- «Родительский стресс и основы родительского менеджмента» материал для закрепления знаний, полученных на занятиях с педагогом-психологом
- Пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стресса
- Роль эмоционального стресса в консультативной работе психолога на примере детско-родительских отношений. Определение типа воспитания, который используют родители. Психокоррекционная работа с родителем и ребенком как средство выхода из стрессовой ситуации.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Глава I. Психологические проблемы переживания стресса
- 1.1 Определение стресса
- 1.2 Стресс и дистресс
- 1.3 Общий адаптационный синдром
- 1.4 Взаимосвязь эмоций и когнитивных процессов
- 2.1 Общие консультативные подходы
- 2.2 Диагностический аспект консультирования
- 2.3 Сотрудничество с другими специалистами
- 2.4 Обучение родителей как важная часть психокоррекционной работы
- 2.5 Психодинамическая модель поведения семьи в процессе консультирования
- Глава III. Процесс консультирования семьи, где имеется ребенок с отклонением в поведении
- 3.1 Этапы процесса консультирования
- 3.2 Коррекционная работа, направленная на дальнейшее снижение стресса
- Выводы
- Заключение
- Введение
- В дипломной работе показано значение эмоционального стресса в консультативной работе психолога на примере детско-родительских отношений.
- Для этой цели сделана попытка исследовать родительский стресс при консультировании ребенка с проблемным поведением.
- Глава I. Психологические проблемы переживания стресса
- 1.1 Определение стресса
- Стресс — это неспецифический ответ организма на любое представленное ему требование. Это может быть утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, неожиданный огромный успех или наоборот проблема [28, стр.27].
- Термин стресс был введен Гансом Селье в 1929 году. В настоящее время этот термин используется для обозначения целого ряда явлений:
- сильное, неблагоприятное отрицательно влияющее на организм воздействие;
- сильная, неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на воздействие стрессора;
- сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;
- неспецифические черты физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;
- неспецифические черты физиологических и психологических реакций, возникающие при любых реакциях организма.
- Б) Социальная поддержка при выходе из кризиса
- Многие клиенты испытывают стресс из-за того, что они находятся как бы вне окружающего мира, ощущают недостаток межличностных отношений [32, стр. 49-51]
- Дефицит социальных контактов обусловливает высокую степень тревожности, одиночества. Поэтому для человека в кризисной ситуации социальная поддержка является своеобразным лекарством.
- Выделяют четыре вида социальной поддержки:
- Инструментальная поддержка (или поддержание задач). Например, во время кризисной ситуации близкий человек взял на себя обязанности.
«Родительский стресс и основы родительского менеджмента» материал для закрепления знаний, полученных на занятиях с педагогом-психологом
это стресс связанный и обусловленный
«я родитель» или «быть родителем».
Стресс, переживания связанные с непосредственным решением задач воспитания, с ожиданиями от ребенка или от своей роли родителя, с накапливающейся усталостью от ситуаций «быть с ребенком», от родительских неудач или того, что родитель таковыми считает и т.д.
Причины родительского стресса:
Психологи говорят, что есть несколько состояний, в которых человек становится более склонен к агрессии, в том числе, к агрессии родителя по отношению к ребенку: усталость, болезнь, скука, голод, ощущение одиночества. Взрослому нужно уметь отслеживать эти состояния и управлять ими.
Рутиность в отношениях с ребенком («день сурка: в школу-покормить-за уроки», или «как дела? – нормально». Смотри предыдущие состояния – скука и усталость.
Можно справляться за счет разнообразия тем общения и совместной деятельности, за совместные радости, за то, чтобы делать что-то ради удовольствия и общения, делать смешные и забавные вещи вместе: прогулки, посещение выставок и экскурсий, совместная игра или фотографирование, подурачится, потанцевать, посмотреть вместе забавный фильм или семейное чтение, приготовить вместе необычное блюдо и т.д. Главное – выделить время для удовольствия и безоценочного общения, взаимной поддержки и радости хотя 2-3 раза в месяц.
