Родительский стресс детей с овз

Дети с ограниченными возможностями здоровья: психологическая помощь семье в преодолении стресса
консультация

В статье освещены фазы прохождения стресса родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рассмотрены основные направления психологической помощи.

Скачать:

Вложение Размер
deti_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССА

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, фазы прохождения стресса матери, психологическая помощь родителям.

В статье освещены фазы прохождения стресса родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рассмотрены основные направления психологической помощи.

В семье родился малыш с ограниченными возможностями здоровья (генетические заболевания, детский церебральный паралич, патологии развития внутренних органов и др.). Что может сравниться с горем родителей, которые столкнулись со страшной реальностью – у их ребенка нарушение развития?!

Горечь потери «идеального» ребенка, которого ожидали родители, беспокойство по поводу состояния здоровья малыша и его будущего, разрыв социальных связей, боязнь не справиться с воспитанием «особого» ребенка – вот далеко неполный перечень проблем, встающих перед такой семьей. И зачастую психологическая помощь требуется не ребенку, а близким ему взрослым, переживающим чувство вины, беспомощности, пытающимся отрицать очевидное.

Традиционно работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей.

Динамика переживаний матери, узнавшей о рождении необычного ребенка, в основном совпадает с классическим описанием этапов (фаз) прохождения стресса при потере родного человека. Фактически она и переживает потерю ребенка, о котором мечтала.

В первый момент женщина испытывает шок, который характеризуется потерей ориентации, а в ряде случаев – и спутанностью сознания. На данном этапе важна поддержка близких людей, пребывание рядом с новорожденным ребенком.

Впоследствии наступает реактивная фаза, получившая название из-за появления разного рода реакций на происходящее (плач, гнев, поиск виноватых, самообвинение). Главное в оказании помощи на этом этапе – сочувствие и поддержка матери, причем в основе поддержки должно лежать признание за женщиной права на такую реакцию.

Следующая фаза – адаптивная. Начинается процесс привыкания родителей к ситуации. Главное на этом этапе – принятие ребенка таким, каков он есть, и установление с ним отношений любви и доверия.

Далее наступает фаза реорганизации, которая характеризуется активными действиями родителей по изысканию ресурсов для организации нормального существования в реальной ситуации. На этой стадии происходит изменение стереотипов, свойственных данной семье, что способствует появлению более активной социальной позиции.

Работа специалиста на двух последних этапах – адаптации и реорганизации – составляет основу социально-психологической поддержки семьи. Опыт работы отечественных и зарубежных специалистов показал, что наилучшие результаты в развитии детей с ОВЗ достигаются при таком взаимодействии с семьей, когда она обеспечивается долговременной и многосторонней поддержкой.

Главной целью работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, должно стать формирование положительных установок у родителей, стимуляция социальной активности и гармонизация эмоционального фона.

При этом необходимо выделить основные направления работы:

Самое важное – это формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности. Психологический портрет родителей «особого» ребенка характеризуется выраженной высоким уровнем тревожности, слабостью эмоциональных структур, социальной робостью, заниженной самооценкой. Почти все испытывают выраженные чувства вины и стыда перед детьми и перед членами семьи.

Не менее важно развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров. Необходимо помочь родителям лучше узнать себя, найти гармонию с самим собой. В результате самоисследования и самопознания родители получают более точное представление о себе, что позволяет меньше зависеть от оценивания другими людьми.

Следующий этап работы – это оптимизация детско-родительских отношений в диаде «мать-дитя». Л. Ю. Панариной была предложена система коррекционно-психологической поддержки, направленной на воспитание адаптивного стиля взаимодействия матерей с младенцами с синдромом Дауна. Работа осуществлялась в два этапа. Первый этап был посвящен психотерапевтической работе с матерями, которая проводилась в форме психодрамы. Этот вид помощи был направлен на преодоление негативных последствий первой медицинской консультации (которая, как правило, приводила мать к сильнейшему стрессу) и формирование у нее положительного образа ребенка. Второй обучающий этап проводился на фоне положительных сдвигов в восприятии матерью ее ребенка, когда, собственно, и осуществлялось формирование адекватных отношений в диаде «ребенок-взрослый».

