Факторы эмоционального неблагополучия как особенности развития личности дошкольника в условиях ДОУ
Вострецова Наталья Сергеевна
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
Аннотация: В статье описаны факторы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста, показаны оригинальные результаты эмпирического исследования тревожности, самооценки у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольники, эмоции, эмоциональное благополучие, эмоциональное неблагополучие, тревожность, самооценка
Factors of emotional distress as features of the development of the preschooler’s personality in the conditions of the pre-school
Vostretsova Natalya Sergeevna
Chuvash State Pedagogical University I. Yakovleva, Cheboksary
Abstract: The article describes the factors of emotional distress in preschool children, shows the original results of an empirical study of anxiety, self-esteem in preschool children.
Keywords: preschoolers, emotions, emotional well-being, emotional unhappiness, anxiety, self-esteem
Актуальность исследуемой проблемы. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Любое общение на уровне взаимодействия не будет эффективным, если его участники не могут управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств — это важный момент в становлении личности дошкольника.
Эмоции — это переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Наиболее сильным источником переживаний у ребенка являются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Наши эмоции участвуют в регуляции нашего поведения, способствуют целостной оценке ситуации: благоприятна она или опасна. Препятствия на пути удовлетворения разнообразных потребностей порождают неблагоприятные (отрицательные) эмоции, а достижение цели — благоприятные (положительные).
Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи, например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи[6].
К показателям эмоционального благополучия относят ряд факторов: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения в группе ДОУ, отношения с воспитателями, особенности воспитательной среды.
Эмоциональное неблагополучие дошкольника представляет собой отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, выраженное в нестабильности и неадекватности эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающим, в преобладании отрицательных эмоций, в выраженной тревожности и наличии страхов, в преобладании заниженной самооценки[2].
Проявление негативных эмоций и эмоциональных состояний, например как тревожность, агрессивность, образуют основу эмоционального неблагополучия личности. Эмоциональное неблагополучие — это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной его жизни.
Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоционального неблагополучия у детей: биологические, психологические и социально-психологические.
Биологические предпосылки эмоциональных трудностей включают в себя генетические (наследственные) факторы. В исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчётливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей (Г.И. Каплан и Б.Д. Сэдок).
Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных отклонений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения связаны с трудностями социальной адаптации часто болеющего ребёнка, с особенностями его самооценки (Д.Н. Исаев, И.И. Мамайчук, М. Раттер).
К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей ученые (В. И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев) относят особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка: нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения.
Большинство исследователей (М.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, И.И. Мамайчук, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.) признают, что главную роль в возникновении эмоционального неблагополучия у ребенка играет социальная ситуация развития. По А.Н. Леонтьеву, это объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые ему обществом.
В работах Л.А. Абрамян, Л.С. Выготского, А.И. Захарова, В.В. Лебединского, О.С. Никольской, М.М. Либлинг, М.И. Лисиной и других указывается, что эмоциональное неблагополучие обычно возникают в связи с отрицательными эмоциональными переживаниями ребёнка. Наиболее острые и устойчивые переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему сверстников, родителей и воспитателей.
Дошкольник к 5-7 годам уже имеет опыт общения со взрослыми, сверстниками и с семьей, этот опыт может быть благоприятным и неблагоприятным.
Во-первых, если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды.
Во-вторых, при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания: разочарование, обида, гнев, тревожность, агрессия.
В-третьих, семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов также могут вызвать у него негативные переживания.
Также к факторам эмоциональных нарушений у дошкольников относят предметную среду, содержание которой (например, игрушки, стимулирующие агрессию) оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения, а также средства массовой коммуникации и интернет.
Отрицательные эмоциональные состояния являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности ребенка, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном учреждении является актуальной, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности[7].
Материал и методика исследований. На базе МБДОУ «Детский сад № 110 «Дубравушка» г. Чебоксары проводилось эмпирическое исследование (первый этап: ноябрь — декабрь 2016 года) дошкольников в возрасте 5-7 лет. Выборка составила 54 дошкольника (28 мальчиков и 26 девочек).
На первом этапе эмпирического исследования педагогом-психологом были проведены следующие методики[1]:
— проективная методика «Дом. Дерево. Человек» (Дж.Бук) изучает эмоциональные состояния дошкольников, позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности (Табл. 2);
— методика выявления тревожности у детей, тест В. Амен, Р. Тэммла, М. Дорки, которая позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми (Табл. 1);
— методика « Лесенка» (В.Г.Щур), которая позволяет определить уровень самооценки старших дошкольников (Табл. 3).
Результаты исследований и их обсуждение. Обратимся к результатам эмпирического исследования:
- Методика выявления тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки проводилась в ноябре 2016 года. Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносились в протокол.
Таблица 1. Результаты методики выявления тревожности (тест В. Амен, Р. Тэммла, М. Дорки)
ИТ выше 50% (высокий) | ИТ от 20 до 50% (средний) | ИТ от 0 до 20% (низкий) | Итого: (чел.) | |
Мальчики | 11 | 15 | 2 | 28 |
Девочки | 7 | 16 | 3 | 26 |
Итого: | 18 чел. | 31 чел. | 5 чел. | 54 |
Представленная таблица результатов демонстрирует нам, что высокий уровень тревожности наблюдается больше у мальчиков (61%), чем у девочек (39%); в большинстве случаев наблюдается средний уровень тревожности одинаково как у мальчиков, так и у девочек (57%) , низкий уровень только у 11% дошкольников от общего числа испытуемых.