Завышенные ожидания от ребенка, не сбывшиеся ожидания, не успешность ребенка .
Ожидания могут быть как про успешность вообще (его жизнь должна быть такой, только так он будет счастлив), так и в каких-то мелочах, связанных с повседневной жизнью и общением.
Важно понять, откуда появились эти ожидания? Что в них вложено? Насколько родитель отделяет ребенка от себя и не вкладывает своих представлений происходящее в отношениях? Насколько он понимает индивидуальные и возрастные особенности ребенка в осуществлении этих ожиданий? Что самого страшного произойдет, что они не будут выполнены? Может ли ребенок за них отвечать?
Работать над принятием ребенка, подойдут фразы и афирмации по принятию ребенка и безусловной любви. Важно понимать, что отказ от ожиданий может быть очень болезненным гореванием.
Завышенные ожидания от себя как родителя, и от родительства, от своего супруга. Работа по снижению чувства вины, стыда, неуверенности. Принятие ошибок воспитания, поддержка родителя в том, что у него получается.
Часть таких ожиданий и требовательность к себе связана с ориентацией родителя на какие-то общественные или личные нормы и идеалы. Снижать уровень требовательности к себе, дать право родителю на самого себя.
Родительские страхи и ощущение потери контроля (плохо учится-не сдаст ЕГЭ – не поступит в университет и т.д. Или просидит в компьютере – втянут в группы смерти – что-нибудь с собой сотворит и т.д.). Развертывание цепочки страхов.
Тревога родителей может влиять на ребенка. Научитесь справляться с чувством тревоги сами и научите своего ребенка.
Обсудите границы и возможности контроля – что можно и что нельзя контролировать. Научить ребенка быть самостоятельным, быть готовым поддержать, если ему понадобится помощь.
Запрет на чувства : запрет на чувствование себя, на удовлетворение своих потребностей, на проявления негативных чувств, на слабость и т.д.
Важно понимать свои чувства и чувства ребенка, уметь их выражать и учить этому ребенка. Родители часто запрещают себе негативные чувства, которые накапливаются и выстреливают в агрессию.
Применяйте на практике знания родительского менеджмента.
Матрица Эйзенхауэра
Научитесь расставлять приоритеты
Источник
Пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стресса
Роль эмоционального стресса в консультативной работе психолога на примере детско-родительских отношений. Определение типа воспитания, который используют родители. Психокоррекционная работа с родителем и ребенком как средство выхода из стрессовой ситуации.
Рубрика | Психология |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.08.2011 |
Размер файла | 61,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава I. Психологические проблемы переживания стресса
1.1 Определение стресса
1.2 Стресс и дистресс
1.3 Общий адаптационный синдром
1.4 Взаимосвязь эмоций и когнитивных процессов
1.5 Мероприятия снижающие уровень стресса
1.6 Эмоции как базовый компонент в структуре адаптивного поведения личности
Глава II. Подходы, методы, техники и методики, применяемые в данном виде консультирования
2.1 Общие консультативные подходы
2.2 Диагностический аспект консультирования
2.3 Сотрудничество с другими специалистами
2.4 Обучение родителей как важная часть психокоррекционной работы
2.5 Психодинамическая модель поведения семьи в процессе консультирования
Глава III. Процесс консультирования семьи, где имеется ребенок с отклонением в поведении
3.1 Этапы процесса консультирования
3.2 Коррекционная работа, направленная на дальнейшее снижение стресса
Выводы
Заключение
Введение
В дипломной работе показано значение эмоционального стресса в консультативной работе психолога на примере детско-родительских отношений.
Для этой цели сделана попытка исследовать родительский стресс при консультировании ребенка с проблемным поведением.
Проблемные дети всегда привлекали к себе внимание специалистов. Однако сейчас это выглядит более остро и актуально.