Далее необходимо формирование внутрисемейной системы поддержки и гармонизация супружеских отношений. Работая с матерями, психолог опосредованно должен воздействовать на всех членов семьи.

И в заключении — совершенствование коммуникативных форм поведения. Для всех без исключения родителей «особых» детей характерна повышенная ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают.

Реализация социально-психологической поддержки семьи, имеющей ребенка с особым ребенком может осуществляться через разнообразные формы работы. Это может быть вовлечение семьи в группы взаимной поддержки (родительские клубы, тренинги). Групповая работа позволяет родителям устанавливать новые социальные связи, получать поддержку других родителей и психолога, развивать чувство доверия.

Не менее актуально индивидуальное психологическое консультирование. В процессе консультирования психолог предлагает помощь в виде обучения приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях.

Семейное психологическое консультирование прежде всего направлено на формирование полного принятия ребенка всеми членами семьи, на установление помогающих взаимоотношений, кооперативности в решении возникающих проблем.

Очень важная форма работы с такой семьей – это организация совместных праздников и досуга . Данная форма работы с семьей влияет на общий эмоциональный фон и помогает избежать социальной изоляции.

Важно отметить, что семьи с особыми детьми могут функционировать так же, как обычные семьи, ничем от них не отличаясь. Такая семья становится дисфункциональной лишь в том случае, если концентрируется на болезни, «несет свое несчастье». От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.

1.Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям. – М.: Издательский центр «Акаденмия», 2006.-274с.

2.Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна. Метод. пособие. – М.: Благотворительный фонд: «Даунсайд Ап», 2004. – 368с.

3.Овчарова Р.В. Тренинги формирования сознательного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 256с.

Источник

Выгорание родителей детей-инвалидов

Родительский долг — это тяжелая работа в режиме двадцать четыре часа в сутки. Естественно, что многие родители начинают испытывать усталость, одиночество и высокий уровень стресса, однако нередко откладывают заботу о своем здоровье на второй план, заботясь в первую очередь о детях.

Но еще тяжелее родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сталкиваются с совершенно другим уровнем стресса, потому что им приходится ориентироваться не только на общие для всех родителей обязанности, такие как кормление, защита и уход за своими детьми, но и на уникальный набор проблем, связанных с особыми потребностями детей.

По мере взросления детей, родительских забот должно становиться меньше, но только не у родителей детей-инвалидов, которым приходится решать проблемы сложных медицинских, физических, социальных и других потребностей своего ребенка на протяжении всей жизни.

Все мы знаем, насколько важно заботиться о себе, поэтому родители детей с особыми потребностями должны находить возможность следить не только за ребенком, но и за собой, поскольку существует большая вероятность выгорания тех, кто осуществляет уход за инвалидом.

Постоянными проблемами этих родителей являются изоляция, финансовые трудности, истощение, чувство вины и ощущение безнадежности. Со временем, если родитель не сумеет сформировать у себя необходимые психологические установки, постоянный стресс может перерасти в депрессию.

Депрессия у родителей детей-инвалидов встречается очень часто. Необходимо учитывать, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями сравнивается со стрессом солдат, которые участвуют в военных действиях. Неудивительно, что такие родители могут испытывать симптомы, похожие на посттравматическое стрессовое расстройство, поскольку они переносят хронический стресс и постоянно перегружены.

Признаками родительской депрессии являются:

  • большую часть времени человек несчастлив (но по вечерам может чувствовать себя немного лучше);
  • потеря интереса к жизни;
  • появление сложностей в принятии решений;
  • им становится трудно справляться с делами, которые раньше выполнялись с легкостью;
  • физическая истощённость;
  • беспокойство и тревожность;
  • снижение аппетита и потеря, либо прибавление веса;
  • трудности с засыпанием и ранний подъем;
  • снижение либидо;
  • чувство собственной бесполезности и безнадежности;
  • избегание других людей;
  • частое ухудшение самочувствия, обычно утром;
  • раздражительность, суицидальные мысли.

