ф. Гаркуши./ Москва – Воронеж, 2001.
  6. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2004.
  7. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.

Источник

Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности
статья на тему

Эмоции связаны с функционированием организма, с его нервными процессами, и в этом смысле они, эмоции, ­- это врожденные характеристики.

Но эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается в течение всей жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности 66 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности

Дьякова Ирина Николаевна

Эмоции связаны с функционированием организма, с его нервными процессами, и в этом смысле они, эмоции, — это врожденные характеристики.

Но эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается в течение всей жизни.

Доказано, что хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря прочной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Если у ребенка развита эмоциональная память, то он сможет быстро вспомнить чувства, когда-то владевшие им. Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения.

Волевые процессы так же тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятия решения и развертывания процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения.

У детей могут наблюдаться патологии эмоций – тревога и страх, сковывающие ребенка, или, наоборот, импульсивность, мешающая сосредоточиться; враждебность к окружающим, или смешливость, игривость; или же невротическое чередование положительных и отрицательных эмоций.

Каждому педагогу необходимо строить весь воспитательно – образовательный процесс детей – дошкольников с учетом этих факторов, чтобы максимально нивелировать отклонения, ведь для психического здоровья ребенка необходима сбалансированность эмоций, и формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности.[1].

Мы в своей группе выстраиваем работу так, чтобы в процессе воспитания у ребенка развивались положительные эмоции, эмоции высокой социальной значимости.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения в своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно. Я хочу представить систему работы по развитию эмоциональности через коммуникативную деятельность на примере моей группы.

Рассматривая эмоциональность в качестве одной из центральных и фундаментальных характеристик индивидуальности, педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для формирования личности в процессе воспитания. Организация познавательной, коммуникативной деятельности в моей группе способствует развитию в ребенке эмоциональности.[2] Процесс развития осуществляется под девизом «Чувствовать – познавать – творить!»

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда, в которой протекает деятельность детей — это и социально-бытовые условия, и люди, которые рядом.

Поэтому я соотнесла цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие своих воспитанников, составила перспективный план и отразила его реализацию в календарном планировании, обеспечивая тем самым систематическое эмоционально насыщенное общение ребенка с взрослым и другими детьми.

Обязательно нужно заботиться об эстетике помещений. Цветовое решение в моей группе спокойно для восприятия, но не однообразно, яркие сказочные образы на стенах вызывают радостное настроение у детей. Музыкальный фон в группе создается и привычными детскими песенками, и классическими произведениями, и народной музыкой.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, я продумываю организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.

Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Поэтому я целенаправленно включаю в работу с детьми психогимнастку, игры и игровые занятия, оптимизирующие эмоционально-чувственную сферу ребенка. Это игры ориентированные на:

  • накопление эмоций;
  • эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • преодоление негативных эмоций;
  • снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
  • развитие эмпатии у детей.

Развитие эмоциональности через коммуникацию начинается с утреннего приема. Деятельность воспитателя состоит из ежедневного ритуала – оценки детьми своего настроения. Для этого в приемной размещена специальная игра-перевертыш «Солнышко и дождик». Ребенок, выбрав из имеющегося набора схематических изображений эмоциональных состояний то, что соответствует его сегодняшнему настроению, размещает его на индивидуальном окошке – «капельке». Затем происходит коллективное обсуждение выбранных настроений. Дети поясняют свой выбор и его причину, объясняют, что могло бы изменить плохое настроение на хорошее, а хорошее сделать еще лучше. Так в дружеской беседе строятся планы на весь день. Я считаю, что такой способ утреннего приема дает возможность детям, с одной стороны, поделиться своими переживаниями в коллективе, а с другой – поучаствовать в решении проблем своих сверстников, что развивает в ребенке эмпатию, верного спутника в развитии эмоциональности.

Развитию эмоциональности способствуют специальные упражнения, которые мы любим делать по утрам.

Упражнение 1. Лицевая гимнастика.

Если не разработать мимические мышцы, в будущем ребенок не сможет быть эмоционально выразительным! Исключить этот недостаток поможет выразительное чтение маленьких стихотворений «с характером». Очень любят мои маленькие воспитанники стихотворения, где необходимо показать смену настроения мимикой, голосом, например:

«Киска, киска, как дела?

Ты зачем от нас ушла?

Не хочу я с вами жить,

Негде хвостик положить,

Не смотрите, шагаете,

На хвост мой наступаете!»

В начале стихотворения дети изображают искренне удивление, а затем ворчливое недовольство кошечки.

Упражнение 2. «Разведчики»

Эти упражнения помогают развитию умения распознавать чувства товарища. Выбирается руководитель отряда. Он показывает движение. Дети его запоминают и повторяют, подстраиваясь под движение тела, выражение лица ведущего.