Родители, решая вопросы выживания, все более становятся отстраненными для своих детей [32, стр.40-41]
Кроме того, из детской жизни происходит постепенное “вымывание” сюжетно-ролевой игры, как специального места и средства разрешения возрастных конфликтов [13, стр.6-8]
Однодетная, конфликтная и неполная семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции [11, стр.8-9]
До недавнего времени работа с таким ребенком велась на уровне выявления проблемы, отправления ребенка к нужному специалисту и снятия чувства вины у родителей [32, стр.40-42]
При этом основная причина, заложенная в семье, по-прежнему продолжала функционировать.
В связи с этим некоторые авторы, в том числе Семаго М.М. и Семаго М.Я. внесли ряд изменений в консультирование данного вида.
Они разработали поэтапное методическое руководство по работе со стрессом родителя, который неизбежно (в той или иной степени) возникает в момент сообщения им об истинной причине проблемы.
Это руководство дает возможность не только предотвратить прерывание консультативного процесса, а также дает возможность появления у клиента нового мотива и, тем самым, новой консультативной цели.[32, стр.40-54]
Современные исследователи представляют эмоциональные фактор как базовый компонент в структуре адаптивного поведения личности. Они предлагаю уровневой и системный подходы для исследования эмоциональных нарушений. [36, стр.10]
В связи с этим появилась возможность исследовать родительский стресс, оказать своевременную поэтапную помощи, тем самым, сохранить консультативный процесс.[32, стр.40-54]
Для этой цели, работая психологом в детском саду, при содействии воспитателя и врача была найдена семья, имеющая ребенка с отклонением в поведении.
Объект исследования — это стресс у клиента.
Предмет исследования — процесс адаптации родителя в кризисной ситуации.
Проследить поэтапно за поведением родителя в процессе воздействия эмоционального стресса на его личностные установки.
Провести психокоррекционную работу, направленную на борьбу со стрессом и сохранение ситуации консультирования путем повышения адаптивной способности клиента.
Наметить пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стрессовой ситуации.
Определить тип воспитания, который используют родители к ребенку.
Определить почему родители воспитывают именно таким образом и какое место занимают эти причины в семье
Сохранить процесс консультирования в момент сообщения родителям об истинной причине проблемного ребенка
Способствовать образованию у клиента нового мотива и, тем самым, новой консультативной цели путем соблюдения особенностей данного вида консультирования
Подходы, методы и методики, применяемые в процессе консультирования.
Консультирование проводилось в рамках трех подходов.
Клиент-центрированный и психодинамический применялись на уровне диагностики и выявления проблемы. Бихевиоральный подход применялся на уровне обучения и перехода к действию
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, вывода и заключения.
В I главе описывается природа стресса и механизмы адаптации в кризисной ситуации. Эмоции представляются как базовый компонент в структуре адаптивного поведения личности. Для исследования эмоциональных нарушений представлены уровневой и системный подходы.
Во II главе дается описание особенностей данного вида консультирования.
В III главе описывается сам процесс консультирования под влиянием эмоционального стресса. Описывается поэтапная помощь в работе со стрессом и появление нового мотива, новой консультативной цели.
В выводах отражены результаты поставленных задач.
В заключении дан краткий обзор выполненного исследования.
Глава I. Психологические проблемы переживания стресса
1.1 Определение стресса
Стресс — это неспецифический ответ организма на любое представленное ему требование. Это может быть утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, неожиданный огромный успех или наоборот проблема [28, стр.27].
Термин стресс был введен Гансом Селье в 1929 году. В настоящее время этот термин используется для обозначения целого ряда явлений:
сильное, неблагоприятное отрицательно влияющее на организм воздействие;
сильная, неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на воздействие стрессора;
сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;
неспецифические черты физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;
неспецифические черты физиологических и психологических реакций, возникающие при любых реакциях организма.