Проективная методика «Дом. Дерево. Человек», благодаря которой выявляются 8 симптомокомплексов эмоционального неблагополучия:
- Незащищенность
- Тревожность
- Недоверие к себе
- Чувство неполноценности
- Враждебность
- Конфликтность
- Трудности общения
- Депрессивность
В ходе интерпретации особое внимание обращалось на величину фигур, силу нажатия на карандаш, цвет, наличие или отсутствие главных составляющих (голова, глаза, руки, ноги, крыша, окна, дверь, труба, ствол, листья и т.п).
Таблица 2. Результаты эмоционального состояния дошкольников
Симптомокомплексы/Дошкольники | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Девочки (кол-во чел.) | 4 | 6 | 6 | 4 | 5 | 3 | 6 | 1 |
Мальчики (кол-во чел.) | 7 | 12 | 7 | 9 | 10 | 12 | 7 | 2 |
По полученным результатам мы видим, что среди девочек выявлены повышенные показатели следующих симптомокомплексов: недоверие к себе, тревожность, трудности общения; а среди мальчиков: тревожность, конфликтность и враждебность.
Методика « Лесенка» помогает определить самооценку у дошкольников. Дошкольнику была показана карточка с нарисованной лесенкой со ступеньками, давалась инструкция, после которой дошкольник должен найти свое место на этой лесенке, а потом показать, куда бы его посадили мама и папа. В процессе обследования учитывалось, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Таблица 3. Результаты самооценки дошкольников
Самооценка/
Дошкольники
По результатам мы видим, что в основном у дошкольников преобладает завышенная самооценка (52%) в основном у мальчиков, адекватная самооценка (24%) в основном у девочек, неадекватно завышенная самооценка (19%) больше у девочек, заниженная самооценка (5%).
Итак, с помощью методики «Лесенка» (В. Г. Щур) было установлено, что в большинстве мальчики и девочки имеют завышенную самооценку. В среднем самооценка дошкольников 5-7 лет может быть охарактеризована как завышенная, чем заниженная. Это возрастная норма, и надо учитывать тот факт, что образ «Я» у детей в данном возрасте активно структурируется.
Резюме. Проведенное эмпирическое исследование (1 этап) показало, что среди мальчиков высокий уровень тревожности наблюдается чаще, чем у девочек. Завышенная самооценка наблюдается у мальчиков больше, чем у девочек, но неадекватно завышенная самооценка больше у девочек, чем у мальчиков.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении со сверстниками, может приводить к тому, что дошкольники становятся неуравновешенными, быстро возбуждаются, возникают вспышки гнева и обиды, что может повлиять на разрушение игры, дракам с детьми и т.п. Но отмечено, что такое состояние ситуативное и не приводит к устойчивой негативной позиции в отношениях [8].
Сопоставив все полученные результаты по трем методикам, мы выявили, что среди мальчиков высокий уровень тревожности наблюдается чаще, чем у девочек. Завышенная самооценка наблюдается у мальчиков больше, чем у девочек, но неадекватно завышенная самооценка больше у девочек, чем у мальчиков.
Таким образом, мальчики более эмоционально уязвимы, поэтому требуют повышенного внимания и чуткости со стороны родителей и педагогов.
Практика показывает, что в детских садах уделяется недостаточно внимания использованию специальных средств и методов, направленных на преодоление эмоционального неблагополучия дошкольников. В связи с этим возникает необходимость разработки специальной программы, направленной на профилактику и коррекцию эмоциональных проблем у детей.
Очень важно в ДОУ создать необходимые условия, которые будут способствовать эмоциональной гармонизации воспитанников в условиях детского сада:
1) применять индивидуальный подход к детям с различными проявлениями эмоционального неблагополучия;
2) учитывать динамику преодоления эмоционального неблагополучия каждого ребенка в содержании и методах коррекционной работы;
3) привлекать всех специалистов ДОУ в профилактическую работу эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.
Педагогу — психологу совместно с родителями и педагогами необходимо стремиться к эмоциональной гармонии в условиях ДОУ, используя разнообразные методы профилактики и коррекции, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей, например такие как: игротерапия и сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия и другие.
1. Вострецова Н.С., Славутская Е.В. Гендерные особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста/Н.С. Вострецова, Е.В. Славутская//Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей, III Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция, 28 февраля 2017 года, — ЧГПУ им. И. Я.
2. Вострецова Н.С. Детская агрессивность как одно из эмоциональных проявлений старших дошкольников в условиях ДОУ/Н.С. Вострецова// Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик: Материалы XVII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 14-19 ноября 2016 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 ч. Ч. 2. М.: Левъ, 2016. С.64- 74.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Мастера психологии СПб.: Изд. «Питер», 2001.-752с.
4. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Мн.: «Минск»,1999. — 321с.
5. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка /А.Д. Кошелева//Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. — С. 25 — 38.
6. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие.- М.: Академия, 2003.-168с.
7. Психолог в детском дошкольном учреждении: метод. рекомендации в практ. деятельности/ Под ред. Лаврентьевой Т. В. — М. : «Новая школа», 1996.
8. Славутская Е. В. Исследование интеллектуальных показателей младших подростков при развивающем воздействии на их эмоционально-волевую сферу / Е. В. Славутская // Известия Саратовского университета. Новая серия. -2011. — Т 11. — Серия: Философия. Психология. Педагогика; вып. 2. — С. 76- 81.
9. Шувалов А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. канд. дис. М:. 2000.-171с.
10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Изд. «Владос», 1995.-296с.
Источник