Если вы испытываете несколько этих симптомов на регулярной основе, необходимо обратиться к специалисту.

Профилактика родительского выгорания

Если человек заметил у себя или у своих родных симптомы эмоционального выгорания, необходимо сразу начать работу по избавлению от него, пока оно не перешло в более серьезную стадию. В плане профилактики можно рекомендовать:

1. Начать больше отдыхать;

2. Научиться просить о помощи;

3. Принимать недостатки в себе и других людях;

4. Откладывать второстепенные дела;

6. Находить у себя внутренние ресурсы (это могут быть хобби, спорт, встречи с друзьями, сеансы массажа и т.д.);

7. Избавляться от чувства вины за собственные удовольствия;

8. Регулярно питаться и чаще гулять на свежем воздухе.

Забота о ребенке с особыми потребностями — тяжелая работа. Хотим мы верить этому или нет, но забота о себе имеет не меньшее значение для благополучия и успеха наших детей и семьи. Вы можете даже не осознавать, что то, что вы чувствуете, — это депрессия и что вам необходима помощь. Нужно помнить, что на начальных этапах депрессия лечится легко, и просить помощи не стыдно.

Материал подготовила подготовила педагог-психолог Дроздова И.А.

Источник

Родительский стресс детей с овз

Инструментарий

Программы обучения

Мастерская системного семейного консультирования

Основы перинатальной психологии и психокоррекции

ВЕБИНАР: Сиблинги в семье. Профилактика и коррекция психологических проблем

Скоро

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Психологическая помощь родителям ребенка с ОВЗ

Авторы

В ожидании ребенка семья часто вольно или невольно строит планы воспитания и образования для будущего ребенка. Когда на свет появляется «проблемный» ребенок с нарушением развития, умственной отсталостью, психическими расстройствами и прочими заболеваниями, семья оказывается в стрессовой ситуации и нуждается в помощи специалистов.

Несколько слов о терминологии: под умственной отсталостью понимается нарушение всех когнитивных функций. Умственной отсталостью называют задержку психического развития ребёнка, вызванную патологией центральной нервной системы, чаще — головного мозга. Это состояние приводит к ограничению интеллекта и социальной дезориентации. Пока ребенок маленький, говорят о задержке развития. Диагноз «умственная отсталость», как правило, ставят к 7-ми годам или в начальной школе, после проведения тестирования уровня IQ. К этому моменту становятся очевидными нарушения развития ребёнка, способности познавать окружающий мир и обучаться.

Родители «проблемного ребенка» одиноки в своих переживаниях — они видят, что у знакомых, родственников, друзей и пр. здоровые дети, а они вынуждены сталкиваться с проблемами, к которым они оказались не готовы. Да, и можно ли быть к этому готовым? Процесс принятия «необычного» ребенка, проходит у большинства людей через одни и те же стадии, фазы. Длительность проживания этих стадий может занять от нескольких часов до нескольких лет.

Первая стадия — отрицание. Изначально шок и отрицание — самая первая реакция на травмирующее известие: «Такого не может быть… Вы ошиблись… мы пойдем к другим врачам. Нас здесь не понимают… нам не нужны дефектологи — логопеды, нам не нужны лекарства — мы и так справимся».

Со стороны может показаться абсурдным, что родители детей с очевидными проблемами в развитии не признают очевидных вещей. Просто осознание приходит не сразу: отказаться от мечты, собственных ожиданий очень резко — это тяжело, тем более если до рождения такого ребенка в семье никогда не встречались с подобной ситуацией. Когда родитель узнает нерадостную информацию, психика пытается смягчить удар. По Фрейду, отрицание— это защитная реакция, она уберегает сознание, которое не готово принять информацию. Родитель предполагает, что достаточно пройти курс лечения и ребёнок полностью выздоровеет. На этом этапе родители не готовы к большому объему информации о диагнозе, прогнозе и перспективе — поэтому неразумно строить общение с родителями, пытаясь раздвинуть на горизонте тучи и создать перспективу, также не стоит давить, пытаться переубеждать их. Необходимо запастись терпением, и попробовать разобраться в ситуации не навязываясь родителям. Это естественный этап проживания любого горя — главное на этой фазе не застревать.