Таким образом, стресс в целом представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обуславливающий проявление энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма [28, стр.28-29].
Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего на стресс. Позднее однако было доказано, что общая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят вклад и качественное своеобразие раздражителя и индивидуальные особенности организма.
1.2 Стресс и дистресс
Сущность реакции на стрессор заключается в активизации всех систем организма, необходимых для преодоления «препятствий» и возвращений всех систем организма к нормальным условиям существования. Если стрессовая реакция выполняет эту функцию, ее адекватная ценность становится очевидной. Не вызывает сомнения положение о том, что биологической функцией стресса является адаптация.
В связи с этим стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различных модальностей как психических так и физических.
Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятельность направленную на противостояние опасным для него воздействиям.
Со времен Селье принято различать конструктивный и деструктивный стресс. Другими словами не всякий стресс вреден. Стрессовая активация нередко является положительной силой, обогащая человека сознанием своих реальных возможностей.
Стресс — это аромат и вкус жизни. Поскольку он связан с любой деятельностью избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Кроме того некоторые виды деятельности обладают целебной силой и помогают держать механизмы стресса в хорошей форме. Так, трудотерапия лучший метод лечения некоторых душевных больных.
К сожалению, человек очень бурно реагирует по поводу тех или иных событий, которые на самом деле не требуют такой реакции. Адаптация организма при этом происходит сложнее [28, стр.29].
Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. При длительном воздействии стрессовых факторов возможны перестройки в организме, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья человека. Например, сердечно-сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.п. Такой стресс наносит вред здоровью и его называют дистрессом.
Длительный стресс является своеобразным фоном для возникновения нейрогенных заболеваний. Так, человек может длительное время прибывать в плохом настроение. После этого срока «психогенная депрессия» переходит в депрессию, которая трудно поддается лечению и уже требует пристального врачебного внимания.
Таким образом главным и решающим фактором в возникновении депрессии является несостоятельность функциональной саморегуляции головного мозга при повышении уровня энергозатрат.
Так, при нервных перегрузках по последним данным происходит исчезновение из крови человека иммуноглобулина. Если учесть, что эти белковые молекулы, определяют состояние иммунитета, то можно понять, сколько заболеваний возникает у людей после нервного потрясения [14, стр.128].
При этом, в организме, как в цепи, рвется слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой. Пострадает при этом сердце, почки или желудочно-кишечный тракт — зависит в значительной мере от случайных обуславливающих факторов.
Реакция на стрессор происходит очень быстро, это объясняется анатомическим строением в коре головного мозга.
В сером бугре гипоталамуса находятся ядра, которые являются центром вегетативной нервной системы. Они оказывают влияние на эмоциональные реакции организма и так тесно связаны с гипофизом, что их нейросекреторные клетки залегают в ядрах гипоталамуса, а многочисленные окончания находятся в гипофизе.
Возбуждение происходит следующим образом. Стрессор возбуждает гипоталамус. Гипоталамус провоцирует вещество дающее сигнал гипофизу, а гипофиз в ответ выделяет в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием АКТГ внешняя кортиковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Все это приводит к сморщиванию вилочковой железы, атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций, продуцированию сахара [28, стр.37-38].
1.3 Общий адаптационный синдром
Количество различных раздражителей равной силы не всегда вызывают одинаковый синдром у разных людей. Даже один и тот же раздражитель у разных людей вызывает разную реакцию.
Существует понятие об общем адаптационном синдроме (О.А.С.), его также называют синдромом биологического стресса. Он является общим для всех живых существ и протекает по типу трехфазной реакции. Сначала человек ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше нести тяжесть не в состоянии [28, стр.46]
Таким образом существует три фазы общего адаптационного синдрома (ОАС): фаза тревоги (А), фаза сопротивления (Б), фаза истощения (В).
Фаза тревоги. В ней организм меняет свои характеристики так как подвергнут стрессу. Если сопротивление организма на этой фазе недостаточно (сильный стрессор), то может наступить смерть.