Упражнение 3. Повышение темпа выполняемых упражнений.

Упражнение называется «Водители». После него у детей пропадает вялость, а, следовательно, плохое настроение. Сначала мы накачиваем шины, затем заводим моторчик. Для того, чтобы наша машина поехала быстрее, мы это проделываем каждый раз увеличивая темп движений и силу издаваемого звука. Все быстрее и громче! И вот все развеселились.

Организация познавательной деятельности состоит из следующих действий:

  • воспитательно-образовательный процесс строится как соигра воспитателя и ребенка, где главное – коллективный процесс творчества;
  • логика изложения познавательного материала тщательно продумывается, определяются узловые моменты;
  • определяется эмоциональный фон развивающего момента – яркое начало, интересные задания, проблемные вопросы, неожиданные приемы, наличие атрибутов, радостное окончание задуманного сюжета.

Во время занятий я поощряю свободу мысли ребенка. Это привносит тепло общения со взрослыми и друг с другом – то есть именно то, что необходимо детям для полноценного развития. Достичь этой цели можно в том случае, если сделать занятие интересным, разбудить творческую активность моих воспитанников. Занятия в нетрадиционной форме, комплексные, интегрированные несут дух свободы самовыражения, естественности.

Интригующее начало, эмоциональная завязка, захватывающая детей своей необычностью, вызванный эмоциональный отклик – формирует положительное отношение к занятию, способствует интенсивному протеканию познавательных процессов.

Между занятиями и на занятиях я практикую эмоциональные динамические паузы.

Ребята вы устали? Давайте сделаем разминку. Я знаю интересную игру о друзьях. Встали в круг повернулись к соседу, чтобы получилась пара.

«Я дрозд, ты дрозд.

У меня нос, у тебя нос.

У меня щечки аленькие

У тебя щечки аленькие.

Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга».

Очень любят мои дети занятия выразительным движением. Через импровизацию движений под музыку, передающую определенное настроение, дети танцуют свободные и поставленные танцы с музыкальным сопровождением.

Когда дети знакомились с эмоциями через воплощение характеров людей и пластику животных, я использовала мимические и пантомимические этюды, в том числе психогимнастические упражнения, с последующим обсуждением выразительных средств.[3] Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

Я так же использую проигрывание разнообразных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр выбираются трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.

Очень интересен прием «Пантомимика в рисунках», технология, предложенная в программе «Детский сад – дом радости». Это рисование стоп кадра, когда на бумаге с помощью условных фигурок изображаются различные позы. Условные фигурки используются в качестве знаков, сигнализирующих эмоциональное состояние человека. Дети, получив карточку с изображением фигурки в той или иной позе, должны были дорисовать ее. Такие тренировки с использованием условных фигурок помогают ребенку понять эмоционально-психологическое состояние и свое, и того, кто рядом.

Вечером проводится работа с родителями. Для совместной деятельности родителей подготовлены карточки с заданиями для работы дома:

  • чтение литературных произведений. Родителям дается рекомендация: от умения выразительно, эмоционально прочитать малышу сказку зависит очень многое. Здесь нужны богатая интонация, меняющийся тембр голоса, определённый ритм чтения. Взрослые должны почувствовать и не упустить тот момент, когда у ребёнка не только появляются навыки понимания текста, но и возникает способность получать удовольствие от книги, ждать продолжения чтения;
  • обсуждение прожитого дня по заранее записанным вопросам, помогающими родителям правильно построить беседу;
  • рисование определенной эмоциональной ситуации дома.

В результате такой работы у нас в группе появилась замечательная «Книга настроений». В этой книге мы вместе с родителями подобрали и разместили фотографии из жизни наших детей в ДОУ и дома, дополнили их рисунками. Дети расставляют схематические изображения эмоций на фотографии и рисунки, этим определяя свое отношение к изображенной ситуации.

Так весело и непринужденно проходит день, в течение которого эмоции ребенка поднялись еще на одну ступеньку в своем развитии.

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации, коммуникации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Ссылки на источники:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. «Просвещение», 1968. – 638с.
  2. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // «Ребенок в детском саду», 2003, №2. – с. 23 – 39.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., «Просвещение», 1990. – 79с.

Emotional development of a child in communicative activity

kindergarten tutor of the municipal state preschool educational institution “Development centre – kindergarten № 15 “Solnyshko”” district urban Mikhaylovka, Volgograd region

Child’s emotional well-being provides a high level of self-esteem, formed self-control, orientation for success in achieving goals and emotional comfort in the society. It means that our children’s future depends on the emotional charge they receive now. The author offers the system of work based on emotional development of a preschool-aged child in communicative activity.

Emotional child’s development, communicative activity, cooperative activity, setting moments.

Источник

Читайте также:  Заедать стресс что это значит
Оцените статью