Следующая фаза в психологии называется — сделка. Люди, переживающие горе, как будто пытаются договориться с судьбой. Пусть что-то не так, но я сделаю что-нибудь и диагноз изменится. На этой стадии родители дают обеты, активно занимаются благотворительностью (возникает внезапная пламенная религиозность), родители пытаются заслужить чудо и заставить его произойти.

Следующая стадия — депрессия. На этой стадии теряется смысл; в конце концов, родители понимают всю бессмысленность борьбы и неизбежность ситуации. Часто у многих опускаются руки, теряется смысл жизни. Возникает апатия, эта стадия может длиться долго. На этой стадии наиболее важна поддержка близких людей, многопрофильных специалистов, необходимо дать понять родителям что они не одни: всегда есть люди, которые поддержат, помогут поставить краткосрочные или долгосрочные цели, увидеть перспективы не только для ребенка, но и для самих родителей. Нужно понимать, что депрессия — временное состояние, в котором человек ощущает безнадежность и мрачность будущего. Но это иллюзия, симптом депрессии — пройдет время и родители смогут увидеть перспективу. Диагноз ребенка — не приговор и не повод отказываться от своих планов и надежд.

Следующая стадия — гнев. Родители злятся, задают вопросы — за что это мне все? Упрекают Бога, супруга, ближайшее окружение. Все внимание и вся сила родителей уходят на поиск ответственных за все, для того чтобы наказать их. Заниматься ребенком уже нет времени и душевных сил.

Близкие люди в семье могут раздражать тем, что не помогают или наоборот проявляют гиперопеку. Раздражают врачи своим бесчувственным отношением, плохими прогнозами, злость возникает на самого себя — также возникает чувство вины — самобичевание и самообвинение за случившееся. Психологи советуют не держать эти чувства в себе.

Авторы книги «Особые семье, особые дети» М. Селигман и Р.Б. Дарлинг говорят о том, что родители, принимающие ребенка с диагнозом:

  1. способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка;
  2. способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением к его самостоятельности;
  3. родители способны к сотрудничеству со специалистами — составлять краткосрочные и долгосрочные планы;
  4. у родителей имеются личные интересы, не связанные с ребенком;
  5. они способны наказывать ребенка при необходимости, не испытывая чувства вины;
  6. родители не проявляют к ребенку гиперопеки или чрезмерной строгости.

От себя мы хотели бы добавить, что родители перестают требовать от ребенка выполнения непосильного образовательного маршрута и начинают следовать за возможностями и скоростью развития ребенка, учитывая его индивидуальность. Родители таким образом снижают требования к ребенку до реалий и возможностей самого ребенка. И еще, выстраивая будущее для ребенка, родители начинают осознанно понимать, насколько ребенок может самостоятельно существовать в окружающем его мире без постоянной помощи матери или опекуна, допуская возможность пожизненного патронажного существования в одной среде с ребенком. Возможный вариант решения проблемы — помещение ребенка по достижению совершеннолетия в специальное учреждение.

На сегодняшний день существует огромный пробел во взаимодействии специалистов с родителями — неумение вести диалог, объяснить задачи, цели и перспективы образования и воспитания ребёнка с особым восприятием

Медики сухо сообщают родителям диагноз ребенка без уточнения психологического аспекта и разъяснения границ этого диагноза. Логопеды и дефектологи также обозначают границы своей работы, не вовлекая родителей в объяснения тонких нюансов, сложностей и особенностей работы. И тем самым вызывают на себя негатив со стороны родителей.