Фаза сопротивления. Эта фаза отличается высоким уровнем сопротивляемости организма к воздействию вредоносных факторов. Она выражает усилия организма поддерживать состояние гомеостаза. В фазе сопротивления практически исчезают признаки тревоги.
Фаза истощения. Она наступает в том случае, если воздействие стресса будет продолжаться и, в итоге, адаптивные механизмы исчерпают себя. В результате общего адаптационного синдрома поддерживается в организме гомеостаз (постоянно внутренней среды).
Эксперименты на животных убеждают, что способность к адаптации не безгранична. Можно безрассудно расходовать эту энергию, а можно научиться растягивать запас надолго. Речь идет об ответственности за свое здоровье.
Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройства зависят от способа интерпретации индивидом своего окружения, прямо связано с признанием личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и, таким образом, за свое здоровье.
1.4 Взаимосвязь эмоций и когнитивных процессов
В связи с особенностями раздражителя принято выделять по крайней мере два варианта стресса: физиологический и психоэмоциональный. Стимул, вызывающий стрессовую реакцию называется стрессором. Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, то есть значения которые человек приписывает данному раздражителю (психоэмоциональный стресс).
Способность когнитивных процессов вызывать эмоции существенно возрастает, когда они касаются значимых для человека событий. В итоге мы получаем, что сами когнитивные процессы стимулируются эффектами и только вторично они вносят свой дополнительный вклад в развитии и содержании эмоций, часто радикально изменяя их.
Взаимосвязь эмоциональных и когнитивных процессов можно описать следующим образом. Мы сначала чувствуем, а только затем узнаем и понимаем. При этом сами когнитивные процессы которые влияют на эмоции реализуются в коре головного мозга, который уже эмоционален и не является аффективно-нейтральным. Поэтому чисто когнитивной детерминанты эмоций не существует, и значит эмоция на значимый стимул — это единство аффективно-когнитивных процессов [14, стр.125-150].
Между когнитивными и эмоциональными процессами существуют не только прямые, но и обратные отношения. Когнитивная деятельность может быть не только источником эмоций, но и сама зависеть от эмоционального состояния субъекта. Так, мы в радости видим мир через розовые очки, а в страхе смотрим на него через узкий канал зрения.
Так, осознание родителями того, что причина отклоняющегося поведения их ребенка находится в их самих, может оказаться сильным стрессом.
Однако все родители воспринимают эту информацию по разному. Так, в трудах о высшей нервной деятельности имеется гипотеза о индуктивно-дедуктивной специализации головного мозга.
Согласно этой гипотезе в процессе обучения правое полушарие работает по принципу дедукции, то есть сначала осуществляет синтез, а затем анализ.
Левое же полушарие функционирует по принципу индукции — сначала анализируя раздражители, а затем синтезируя их [5, стр.213].
Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария и что правое полушарие более тесно, чем левое связано с вегетативными реакциями [9, стр.193-195].
Таким образом, клиенты, у которых ведущим является правое полушарие будут более подвержены возникновению стрессовой ситуации и будут более нуждаться в помощи направленной на снятие чувства вины.
1.5 Мероприятия снижающие уровень стресса
Попытки управлять стрессом предлагают выбор одного из возможных решений, которые были описаны еще Г.Селье. Это:
предотвращение и контроль за уровнем стресса
уклонение от стресса
Преодолением стресса, по большому счету, является появление адаптивного поведения личности в процессе консультирования [36, стр.32]
Однако в острой стрессовой ситуации оказание помощи имеет иную направленность. Тактика работы по снижению чувства вины может быть самой разнообразной [32, стр.49-51]
Из числа многочисленных мер по снятию чувства вины можно выделить два вида методик наиболее часто применяемых. Это применение когнитивных механизмов и социальная поддержка.