Логопеды и дефектологи не объясняют, что определённый вид коррекции может длиться не десять дней, не месяц, а, порой, не один год! Иногда формирование у ребенка определённых знаний, умений и навыков, а также умения применять эти навыки и знания в окружающей его среде занимает несколько лет. Это включает совместную работу всех специалистов, которые взаимодействуют с ребенком. Необходимо выбирать одну общую тему, восполняя пробел когнитивных функций ребёнка, тратить на это огромное количество времени, которое необходимо именно этому ребенку. Понимание родового обобщенного понятия, такого как «одежда», «посуда», «мебель» может занять два-три года, поскольку само обобщение ребенку будет доступно не в полном объеме. Возникает вопрос: нужно ли тратить время на формирование этого понятия, если ребенок не смог до конца осознать, что такое обобщение родовых понятий?

Мы считаем, что это необходимо. Формирование иногда шаблонных понятий и представлений в дальнейшем помогает ребенку научиться использовать и комбинировать их между собой. Пусть в ограниченном, узком объеме, но реально использовать в жизни для облегчения качества жизни этого ребенка в семье и социуме. Поэтому, мы уверены, что 70% успеха в усвоении образовательного маршрута ребенком составляет объяснение границ диагноза и возможностей этого ребенка родителям. В этом объяснении должен участвовать не один специалистом-медик, а все, кто будет причастен к развитию и образованию ребенка с нарушением интеллектуального и психического развития.

Необходимо учитывать специфику каждого специалиста в отдельности, где, например, логопед будет четко формулировать границы возможностей ребенка и обозначая зачем ему с сенсомоторной алалией, усваивать слова-действия, подкрепляя их жесто-мимическими формами общения. При этом специалист должен объяснить родителям, почему их ребенок не может научиться читать, писать, а зачастую и разговаривать. В таком случае задача для логопедов будет заключаться в развитии у ребенка понимания обращенной речи и наращивании максимально возможного пассивного словарного запаса — от слов-действий (дай, положи, возьми), до слов-предметов (кружка, мяч и т.д). Задача дефектолога состоит в том, чтобы научить соотносить эти слова с предметами и действиями в реальности.

Задача и цель психолога — научить родителей принимать своего ребенка с тем небольшим запасом возможностей, который он имеет от природы, а также использовать этот ресурс максимально эффективно для жизни. Научить родителей не сравнивать своего ребенка с сидящим рядом одноклассником, радоваться тем малым успехам, которые кажутся обычным людям незначительными и малозаметными, но являются грандиозными достижениями ребенка.

Также необходима психологическая помощь и поддержка родителей, которые решили отдать своего ребенка в учреждение социальной защиты. Такие родители — не бесчувственные люди. В обществе есть стереотип «плохая мать», если мать отдает больного ребенка в специальное учреждение. Никто не пытается понять переживания и эмоциональное состояние женины, а также разобрать причины, по которым она приняла такое решение. Причины, по которым родители отдают детей в социальные учреждения могут быть разными: низкий экономический статус семьи, не имеющей возможности покупать лекарства, проходить реабилитационные курсы у специалистов до создания доступной среды проживания; родителям не с кем оставить ребёнка с умственной отсталостью или психическим расстройством дома одного во время рабочего дня. Из-за этих проблем семьи часто распадаются, не выдержав психологического и материального напряжения. И тогда после развода женщина вынуждена растить ребенка одна. Иногда невозможно обеспечить содержание ребенка дома, поскольку это опасно для остальных членов семьи.

Сегодня в России не существует государственных служб, направленных на поддержку и оказание консультативной психологической помощи родителям, педагогам и медикам, где была бы разработана «дорожная карта, схема взаимодействия между специалистами с помощью которых происходила бы интеграция ребенка в социальную среду. Частные пансионаты или центры реабилитации по своей ценовой политике для большинства простых семей являются недоступными.

В следующей статье мы попробуем раскрыть моменты создания подобных дорожных карт на коротких практических примерах работы с данной категорией семей.

Источник

Читайте также:  Отвергнутые чувства для парня
Оцените статью