А) Когнитивные механизмы в адаптации кризиса
Одним из впечатляющих качеств человеческой психики является способность успешно преодолевать большие личностные трагедии. В течении четырех лет в рамках различных программ оказания экстренной психологической помощи проводились исследования для того, чтоб ответить на вопрос: какие механизмы совладания с кризисом используются людьми в попытке преодолеть его.
Известно, что здесь особое место занимают техники воздействия на эмоциональную сферу. Эмоции стали главной темой в работе с кризисными состояниями. Однако из анализа, а главное из практической работы выпадали долгое время когнитивные процессы. Оказывается не только эмоции, но и когнитивные процессы играют решающую роль в процессе совладания с психологическим кризисом.
Анализ показал, что несмотря на различия в содержании и интенсивности кризисного события, процесс когнитивной адаптации разворачивается вокруг трех главных тем:
поиск смысла жизни;
стремление достичь чувство контроля над кризисной ситуацией и жизнью в целом;
попытка вновь достичь высокой самооценки [10,стр.3].
Поиск смысла жизни. Этот аспект адаптации связан с ответом на вопросы:
почему произошло это событие?
Как оно повлияло на мое будущее?
Часто люди пытаются сами ответить на эти вопросы. Обычно они приписывают любым событиям причины, чтобы понять, предсказать, контролировать окружающий мир. Однако часто получается обратное, чем активнее поиск, тем больше негативных эмоций, ночных кошмаров, эмоциональных взрывов и страхов возникает. В итоге получается, что примерно половина людей не может ответить на вопрос почему это произошло (мешают разобраться эмоции) [10, стр.4].
Достижение чувства контроля над ситуацией.
Это чувство означает невозможность повторения кризисного события. Большое влияние на чувство контроля оказывает характер каузальной атрибуции. Например, среди больных чувство контроля особенно сильно, если они считают, что первоначальная причина болезни больше не действует.
Другими словами люди нуждаются в том, чтобы в их сознании присутствовала «временная разорванность». Эта разорванность между прошлым и настоящим (чтоб события не повторялись) направлена на мыслительные процессы в результате которых происходят прямые изменения в жизни. Причем, если человек считает, что причина кризиса лежит в нем самом, то это дает ему возможность контролировать ситуацию.
Как показали исследования, подобные переживания имеют колоссальное значение для успешного преодоления кризиса [10, стр.6].
Повышение самооценки. Это третий и тоже важный когнитивный механизм по преодолению кризиса. Все когнитивные структуры связаны, так, что достижения чувства контроля повышает также и самооценку.
Следует учитывать что каждая семья требует индивидуального подхода. Так, одна семья обладает высоким показателем социальной адаптации и для них отклонение развития ребенка представляет временное явление. Другая семья, где родители обладают низкими показателями социальной адаптации, ребенок даже с незначительным нарушением часто вызывает личностную декомпенсацию и требует интенсивной психотерапевтической работы. При этом психолог должен «уподобить себя взрослому, который помогает ребенку учиться ходить».
Знания о когнитивных механизмах адаптации и умение их применять дают дополнительные преимущества а профессиональном консультировании [10, стр.12].
Для этой цели существует большое количество техник, например «нормализация». В ней консультант указывает на то, что и другие в подобной ситуации будут чувствовать себя точно также. Цель техники — уменьшить чувство социальной и психологической изоляции, связанной с признанием вины [32, стр.50-51].
Б) Социальная поддержка при выходе из кризиса
Многие клиенты испытывают стресс из-за того, что они находятся как бы вне окружающего мира, ощущают недостаток межличностных отношений [32, стр. 49-51]
Дефицит социальных контактов обусловливает высокую степень тревожности, одиночества. Поэтому для человека в кризисной ситуации социальная поддержка является своеобразным лекарством.
Выделяют четыре вида социальной поддержки:
Инструментальная поддержка (или поддержание задач). Например, во время кризисной ситуации близкий человек взял на себя обязанности.
Источник